ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
Председатель методического Директор ЧУ «Колледж ЗЕРЕК»
совета колледжа Кетебаева К.К.
Тулегенова М.А. «____» ________________2018 г. «_____» ____________2018 г.
ПӘННІҢ ОҚУ-ӘДІСТЕМЕЛІК КЕШЕНІ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «Обществознание»
специальности: 0105000 «Начальное образование»
0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»
Костанай, 2018
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
председатель методического директор ЧУ «Колледж Зерек»
совета колледжа ________________ Кетебаева К.К.
________________Тулегенова М.А.
«____» _____________ 2018 г. «____»___________________2018 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина Обществознание
Мамандығы/ Специальность 0105000 «Начальное образование»
Біліктілігі / Квалификация 0105033 «Учитель иностранного языка начального образования»
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 56
Теориялық / Теоретические 61
Практикалық/ практические 22
Емтихан/ Экзамен
Сынақ/ Зачет 2 семестр
Курстық жоба/ Курсовой проект -
Контрольные работы 1
Қостанай, 2018
Составитель программы : Тулегенова Мариям Абдуловна, преподаватель гуманитарных дисциплин,к.и.н.
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Обществознание», утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии
протокол № _____ от «______»_____________ ________ года
Председатель ЦМК _______________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
протокол № _____ от «______» _____________________ года
Председатель методического совета ___________________
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
Цель обучения: формирование базовых знаний о структуре, основных элементах и исторических типах мировоззрения, роли философии в жизни человека и общества, познавательном отношении человека к миру, месте человека в системе общественных отношений и их правовом регулировании, воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и любви к своей Родине.
Задачи обучения:
- формирование понятий и закономерностей общественного развития;
- выявление связей между чувственным и рациональным познанием мира, между
религиозным и научным познанием, между философией и антропологией;
- формирование высоких моральных качеств, активной гражданской позиции и
патриотизма;
- развитие у обучающихся навыков критического мышления.
При разработке рабочей учебной программы организация технического и
профессионального образования имеет право:
- изменять до 25 % объема учебного времени для циклов и дисциплин при сохранении
суммарного объема учебного времени, отведенных на освоение профессиональной
учебной программы;
- выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля
учебного процесса;
- распределять общий объем часов учебного времени по разделам и темам (в пределах
общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины);
- вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного
материала.
Тематический план учебной дисциплины «Обществознание»
№ |
Содержание |
Всего |
В том числе |
||
теор |
прак |
||||
1 семестр |
|||||
|
Раздел 1. Человек и его мировоззрение |
8 |
|
|
|
1.1 |
Структуры мировоззрения |
2 |
2 |
|
|
1.2 |
Познавательная деятельность человека |
2 |
|
2 |
|
1.3 |
Общие принципы и методы научного познания |
2 |
2 |
|
|
1.4 |
Свобода и ответственность |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 2. Человек в системе общественных отношений |
12 |
|
|
|
2.1 |
Общество как социальная система |
2 |
2 |
|
|
2.2 |
Взаимодействие людей в многонациональном обществе |
2 |
2 |
|
|
2.3 |
Духовная культура |
2 |
2 |
|
|
2.4 |
Современное общество и цивилизация |
2 |
|
2 |
|
2.5 |
Социальная стратификация и мобильность |
2 |
2 |
|
|
2.6 |
Современная религиозная ситуация |
2 |
2 |
|
|
|
Раздел 3. Политическая сфера общества |
14 |
|
|
|
3.1 |
Политологическое знание |
2 |
|
2 |
|
3.2 |
Права и обязанности человека и гражданина |
2 |
2 |
|
|
3.3 |
Правовое регулирование общественных отношений |
2 |
|
2 |
|
3.4 |
Личность и политика |
2 |
2 |
|
|
3.5 |
Конституционные права и обязанности |
2 |
|
2 |
|
3.6 |
Трудовое право как функция современного социального устройства |
2 |
2 |
|
|
3.7 |
Основы семейного права |
2 |
2 |
|
|
|
Всего: |
34 |
24 |
10 |
|
II семестр |
|||||
|
Раздел 4. Рыночная экономика |
8 |
|
|
|
4.1 |
Рынок капитала и природные ресурсы |
2 |
2 |
2 |
|
19 |
4.2. Национальная экономика и ее динамика |
2 |
2 |
- |
|
20 |
4.3. Основы предпринимательской деятельности. |
2 |
|
2 |
|
21 |
4.4. Рынок труда |
2 |
|
|
|
|
Раздел 5. Органы государственной власти в Республике Казахстан |
14 |
|
|
|
22 |
5.1. Республика Казахстан – правовое государство |
2 |
2 |
- |
|
23 |
