Общеразвивающая программа по сольному пению, рассчитанная на 3(4) года обучения детей младшего возраста. Программа систематизирует базовые знания ,необходимые для овладения искусством пения : владение певческим дыханием,формирование певческого звука,работу над дикцией и точностью произношения согласных, правильное интонирование ,умение слушать ,слышать и воспроизводить мелодию.
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
муниципального образования города Ноябрьск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Сольное пение»
«Соловушка»
дополнительной общеразвивающей программы
в области музыкального искусства
Срок реализации: 3(4) года
Возраст учащихся на начало освоения
программы: 68 лет
Составитель: преподаватель по классу сольного
пения МАУ ДО ДШИ им. П. И. Чайковского
г. Ноябрьска Сафонова Е.СУчебный план дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального
искусства
«Соловушка», «Вдохновение»
№
п/
п
Наименование предметной
области/учебного предмета
1. Учебные предметы исполнительской
подготовки:
Срок обучения 3 (4) года
Годы обучения (классы),
количество аудиторных
часов в неделю
Промежуточная и
итоговая
аттестация
I
II
III
(IV)*
Сольное пение
1.1
.
1.2
.
2. Учебные предметы историко
Вокальный ансамбль
/Музыкальная
теоретической подготовки:
Сольфеджио
Слушание музыки
литература
2.1
.
2.2
.
3. Учебный предмет по выбору:
3.1
.
Основы игры на музыкальном
инструменте (фортепиано)
ИТОГО:
2
1
1
1
5
2
1
1
1
1
6
2
1
1
1
1
6
I, II, III (IV)
III (IV)
III (IV)
III (IV)
*Выпускники III(IV) класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
3Цель:
Пояснительная записка
Обучение навыкам академического пения, посредством уроков по сольному пению.
Задачи:
1.Научить учащегося начальным навыкам академического пения;
2. Самостоятельно разучивать вокальное произведение.
3.Развитие музыкальных способностей. Повышение общей музыкальной культуры.
4.Осознание учащимся личностной и гражданской позиции.
Методы:
Метод подбора музыкального материала, концентрический метод, фонетический метод,
фонопедический метод, метод мысленного пения, объяснительно–иллюстративный, метод
сравнительного анализа. Программа рассчитана на три(четыре) года обучения.
Содержание курса:
Ознакомление учащихся с вокальными навыками в академической манере исполнения.
Формирование правильного певческого звука. Работа над дыханием должна начинаться с
выработки певческой установки, основной смысл которой заключается в том, чтобы при пении
мышцы тела находились в свободно – активном состоянии. Стимулом для развития дыхания
является дыхательная гимнастика, а так же вокальные упражнения, развивающие длительность
выдоха, умение правильно делать вдох.
В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль отводится артикуляции и
дикции. Стимулом для развития дикции являются специальные упражнения, скороговорки,
чтение текста вслух, без спешки, тщательно выговаривая слова, а также вокальные упражнения,
развивающие звукообразующие органы: губы, язык, гортань, челюсти, зубы.
Важную задачу в вокальном воспитании учащегося представляет формирование тембра,
характера окраски голоса. Тембр выявляется у учащегося в более позднем возрасте.
Общие положения.
На обучение по специальности «Сольное пение» принимаются дети в возрасте 68 лет, которые не
имели вокальной практики. Будущие вокалисты должны иметь здоровый голосовой аппарат,
устойчивую психику и нормальное физическое развитие. При ознакомлении с данными
поступающих на специальность «Сольное
пение» необходимо определить наличие
профессиональных качеств: певческого голоса, музыкально – вокального слуха, музыкальной
4памяти, чувства ритма, уровень общего развития, состояние психики, отсутствие речевых
дефектов.
Обычно зачисление производится в первый класс, но учащийся может быть зачислен и в любой
последующий класс, если его вокальные данные это позволяют и присутствуют знания по
смежным дисциплинам.
