Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия
Оценка 5

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Оценка 5
Мероприятия
docx
математика
Взрослым
20.03.2018
Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия
Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек. Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.Основные правила организации интерактивного обучения. Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения. Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек. Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства. Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия.docx
Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия Основные правила организации интерактивного обучения. Правило   первое.   В   работу   должны   быть   вовлечены   в   той   или   иной   мере   все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.  Правило   второе.   Надо   позаботиться   о   психологической   подготовке   участников. Речь   идет   о   том,   что   не   все,   пришедшие   на   занятие,   психологически   готовы   к непосредственному   включению   в   те   или   иные   формы   работы.   В   этой   связи   полезны разминки,   постоянное   поощрение   за   активное   участие   в   работе,   предоставление возможности для самореализации. Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество   участников   и   качество   обучения   могут   оказаться   в   прямой   зависимости. Оптимальное количество участников – до 25 человек. Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Правило пятое.  Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.  Правило   шестое.  Отнеситесь   с   вниманием   к   делению   участников   семинара   на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.  Обязательные условия организации интерактивного обучения:   доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;   демократический стиль;   сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;   опора   на   личный   ("педагогический")   опыт   обучающихся,   включение   в   учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;   многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;   включение   внешней   и   внутренней   мотивации   деятельности,   а   также взаимомотивации обучающихся. Интерактивные   формы   обучения   обеспечивают   высокую   мотивацию,   прочность знаний,   творчество   и   фантазию,   коммуникабельность,   активную   жизненная   позицию, командный   дух,   ценность   индивидуальности,   свободу   самовыражения,   акцент   на деятельность, взаимоуважение и демократичность Использование интерактивных методов на занятиях разных видов 1.1 Интерактивные методы на лекциях Интерактивное   обучение   обеспечивает   взаимопонимание,   взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал,  но  способствуют  его  лучшему   усвоению  и,   что  особенно  важно,  формируют мнения, отношения, навыки поведения.  1.«Мозговой штурм», «Мозговая атака»  «Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во   время   мозгового   штурма   участники   свободно   обмениваются   идеями   по   мере   их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 2.Мини­лекция Мини­лекция является одной из эффективных форм преподнесения теоретического материала. Перед  объявлением  какой­либо информации преподаватель  спрашивает,  что знают об этом студенты. После предоставления какого­либо утверждения преподаватель предлагает   обсудить   отношение   студентов   к   этому   вопросу.   Подробнее   можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 3. Презентации с использованием различных вспомогательных средств с обсуждением К   интерактивным   методам   относятся   презентации   с   использованием   различных вспомогательных   средств:   доски,   книг,   видео,   слайдов,   компьютеров   и   т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 4.Просмотр и обсуждение видеофильмов  На   занятиях   можно   использовать   как   художественные,   так   и   документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 5.Интервью Термин   «интервью»   происходит   от   английского   interview,   т.е.   беседа.   По содержанию интервью делятся на группы: Документальные интервью; Интервью мнений; Интервью «пресс­конференция». Субъектом интервью может выступать как лектор, так и студенты, подготовившие информацию   по   заданной   теме.   Подробнее   можно   ознакомиться   в   приложении   на   стр. Error: Reference source not found. 6.Обратная связь Актуализация полученных на лекции знаний путем выяснения реакции участников на   обсуждаемые   темы.   Подробнее   можно   ознакомиться   в   приложении   на   стр.  Error: Reference source not found. 7.Лекция с заранее объявленными ошибками Лекция   с   заранее   запланированными   ошибками   позволяет   развить   у   обучаемых умение   оперативно   анализировать   профессиональные   ситуации,   выступать   в   роли экспертов,   оппонентов,   рецензентов,   выделять   неверную   и   неточную   информацию. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр.Error: Reference source not found. 1.2 Интерактивные методы на практических занятиях (семинарах) 1.2.1Разминка Разминка   способствует   развитию   коммуникативных   навыков   (общению).   Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку   из   полученных   знаний,   т.е.   конструирование   нового   знания.   Подробнее   можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.2.2Дискуссия Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных   вопросов   и   вместе   с   тем   своеобразный   способ   познания.   Дискуссия предусматривает   обсуждение   какого­либо   вопроса   или   группы   связанных   вопросов компетентными   лицами   с   намерением   достичь   взаимоприемлемого   решения.   Дискуссия является   разновидностью   спора,   близка   к   полемике,   и   представляет   собой   серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.2.3Кейс­метод (разбор конкретных производственных ситуаций) Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных   ситуаций   и   решения   ситуационных   задач:   стандартных,   критических, экстремальных.   Метод   способствует   активизации   обучающихся,   стимулированию   их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную   ситуацию,   разобраться   в   сути   проблем,   предложить   возможные   варианты решения и выбрать лучший из них. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.2.4Коллективные решения творческих задач Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от   обучающихся   не   простого   воспроизводства   информации,   а   творчества,   поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.2.5Деловая игра Имитируются   реальные   условия,   отрабатываются   конкретные   специфические операции,   моделируется   соответствующий   рабочий   процесс.   Подробнее   можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found.  1.3 Интерактивные методы в лабораторном практикуме 1.3.1Работа в малых группах Работа в малых группах  – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает   всем   обучающимся   возможность   участвовать   в   работе,   практиковать   навыки сотрудничества,   межличностного   общения   (в   частности,   умение   активно   слушать, вырабатывать   общее   мнение,   разрешать   возникающие   разногласия).   