Урок 4. Общество
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; подведения к пониманию необходимости проявлять уважение к разным народам.
Развивающие: способствовать развитию логического мышления, памяти, речи.
Воспитательные: содействовать воспитанию уважительного отношения к людям, любви к Родине.
Оборудование: политическая карта мира; карта России; рисунки «Герб», «Флаг»; таблица «Самые многочисленные народы»; фотография семьи; фонограмма Гимна России.
Сценарий урока
I. Организация начала урока. сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, о необходимости проявлять уважение к разным народам, любовь к своей Родине.
II. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, № 4, с. 7).
– Расскажите, что вы изобразили.
– Какая ступень познания вам помогла это сделать?
– какие ступени познания вы еще запомнили?
– Расскажите, чем человек отличается от других живых существ.
III. Изучение нового материала.
1. Человек и общество.
Беседа (диалог с классом).
– Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» «Ищу человека», – отвечал философ.
– Кто же есть человек? В чем его особенности?
– Что же означает слово «общество»?
Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
– Объясните пословицы:
• Человек без родины, как соловей без песни.
• На родной стороне и камешек знаком.
• Если дружба велика – будет Родина крепка.
• Жить – Родине служить.
На доске запись: общество, человечество, семья.
– Какое из этих слов вы можете объяснить? (семья.)
– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (семья.)
– Дальше какое слово? (Общество.)
– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество, человечество.)
– Какие слова вы не можете объяснить?
– Где можно узнать ответы на вопросы? (в учебнике.)
Работа по учебнику (с. 18–19).
Найдите ответы на вопросы:
– Что такое общество?
– Что такое человечество?
– Что такое семья?
– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на земле?
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Человек живет среди людей, в обществе. Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью (демонстрирует фотографию). Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.
Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.
Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки, можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы принадлежите.
– Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов? (Ответы учащихся.)
На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
– кто знает, какие народы самые многочисленные?
Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем – Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись, Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? |
Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно – На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядьте И закройте глазки, Вспомните, что изучали, Без моей подсказки. |
2. Народы мира.
Практическая работа.
– Укажите место каждого народа в таблице (вывешивается на доску):
Самые многочисленные народы
Место |
Народ |
Численность (млн чел.) |
Страна проживания |
|
Бразильцы |
149 |
Бразилия |
|
Американцы |
194 |
США |
|
Русские |
146 |
Россия |
|
Индусы |
244 |
Индия |
|
Бенгальцы |
190 |
Индия, Бангладеш |
|
Японцы |
126 |
Япония |
|
Китайцы |
1220 |
Китай |
Учащиеся выполняют задание. Учитель подводит итог.
Беседа:
– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.) Всего на земле около 200 государств (вывешивает карту мира).
– Перечислите, что имеет любое государство (страна). (Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)
3. Россия – наша Родина.
– У поэта-песенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина? А может, она начинается
С картинки в твоем букваре, С той песни, что пела нам мать.
С хороших и верных товарищей, С того, что в любых испытаниях
Живущих в соседнем дворе. У нас никому не отнять…
На этот вопрос каждый ответит по-своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.
– Как называется наша Родина?
– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.
– как называется главный город России?
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
(В. Степанов.)
Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны.
Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович Путин).
Председатель правительства России – премьер-министр (Дмитрий Анатольевич Медведев).
Физкультминутка
– Наша страна очень велика. Чтобы ее пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолетом лететь 15 часов. Вот мы и отправимся в путешествие.
Руки в стороны – в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет. Мах крылом туда-сюда, |
Делай раз, делай два. Раз и два, раз и два. Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите, Раз и два, раз и два. Опустите руки вниз, И на место все садись! |
4. Государственные символы России.
– Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.
Учитель читает стихотворение:
У России величавой Он смотреть бы сразу мог.
На гербе орёл двуглавый, Сильный, мудрый он и гордый.
Чтоб на запад и восток Он – России дух свободный.
(В. Степанов. Герб России.)
– Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Флаг, как и герб, – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.
Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый – мир Божественный.
В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение):
Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов. Флаг России.)
– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.
Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например, при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.
Встанем и послушаем гимн. (звучит в записи гимн России.)
– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)
– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)
– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх (царь или император), а теперь – президент.
– Какие вы знаете страны, где главой государства является монарх? (Англия (Великобритания), Швеция.)
– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с. 21.)
– Каждый человек является гражданином какой-либо страны.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1–2, с. 7–8).
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике семьи. Подчеркните их красной линией. (Совместное хозяйство, жизнь под одной крышей, забота друг о друге.)