Полезно повторение программы в каком либо из классов, для тех, кто обладает слабыми
вокальными данными, с целью продолжения коррекционной работы по развитию, слуха,
интонации, чувства ритма, и других профессиональных качеств.
Перевод в следующий класс осуществляется по результатам экзамена по специальности,
проводимого в конце года, помимо этого, учащиеся должны выступить на академическом
концерте в конце первого полугодия. При выставлении оценок учитываются программные
требования по классам, а также учитывается текущая работа в классе. При выставлении оценок
могут учитываться выступления учащихся в открытых концертах и конкурсах.
Учебно – педагогические задачи
Обучение по специальности, осуществляется на основе:
1.Единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся, повышение
их культурного уровня.
2.Воспитание осознанного отношения к музыке и вокальному искусству.
3.Приобретения устойчивых вокальных навыков в сочетании с элементами исполнительского
мастерства.
4.Освоения разнообразного жанрового репертуара.
В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать средства музыкальной
выразительности, прививается навык публичных выступлений.
Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного плана.
При составлении индивидуального учебного плана педагогом должны учитываться:
1.Исходные вокальные и физические данные учащегося, их состояние, изменения и перспективы
развития.
2.В острый мутационный период следует воздержаться от занятий, хотя бы в течении трех
месяцев, затем продолжить занятия в более щадящем режиме, учитывая особенности
мутационного периода.
53.Не допускать форсированного звучания голоса. И избегать произведений, требующих твердой
атаки звука, и очень энергичной подачи дыхания. Важно не перестараться с дыхательной опорой.
4.Учебные задачи формируются на основе принципа постепенности и последовательности.
5.Репертуар должен тщательно подбираться из произведений композиторов классиков и
современников, а так же народных песен. Высокие требования нужно предъявлять и к
литературному тексту.
6.При подборе произведений следует избегать слишком низкой или слишком высокой тесситуры.
Не следует завышать репертуар по степени сложности.
7.Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе.
8.Оценка выставляется ученику, с учетом успеваемости в учебном году, работы в классе и дома,
дисциплины, восприятия замечаний педагога, участия в концертах.
9.Нужно учитывать, что овладевая исполнительской специальностью, дети должны получать
опыт публичных выступлений. Хорошо, если в классе присутствуют на уроках, дети, педагоги
или родители. Стараться при первой возможности, давать учащимся выходить петь на открытых
площадках, школьных концертах, конкурсах. Есть дети, которые сильно волнуются и не могут
публично выступать, для них нужно придумать иные формы показа работы. Это может быть
коллективное музицирование, т.е. пение в малых ансамблевых формах или показ песни маме или
бабушке, тому лицу, которому ребенок больше доверяет и с кем чувствует себя увереннее.
Другая категория детей это дети с неразвитым музыкальным слухом и слабыми вокальными
данными. С такими детьми нужно обязательно заниматься коррекционной работой, давать
репертуар, как можно проще, чтобы учащийся сосредоточил внимание на слуховых ощущениях.
Требования к таким детям предъявляются более низкие в связи с тем, что овладение
техническими возможностями голоса идет медленно. Все силы уходят на интонацию и
координацию голоса со слухом.
Условия реализации программы:
Данная программа будет реализована на базе МАОУ ДОД ДШИ им. П.И.Чайковского г.
Ноябрьска. Для занятий по сольному пению нужен специально оборудованный класс с
задрапированными тканью стенами. В классе должно быть удобно расположенное зеркало в
полный рост. Наличие хорошо настроенного рояля или фортепиано. Магнитофон c СD и DVD.
6Преподаватель, имеющий специальное образование по специальности «Академическое пение».
Концертмейстер, имеющий специальное образование по специальности «Фортепиано».
Программные требования по классам
Программные требования должны соответствовать возрасту учащегося и году обучения, а так же
нужно учитывать исходные вокальные данные ученика.
