Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Оценка 4.9

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Оценка 4.9
Научные работы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
26.04.2018
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Сразу отметим неточность термина «личностно-ориентированное образование». Правильнее говорить «индивидуально-ориен¬тированное образование», потому что все педагогические техно¬логии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, мы впредь индивидуально-ориен¬тированные технологии будем тоже называть личностно-ориенти¬рованными. Личностно-ориентированная технология представляет собой воп¬лощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
2.1.Анализ техн. личностно-ориентированного образ..doc
Общий анализ технологий личностно­ориентированного образования. Основные концептуальные идеи Сразу   отметим   неточность   термина   «личностно­ориентированное   «индивидуально­ориентированное   Правильнее образование».   говорить образование»,   потому   что   все   педагогические   технологии   являются   личностно­ ориентированными,   так   как   задаются   целью   развития   и   совершенствования личности   ребенка.   Однако,   следуя   сложившейся   традиции,   мы   впредь индивидуально­ориентированные   технологии   будем   тоже   называть   личностно­ ориентированными. Личностно­ориентированная   технология   представляет   собой   воп­ лощение гуманистической философии, психологии и педагогики.  В   центре   внимания   педагога   ­   уникальная   целостная   личность   ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор   в   разнообразных   жизненных   ситуациях.   В   отличие   от   формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь   достижение   личностью   перечисленных   выше   качеств   провозглашается главной целью обучения и воспитания. Истоки   развития   личностно­ориентированной   педагогической   технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина­Библера, где обоснована   идея   всеобщности   диалога   как   основы   человеческого   сознания. «Диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» (B.C. Библер). В   традиционных   дидактических   системах   основой   любой   педагогической технологии является объяснение, а в личностно­ориентированном образовании ­ понимание и взаимопонимание.  B.C. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом: при объяснении ­ только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании ­ два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение ­ всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание ­ это общение, сотрудничество, равен­ ство во взаимопонимании. Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля ­ к развитию, от управления ­ к самоуправлению. Основная установка педагога ­ не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н. Вентцель) для творчества.  Творчество,   исследовательский   поиск   являются   основным   способом существования ребенка в пространстве личностно­ориентированного образования.  Но   духовные,   физические,   интеллектуальные   возможности   детей   еще слишком   малы,   чтобы   самостоятельно   справиться   с   творческими   задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны  педагогическая помощь и поддержка. Это   ключевые   слова   в   характеристике   технологий   личностно­ ориентированного образования. Поддержка  выражает   существо   гуманистической   позиции   педагога   по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя   помощи   и   зашиты,   это   понимание   их   беззащитности   и   сознание собственной   ответственности   за   детскую   жизнь,   здоровье,   эмоциональное самочувствие, развитие.  Поддержка   основывается   па   трех   принципах,   сформулированных   Ш. Амо­нашвили:  любить ребенка;  очеловечить среду, в которой он живет;   прожить в ребенке свое детство. Чтобы   поддержать   ребенка,   считал   В.А.   Сухомлинский,   педагог   должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам  детей; верить,   что   ребенок   ошибается,   а   не   нарушает   этические   нормы   с   умыслом; защищать ребенка; (не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать   детскую   индивидуальность,   а   исправлять   и   направлять   ее   развитие, памятуя,   что   ребенок   находится   в   состоянии   самопознания,   самоутверждения, самовоспитания. Технологии поддержки ребенка. Технологии   личностной   ориентации   пытаются   найти   методы   и   средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка:   используют   методы   психодиагиостики,   изменяют   отношения   и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в том числе технические), корректируют содержание образования.  Наиболее   полно   технологии   индивидуальной   поддержки   разработаны   в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии.  К.   Роджерс  считает   основной   задачей   педагога   помощь   ребенку   в   его личностном росте.  Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.  К.   Роджере   утверждает,   что   учитель   может   создать   в   классе   нужную атмосферу   для   индивидуального   развития,   если   будет   руководствоваться следующими положениями:  на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать детям свое полное доверие к ним;  учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности;   учитель   должен   исходить   из   того,   что   у   детей   есть   внутренняя мотивация к учению;  учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;  важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;  учитель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой   группы   и   принимать   его;   учитель   должен   быть   активным   участником группового взаимодействия;  он должен открыто выражать в классе свои чувства;  должен   стремиться   к   достижению   эмпатии,   позволяющей   понимать чувства и переживания каждого школьника;  учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.  