5.2.Органы государственной власти в Республике Казахстан |
2 |
- |
2 |
|
24 |
5.3.Правовая культура граждан |
2 |
|
2 |
|
25 |
5.4 Основные отрасли частного права |
2 |
|
2 |
|
26 |
5.5. Правоохранительные органы |
2 |
2 |
|
|
27 |
5.6. Основы экологического права |
2 |
2 |
|
|
28 |
5.7. Основные отрасли публичного права |
2 |
|
2 |
|
29 |
Всего за II семестр |
22 |
10 |
12 |
|
|
Итого по курсу «Обществознание» |
56 |
34 |
22 |
|
III. Содержание типовой учебной программы дисциплины
Раздел 1. Человек и его мировоззрение
Человек и его мировоззрение
Тема 1.1. Структура мировоззрения. Человек как центральная проблема философии. Философские проблемы человека. Сущность и специфика философской проблемы человека. Основные образы человека в философии. Исторические типы мировоззрения. Философия как ядро теоретического мировоззрения. Философия-любовь к мудрости и учение о разумной и благополучной жизни. Философия-культура ума. Особенности мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение. Специфика гПознавательуманитарного мировоззрения. Особенности мифологического, религиозного, философского мировоззрения. Образ человека в мифологическом, религиозном и философском мировоззрении. Человек и мир в социогуманитарном мировоззрении.
Тема 1.2. Познавательная деятельность человека. Основные понятия теории познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание. Понятие истины. Специфика естественнонаучного знания.
Тема 1.3. Общие принципы и методы научного познания. Происхождение науки. Основные особенности научного мышления и методы научных исследований. Естественные и технические науки, социальная ответственность ученых. Знание и образование.
Тема 1.4. Свобода и ответственность. Свобода как условие становления личности человека. Природная и социальная необходимость. Ответственность личности за свою жизнь. Свобода как социальная и личная ценность.
Раздел II. Человек в системе общественных отношений
Тема 2.1. Общество как социальная система. Специфика законов общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Понятие социальной модернизации. Основы социологии. Социальные группы и общности. Социальное отношения, процессы социализации. Социальные конфликты, их конструктивное разрешение Социальный статус личности. Социализация индивида «Семья - как социальная группа», социальные роли, нормы, ценности семьи. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений, забота о членах семьи.
Тема 2.2. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональное согласие и национальное единство как основа социального благополучия и процветания Казахстана. Этнические общности, национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления.
Тема 2.3. Духовная культура Основы духовной культуры человека. Ценности общества, понятие духовности, наследие и его значение для общества. Духовность и научно- техническая революция.
Тема 2.4. Современное общество и цивилизация. Особенности современной цивилизации Процессы глобализации. Антиглобализм, компьютерная революция. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Роль естественных наук в решении глобальных проблем. Особенности современной цивилизации. Восточная и западная цивилизация Общественная психология и менталитет. Проблемы системы «человек и общество".
Тема 2.5 Социальная стратификация и мобильность. Роль и значение среднего класса в современном обществе, интересы, причины социальных конфликтов. Характеристики и управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Тема 2.6. Современная религиозная ситуация. Религиозная толерантность. Религия и гуманитарная мысль, диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Профилактика религиозного экстремизма.
Раздел Ш. Политическая сфера общества
Тема 3.1. Политологическое знание, происхождение и сущность политики. Структура политологического знания, значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью.
Тема 3.2 Права и обязанности человека и гражданина. Конституционные права и обязанности, понятие прав человека. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Политическая культура. Формирование в Казахстане политической культуры. Типы политической культуры. Понятие общественной власти. Основы политической культуры в гражданском обществе.
Тема 3.3. Правовое регулирование общественных отношений. Механизмы реализации и защиты прав свобод гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Основные международно-правовые акты в сфере защиты прав человека.
Тема 3.4. Личность и политика, политическая элита. Понятие политического лидерства, типология лидерства, имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании. Социальные, экономические и культурные права и свободы личности.
