Общество ОГЭ. Кодификатор 1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.6. деятельность.docx

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

План.

·         Сущность понятия «деятельность».

·         Структура деятельности.

·         Формы деятельности.

·         Труд как форма деятельности, его особенности , виды, и значение в жизни человека.

·         Учение как форма деятельности, его особенности и значение в жизни человека.

·         Игра как форма деятельности, её особенности и значение в жизни человека.

·         Особенности деятельности человека.

·         Отличие деятельности человека от активности животного.

·         Значение труда в жизни человека.

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

·         Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)

·         Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)

·         Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).

·         Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

·         Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.

·         Процесс деятельности  действия, поступки, направленные на достижение результата.

·         Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.

Формы деятельности

1.Труд

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Характерные черты труда как вида деятельности

·         Целесообразность (нужность, необходимость)

·         Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.

·         Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.

·         Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)

·         Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)

·         Нацеленность на результат и получение его.

·         Преобразование мира, общества и самого человека.

Виды труда

Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.

 

Виды трудовой деятельности:

·         производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;

·         государственная (деятельность представителей органов власти);

·         политическая – участие люде в политической жизни страны;

·         военная – защита страны;

·         интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;

·         художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)

Игра

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

Характерные черты игры как вида деятельности

·         Условная ситуация

·         Наличие определённых правил для той или иной игры

·         Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)

·         Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)

·         Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.

Учение (учебная деятельность)

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются  творческие способности, приобретается профессию.

Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.

Характерные черты учения как вида деятельности

·         Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.

·         В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.

·         Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.

·         Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.

Особенности деятельности человека.

·         Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.

·         Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.

·         Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.

·         Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.

·         Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.

·         Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

·         Деятельность может носить творческий характер.

 Отличие деятельности человека от активности животного.

Деятельность человека.

·         Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.

·         Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.

·         Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.

·         Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.

·         Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.

·         Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.

Активность животного.

·         В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.

·         Отсутствие осознанной поставленной цели.

·         Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.

·         Запрограммированность действий природой.

·         Отсутствие систематической деятельности.

·         Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.

·         Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена  в них от природы.

Значение деятельности в жизни человека.

·         Формирует личность, качества человека.

·         Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.

·         Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя.

·         Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.