Обществознание ОГЭ. Кодификатор 2.2 Наука в жизни современного общества.

  • docx
  • 19.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2.2. наука в жизни общества.docx

2.2 Наука в жизни современного общества.

 План.

·         Многозначность понятия «наука».

·         Цель и функции науки.

·         Система научных знаний.

·         Классификация наук.

·         Этические нормы науки.

·         Черты современной науки.

·         Критерии научных знаний.

·         Тенденции развития науки в современной России.

 Наука           

·         Систематизированные взгляды на действительность

·         Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)

·         Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

Функции науки:

·         познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;

·         культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;

·         практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей

·         социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.

·         прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.

Система научных знаний:

·         научные факты

·         законы

·         теории

·         методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)

·         особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)

·         специальная терминология

 

Классификация наук:

по предмету познания

·         естественные – изучают природу химия, биология, экология)

·         точные – изучают числа и количественные отношения (математика)

·         общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)

·         гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)

·         технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)

 

по ориентации на практику

·         фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

·         прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

·         социальная ответственность учёного (клонирование)

·         бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

·         общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

·         всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом

·         незавершённость

·         дифференцированность— различные направления и школы

·         интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ

Инновация — нововведение.

Критерии научных знаний

·         объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения

·         рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций

·         системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам

·         проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.

·         Наличие особой системы методов исследования

·         Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью

Тенденции развития науки в современной России

·         Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере

·         Возрастание роли науки как производительной силы общества

·         Усиление практической направленности научных знаний

·         Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.