Тема З.5. Конституционные права и обязанности. Понятие гражданства Республики Казахстан. Приём в гражданство Республики Казахстан. Утрата гражданства Республики Казахстан. Обязанности человека и гражданина.
Тема 3.6. Понятие и основные источники трудового права, гарантии в сфере трудовых отношений. Трудовой договор, заключение и расторжение трудового договора. Особенности труда несовершеннолетних, рабочее время и время отдыха, дисциплинарная ответственность.
Тема 3.7. Понятие и основные источники семейного права, принципы брачно-семейного права, условия заключения брака, прекращение брака, права и обязанности супругов, брачный договор, права ребенка.
Раздел IV. Рыночная экономика
Тема 4.1. Рынок капитала и природные ресурсы. Инвестиции и сбережения, кредит и его формы. Кредитная система и ее элементы, рынок природных ресурсов. Экономическая культура производителей. Поведение производителей в рыночной экономике. Основные формы организации бизнеса (индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерные общества) Принципы разработки бизнес-плана. Издержки и прибыль фирмы.
Тема 4.2. Национальная экономика и ее динамика. Основные принципы экономического развития, кругооборот национальной экономики (поток ресурсов, продуктов и доходов). Основные показатели национальной экономики (национальное богатство, национальный доход). Особенности экономического роста (сущность, типы, факторы, показатели, социально-экономические последствия). Макроэкономика. Инфляция и безработица. Формы и методы государственного регулирования национальной экономики. Типы рыночных структур. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики. Олигополия. Монополия. Формы и методы рыночной экономики.
Тема 4.3. Основы предпринимательской деятельности. Предпринимательство как фактор производства. Субъекты и объекты предпринимательства, цели и факторы его развития. Организационно - правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки.
Тема 4.4. Рынок труда, особенности, функции, субъекты, компоненты рынка труда, спрос на труд, предложение труда, заработная плата как факторный доход, номинальная и реальная зарплата, роль профсоюзов на рынке труда, биржа труда и ее функции.
Раздел V. Органы государственной власти в Республике Казахстан
Тема 5.1. Республика Казахстан - правовое государство. Понятие и признаки правового государства, правовое государство как цель, средство и результат, исторические этапы развития правового государства. Основные принципы правового государства и гражданское общество.
Тема 5.2. Органы государственной власти в Республике Казахстан. Понятие государственной власти, правовой статус Президента Республики Казахстан, Конституционного совета Республики Казахстан, порядок формирования и функционирования Парламента, правительства, правосудие и судебная власть, местные представительные и исполнительные органы.
Тема 5.3. Правовая культура граждан, правомерное поведение и юридическая ответственность. Юридическое сознание. Правовое культура. Понятие, виды уровни правосознания, правовая идеология и правовая психология, содержание и уровни правовой культуры. Основы правового регулирования его пределы, способы и типы, элементы и средства правового регулирования, стадии процесса правового регулирования. Законность и правопорядок (понятие и основные принципы), понятие правопорядка и общественного порядка их соотношение и правовое обеспечение. Понятие и виды национальной безопасности, основные национальные интересы Республики Казахстан, основные угрозы национальной безопасности.
Тема 5.4. Основные отрасли частного права. Понятие и основные источники гражданского права, принципы и субъекты гражданского права. Право собственности, несовершеннолетние как участники имущественных отношений. Основные виды гражданско-правовых договоров.
Тема 5.5. Правоохранительные органы. Основы организации и деятельности правоохранительных органов, виды правоохранительных органов, понятие правоохранительного органа, принципы государственной службы. Права обязанности и ответственность сотрудников правоохранительных органов.
Тема 5.6. Понятие и основные источники экологического права, принципы экологического права, основные объекты, охраняемые экологическим правом. Понятие и виды природопользования. Права и обязанности граждан в экологическом праве, экологические правонарушения и ответственность за их совершение.
Тема 5.7. Основные отрасли публичного права. Понятие, основные источники административного права. Основные задачи уголовного права. Понятие уголовной ответственности. Основы процессуального права. Судебная система в Республике Казахстан статус судей Республики Казахстан.
Контрольная работа, повторение, подведение итогов.
Тестирование, контрольные работы, написание эссе.