Они могут отклоняться как в сторону увеличения требований, в случае если учащийся имеет
хорошие вокальные данные и возраст, так и в сторону ослабления, если мы имеем дело со
слабыми вокальными данными ученика.
1 класс
В результате первого года обучения учащийся должен получить элементарные представления:
о правильной постановке корпуса при пении;
Техника пения:
о певческом дыхании (спокойный вдох, выработка равномерного выдоха);
правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, четкое
произношение согласных звуков;
слуховое осознание чистой интонации;
Музыкальное мышление:
иметь сформированный эталон звучания голоса, понимание к какому звуку нужно стремиться.
стараться развивать музыкальный и вокальный слух, уметь их различать.
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
24 простых произведений или современные песни, из них 12 народные песни. Желательно
произведения разнохарактерные.
Произведения должны быть не сложными, как по степени технической трудности, таки по
содержанию литературного текста.
В конце года: учащийся поет переводной экзамен из 2 произведений.
На втором году обучения продолжается работа по развитию и закреплению полученных
вокально–технических навыков, идет работа над музыкальностью и выразительностью слова. Для
2 класс
7старшей группы на втором году обучения происходит знакомство со строением голосового
аппарата, правилами охраны голоса.
В результате второго года обучения учащийся должен:
Техника пения:
использовать правильную постановку корпуса;
закреплять нижнереберно – диафрагмальное дыхание;
работать над чистотой интонации;
осваивать прием плавного звуковедения, постепенно подготавливаясь к вокализам.
выработка динамики голоса, в удобной тесситуре на игровых упражнениях для детей.
Музыкальное мышление:
умение различать общее настроение музыкального произведения
понимать о чем поется в произведении
элементарные навыки актерского мастерства
Продолжать работу по развитию вокального слуха через слушание вокальных образцов, через
объяснительно иллюстративный метод на уроке
В течение учебного года необходимо проработать с учащимися:
68произведений из них 12 народных песни.
Произведения должны быть не сложными, как по степени технической трудности, таки по
содержанию литературного текста.
В конце года: учащийся поет переводной экзамен из 2 произведений.
3 класс
На третьем году обучения все учащиеся должны иметь представления об устройстве голосового
аппарата и о гигиене голоса. Продолжается работа по закреплению полученных ранее знаний и
вокально– технических навыков. Начинается обучение анализировать и кратко характеризовать
исполняемое произведение. Одна из главных задач соединение грудного и головного
резонирования, т. е. микст. Начать работу по профориентации учащихся.
А так же:
Техника пения:
развитие и укрепление певческого дыхания; (появляется ощущение дыхательного столба);
работа над чистотой интонации;
выравнивание звучания по всему диапазону;
развитие четкой дикции, выразительность слова;
8 необходимо продолжать развивать вокальный слух;
выработка динамики голоса, в удобной тесситуре на игровых упражнениях для
детей;
Музыкальное мышление:
развитие четкой дикции, выразительность слова;
чувствовать движение мелодии и кульминацию в произведении;
стремиться выполнять элементарные исполнительские и музыкальные задачи;
стараться овладевать красками в голосе и динамикой;
В течение года учащийся обязан проработать:
1 вокализ, 12 народные песни, 4 разноплановых произведения;
В конце года на переводном экзамене исполняет: 2 произведения
4 класс
На четвертом году обучения важно закреплять ощущение устойчивого, опертого звука.
Продолжать работу по укреплению певческого дыхания. Обращаться к резонаторным
ощущениям ученика, закреплять ощущение «высокой певческой позиции». Усложняются
исполнительские задачи. Включаются в работу произведения на различные виды техники.
