Общие принципы, методы и критерии оценки уровня воспитанности учащихся
Оценка 4.6

Общие принципы, методы и критерии оценки уровня воспитанности учащихся

Оценка 4.6
docx
19.11.2024
Общие принципы, методы и критерии оценки уровня воспитанности учащихся
ГМО Гур Н.О.docx

Общие принципы, методы и критерии оценки уровня воспитанности учащихся

. «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях », - так писал К.Д.Ушинский.

Воспитательная работа должна начинаться с педагогической диагностики

Каждому учителю-воспитателю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности.. Диагностика помогает получить данные о состоянии педагогического процесса.

1.      Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения .Для каждого педагога должно быть правилом хорошо изучить своих учеников- значить намного облегчить воспитательную работу, сделать её более конкретной и целеустремлённой.

2.      Изучение проводится планомерно и систематически. Важно учитывать ,что ученики всё время растут , развиваются, их интересы постоянно изменяются, поэтому следует изучать школьника в развитии и активно руководить этим развитием.

3.       Очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения.

Что, если ребёнок никогда не сможет достичь того уровня воспитанности, который педагоги устанавливают как стандартный и желательный для всех? Не сможет не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или особенностей своего физического и интеллектуального развития. Имеет ли мы моральное право оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и разной социальной ситуацией развития в соответствии с единым стандартом, сравнивая их друг с другом?

 

Рассмотрение какого бы то ни было стандарта воспитанности, которому должен соответствовать каждый ребёнок, как показателя качества воспитания крайне опасно! Вызываемое таким подходом вольное или невольное сравнение воспитанников друг с другом — «один лучше, другой хуже» — недопустимо! В этой связи как показатель качества воспитания лучше рассматривать не степень приближения ребёнка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой — каким был, каким стал, то есть его личностный рост.

У каждого ребенка есть типичные возрастные возможности и присущие ему индивидуальные задатки, проявление темперамента, интеллектуальные способности, эмоциональные, волевые качества, привычки, черты характера. Из всего сложного богатого внутреннего мира человека следует выделить те свойства, которые влияют на становление морального облика, на отношение к окружающим людям, к самому себе, обществу, труду, жизни как таковой. В центре внимания должны быть психические состояния школьников, потребности, уровень самооценки, мотивы, убеждения и идеалы, в конечном счете определяющие направленность характера. Важно понять спицифику каждого их взаимосвязь, в общем процессе нравственного становления личности, чтобы определить возможности  целесообразного поведения.

 

 

Для оценки уровня воспитанности ребёнка можно использовать методы:

 

1.Наблюдение.  Педагогу стоит обратить внимание на внешний вид, речь, поведение ребёнка, его избирательную деятельность, реакции на социальные явления, систему взаимоотношений с окружающими. 

2.Формирование диагностической карты личностного развития школьника. В ней фиксируются крупные достижения и недостатки личности, увлечения, специфические умения, поведение, положение в школьном коллективе, способность к выполнению поручений, трудовая активность, уровень самооценки. 

·         3.Опросные методы : анкетирование, интервью, тесты, проективные методы. беседы

Беседы с учащимися Значительное место в процессе изучения занимают беседы со школьниками. Они помогают выявить мотивы поведения, интересы и склонности. Умело, проведенные беседы позволяют заглянуть в тайники психики. Если чутко и внимательно подойти к ученику, он охотно расскажет о своих желаниях и мечтах, об отношении к родителям, товарищам

Беседы с родителями, обследование домашних условий

Для глубокого и всестороннего изучения школьников необходимы обследования домашних условий ребенка, беседа с родителями. Обследование предполагает, прежде всего, ознакомление с материальным положением семьи, бытовыми условиями, взаимоотношениями в семье, какое место занимает ребенок. Посещение детей па дому и беседы с родителями не только помогают установить тесный контакт между школой и семьей, но и дают много полезных сведений о детях.

Беседы с учителями-предметниками Тесный контакт с учителями позволяет нам лучше изучить учащихся и обеспечить правильный подход к ним в процессе воспитания и обучения. Иногда обнаруживается, что некоторые ученики на уроках одних учителей ведут себя хорошо, а у других - нарушают дисциплину, небрежно относятся к выполнению домашнего задания.

5.Метод столкновения взглядов и позиций. Учеников просят высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме.

6.Метод социометрического выбора. Помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, их нравственные ориентации, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников.

7. Метод создания преднамеренных ситуаций предполагает создание таких обстоятельств,в которых человек наиболее ярко обнаруживает свои позиции, взгляды, мотивы. В педагогике этот метод используется для диагностики воспитания личностных качеств ребенка. Например ребенок ставится перед необходимостью решить какую либо проблему: нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли.

Оценить уровень воспитанности ребёнка можно с помощью метода воспитывающих ситуаций.  Это создание ситуаций, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Например, проблему нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли.

