1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
План.
· Сущность понятия «деятельность».
· Структура деятельности.
· Формы деятельности.
· Труд как форма деятельности, его особенности , виды, и значение в жизни человека.
· Учение как форма деятельности, его особенности и значение в жизни человека.
· Игра как форма деятельности, её особенности и значение в жизни человека.
· Особенности деятельности человека.
· Отличие деятельности человека от активности животного.
· Значение труда в жизни человека.
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
· Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
· Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
· Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
· Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
· Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
· Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
· Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Характерные черты труда как вида деятельности
· Целесообразность (нужность, необходимость)
· Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
· Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
· Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
· Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
· Нацеленность на результат и получение его.
· Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды трудовой деятельности:
· производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
· государственная (деятельность представителей органов власти);
· политическая – участие люде в политической жизни страны;
· военная – защита страны;
· интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
· художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)
Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Характерные черты игры как вида деятельности
· Условная ситуация
· Наличие определённых правил для той или иной игры
· Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
· Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
· Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.
Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.
Характерные черты учения как вида деятельности
· Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
· В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
· Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
· Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Особенности деятельности человека.
· Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
· Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
· Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
· Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
· Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
· Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
· Деятельность может носить творческий характер.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Деятельность человека.
· Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
· Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
· Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
· Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
· Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
· Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.
Активность животного.
· В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.
· Отсутствие осознанной поставленной цели.
· Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.
· Запрограммированность действий природой.
· Отсутствие систематической деятельности.
· Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
· Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена в них от природы.
Значение деятельности в жизни человека.
· Формирует личность, качества человека.
· Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.
· Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя.
· Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.