Общество ОГЭ. Кодификатор 1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.5. Личность, особенности подр.возр.docx

1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.

План.

·         Личность, качества личности.

·         Факторы, влияющие на развитие личности.

·         Подростковый возраст: границы, особенности:

— анатомо-физиологическая перестройка организма,

— особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением.

 Личность.

Личность – это человек как общественное существо, для которого характерны черты, сформированные в обществе.

Качества личности:

·         наличие самосознания (самооценки, самоконтроля),

·         автономность, которая проявляется в том, что человек способен в определённой степени быть независимым от общества, противопоставить себя ему, властвовать над собой,

·         способность нести ответственность за свои действия,

·         способность ставить цели и их осуществлять,

·         обладание волей,

·         контроль за действиями, поступками, словами,

·         самостоятельность в поступках.

Факторы, влияющие на развитие личности:

·         социальная среда, окружение,

·         воспитание

·         образование,

·         самообразование и самовоспитание,

·         пример ярких личностей из жизни и литературы.

Подростковый возраст.

Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет.

Особенности подросткового возраста.

1.Анатомо-физиологическая перестройка организма:

·         интенсивное физическое и физиологическое развитие,

·         более быстрый рост скелета по сравнению с развитием мышечной тка­ни, появление нескладности, непропорциональности, угловатости фигуры,

·         серьезная гормональная перестройка, половое созревание, что вызывает резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность;

·         возникновение трудностей в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга,

·         значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли,

·         повышенная утомляемость,

·         раздражительность, неуравновешенность.

 

2.Особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением:

·         переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

·         ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, переориентация общения с родителями и учителями на сверстников;

·         конформизм поведения (от лат. подобный)- склонность к усвоению норм и ценностей, принятых в определённой группе, желание слиться с группой, подражательность, что рассматривается подростком как средство психологической защиты; подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе и в то же время стремится к лидерству; на первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении;

·         огромное влияние на формирование подростков оказывают средства массовой информации;

·         «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому человеку, стремление к самостоятельности, к ограждению от опеки взрослых, потребность в самоутверждении, развитие самосознания, волевых качеств, критичность мышления, склонность к анализу своих мыслей и поступков, колебания, раздумья; стремление получить статус взрослых и взрослые возможности, но в то же время нежелание возложить на себя ответственность взрослых, избегание этого;

·         внутренний кризис самооценки подростка, возникающий в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой;

·         происходит становление мировоззрения молодого человека; это сложный процесс, иногда он прохо­дит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негати­визм; несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порож­дает чувство одиночества и подавленности;

·         в результате полового созревания появление повышенного интереса к противоположному полу, появление чувства влюблённости;

·         возможно появление тревоги, агрессии и проблем­ного поведения, что может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми;

·         склонность к риску и агрессия как  приемы самоутверждения, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников;

·         в учебной и познавательной деятельности – развитие теоретического мышления, творческих потребностей, расширение способностей самостоятельно справляться со школьной программой; в то же время наличие трудностей с учёбой, которая отходит на второй план;

·         рост критичности мышления, когда подросток уже не принима­ет постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований;

·         активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях.