Обществознание ОГЭ. Кодификатор 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.1 сфера духовной культуры и ее особенности.docx

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.

План.

·         Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».

·         Культурное наследие, духовные ценности.

·         Особенности духовных ценностей.

·         Культурный человек.

·         Функции культуры.

·         Формы и разновидности культуры.

·         Диалог культур.

·         Искусство и его направления.

·         Особенности духовной жизни современной России.

 Духовная культура.

Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.

Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.

 

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).

Культурные ценности – это  не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

Особенности духовных ценностей.

·         Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).

·         Безграничны потребности людей в духовных ценностях.

·         Запечатлевают особенности личности автора.

·         Могут иметь автора, а могут быть анонимными.

·         Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.

·         Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)

·         Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.

 

Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).

Какого человека можно назвать культурным?

Культурный человек – это…

·         Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.

·         Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.

·         Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.

·         Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.

·         Знающий правила поведения и следующий им.

Основные функции культуры.

·         Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе

·         Оценочная – определение системы ценностей

·         Регулятивная – формирование системы норм и требований

·         Информативная – передача опыта, ценностей

·         Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение

·         Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению

Формы и разновидности культуры. 

Типология культур:

·         по связи с религией: религиозная и светская;

·         по региональному признаку: культура Востока и Запада;

·         по национальному признаку: русская, французская и т.д.;

·         по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

·         по связи с территорией: сельская и городская культура;

·         по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;

·         по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.

·         по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

 Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная

·         создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.

·         её девиз: «Искусство для искусства».

·         трудна для восприятия неподготовленного человека

·         не имеет коммерческой выгоды

·         стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе

Массовая

·         Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе

·         Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.

·         Самая широкая аудитория.

·         Утверждает простые и понятные представления.

·         Редко или почти не поднимает вечных проблем

·         Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки

·         Цель — получить коммерческую выгоду.

·         Сленговое название- кич, китч (в переводе с  нем.)- дешёвка

·         Занимательна.

·         Серийная. Тиражируемая.

·         Пассивное потребление.

Народная

·         Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях

·         Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

·         Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).

·         Связана с религиозной субкультурой.

·         Является частью мировой культуры.

·         Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому

Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.

Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.

Искусство.

Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.

 Основные направления искусства.

·         Танцы,

·         Музыка,

·         Живопись, скульптура,

·         Архитектура,

·         Литература и фольклор,

·         Театр и кино,

·         Спорт и игры.

·         СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.

Формы духовной культуры

·         Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.

·         Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.

·         Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.

·         Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.

·         Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия

·         Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.

·         Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Особенности духовной жизни современной России

·         Широкое использование достижений мировой культуры

·         Формирование новых духовных ценностей на базе старых

·         Диалог религий

·         Возрождение национальных культур

·         Интеграция культурного наследия

·         Приоритет западных культурных ценностей

Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.

Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.

Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные  установки членов нации.

Тенденции развития национальных культур

·         Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей

·         Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры

Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.

Культурная среда.

Культурная среда— среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:

·         Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.

·         Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.

·         Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.

·         Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.

·         Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи

·         Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание

·         Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям

Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.