2.2 Наука в жизни современного общества.
План.
· Многозначность понятия «наука».
· Цель и функции науки.
· Система научных знаний.
· Классификация наук.
· Этические нормы науки.
· Черты современной науки.
· Критерии научных знаний.
· Тенденции развития науки в современной России.
Наука
· Систематизированные взгляды на действительность
· Система специфических организаций с работающими в них людьми (например, НИИ)
· Особый вид деятельности, система научных исследований.
Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Функции науки:
· познавательно-объяснительная; наука помогает человеку понять мир, объяснить его закономерности;
· культурно-мировоззренческая— помогает формированию научного мировоззрения, способствует культурному развитию;
· практически –деятельностная – непосредственно участвует в практической деятельности людей
· социальная – научные знания помогают создавать наиболее благоприятные условия для развития человека, для формирования его личности; научные исследования способствуют изменению социальных процессов.
· прогностическая— составление прогнозов о последствиях изменения окружающего мира, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов.
Система научных знаний:
· научные факты
· законы
· теории
· методы получения научных знаний (наблюдение, эксперимент, расчёты, доказательства и др.)
· особый научный язык ( в математике – числа, в химии – условные знаки и т.д.)
· специальная терминология
Классификация наук:
по предмету познания
· естественные – изучают природу химия, биология, экология)
· точные – изучают числа и количественные отношения (математика)
· общественные – изучают общество (социология, экономика, обществознание)
· гуманитарные — дают описательно-оценочные характеристики (философия, история)
· технические — служат практическим целям , изучают действия законов физики и химии в технических устройствах (радиоэлектроника, физика, химия полимеров)
по ориентации на практику
· фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику
· прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем
Этические нормы науки:
· социальная ответственность учёного (клонирование)
· бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность
· общечеловеческие требования и запреты (плагиат)
Черты современной науки:
· всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом
· незавершённость
· дифференцированность— различные направления и школы
· интегрированность— синтез знаний, комплексный анализ
Инновация — нововведение.
Критерии научных знаний
· объективность –предметы явления должны быть познаны такими , какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения
· рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций
· системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам
· проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики.
· Наличие особой системы методов исследования
· Необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью
Тенденции развития науки в современной России
· Усиление внимания органов государственной власти к научно-технической и инновационной сфере
· Возрастание роли науки как производительной силы общества
· Усиление практической направленности научных знаний
· Использование научных знаний для решения политических, экономических, военных, экологических, энергетических и других проблем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.