Метод ранжирования: Школьника ставят перед выбором значимых для личности понятий. Например, предлагают расставить из предложенного списка 5–10 слов в поочерёдности согласно степени личной значимости. Это помогает выявить ценностные предпочтения личности.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Детям предлагают пиктографические рисунки неопределённого сюжета. Так как ситуация неясна, то они прочитывают картинки так, как им хотелось бы видеть ситуацию, то есть невольно высказывают свои предпочтения.

Игровой метод может быть эффективным инструментом для выявления воспитанности обучающихся. В игре люди показывают свой внутренний мир через действия в игровой ситуации, а также через общее состояние на протяжении игры. 3

Некоторые особенности игрового метода:

  • При разработке игры педагог закладывает в неё воспитательный потенциал. В ходе игры он руководит ей таким образом, чтобы этот потенциал раскрыть как можно лучше. 3
  • Более подходящими для диагностики являются спонтанные игры или игры, в которых воспитанникам предоставлена максимальная свобода. Запланированная игра может быть начата без контроля со стороны педагога. В это время педагог наблюдает за игрой и делает вывод об уровне воспитанности, наличии качеств личности, нуждающихся в коррекции. 3
  • На этапе подготовки игры можно начать диагностику уровня воспитанности. Активность детей на этом этапе может свидетельствовать о развитости таких качеств, как ответственность и добросовестность. Пассивность показывает низкий уровень развития этих качеств. 3
  • На этапе окончания игры также можно получить информацию об уровне воспитанности. Для этого можно дать возможность участникам игры оценить своё поведение в процессе игры. Изучая самоанализ действий участника в процессе игры, можно судить об уровне его общей культуры. 3

Также для диагностики воспитанности могут использоваться социально моделирующие игры, которые представляют ситуации социального взаимодействия. Одна из функций таких игр — диагностика учащимися своих социальных возможностей. 

 

Фантастический выбор. Методики «Золотая рыбка», «Волшебная палочка», «Цветик-семицветик» дают представление о желаниях детей: потребительских и созидательных, духовных и материальных, эгоистических и альтруистических.

Акт добровольцев. Детей приглашают принять участие в каком-либо деле: озеленении школы, её эстетическом оформлении, благоустройстве, помощи малышам, ветеранам и др. При этом приглашаются только добровольцы, чтобы не влиять на выбор школьников и не порицать за отсутствие положительного выбора.

 

 В Характеристике класса мы также можем увидеть динамику уровня воспитанности детей его изменения за прошлое полугодие.  Здесь должны быть подмечены наиболее существенные признаки.

Стадия развития коллектива, преобладающие общие интересы, и разобщенность групп.

Моральный облик и авторитетность лидеров, способность действовать согласованно с воспитателем в то же время отражая интересы товарищей. Нравственные критерии и требования общественного мнения, сложившиеся положительные и отрицательные обычаи и традиции.

Наиболее важные виды деятельности, которые удалось осуществить, их воспитательное влияние. Микроклимат в классе во взаимоотношениях учащихся преобладает отзывчивость, гуманность или недоброжелательность, равнодушие к делам и проблемам друг к другу, а порой и конкурирующее столкновение принципов.

В процессе этих методов мы можем оценить  критерии поведение ребенка в семье, поведение в школе, отношение старших по возрасту, отношение к сверстникам, поведение в общественных местах, отношение к себе.

Полученные в воспитательном процессе результаты необходимо измерить,

зафиксировать и проанализировать. Этому служит диагностика. Но особую значимость приобретает педагогическая диагностика на последнем

этапе каждого цикла воспитательного процесса. Она позволяет оценить реальные

результаты воспитания, соотнести их с поставленными целями, определить

рассогласования и их причины, что позволяет скорректировать стратегию и тактику

дельнейшей воспитательной деятельности.

Технология воспитания требует, чтобы задача была раскрыта на основе данных диагностики, инструментально описывая поведение учащегося. В данном случае это будет примерно так: учащийся знает себя, имеет представление о своем Я, умеет понимать и уважать другого, проявляет эмпатию в общении и т.д.. Необходимо обсуждение результатов с самим обучающимся в доверительной беседе, в отдельных случаях - обсуждение оценки по отдельным показателям. В других случаях - обсуждение оценки уровня воспитанности обучающегося с его родителями (лучше в совместной беседе). И все это при соблюдении педагогического такта, выдержки, доброжелательности. Опыт использования оценки воспитанности и процедура ее выставления убеждает в том, что это стимулирует у обучающихся процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Общие принципы, методы и критерии оценки уровня воспитанности учащихся

Общие принципы, методы и критерии оценки уровня воспитанности учащихся

Для оценки уровня воспитанности ребёнка можно использовать методы : 1

Для оценки уровня воспитанности ребёнка можно использовать методы : 1

Например, проблему нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли

Например, проблему нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли

В Характеристике класса мы также можем увидеть динамику уровня воспитанности детей его изменения за прошлое полугодие

В Характеристике класса мы также можем увидеть динамику уровня воспитанности детей его изменения за прошлое полугодие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2024