в развитии и укреплении певческого дыхания, интонации, четкой артикуляции;
Основная работа заключается:
осмысленном исполнении музыкальных задач;
работа над подвижностью голоса;
выработка динамики голоса, в удобной тесситуре;
обратиться к выработке пространственных ощущений во время пения;
Музыкальное мышление:
развитие четкой дикции, выразительность слова;
чувствовать движение мелодии и кульминацию в произведении;
продолжать развивать навыки актерского и исполнительского мастерства;
развивать чувство ансамбля;
В течение года учащийся должен проработать:
1 вокализ, 12 народные песни,2 произведения классических композиторов, 23 произведения
современных композиторов. На выпускном экзамене: учащиеся исполняют 1 арию, 1 романс, 1
народную песню или произведение по выбору.
9Примерный репертуарный план:
Репертуар для детей в возрасте 6 – 8 лет.
Калинников В. «Звездочки», «Солнышко»; Русская хоровая музыка для детей :вып.2Санкт –
Петербург, « Нота»2004г.
Ребриков В. «Летнее утро», «Поздняя весна», «Птичка»; Русская хоровая музыка для детей
:вып.2 Санкт – Петербург, « Нота»2004г.
Французские н. п. «В Париж», «Хоровод», «Песенку сыграй», «Куклы», «Как мне маме
объяснить»,«Братец Яков», « Снежная сказка», «Котик заболел»;Французские песни –игры,
Москва «Музыка»,1991г.
Дубравин Я. «Незнайка», «Дядя Степа»; « Страна – читалия» или песни героев любимых
книг,Санкт –Петербург, « Композитор»2001г.
Кабалевский Д. «Праздник веселый», «Песня о школе»; Избраные песни для детей, Москва
«Музыка» 2004г.
Русская .н.п. « Ах, вы сени мои сени», « Как у наших у ворот», « Во поле березонька
стояла» :« Идет коза рогатая», русские народные песни для детей, в легком переложении. Санкт
– Петербург, « Композитор»,2007г.
Баневич С.П. «Волшебный городок», « Солнышко проснется», « Мамин день»; «Песни для
детей» младшего, среднего и старшего возраста, Санкт –Петербург, « Композитор»,2004г.
Кравченко Б. « Башмачки» ; igrajpoj.narod.ru
Дубравин Я. « Добрый день»; « Все начинается со школьного звонка»Песни для детей
младшего, среднего и старшего возраста, Санкт –Петербург, « Композитор»,2000г.
Крупа – Шушарина С. «Лягушки музыканты», «Новогодняя песенка», «Дебют кошки и
мышки»; Сборник песен для детей и юношества, Ростов – на Дону,»Феникс»,2008г.
Шаинский В.«Песня Незнайки» http://notes.tarakanov.net/;
Парцхаладзе М. «Лягушонок»; igrajpoj.narod.ru
Баневич С.П. «Смелые утята»; «Песни для детей» младшего, среднего и старшего возраста,
Санкт –Петербург,« Композитор»,2004г.
.Баневич С.П. «Считалочка» «Песни для детей» младшего, среднего и старшего возраста,
Санкт –Петербург, « Композитор»,2004г.
2 класс
Бах И.С. «Ты шуми зеленый бор» 2 кл; igrajpoj.narod.ru
Моцарт В.А. – Флисс «Колыбельная»; « Сон приходит на порог» колыбельные песни, Москва,
« Музыка»,2001г.
Кубинская н.п «Мама»; igrajpoj.narod.ru
Плешак В. «Собачкины огорчения»; http://notes.tarakanov.net/
Гладков Г. «Песня – спор»; http://notes.tarakanov.net/
Калныньш А. «Музыка»; igrajpoj.narod.ru
Дубравин Я. «Музыка в лесу»; « Все начинается со школьного звонка»Песни для детей
младшего, среднего и старшего возраста, Санкт –Петербург, « Композитор»,2000г.
Струве Г. « Моя Россия»; igrajpoj.narod.ru
Крупа – Шушарина С. «Именины паука» Сборник песен для детей и юнрошества,Ростов – на
Дону,»Феникс»,2008г.
