Человек как биосоциальное существо
1. Понятия "человек" и "личность". Взаимоотношение духовного, телесного, социального и биологического начал в человеке
Вряд ли каждый из вас хотя бы раз в жизни не размышлял о себе, о других, стараясь понять, что представляют собой люди, каков он – человек. Ответ на этот вопрос одновременно ясен и сложен. Стоит посмотреться в зеркало, и можно уверенно сказать, что в нем отражается человек. Его не спутаешь ни с каким другим существом. А если человек лишен зрения? Как он распознает человека? И вообще, какие признаки являются самыми существенными для человека?
Подходы к изучению человека различны. В одних случаях он рассматривается как бы "извне". Тогда важно уяснить, что представляет собой человек через сопоставление его с природой (космосом), обществом, Богом, другим человеком. При этом выявляются коренные отличия человека от иных живых существ.
Другой подход – "изнутри" – предполагает изучение человека с точки зрения его биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни и т.п. И в этом случае тоже обнаруживаются сущностные черты человека.
Нет сомнения, человек – удивительное и безмерно интересное существо, пытливо вглядывающееся в мир и самого себя.
Человек – целостное биосоциальное существо, высшая ступень развития живых существ на Земле. При рождении человек включается в сферу семейно-бытовых отношений и становится под их влиянием индивидом. Понятие "индивид" служит для обозначения человека, как не похожего на других, мыслящего, радующегося и страдающего. По мере взросления, связи его с внешним миром расширяются, он приобщается через систему образования ко многим культурным ценностям. Получив соответствующее образование, человек включается в основные сферы жизнедеятельности общества – экономическую, социальную, политическую и духовную, обретая возможность стать личностью.
Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность – как своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое. Чтобы уяснить различие между терминами "индивид" и "индивидуальность", обратимся к примеру.
20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т.е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни, – он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии, стал литератором, за творчеством которого следила читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т.е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.
Личность – итог развития индивида. Деятельность – основной путь и единственный способ стать личностью. Понятие личности играет в общественных науках, а особенно в социологии, очень важную роль. Независимо от того, рассматриваем ли мы общество как первичное по отношению к человеку или, наоборот, видим в человеке "строителя" социальной реальности, мы не можем отрицать того факта, что без личности как носителя биологических и психологических особенностей общество оказывается просто невозможным. Нормы и обычаи общества всегда воплощаются в представлениях, поступках и суждениях конкретных людей, то есть личностей.
Личность — человек (индивид), который является носителем не только биологических и психологических особенностей, но и социально значимых качеств. Понятие "личность" подчеркивает надприродную сущность человека, то есть то, что не определено генетически и биологически. Личностью становятся, а не рождаются: мы никогда не говорим о личности новорожденного. Новорожденный — это всего лишь индивид, один из представителей человеческого рода, который пока еще не принял на себя социальные обязательства. А это означает, что личность – это, прежде всего, социальное понятие.
Человек действительно не свободен, поскольку он неизбежно должен следовать определенным нормам; даже нарушение норм не является проявлением свободы, человек обычно выбирает между двумя способами поведения, а, следовательно, и согласует свое мнение с нормами или, напротив, намеренно выбирает неправильный способ поведения. С другой стороны, отдельный человек использует свое "я", основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Человек может стать инициатором трансформации общества, то есть побудить его изменить те стандарты, которые оно приняло и использует в своей жизни. Индивидуальная активность, личный пример – это важный, хотя и не единственный источник изменения общества. А это означает, что человек обладает определенной степенью свободы.
Личность в социологии принято рассматривать как типичного носителя норм, ценностей, традиций определенной социальной группы (или нескольких социальных групп). Однако человек не перестает быть личностью оттого, что отказывается принимать ценности сообщества. Скорее, наоборот, "бунтарь" в нашем сознании в большей степени является личностью, чем человек, покорно подчиняющийся существующим Нормам. Следовательно, и принятие норм и ценностей, и протест против них являются свойствами личности.
Личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений.
В социологии существует мнение, что личность является функцией от того множества ролей, которые выполняются человеком. Считается, что основной единицей анализа в социологии является не личность, а роль — совокупность тех ожиданий относительно поведения человека, которые имеет его окружение. С этой точки зрения индивид, чтобы стать личностью, должен принять на себя роли.