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике народа. Подчеркните их зеленой линией. (Национальный костюм, родной язык, национальные танцы.)
– Найдите выражения, которые относятся к характеристике страны. Подчеркните их синей линией. (Столица, государственные границы, государственный язык, территория.)
– Какие народы вы знаете? Запишите три примера.
– А какие страны вы знаете? Запишите три примера. В случае затруднений используйте политическую карту мира.
Проверка.
V. Итог урока.
Учитель читает стихотворение:
На карте мира не найдёшь Мы не найдём на карте той.
Тот дом, в котором ты живёшь, Но мы всегда на ней найдём
И даже улицы родной Свою страну – наш общий дом.
(В. Степанов. Наш дом.)
– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания. Посмотрите (показывает рисунок или фотографию), это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко, радостно, спокойно?
– Что нового узнали на уроке?
– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).
Домашнее задание:
1. Выполнить задания 1, 2 (учебник, с. 22).
2. Составить рассказ «Моя семья» по плану:
1) Состав семьи. Сколько поколений живет в семье.
2) Ваши ближайшие родственники и предки.
3) Профессии ваших родителей и предков.
4) Семейные традиции в вашей семье.
5) Распределение обязанностей в семье.
6) Ваши обязанности.
3. Выполнить задания № 3, 4 (рабочая тетрадь, с. 8).
4. Подготовить сообщение об одном из народов мира (готовят два-три ученика).
Легенды
Австралийские аборигены верят, что вначале, в «эпоху сновидений», Земля была покрыта морем. На выступающих скалах и в воде жили человеческие личинки. Когда Земля высохла, предок ящериц каменным ножом отделил человеческие зародыши друг от друга, прорезал им глаза, уши, рот, нос, пальцы. Он научил их добывать огонь трением, готовить пищу, дал им орудия.
В Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что Бог, создав мир за шесть дней, в самом конце сотворил человека: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил».
Таких мифов много. Они красивы, интересны. Ученые предполагают, что человек произошел от волосатого, хвостатого и четвероногого животного.
Казалось бы, все люди должны быть похожими. Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды, чтобы объяснить это.
Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры.
А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.
Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука – антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека.
А почему люди говорят на разных языках?
По библейской легенде, все люди были когда-то одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.
Российская Федерация
От Северного Ледовитого океана до степей Казахстана, от Балтийского моря до Тихого океана раскинулась Российская Федерация.
Столица – город Москва.
Россия – многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов: русские, марийцы, чуваши, башкиры, удмурты, буряты и другие.
Герб России. Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на Солнце.
В старинных русских песнях и сказках говорилось о том, что Солнце днем ездит по небу в золотой колеснице, запряженной парой крылатых коней и птиц. Образ солнечной колесницы сохранился в народном искусстве, в русской вышивке. Почему у коней и птиц по две головы? Почему у дымковской свистульки «Тройка» целых три головы? Конечно, это не птица с двумя головами, а две птицы, не конь с тремя головами, а три коня. В народном искусстве изображение упрощается, а мастер показывает нам какую-нибудь наиболее характерную деталь.
На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Его часто изображали на иконах.
В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам очень похожую на сказку историю о Егории, царевне и змее.
«В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на людей лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и скоро ни у кого не осталось ни овец, ни коров, ни коз. Змей велел каждый день приводить к нему человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.
Флаг России. Современный флаг и герб, несмотря на их древнее происхождение и долгую историю, были воссозданы недавно, около 10 лет назад. До этого наша страна называлась – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР). Она была одной из республик огромного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
Когда в России правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо – «Орел». На борту разместили 22 пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности ее к Российскому государству. Почему царь остановил свой выбор на сочетании белого, синего и красного цветов? Возможно, он использовал древний герб московских князей: белый цвет – святой Георгий Победоносец; синий – развевающийся плащ всадника; красный – фон, цвет герба. Изображение всадника, копьем поражающего черного дракона, означает победу справедливости и добра над злом.
Как в те времена, так и сейчас, цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир, чистоту; синий – небо, верность, правду; красный – огонь, отвагу.
Православные христиане видели в расположении полос знамени строение мира. Вверху расположен божественный мир, белого небесного цвета; ниже – синий небосвод, а под ним – красный – мир людей.
Гимн Российской Федерации (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова):
1. Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна. Могучая воля, великая слава – Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество Наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная Мудрость народная! Славься, страна, Мы гордимся тобой! |
2. От южных морей до полярного круга Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая – Хранимая Богом родная земля! Припев. 3. Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне, Так было, так есть и так будет всегда! Припев. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.