1.5. Личность. Особенности подросткового возраста.
План.
· Личность, качества личности.
· Факторы, влияющие на развитие личности.
· Подростковый возраст: границы, особенности:
— анатомо-физиологическая перестройка организма,
— особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением.
Личность.
Личность – это человек как общественное существо, для которого характерны черты, сформированные в обществе.
Качества личности:
· наличие самосознания (самооценки, самоконтроля),
· автономность, которая проявляется в том, что человек способен в определённой степени быть независимым от общества, противопоставить себя ему, властвовать над собой,
· способность нести ответственность за свои действия,
· способность ставить цели и их осуществлять,
· обладание волей,
· контроль за действиями, поступками, словами,
· самостоятельность в поступках.
Факторы, влияющие на развитие личности:
· социальная среда, окружение,
· воспитание
· образование,
· самообразование и самовоспитание,
· пример ярких личностей из жизни и литературы.
Подростковый возраст.
Подростковый (средний школьный) возраст – это период, который обычно начинается с 11-12 и продолжается до 15 лет.
Особенности подросткового возраста.
1.Анатомо-физиологическая перестройка организма:
· интенсивное физическое и физиологическое развитие,
· более быстрый рост скелета по сравнению с развитием мышечной ткани, появление нескладности, непропорциональности, угловатости фигуры,
· серьезная гормональная перестройка, половое созревание, что вызывает резкие перепады настроения, повышенную, нестабильную эмоциональность, неуправляемость настроения, повышенную возбудимость, импульсивность;
· возникновение трудностей в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга,
· значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли,
· повышенная утомляемость,
· раздражительность, неуравновешенность.
2.Особенности развития, связанные с взаимодействие с обществом, окружением:
· переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;
· ведущий вид деятельности – общение со сверстниками, переориентация общения с родителями и учителями на сверстников;
· конформизм поведения (от лат. подобный)- склонность к усвоению норм и ценностей, принятых в определённой группе, желание слиться с группой, подражательность, что рассматривается подростком как средство психологической защиты; подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодежной группе и в то же время стремится к лидерству; на первый план выходит острая потребность в признании, самоутверждении;
· огромное влияние на формирование подростков оказывают средства массовой информации;
· «чувство взрослости» — отношение подростка к себе как к взрослому человеку, стремление к самостоятельности, к ограждению от опеки взрослых, потребность в самоутверждении, развитие самосознания, волевых качеств, критичность мышления, склонность к анализу своих мыслей и поступков, колебания, раздумья; стремление получить статус взрослых и взрослые возможности, но в то же время нежелание возложить на себя ответственность взрослых, избегание этого;
· внутренний кризис самооценки подростка, возникающий в связи с расширением и ростом возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой;
· происходит становление мировоззрения молодого человека; это сложный процесс, иногда он проходит через отвергание ценностей, активное неприятие и нарушение установленных правил, негативизм; несовершеннолетние часто верят в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;
· в результате полового созревания появление повышенного интереса к противоположному полу, появление чувства влюблённости;
· возможно появление тревоги, агрессии и проблемного поведения, что может выражаться в конфликтных отношениях с взрослыми;
· склонность к риску и агрессия как приемы самоутверждения, следствием этого может быть увеличение числа несовершеннолетних преступников;
· в учебной и познавательной деятельности – развитие теоретического мышления, творческих потребностей, расширение способностей самостоятельно справляться со школьной программой; в то же время наличие трудностей с учёбой, которая отходит на второй план;
· рост критичности мышления, когда подросток уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований;
· активный поиск своего «Я» и экспериментирование в разных социальных ролях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.