РАЗДЕЛ II. «ЧЕЛОВЕК»
Человек как биосоциальное существо.
● Человек - биосоциальное существо, так как он сформировался в результате процессов антропогенеза (формирование биологического вида) и социогенеза (формирования человеческого общества).
● Человек - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного труда.
Биологическая природа Ч. = основа для формирования человеческих качеств.
Homo sapiens - биологический вид, имеющий видовые признаки и вариации - расы, что явилось адаптацией к особенностям среды обитания. Это проявляется в специфических анатомических, физиологических и биологических признаках.
Особенности человеческого организма:
а) прямая походка - обзор, освобождение передних конечностей;
б) цепкие руки - подвижные пальцы с противопоставленным большим;
в) взгляд, направленный вперед - видение в 3-х измерениях, объемно;
г) большой мозг и сложная нервная система - основа интеллекта;
д) механизм голосовых связок и строение гортани и губ - речь;
е) длительная зависимость детей от родителей - социализация;
ж) отсутствие жестких механизмов инстинктов - сложные образцы поведения и адаптация к условиям среды;
з) устойчивость сексуального влечения - формы семьи и другие социальные явления.
Многие из перечисленных признаков человека свидетельствуют о его незавершенности, открытости. Отсутствие жестких механизмов делает человека более слабым по сравнению с многими животными, но в то же время самой могущественной силой на Земле.
Будучи природным существом, Ч. может жить и развиваться только в обществе подобных ему людей (Маугли).
Социальная составляющая Ч. = результат процесса социализации.
● Социализация - осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс воздействия на жизнь индивида общества и его структур, в результате которого люди накапливают жизненный (социальный) опыт жизни в конкретном обществе, становятся личностями.
Не путать:
● Адаптация - ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования.
● Обучение - организованный процесс получения новых знаний об окружающем мире.
● Взросление - социопсихическое становление человека в возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.
Социализация проходит несколько стадий (циклов): детство → юность → зрелость → старость. Этот процесс связан со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и образа жизни. Становление личности человека происходит при помощи:
● Агентов социализации - конкретных людей, ответственных за обучение других культурным нормам и оказание помощи в освоении различных социальных ролей. Различаются агенты первичной социализации (ближайшее окружение) и вторичной социализации (должностные лица, телеведущий и т.д.).
● Институтов социализации - социальных учреждений, влияющих на процесс социализации. Различают институты первичной социализации (семья, школа) и вторичной социализации (СМИ, армия, церковь и т.д.).
Агенты и институты социализации выполняют две функции: обучение культурным нормам и образцам поведения и осуществление социального контроля над усвоением норм личностью. Элементами социального контроля являются поощрение и наказание в виде оценок (приемы социализации).
Можно добавить о существовании 2 процессов, связанных с социализацией:
- десоциализации - утраты или отказа от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни;
- ресоциализации - в восстановлении утраченных ценностей.
Человек. Индивид. Личность.
● Человек - представитель вида Homo sapiens (тип - хордовые, класс - млекопитающие, отряд - приматы, семейство - гоминид, подсемейство - гоминин, род - человек, вид - человек разумный), результат длительной эволюции, существо, генетически связанное с другими формами жизни и выделившееся из них благодаря способности к труду, производству орудий труда, обладающее речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами, представлениями и добре и зле.
Кто такой человек? Представления о нем менялись так:
- в древней философии Китая, Индии, Греции человек - это часть космоса (микрокосм), но единственное существо, способное освобождаться от предопределенности;
- в античной философии человек был объявлен «мерой всего сущего»;
- в Средние века считали человека подобием Бога, но с двойственной природой: низкое тело и высокая душа;
- в эпоху Возрождения человека уподобили Творцу, ибо он может творить;
- просветитель Декарт отметил такую особенность человека, как мышление, разум, а И.Кант определил принадлежность человека к двум мирам: природной необходимости и нравственной свободе.
● Индивид (по Цицерону в переводе с греческого «атом» = неделимый) - отдельный, единичный представитель человеческого рода, рассматриваемый в качестве биосоциального существа. Представитель общности, отличающийся внешним видом и набором социально значимых качеств. ● Индивидуальность - неповторимое своеобразное сочетание природных задатков, поведения, образа жизни.
Индивидуальностью становятся практически с рождения, приобретя лишь некоторый опыт труда и общения.
● Личность - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.
Вне общества человек не может стать индивидуальностью, а тем более личностью. Личностью становятся в процессе социализации.
Сущностный подход к личности: Оценка качеств, определяющих образ жизни и самооценку индивидом своих особенностей, сопоставление личности человека с установившимися в обществе нормами.
Через набор функций и ролей: Человек проявляется в зависимости от индивидуальных черт и общественных условий. Для личности характерно проявление активности. Безличное существование - «плавание по воле волн».
* Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
■ Ананьев Б.Г. : Единство социального и биологического в человеке проявляется в единстве характеристик, таких как индивид, личность, индивидуальность. Носителем биологического является в человеке индивид. Но становление личности не возможно без определенных природных качеств.
■ Аверин В.А. : Человек - это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.
● Индивидуальность - неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств - как данных от природы, так и приобретенных в ходе его жизни в обществе.
Бытие человека.
● Бытие - наиболее общая категория философской антропологии, отражающая все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. В отличие от бытия мира оно ограничено во времени и пространстве и неизбежно превращается в небытие. Смысл бытия человека - в придании смысла бытию мира. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное, бытие человека, как духовного феномена.
Межличностные отношения.
● Межличностные отношения - один из видов социальных отношений - отношение между индивидами по различным
основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации они подразделяются:
Межличностные отношения проявляются чаще в малых группах, которые отличаются стабильностью, если ее членов объединяют общие интересы, устремления, ценности, групповые нормы, за нарушение которых следуют санкции.
● Конфликт - осознанное столкновение, противоборство как минимум двух людей, их противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно важных для личности и групп.
Фазы конфликта:
1. определение ситуации как конфликтной (но конфликт может возникнуть, или не возникнуть);
2. выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации:
1 вариант - «уход от ситуации» = сделать вид, что ничего не произошло;
2 вариант - «переговоры» или «торг» = взаимные уступки;
3 вариант - «борьба» = попытка получения максимально от желаемого без уступок;
3. Выбор способов действия для 2 и 3 вариантов.
Один из способов разрешения конфликта - спор.
Правила ведения спора:
- С. может происходить только после взаимного согласия сторон и сразу после возникновения конфликта;
- участники должны точно представлять предмет спора и цель, которую необходимо достичь каждому;
- стиль спора должен быть конкретным, проблема актуальной для обоих участников;
- обе стороны должны быть активны, но без «шума» и с «обратной связью»;
- аргументы деловые, действуют правила честной игры, без обобщений («всегда», «везде», «все вы такие» и т.д.) и личных оскорблений => ссора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.