Культура как способ бытия человека
Бытие — философская категория. Философия — это наука, изучающая систему идей, взглядов на мир и место в нем человека. В философском контексте означает прежде всего существование, основанное на положении «я есть». При этом необходимо различать реальное и идеальное бытие, имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально и неповторимо и означает действительное существование вещи или человека. Идеальное бытие представляет собой сущность предмета. Оно лишено временного, практического характера, остается неизменным. Идеальным бытием обладают идеи, ценности, понятия.
Наука выделяет:
1) бытие вещей, процессов, природы как единого целого;
2) бытие человека;
3) бытие духовного;
4) бытие социального, включающее индивидуальное бытие и бытие общества.
Первая форма бытия означает, что природа существует вне знания человека, она бесконечна в пространстве и во времени как объективная реальность, так же как и все предметы, созданные человеком.
Бытие человека включает в себя единство телесного и духовного существования. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с духовной жизнью человека. С другой стороны, сила духа может поддерживать жизнь человека, например в случае его болезни. Важную роль для бытия человека имеет его мыслительная деятельность. Р.Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». Человек существует подобно любой другой вещи, но благодаря мышлению он способен осознавать факт своего существования.
Бытие человека — объективная реальность, не зависящая от сознания конкретного человека, поскольку является комплексом природного и общественного.
Понятие «культура» имеет множество значений. Сам термин — латинского происхождения. Изначальный его смысл— обработка земли с целью ее улучшения для дальнейшего использования. Таким образом, термин «культура» предполагал изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В переносном смысле культура — это улучшение телесных и духовных качеств человека, например культура тела, духовная культура. В широком смысле культура — это совокупность достижений человечества в материальной и духовной сферах
К материальным ценностям относятся все предметы материального мира, созданные человеком. Это одежда, средства транспорта, орудия труда и др. Духовная сфера включает в себя литературу, искусство, науку, образование, религию. Культура предстает как сотворенная человеком так называемая «вторая природа», стоящая над природой естественной.
Культура – явление сложное, многогранное и динамичное. Развитие культуры – процесс двуединый. Он требует, с одной стороны, суммирования, накопления опыта и культурных ценностей предыдущих поколений, т.е. создание традиций (нисходящий путь), а с другой стороны, преодоления этих же традиций путем приращения культурного богатства, т.е. новаторства (восходящий путь). Традиции – стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности. Новаторство же сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.
Главная особенность культуры — ее человеческое начало, означающее, что вне человеческого общества культуры не существует. Культура характеризует как развитие определенных исторических эпох, наций и народностей (культура первобытного общества, античная культура, культура русского народа), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности(культура труда, культура быта, нравственная культура, художественная культура и т.д.).
Уровень и состояние культуры можно определить исходя и развития общества. В связи с этим выделяют примитивную и высокую культуру. На определенных этапах может последовать вырождение культуры, ее застой и упадок. Взлеты и падения культуры зависят от того, насколько члены общества, являющиеся ее носителями, остались верны своей культурной традиции.
На первобытнообщинной стадии развития человек был неотъемлемой частью рода, общины. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные элементы развития общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры.
Другой особенностью жизни первобытного общества был «естественный» характер. Родоплеменные отношения «естественно» возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений стал одновременно переворотом в механизмах функционирования и развития общест, означавшим становление цивилизации.
Понятие цивилизации весьма многозначно. В него часто вкладывается самое разное содержание. Действительно, это понятие употребляют и как синоним культуры(человек культурный и цивилизованный — характеристики равнозначные), и как нечто ей противостоящее (например, физический комфорт общества в противоположность культуре как началу духовному).
Цивилизация — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным действиям с другими людьми. Переход от варварства к цивилизации — это процесс, продолжавшийся длительное время отмеченный многими новациями, такими как приручение животных, становление земледелия, изобретение письменности, появление публичной власти и государства.
В настоящее время под цивилизацией понимается то, что дает комфорт, удобство, обеспечиваемое техникой. Еще одно из современных определений этого понятия — следующее: цивилизация — это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в и противостоянии внешнему миру.
Критерием видового многообразия народов и государств у ни было принято понятие цивилизации с присущими им характерными признаками: культура, религия, развитие технологии и т.д. В зависимости от подхода к понятию цивилизации выделяют следующие типы цивилизаций:
-в соответствии с периодами исторического развития — древние, средневековые и современные цивилизации;
-в соответствии со спецификой развития — восточные, западные и смешанные цивилизации;
-в соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов —первичные (государство является политико-религиозной организацией) и вторичные (государство отличается от религиозной организации);
-в соответствии с уровнем экономического развития — доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные цивилизации.
Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно-производственной технологией, но и, в не меньшей степени, соответствующей ей культурой. Ей присущи определенная философия, общественно значимые ценности, обобщенный образ мира, специфический образ жизни со своим особым жизненным принципом, основу которого составляют дух народа, его мораль, вера, обусловливающие определенное отношение к самому себе. Этот главный жизненный принцип объединяет людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство на протяжении всей собственной истории. В связи с этим в каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы—биосоциальную, экономическую, политическую и культурную, имеющие в каждом конкретном случае свою специфику.
Историки выделяют древнейшие цивилизации, такие как Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон и Древний Египет, а также цивилизации Средневековья. Все они относятся к так называемым доиндустриальным цивилизациям.
Выполните практическое задание:
Задание 1. Допишите недостающие понятия.
• Культура имеет проявления в двух сферах жизни человечества:
материальной;
…………………………………………
• В соответствии с периодами исторического развития выделяют цивилизации:
…………………………………………
Средневековые;
………………………………………….
• в соответствии со спецификой развития различают цивилизации:
………………………………………….
………………………………………….
Смешанные.
• В соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов цивилизации делят на: первичные (государство является политико-религиозной организацией);
………………………………………………………………………………………………..
• В соответствии с уровнем экономического развития выделяют
цивилизации:
…………………………………………………………………………………………………
индустриальные;
…………………………………………………………………………………………………
• В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:
…………………………………………………………………………………………………
экономическую;
…………………………………………………………………………………………………
культурную.
• Доиндустриальными цивилизациями считаются:
Древняя Индия;
………………………………………….
государства мусульманского Востока;
……………………………………………..
……………………………………………..
цивилизации Средневековья.
Задание 2.
Задание 3. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказывания сделайте вывод о значении культуры в развитии человечества.
Из «Лунь юй» («Беседы и высказывания») - собрания высказываний Конфуция, составленного его учениками:
«Учитель говорил:
- Если естество в человеке одолеет культуру - получится дикарь. Если культура одолеет естество - получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать достойным мужем».
Эталоны ответов
Задание 1
Духовной
Древние
Современные
Восточные,
Западные
вторичные (государство отличается от религиозной организации)
доиндустриальные,……………….
постиндустриальные
биосоциальную,..... ,
политическую
Китай,
Вавилон,
Древний Египет
Задание 2
Восходящий Нисходящий
1), 3), 6), 7), 8) 2), 4), 5)
Задание 3.
Думаю культура в данной цитате означает духовную эволюцию, а по сему человек эволюционировал физически, но при этом необходима и культурное развитие. Ведь если естество (инстинкты) одержат верх над разумом, то получится дикарь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.