Обществознание. Тема: "Человек как биосоциальное существо"
Оценка 4.9

Обществознание. Тема: "Человек как биосоциальное существо"

Оценка 4.9
docx
25.04.2020
Обществознание. Тема: "Человек как биосоциальное существо"
Человек как биосоциальное существо.docx

Человек как биосоциальное существо

1. Понятия "человек" и "личность". Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке

 

 

 

 

 

 

 

 

Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он – человек. Ответ на этот вопрос одновременно ясен и сложен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с каким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распознает человека? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека?

 Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы "извне". Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.

 Другой подход – "изнутри" – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.

 Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.

 Человекцелостное биосоциальное существо, высшая ступень развития живых существ на Земле. При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, мыслящего, радующегося и страдающего. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. Получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.

 Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Чтобы уяснить различие между терминами "индивид" и "индивидуальность", обратимся к примеру.

 20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

 Личность – итог развития индивида. Деятельность – основной путь и единственный способ стать личностью. Понятие личности играет в общественных науках, а особенно в социологии, очень важную роль. Независимо от того, рассмат­риваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке "строителя" социальной реаль­ности, мы не можем отрицать того факта, что без личности как носителя биологических и психологических особенностей обще­ство оказывается просто невозможным. Нормы и обычаи обще­ства всегда воплощаются в представлениях, поступках и сужде­ниях конкретных людей, то есть личностей.

Личность — человек (индивид), который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Понятие "личность" подчеркивает надприродную сущность человека, то есть то, что не определено генетически и биологически. Личностью становятся, а не рожда­ются: мы никогда не говорим о личности новорожденного. Ново­рожденный — это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя соци­альные обязательства. А это означает, что личность – это, прежде всего, социальное понятие.

 Человек действительно не свободен, поскольку он неизбежно должен следовать определенным нор­мам; даже нарушение норм не является проявлением свободы, человек обычно выбирает между двумя способами поведения, а, следовательно, и согласует свое мнение с нормами или, напротив, намеренно выбирает неправильный способ поведения. С другой стороны, отдельный человек использует свое "я", основыва­ясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Человек может стать инициатором трансфор­мации общества, то есть побудить его изменить те стандарты, ко­торые оно приняло и использует в своей жизни. Индивидуальная активность, личный пример – это важный, хотя и не единствен­ный источник изменения общества. А это означает, что человек обладает определенной степенью свободы.

Личность в социологии принято рассматривать как типично­го носителя норм, ценностей, традиций определенной социаль­ной группы (или нескольких социальных групп). Однако человек не перестает быть личностью оттого, что отказывается принимать ценности сообщества. Скорее, наоборот, "бунтарь" в нашем со­знании в большей степени является личностью, чем человек, по­корно подчиняющийся существующим Нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.

Личность формируется во взаимодействии внутренних побуж­дений и внешних ограничений.

В социологии существует мнение, что личность является фун­кцией от того множества ролей, которые выполняются челове­ком. Считается, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий отно­сительно поведения человека, которые имеет его окружение. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личностью, должен при­нять на себя роли.

Личность формируется под влиянием тех ожиданий и требо­ваний, которые направлены на человека со стороны других лиц. По мнению Ч. Кули, каждый человек строит представления других о себе самом как зеркало, и судим о самом себе по тому отраже­нию, которое он там обнаруживает. "Зеркальное "я" включает три компонента: а) восприятие человека другими людьми, б) ре­акция других людей на человека и в) восприятие человеком того, как другие люди реагируют на него.

При этом существует опасность неверного истолкования мне­ний, которые мы получаем от других, или искаженного зеркала. Так, например, люди часто принимают и поддерживают те при­ятные им высказывания о себе, которые в действительности ока­зываются не более чем лестью; точно так же человек может отне­сти брань начальника на свой счет, принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива, тогда как это просто проявление его плохого настроения.

При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекатель­ный или непривлекательный, достойный или никчемный. Подоб­ная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.

 

 

Выполните практическое задание:

 

Человек, личность.

1. Личностью не рождаются, ею становятся. Нет такого понятия, как "личность новорожденного". Ответьте на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 


Кто и что воспитывает тебя: ______________________________________.

Перечисли, какими качествами ты хочешь обладать: _________________.

Как этого можно достичь: ________________________________________.

2. Человек – это животное. Разве не так? Перечисли то, в чем он схож с животными: _________________________________________________________.

3. Укажи основные различия между человеком и животными:

 Человек на жизненном пути сталкивается со многими людьми и их поступками, постепенно он делает для себя выводы, что ему мешает в жизни, что он в людях не уважает, и что наоборот, ему в них нравится. Заполни таблицу: в левый столбик впишите качества, которые вы цените и одобряете в людях, а в правый столбик то, что вы не уважаете.

 

Я ценю

Я осуждаю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Трое молодых людей решили завести "свое дело" – создать фирму по ремонту квартир. Для этого они собрали деньги, которые были у них, взяли в долг у друзей и знакомых, чтобы купить инструменты и материалы. Наступил радостный момент – поход по магазинам. Когда еще не было куплено самое главное, они понимают, что сумку, где лежали деньги, они забыли в кафе. Друзья мигом вернулись в кафе, где обратились к буфетчице с вопросом о пропаже. Она ответила, что...

Дайте несколько вариантов ответа. Оцените их с позиций норм морали.

 

5. Исправьте ошибки в предложениях.

• Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.

• Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.

• Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления.

• Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей.

• С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.

• Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.

• Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно.

6. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они считают наиболее значимыми? К какой концепции – биологизаторской или социологизаторской - можно отнести каждое из высказываний? Чем человек отличается от животных?

Протагор. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несушсствующих, что они не существуют».

А. Н. Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».

М. Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».

И. Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей».

Э. Межелайтис: «Стать человеком - большая работа».

В. Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».

А. С. Макаренко: «У человека должна быть единственная специальность - он должен быть большим человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять ... везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».

В.А.Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог – только тогда можно стать настоящим человеком».

И. Гёте: «Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами».

К. Г. Паустовский: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - ЧEJI0BEK».

Ч.Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».

У. Хэзлитт: «Человек - единственное животное на свете, способное смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только человеку дано видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть».

Новалис: «Человеком стать - это искусство».

 


 

Человек как биосоциальное существо 1

Человек как биосоциальное существо 1

Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он –…

Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он –…

Личность — человек (индивид), который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств

Личность — человек (индивид), который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств

Человек, личность. 1. Личностью не рождаются, ею становятся

Человек, личность. 1. Личностью не рождаются, ею становятся

Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность

Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2020