2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности.
План.
· Сущность понятий «духовная культура» и «духовная сфера общества».
· Культурное наследие, духовные ценности.
· Особенности духовных ценностей.
· Культурный человек.
· Функции культуры.
· Формы и разновидности культуры.
· Диалог культур.
· Искусство и его направления.
· Особенности духовной жизни современной России.
Духовная культура.
Человек как существо духовное не может ограничиваться только материальным существованием. Можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
Духовная сфера жизни общества (духовная жизнь общества) включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т. е. духовную культуру в различных её проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.
Духовная культура (от лат. возделывание, обработка) – это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству , освоению и применению.
Культура в узком смысле — степень воспитанности человека.
Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое (творчество Пушкина).
Культурные ценности – это не только отдельные объекты — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п., но и явления, такие, как традиции и навыки в области искусства, науки, образования, поведения, обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.
Особенности духовных ценностей.
· Долговечны (даже ели не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передаётся из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т. п.).
· Безграничны потребности людей в духовных ценностях.
· Запечатлевают особенности личности автора.
· Могут иметь автора, а могут быть анонимными.
· Созданием, сохранением, распространением ценностей духовной культуры непосредственно занято немало людей различных профессий (учителя, библиотекари, музейные работники, учёные в самых разных областях знания, писатели, художники, артисты, музыканты.)Для этого создаются многочисленные специализированные учреждения: библиотеки, архивы, школы и высшие учебные заведения, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы.
· Для их создания существуют учреждения, готовящие кадры профессиональных работников культуры (музыкальные и художественные школы и училища, консерватории, колледжи и институты культуры и др.)
· Участие в создании духовных ценностей не профессиональными работниками: занятия художественной самодеятельностью, создание в свободное от основной работы время произведения искусства и т.д.
Культурные универсалии — нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества (мировая мода).
Какого человека можно назвать культурным?
Культурный человек – это…
· Образованный, стремящийся получить знания и применять и в жизни.
· Не замыкающийся только в узких рамках специальных знаний, интересующийся не только тем, что практически полезно, то есть широкообразованный человек.
· Ценящий и понимающий красоту и богатство произведений культуры.
· Человечный, порядочный, не позволяющий унижать и оскорблять себя и других.
· Знающий правила поведения и следующий им.
Основные функции культуры.
· Познавательная — формирование представлений о народе, стране, эпохе
· Оценочная – определение системы ценностей
· Регулятивная – формирование системы норм и требований
· Информативная – передача опыта, ценностей
· Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей, их распространение
· Социализирующая – усвоение норм и культурных ценностей, приучение его к социальным ролям, нормативному поведению
Формы и разновидности культуры.
Типология культур:
· по связи с религией: религиозная и светская;
· по региональному признаку: культура Востока и Запада;
· по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
· по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
· по связи с территорией: сельская и городская культура;
· по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
· по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
· по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.
Элитарная, массовая и народная культуры
Элитарная
· создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами.
· её девиз: «Искусство для искусства».
· трудна для восприятия неподготовленного человека
· не имеет коммерческой выгоды
· стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе
Массовая
· Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе
· Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков.
· Самая широкая аудитория.
· Утверждает простые и понятные представления.
· Редко или почти не поднимает вечных проблем
· Демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки
· Цель — получить коммерческую выгоду.
· Сленговое название- кич, китч (в переводе с нем.)- дешёвка
· Занимательна.
· Серийная. Тиражируемая.
· Пассивное потребление.
Народная
· Культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях
· Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
· Может быть индивидуальной (изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой ( карнавал).
· Связана с религиозной субкультурой.
· Является частью мировой культуры.
· Существует преимущественно в устной форме. Может существовать в двух видах: популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы, фольклорная – обращается к прошлому
Кроме уровней культуры, выделяют также виды культуры.
Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества. Например, большинство россиян любят ходить в гости и принимать гостей, стремятся дать своим детям высшее образование, доброжелательны и дружелюбны.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определенной группе людей. Например, национальная, молодежная, религиозная.
Контркультура — вид субкультуры, которая противостоит доминирующей. Например, хиппи, эмо, уголовный мир.
Искусство.
Искусство – образное и наглядное отражение жизни людей в художественных образах, имеющее специальные средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы.
Основные направления искусства.
· Танцы,
· Музыка,
· Живопись, скульптура,
· Архитектура,
· Литература и фольклор,
· Театр и кино,
· Спорт и игры.
· СМИ – это средства массовой информации: периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроника и т. д. Положение СМИ в государстве характеризует степень демократизации общества. В нашей стране положение о свободе СМИ закреплено в Конституции РФ.
Формы духовной культуры
· Мораль— совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.
· Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.
· Религия — мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.
· Искусство— отражение окружающего мира при помощи системы образов.
· Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия
· Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.
· Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.
Духовный мир человека — это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.
Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.
Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.
Особенности духовной жизни современной России
· Широкое использование достижений мировой культуры
· Формирование новых духовных ценностей на базе старых
· Диалог религий
· Возрождение национальных культур
· Интеграция культурного наследия
· Приоритет западных культурных ценностей
Национальная культура— ценности, нормы, образцы поведения, которые характерны для представителей определённой нации.
Национальное самосознание— совокупность взглядов и оценок, выражающих содержание, уровень и особенности представлений представителей нации о своей истории, современном состоянии, перспективах развития.
Национальный менталитет – склад ума, стереотипы, жизненные установки членов нации.
Тенденции развития национальных культур
· Интеграция — взаимообогащение культур разных национальностей
· Дифференциация — стремление обособиться, неприятие другой культуры
Диалог культур – это взаимное обогащение различных культур, их влияние, проникновение, уважение ценностей других культур, толерантное к ним отношение, стремление понять и принять лучшее.
Культурная среда.
Культурная среда— среда, необходимая для здорового личного и общественного развития:
· Культура труда – организация труда, позволяющая человеку максимально и эффективно проявить свои творческие способности, реализовать себя в профессиональной и трудовой деятельности.
· Культура быта— совокупность предметов быта, их эстетика, а также отношения между людьми в сфере быта.
· Культура общения – гуманное отношение человека к человеку, соблюдение норм вежливости, форм приветствий, благодарности, извинений, правил поведения в общественных местах и т.д.
· Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят своё внешнее проявление моральные и эстетические нормы.
· Культура языка и речи – уровень речевого развития человека, степень владения нормами языка, выразительность речи, умение использовать большой словарный запас, убедительность, выразительность речи
· Культура питания – осознание человеком необходимости питания для продолжения жизни, необходимости здорового питания, умение организовать правильно своё питание
· Культура чувств — степень эмоциональной одухотворённости человека, его умение чувствовать, улавливать оттенки чувств других, тактичное отношение к людям
Культура мышления — способность к саморазвитию, умение выходить за рамки стереотипов мышления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.