Подробнее   можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found.  1.3.2Моделирование производственных процессов и ситуаций  Метод «Моделирование производственных процессов и ситуаций» предусматривает имитацию   реальных   условий,   конкретных   специфических   операций,   моделирование соответствующего рабочего процесса, создание интерактивной модели и др. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.3.3Ролевая игра Ролевая   игра   –   это   разыгрывание   участниками   группы   сценки   с   заранее распределенными   ролями   в   интересах   овладения   определенной   поведенческой   или эмоциональной   стороной   жизненных   ситуаций.   Подробнее   можно   ознакомиться   в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.3.4Тренинг Тренинг   (от   английского   train   ­   воспитывать,   учить,   приучать)   –   это   процесс получения   навыков   и   умений   в   какой­либо   области   посредством   выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр. Error: Reference source not found. 1.4 Интерактивные методы в самостоятельной работе Основная возможность применения интерактивных методов при самостоятельной работе заключается в организации групповой работы студентов. Стимулирование тесного общения   учащихся   друг   с   другом   приводит   к   формированию   навыков   социального поведения,   освоению   технологии   совместной   работы.   Работа   в   группе   невозможна   без умения   быстро   и   конструктивно   принимать   решения,   брать   на   себя   ответственность, общаться с другими людьми и улаживать конфликтные ситуации. По   мнению   некоторых   психологов,   выполнение   заданий   в   группах   возможно постольку, поскольку существуют условия, при которых учащиеся вынуждены помогать друг другу в достижении успеха, и «подталкивают» к этому своих товарищей. Позитивная взаимозависимость создает отношения, в основе которых лежит взаимное стимулирование. При   создании   группы   для   выполнения   внеаудиторной   самостоятельной   работы преподаватель должен:     четко обозначить цель задания; проинструктировать студентов об этапах выполнения задания; объяснить студентам, каким должно быть взаимодействие членов группы, чтобы поставленная цель была достигнута; консультировать студентов в случае возникновения вопросов по существу задания или чтобы усилить взаимосвязь между членами группы. При этом консультирование между студентами и преподавателем в ходе разработки программы   может   осуществляться   как   непосредственно   в   аудиторное   время,   так   и   с использованием off­line и on­line технологий. 1.4.1Метод проектов В методе проектов студенты объединяются в небольшие группы и разрабатывают, например,   программу   социологического   исследования   на   любую   интересующую   их проблематику   или   схему   проведения   эксперимента   при   лабораторном   занятии.   Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки   логического   мышления,   максимально   раскрывают   творческие   возможности студентов   и   стимулируют   их   к   научно­исследовательской   работе.   Такая   проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ. Ярким   примером   организации   самостоятельной   работы   является   технология группового   проектного   обучения,   которая   реализуется   не   столько   во   время   плановых занятий, но и стимулирует самостоятельную работу и взаимодействие исполнителей. Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр.  Error: Reference source not found. 1.4.2Метод обучения в парах (спарринг­партнерство) Спарринг (от англ. sparring)  –  в боксе тренировочный  бой с целью всесторонней подготовки к соревнованиям.  Спарринг­партнёр – соперник в различных тренировочных состязаниях.  Соответственно,   спарринг­партнерство   как   форма   организации   во внеаудиторной самостоятельной работе представляет собой разновидность парной работы, в которой обучающиеся, исполняя роль соперников в состязании, выполняют задания по заранее заданному педагогом алгоритму.  Подробнее можно ознакомиться в приложении на стр.  Error: Reference source not found. На   лекционном   занятии   любой   студент   должен   быть   готов   участвовать   в   мини­ дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Таким образом,   происходит   активизация   работы   на   лекциях,   которые   перестают   быть исключительно монологом преподавателя. Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям заключается в обязательном выполнении студентом всех видов заданий по теме каждого занятия. Студент должен быть готов   к   ответу   на   вопросы   по   плану   занятия,   надежно   усвоить   основные   понятия   и категории, ответить на вопросы для самопроверки и письменно выполнить проблемные задания. Заключение При   использовании   интерактивных   методов   роль   преподавателя   резко   меняется, перестаёт   быть   центральной,   он   лишь   регулирует процесс   и   занимается   его   общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения  в  группах,  даёт  консультации,  контролирует   время  и  порядок  выполнения намеченного плана.  Использование  интерактивных  форм и методов  обучения  в процессе обучения в вузе позволят приобрести:   конкретному обучающемуся: ­   опыт   активного   освоения   содержания   будущей   профессиональной   деятельности   во взаимосвязи с практикой; ­ развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии; ­ освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;  учебной группе: ­ развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; ­ формирование ценностно­ориентационного единства группы; ­ поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; ­ принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; ­ развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; ­ развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам; системе   преподаватель   ­     группа­   нестандартное   отношение   к   организации образовательного процесса;­ формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях. 1. 2. Миэринь Л. А., Современные образовательные технологии в вузе : учеб.­метод. пособие / Л. А. Миэринь, Н. Н. Быкова, Е. В. Зарукина. – СПб. : Изд­во СПбГЭУ, 2015. – 169 с. Субочева   А.   Д.   Инновационные   методы   обучения   как   способы   активизации   мыслительной деятельности студентов. / А. Д. Субочева, О. Н. Субочева Список использованной литературы 1. Косолапова   М.А.   Технологические   подходы   в   организации   профессиональной подготовки   к педагогической  деятельности  в высшей школе  /Косолапова М.А.; Томский гос. пед. ун­т. – Томск, 2007. – 177 с. – Библиогр. : с. 104 – 110. Деп. В ИНИОН РАН № 60426  2. Зеер   Э.Ф.,   Павлова   А.М.,   Сыманюк   Э.Э.   Модернизация   профессионального образования: Компетентностный подход. – М.: МПСИ, 2005. – 216 с. 3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее   образование   сегодня.   –   2003.   –   №   5.   –   С.   34–42;     Компетентностный подход… // Высшее образование сегодня. – 2006. ­ № 6. – С. 20­26.

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия

Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018