Личность формируется под влиянием тех ожиданий и требований, которые направлены на человека со стороны других лиц. По мнению Ч. Кули, каждый человек строит представления других о себе самом как зеркало, и судим о самом себе по тому отражению, которое он там обнаруживает. "Зеркальное "я" включает три компонента: а) восприятие человека другими людьми, б) реакция других людей на человека и в) восприятие человеком того, как другие люди реагируют на него.
При этом существует опасность неверного истолкования мнений, которые мы получаем от других, или искаженного зеркала. Так, например, люди часто принимают и поддерживают те приятные им высказывания о себе, которые в действительности оказываются не более чем лестью; точно так же человек может отнести брань начальника на свой счет, принять ее близко к сердцу, считая, что она справедлива, тогда как это просто проявление его плохого настроения.
При помощи отношений с другими, через принятие их оценок человек выясняет для себя, умный он или глупый, привлекательный или непривлекательный, достойный или никчемный. Подобная оценка не обязательно соответствует реальности, но имеет огромное значение.
Выполните практическое задание:
Человек, личность.
1. Личностью не рождаются, ею становятся. Нет такого понятия, как "личность новорожденного". Ответьте на вопросы
Кто и что воспитывает тебя: ______________________________________.
Перечисли, какими качествами ты хочешь обладать: _________________.
Как этого можно достичь: ________________________________________.
2. Человек – это животное. Разве не так? Перечисли то, в чем он схож с животными: _________________________________________________________.
3. Укажи основные различия между человеком и животными:
Человек на жизненном пути сталкивается со многими людьми и их поступками, постепенно он делает для себя выводы, что ему мешает в жизни, что он в людях не уважает, и что наоборот, ему в них нравится. Заполни таблицу: в левый столбик впишите качества, которые вы цените и одобряете в людях, а в правый столбик то, что вы не уважаете.
Я ценю |
Я осуждаю |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Трое молодых людей решили завести "свое дело" – создать фирму по ремонту квартир. Для этого они собрали деньги, которые были у них, взяли в долг у друзей и знакомых, чтобы купить инструменты и материалы. Наступил радостный момент – поход по магазинам. Когда еще не было куплено самое главное, они понимают, что сумку, где лежали деньги, они забыли в кафе. Друзья мигом вернулись в кафе, где обратились к буфетчице с вопросом о пропаже. Она ответила, что...
Дайте несколько вариантов ответа. Оцените их с позиций норм морали.
5. Исправьте ошибки в предложениях.
• Человек в отличие от животных не может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и не может приспосабливаться к ним.
• Человек может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми.
• Производство орудий труда не способствовало разложению инстинктивной основы поведения человека и появлению абстрактного мышления.
• Поведение человека сводится только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него не свойственно самоограничение и даже самопожертвование в пользу других людей.
• С завершением антропогенеза общество перестает меняться, напротив, процесс развития человека продолжается до сих пор.
• Биологизаторские концепции считают несущественными все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность.
• Биологическое и социальное существуют в человеке обособленно.
6. Прочитайте высказывания. Какой смысл вкладывают авторы в понятие «человек»? Какие качества человека они считают наиболее значимыми? К какой концепции – биологизаторской или социологизаторской - можно отнести каждое из высказываний? Чем человек отличается от животных?
Протагор. «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несушсствующих, что они не существуют».
А. Н. Радищев: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом».
М. Ю.Лермонтов: «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой».
И. Кант: «Человечность - это способность участвовать в судьбе других людей».
Э. Межелайтис: «Стать человеком - большая работа».
В. Г. Белинский: «Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и прочим, но худо не быть при этом человеком».
А. С. Макаренко: «У человека должна быть единственная специальность - он должен быть большим человеком, человеком настоящим. Если ты сумеешь это требование понять ... везде для тебя будет интересно и везде ты сможешь дать что-нибудь ценное в жизни».
В.А.Сухомлинский: «Пусть всегда будут широко раскрыты глаза души твоей для чужого горя и радости, дел и тревог – только тогда можно стать настоящим человеком».
И. Гёте: «Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами».
К. Г. Паустовский: «Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание - ЧEJI0BEK».
Ч.Дарвин: «Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшим различием между человеком и животным».
У. Хэзлитт: «Человек - единственное животное на свете, способное смеяться и рыдать, ибо из всех живых существ только человеку дано видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть».
Новалис: «Человеком стать - это искусство».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.