10Дубравин Я. «Снеженика» « Гаммы», « Кожаный мяч», «Попутная песня»; «Все начинается
со школьного звонка», Санкт –Петербург, «Композитор»2000г
Крупа – Шушарина С. «Лягушачий концерт»Сборник песен для детей и юношества , Ростов –
на Дону,»Феникс»,2008г.
Крупа – Шушарина С. «Зимний вальс» Сборник песен для детей и юношества,
Ростов – на Дону,»Феникс»,2008г.
Крупа – Шушарина С.«Белая береза»; Сборник песен для детей и юношества, Ростов – на
Дону,»Феникс»,2008г.
Наумова А.С. «Солнечные зайчики»; Праздник круглый год, Ростов – на
Дону,»Феникс»,2010г.
Наумова А,С. «Ешьте дети витамины»; Праздник круглый год,Ростов – на
Дону,»Феникс»,2010г.
3 класс
Тугаринов Ю. « Весеннее настроение», «Желанная пора»; Авторская музыка, Музыка для
детского хора. Москва,2008г.
Струве Г. «Я хочу увидеть музыку»; igrajpoj/narod.ru
Струве Г. «Океан улыбок» http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
Минков М. «Дорога добра»; igrajpoj.narod.ru
Струве Г. « Янтарный вальс» http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
Струве Г. «Весенняя песенка» http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
Паулс Р. « Мальчик и сверчок» http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
Паулс Р. «Звездочка» http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
Моцарт В.А. « Детские игры»; Искусство вокала , песни, 2 тетрадь. Санкт – Петербург,
«Нота»2004г.
Тома А. «Вечерняя песня»; igrajpoj/narod.ru
Брамс И.«Колыбельная»34 кл; «Сон приходит на порог», колыбельные песни, Москва,
« Музыка»,2001г.
Чичков Ю. «Голубая дорога»; igrajpoj/narod.ru
Петров А. «Зов синевы»; igrajpoj.narod.ru
Адлер Е. «Кукла заболела»; « Полон музыки весь свет», песни для детей, Санкт – Петербург,
«Композитор»2004г.
Кюи Ц. «Осень»; igrajpoj.narod.ru
Долуханян А.П. «Четыре таракана и сверчок»; igrajpoj/narod.ru
Моцарт В.А.«Весенняя»; Санкт – Петербург, «Нота»2004г.
Веврик Е. «Котя»; igrajpoj.narod.ru
Гайдн И.«К дружбе»; igrajpoj/narod.ru
Гайдн И.«Тихо дверцу в сад открой»; Систематизированный вокально – педагогический
репертуар,Москва «Музыка» 2008г.
Скарлатти А. «Ах, нет сил сносить терзанья»; Систематизированный вокально –
педагогический репертуар,Москва «Музыка» 2008г.
Плешак В. «Страшная история»; http://notes.tarakanov.net/composers/s.htm
Булахов П. «Колокольчики»; Избранные романсы и песни, Москва, «Музыка» 2007г.
Марченко Л. «Старая кукла»; Лучшие детские песни оразном,Ростов – на Дону,
«Феникс»,2008г.
11Кабалевский Д. «Вежливый вальс» Избранные песни для детей; Москва «Музыка» 2004г.
Гладков Г. «Точка, точка, запятая»; музыка из фильма «Точка, точка, запятая»,«Musik
Production International»,LLC,2005г.
Наумова А.С. «Вальс со Штраусом»; Праздник круглый год; Ростов – на Дону,»Феникс»,2010г.
Наумова А.С. «Офицеры выходите на парад»; Праздник круглый год ,Ростов – на
Дону,»Феникс»,2010г.
Наумова А.С. «Молитва ангелов»; Праздник круглый год, Ростов – на Дону,»Феникс»,2010г.
4 класс
Островский А. «Пусть всегда будет солнце»; igrajpoj.narod.ru
Кабалевский Д. «Спокойной ночи»; Избранные песни для детей, Москва «Музыка» 2004г.