4. Контроль планируемого результата обучения
Контроль предусматривает проведение текущей и промежуточной аттестации, контрольную работу, тестирование и зачет, которые проводятся за счет времени, отведенного на изучение данной дисциплины. При реализации образовательной программы, в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом Среднего, Технического и профессионального образования предусмотрено проведение:
- зачетов -1
Ниже приведен пример контрольных заданий по одному из разделов тематического плана. Эти контрольные задания должны разрабатываться преподавателями конкретного учебного заведения и соответствовать уровню профессиональной квалификации.
Тема - Человек как центральная проблема философии
1. Проблема познаваемости мира
2. Познавательная деятельность человека
3. Биологическая и социальная природа человека
4. Человеческий фактор в условиях современной цивилизации
5.Основные подходы к проблеме познаваемости мира.
При составлении рабочих учебных программ учебным заведениям необходимо разработать практические работы и задания в тестовой форме.
Список использованной литературы:
Основная литература:
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2006
2. А Нысанбаев. М.Изотов. М.Сабит. Человек. Общество. Право.
Учебник для 10-класса Алматы: Мектеп. 2014
3. А. Нысанбаев.М. Изотов. М.Сабит . Человек.Общество. Право: Учебник
для 11-класса Алматы: Мектеп. 2011
4. Г. Жолдубаева Мэдени антропология: негізгі мектеп бағыгымен оку
курсы. Культурная антропология: основания школы и направления
учебной пособия А. 2013
5. А.Б. Темирбекова. Основы экономической теории в Казахстане. –
Алматы, 2011
6. Г. Абдикерова. Социология. - Алматы, 2012
7. А. Жолыбаева. Религия и менталитет. - Алматы, 2011
Дополнительная литература:
1. Г.Д.Жолдасбекова. Экономика организации - А. 2011
2 А.К.Жолдубаева Логика учеб.пос - А , 2012
3. К. Оспанов. Основы права. - Алматы, 2007
4. И. Гомеров. Государство и государственная власть: предпосылки,
Особенности. – М, 1999
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Рекомендовано» «Утверждаю»
председатель методического директор ЧУ «Колледж Зерек»
совета колледжа ________________ Кетебаева К.К.
________________Тулегенова М.А.
«____» _____________ 2018 г. «____»___________________2018 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні /Дисциплина Обществознание
Мамандығы/ Специальность 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»
Біліктілігі / Квалификация 0101033 «Воспитатель дошкольных организаций»
Оқыту нысаны/Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 1
Барлық сағат саны/ Всего часов 61
Теориялық / Теоретические 61
Практикалық/ практические
Емтихан/ Экзамен
Сынақ/ Зачет 2 семестр
Курстық жоба/ Курсовой проект -
Контрольные работы
Қостанай, 2018
Составитель программы : Тулегенова Мариям Абдуловна, преподаватель гуманитарных дисциплин,к.и.н.
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Обществознание», утвержденной в _______ году решением УМС МОиРК, протокол от ________ года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании цикловой методической комиссии
протокол № _____ от «______»_____________ ________ года
Председатель ЦМК _______________________________
Программа рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа
протокол № _____ от «______» _____________________ года
Председатель методического совета ___________________
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. |
|
|
|
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом технического и профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
Цель обучения: формирование базовых знаний о структуре, основных элементах и исторических типах мировоззрения, роли философии в жизни человека и общества, познавательном отношении человека к миру, месте человека в системе общественных отношений и их правовом регулировании, воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и любви к своей Родине.
Задачи обучения:
- формирование понятий и закономерностей общественного развития;
- выявление связей между чувственным и рациональным познанием мира, между
религиозным и научным познанием, между философией и антропологией;
- формирование высоких моральных качеств, активной гражданской позиции и
патриотизма;
- развитие у обучающихся навыков критического мышления.
При разработке рабочей учебной программы организация технического и
профессионального образования имеет право:
- изменять до 25 % объема учебного времени для циклов и дисциплин при сохранении
суммарного объема учебного времени, отведенных на освоение профессиональной
учебной программы;
- выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля
учебного процесса;
- распределять общий объем часов учебного времени по разделам и темам (в пределах
общего бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины);
- вносить обоснованные изменения в последовательность изучения программного
материала.
Тематический план учебной дисциплины «Обществознание»
№ |
Содержание |
Всего |
В том числе |
|
теор |
прак |
|||
1 семестр |
||||
|
Раздел 1. Человек и его мировоззрение |
8 |
|
|
1.1 |
Структуры мировоззрения |
2 |
2 |
|
1.2 |
Познавательная деятельность человека |
2 |
2 |
|
1.3 |
Общие принципы и методы научного познания |
2 |
2 |
|
1.4 |
Свобода и ответственность |
2 |
2 |
|
|
Раздел 2. Человек в системе общественных отношений |
12 |
|
|
2.1 |
Общество как социальная система |
2 |
2 |
|
2.2 |
Взаимодействие людей в многонациональном обществе |
2 |
2 |
|
2.3 |
Духовная культура |
2 |
2 |
|
2.4 |
Современное общество и цивилизация |
2 |
2 |
|
2.5 |
Социальная стратификация и мобильность |
2 |
2 |
|
2.6 |
Современная религиозная ситуация |
2 |
2 |
|
|
Раздел 3. Политическая сфера общества |
14 |
|
|
3.1 |
Политологическое знание |
2 |
2 |
|
3.2 |
Права и обязанности человека и гражданина |
2 |
2 |
|
3.3 |
Правовое регулирование общественных отношений |
2 |
2 |
|
3.4 |
Личность и политика |
2 |
2 |
|
3.5 |
Конституционные права и обязанности |
2 |
2 |
|
3.6 |
Трудовое право как функция современного социального устройства |
2 |
2 |
|
3.7 |
Основы семейного права |
2 |
2 |
|
|
Всего: |
34 |
34 |
|
II семестр |
||||
|
Раздел 4. Рыночная экономика |
12 |
|
|
4.1 |
Рынок труда |
2 |
2 |
|
4.2 |
Рынок капитала |
2 |
2 |
|
4.3 |
Природные ресурсы |
2 |
2 |
|
4.4 |
Национальная экономика и ее динамика |
2 |
2 |
|
4.5 |
Основы предпринимательской деятельности. |
2 |
2 |
|
4.6 |
Рынок труда |
2 |
2 |
|
|
Раздел 5. Органы государственной власти в Республике Казахстан |
15 |
|
|
22 |
5.1. Республика Казахстан – правовое государство |
2 |
2 |
|
23 |
5.2.Органы государственной власти в Республике Казахстан |
2 |
2 |
|
24 |
5.3.Правовая культура граждан |
2 |
2 |
|
25 |
5.4 Основные отрасли частного права |
2 |
2 |
|
26 |
5.5. Правоохранительные органы |
2 |
2 |
|
27 |
5.6. Основы экологического права |
2 |
2 |
|
28 |
5.7. Основные отрасли публичного права |
3 |
2 |
|
29 |
Всего за II семестр |
27 |
27 |
|
|
Итого по курсу «Обществознание» |
61 |
61 |
|
III. Содержание типовой учебной программы дисциплины
Раздел 1. Человек и его мировоззрение
Человек и его мировоззрение
Тема 1.1. Структура мировоззрения. Человек как центральная проблема философии. Философские проблемы человека. Сущность и специфика философской проблемы человека. Основные образы человека в философии. Исторические типы мировоззрения. Философия как ядро теоретического мировоззрения. Философия-любовь к мудрости и учение о разумной и благополучной жизни. Философия-культура ума. Особенности мировоззрения. Жизненно-практическое и теоретическое мировоззрение. Специфика гПознавательуманитарного мировоззрения. Особенности мифологического, религиозного, философского мировоззрения. Образ человека в мифологическом, религиозном и философском мировоззрении. Человек и мир в социогуманитарном мировоззрении.
Тема 1.2. Познавательная деятельность человека. Основные понятия теории познания. Основные подходы к проблеме познаваемости мира. Чувственное и рациональное познание. Понятие истины. Специфика естественнонаучного знания.
Тема 1.3. Общие принципы и методы научного познания. Происхождение науки. Основные особенности научного мышления и методы научных исследований. Естественные и технические науки, социальная ответственность ученых. Знание и образование.
Тема 1.4. Свобода и ответственность. Свобода как условие становления личности человека. Природная и социальная необходимость. Ответственность личности за свою жизнь. Свобода как социальная и личная ценность.
Раздел II. Человек в системе общественных отношений
Тема 2.1. Общество как социальная система. Специфика законов общества. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Понятие социальной модернизации. Основы социологии. Социальные группы и общности. Социальное отношения, процессы социализации. Социальные конфликты, их конструктивное разрешение Социальный статус личности. Социализация индивида «Семья - как социальная группа», социальные роли, нормы, ценности семьи. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений, забота о членах семьи.
Тема 2.2. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональное согласие и национальное единство как основа социального благополучия и процветания Казахстана. Этнические общности, национальное самосознание. Развитие межнациональных отношений в современном мире. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления.
Тема 2.3. Духовная культура Основы духовной культуры человека. Ценности общества, понятие духовности, наследие и его значение для общества. Духовность и научно- техническая революция.
Тема 2.4. Современное общество и цивилизация. Особенности современной цивилизации Процессы глобализации. Антиглобализм, компьютерная революция. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Роль естественных наук в решении глобальных проблем. Особенности современной цивилизации. Восточная и западная цивилизация Общественная психология и менталитет. Проблемы системы «человек и общество".
Тема 2.5 Социальная стратификация и мобильность. Роль и значение среднего класса в современном обществе, интересы, причины социальных конфликтов. Характеристики и управление социальным конфликтом. Пути разрешения социальных конфликтов.
Тема 2.6. Современная религиозная ситуация. Религиозная толерантность. Религия и гуманитарная мысль, диалог религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Профилактика религиозного экстремизма.
Раздел Ш. Политическая сфера общества
Тема 3.1. Политологическое знание, происхождение и сущность политики. Структура политологического знания, значение политологических знаний для сознательного участия в управлении общественной жизнью.
Тема 3.2 Права и обязанности человека и гражданина. Конституционные права и обязанности, понятие прав человека. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан. Политическая культура. Формирование в Казахстане политической культуры. Типы политической культуры. Понятие общественной власти. Основы политической культуры в гражданском обществе.
Тема 3.3. Правовое регулирование общественных отношений. Механизмы реализации и защиты прав свобод гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Основные международно-правовые акты в сфере защиты прав человека.
Тема 3.4. Личность и политика, политическая элита. Понятие политического лидерства, типология лидерства, имидж политического лидера, его создание и поддержание в общественном сознании. Социальные, экономические и культурные права и свободы личности.
Тема З.5. Конституционные права и обязанности. Понятие гражданства Республики Казахстан. Приём в гражданство Республики Казахстан. Утрата гражданства Республики Казахстан. Обязанности человека и гражданина.
Тема 3.6. Понятие и основные источники трудового права, гарантии в сфере трудовых отношений. Трудовой договор, заключение и расторжение трудового договора. Особенности труда несовершеннолетних, рабочее время и время отдыха, дисциплинарная ответственность.
Тема 3.7. Понятие и основные источники семейного права, принципы брачно-семейного права, условия заключения брака, прекращение брака, права и обязанности супругов, брачный договор, права ребенка.
Раздел IV. Рыночная экономика
Тема 4.1. Рынок капитала и природные ресурсы. Инвестиции и сбережения, кредит и его формы. Кредитная система и ее элементы, рынок природных ресурсов. Экономическая культура производителей. Поведение производителей в рыночной экономике. Основные формы организации бизнеса (индивидуальное предпринимательство, товарищество, акционерные общества) Принципы разработки бизнес-плана. Издержки и прибыль фирмы.
Тема 4.2. Национальная экономика и ее динамика. Основные принципы экономического развития, кругооборот национальной экономики (поток ресурсов, продуктов и доходов). Основные показатели национальной экономики (национальное богатство, национальный доход). Особенности экономического роста (сущность, типы, факторы, показатели, социально-экономические последствия). Макроэкономика. Инфляция и безработица. Формы и методы государственного регулирования национальной экономики. Типы рыночных структур. Необходимость и сущность государственного регулирования рыночной экономики. Олигополия. Монополия. Формы и методы рыночной экономики.
Тема 4.3. Основы предпринимательской деятельности. Предпринимательство как фактор производства. Субъекты и объекты предпринимательства, цели и факторы его развития. Организационно - правовые формы предпринимательства, их преимущества и недостатки.
Тема 4.4. Рынок труда, особенности, функции, субъекты, компоненты рынка труда, спрос на труд, предложение труда, заработная плата как факторный доход, номинальная и реальная зарплата, роль профсоюзов на рынке труда, биржа труда и ее функции.
Раздел V. Органы государственной власти в Республике Казахстан
Тема 5.1. Республика Казахстан - правовое государство. Понятие и признаки правового государства, правовое государство как цель, средство и результат, исторические этапы развития правового государства. Основные принципы правового государства и гражданское общество.
Тема 5.2. Органы государственной власти в Республике Казахстан. Понятие государственной власти, правовой статус Президента Республики Казахстан, Конституционного совета Республики Казахстан, порядок формирования и функционирования Парламента, правительства, правосудие и судебная власть, местные представительные и исполнительные органы.
Тема 5.3. Правовая культура граждан, правомерное поведение и юридическая ответственность. Юридическое сознание. Правовое культура. Понятие, виды уровни правосознания, правовая идеология и правовая психология, содержание и уровни правовой культуры. Основы правового регулирования его пределы, способы и типы, элементы и средства правового регулирования, стадии процесса правового регулирования. Законность и правопорядок (понятие и основные принципы), понятие правопорядка и общественного порядка их соотношение и правовое обеспечение. Понятие и виды национальной безопасности, основные национальные интересы Республики Казахстан, основные угрозы национальной безопасности.
Тема 5.4. Основные отрасли частного права. Понятие и основные источники гражданского права, принципы и субъекты гражданского права. Право собственности, несовершеннолетние как участники имущественных отношений. Основные виды гражданско-правовых договоров.
Тема 5.5. Правоохранительные органы. Основы организации и деятельности правоохранительных органов, виды правоохранительных органов, понятие правоохранительного органа, принципы государственной службы. Права обязанности и ответственность сотрудников правоохранительных органов.
Тема 5.6. Понятие и основные источники экологического права, принципы экологического права, основные объекты, охраняемые экологическим правом. Понятие и виды природопользования. Права и обязанности граждан в экологическом праве, экологические правонарушения и ответственность за их совершение.
Тема 5.7. Основные отрасли публичного права. Понятие, основные источники административного права. Основные задачи уголовного права. Понятие уголовной ответственности. Основы процессуального права. Судебная система в Республике Казахстан статус судей Республики Казахстан.
Контрольная работа, повторение, подведение итогов.
Тестирование, контрольные работы, написание эссе.
4. Контроль планируемого результата обучения
Контроль предусматривает проведение текущей и промежуточной аттестации, контрольную работу, тестирование и зачет, которые проводятся за счет времени, отведенного на изучение данной дисциплины. При реализации образовательной программы, в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом Среднего, Технического и профессионального образования предусмотрено проведение:
- зачетов -1
Ниже приведен пример контрольных заданий по одному из разделов тематического плана. Эти контрольные задания должны разрабатываться преподавателями конкретного учебного заведения и соответствовать уровню профессиональной квалификации.
Тема - Человек как центральная проблема философии
1. Проблема познаваемости мира
2. Познавательная деятельность человека
3. Биологическая и социальная природа человека
4. Человеческий фактор в условиях современной цивилизации
5.Основные подходы к проблеме познаваемости мира.
При составлении рабочих учебных программ учебным заведениям необходимо разработать практические работы и задания в тестовой форме.
Список использованной литературы:
Основная литература:
1. Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2006
2. А Нысанбаев. М.Изотов. М.Сабит. Человек. Общество. Право.
Учебник для 10-класса Алматы: Мектеп. 2014
3. А. Нысанбаев.М. Изотов. М.Сабит . Человек.Общество. Право: Учебник
для 11-класса Алматы: Мектеп. 2011
4. Г. Жолдубаева Мэдени антропология: негізгі мектеп бағыгымен оку
курсы. Культурная антропология: основания школы и направления
учебной пособия А. 2013
5. А.Б. Темирбекова. Основы экономической теории в Казахстане. –
Алматы, 2011
6. Г. Абдикерова. Социология. - Алматы, 2012
7. А. Жолыбаева. Религия и менталитет. - Алматы, 2011
Дополнительная литература:
1. Г.Д.Жолдасбекова. Экономика организации - А. 2011
2 А.К.Жолдубаева Логика учеб.пос - А , 2012
3. К. Оспанов. Основы права. - Алматы, 2007
4. И. Гомеров. Государство и государственная власть: предпосылки,
Особенности. – М, 1999
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.