Французская.н. п. «Птички»; igrajpoj/narod.ru
Марченко Л.«Сережка»; Детские песни о разном, вып.2,Ростов – на Дону, «Феникс»,2008г.
Варламов А. «На заре ты ее не буди»; Избранные романсы,Москва, «Музыка»2005г.
Роза С. « В жизни дорог прошел я немало»; igrajpoj.narod.ru
Дуранте Ф. «Ты любви полна»; igrajpoj.narod.ru
Гаспарини Ф.«Узы неги..»; igrajpoj.narod.ru
Английская.н. п. «Помнишь ли ты»; igrajpoj.narod.ru
Модуньо Д. «Дождь идет»; igrajpoj.narod.ru
Целесообразно включать простые арии старинных композиторов, и романсы зарубежных и
русских композиторов.
Рекомендуемые сборники:
Беляев В. «Творите добрые дела»; изд. Владос – пресс , 2004 г.
Кудряшов А. «Радужные нотки»; изд. Феникс , 2008 г.
Кудряшов А. «Песни для детей» настольная книга музыкального руководителя; изд. Феникс
2010 г.
Колыбельные песни « Сон приходит на порог»; М. Музыка 2008 г.
Крупа – Шушарина С. «Музыка природы» песни для детей и юношества; изд. Феникс 2007 г.;
Пинегин А. «Мы играли в папавоз»; Ярославль, «Академия развития»,2003г.
Чернышов А. «Бурляля»; изд.Феникс , 2010 г.
http://igrajpoj.narod.ru/index.html
http://notes.tarakanov.net/
В этих сборниках подобраны песни для младшего школьного возраста,
с учетом
физиологических и психологических особенностей детей.
12Приложение
Анализ вокального произведения для (68 лет)
1.Общие сведения о произведении и его авторах.
Авторы музыки и текста. Страна, в которой проживал композитор. Страна, в которой
проживал автор литературного текста.
2.Музыкальнотеоретический анализ.
Жанр произведения: песня, романс, ария. Форма произведения: одночастная, двухчастная,
трехчастная, куплетная. Характеристика мелодии: плавная или скачкообразная, веселая или
грустная,
3.Исполнительский анализ.
Эмоционально о чем это произведение.
Примеры скороговорок для работы над дикцией:
1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
2.От топота копыт пыль по полю летит.
3.Течет речка, печет печка.
4.По семеро в сани уселись сами.
5.У елки иголки колки.
Упражнения для развития голоса и техники 68 лет.
Речевые упражнения В. Емельянова.
1.«Страшная сказка» У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ,ЫЭА,ЫЭАО.
2.«Вопрос –ответ».
УШУ? УШУ!; УШО? УШО!; УШЭ? УШЭ!; УШЫ? УШЫ!;
УСУ? УСУ!; УСО? УСО!; УСЭ? УСЫ!; У СЫ? УСЫ!;
У ФУ? УФУ!; УФО? УФО!; УФЭ? УФЭ!; УФЫ? УФЫ!;
Сонорные согласные.
13УМУМУ (грудной) УМАМА (гр.) УМЫМЫ (гр)
У МУМУ (фальцет) УМАМА (ф) УМЫМЫ (Ф)
У МОМО (грудной) УМЭМЭ (гр.) УЛОЛО (гр.)
У МОМО (фальцет) УМЭМЭ (ф) УЛОЛО (ф)
У ЛУЛУ (грудной) У ЛЭЛЭ (гр) УЛЫЛЫ (гр)
У ЛУЛУ (фальцет) У ЛЭЛЭ (ф) УЛЫЛЫ (ф)
У –НУНУ (грудной) УНЭНЭ (гр) У НЫНЫ (гр)
У –НУНУ ( фальцет) УНЭНЭ (ф) У НЫНЫ (ф)
УРУ РУ (грудной) У РЭРЭ (гр) УРЫРЫ (гр)
УРУ РУ ( фальцет) У РЭРЭ (ф) УРЫРЫ (ф)
141516171819