Академик Российской академии образования  Е.В. Бондаревская  выделяет ряд   существенных  требований   к   технологиям   личностно­ориентированного образования: 1. диалогичность, 2. деятельностно­творческий характер, 3. поддержка индивидуального развития ребенка, 4. предоставление   ему   необходимого   пространства   свободы   для принятия   самостоятельных   решений,   творчества,   выбора содержания и способов обучения и поведения. По мнению  Е.В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно­ ориентированная школа, должен удовлетворять следующие требования: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию; • • • заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; • умеет создавать и постоянно обогащать культур но­информационную и предметно­развивающую образовательную среду; • работает   с   содержанием   обучения,   придавая   ему   личностно­ смысловую направленность; • владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно­развивающее русло; • проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка. Педагогика сотрудничества. Педагогика   сотрудничества   является   одним   из   наиболее   всеобъемлющих научных обобщений 80­х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов­ новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советско­[го периода (СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинсклй, А.С. Макаренко) И зарубежных педагогов (Ж.­ Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс,  Э.  Берн) в области психолого­педагогической практики и науки. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной   модели,   не   имеет   нормативно­исполнительного   инструментария;   ее идеи   вошли   почти   во   все   современные   педагогические   технологии,   составили основу   «Концепции   среднего   образования   Российской   Федерации».  Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа, «проникаю­ щую»   технологию,   являющуюся   воплощением   нового   педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии как их составная часть. Педагогика   сотрудничества   имеет   следующие   классификационные характеристики: 1. по уровню применения ­ общепедагогическая технология; 2. по философской основе ­ гуманистическая; 3. по   основному   фактору   развития   ­   комплексная:   био­,   социо­   и психогенная; 4. по   концепции   усвоения:   ассоциативно­рефлекторная   +   поэтапная интериоризация; 5. по ориентации на личностные структуры ­ всесторонне гармоничная: 6. по   характеру   содержания:   обучающая   +   воспитательная,   светская, гуманистическая, общеобразовательная; проникающая; 7. по типу управления: система малых групп; 8. по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная; 9. по подходу к ребенку: гуманно­личностная, субъект­субъектная; 10. по   преобладающему   методу:   проблемно­поисковая,   творческая, диалогическая, игровая; 11. по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики сотрудничества: гуманно­личностный подход к ребенку; 12. переход от педагогики требований к педагогике отношений; 13. 14. В   «Концепции   среднего   образования   Российской   Федерации» сотрудничество   трактуется   как   идея   совместной   развивающей   деятельности единство обучения и воспитания. взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система   отношений   сотрудничество   многоаспектно;   но   важнейшее   место   в   нем занимают   отношения   «учитель   ­   ученик».   В   концепции   сотрудничества   ученик представлен   как   субъект   своей   учебной   деятельности.   Полому   два   субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим. В   рамках   коллектива   отношения   сотрудничества   устанавливаются   между учителями,   администрацией,   ученическими   и   учительскими   организациями; принцип   сотрудничества   распространяется   и  на   все   виды   отношений   учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями). В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: 1. Гуманно­личностный   подход   к   ребенку.  В   центр   школьной образовательной   системы   ставится   развитие   всей   целостной   со­ вокупности   качеств   личности.   Цель   школы   ­   разбудить,   вызвать   к жизни   внутренние   силы   и   возможности   учащихся,   использовать   и   для   более   полного ностный подход объединяет следующие идеи: свободного и     развития   личности.   Гуманно­лич­ • новый   взгляд   на   личность   как   цель   образования,   личностную направленность учебно­воспитательного процесса; • • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения, как метода, не дающего результатов в современных условиях; • новую трактовку индивидуального полхода; • формирование положительной Я­концепции, т. е. системы осознанных и   неосознанных   представлений   личности   о   самой   себе,   на   основе   которых   она строит свое поведение. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.  Открываются   новые   принципиальные   подходы   и   тенденции   в решении вопросов «чему» и «как» учить детей;  содержание   обучения   осматривается   как   средство   развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;   обучение   ведется   обобщенным   знаниям,   умениям   и   навыкам   и способам мышления;   интеграция, вариативность;   используется положительная стимуляция.  Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов­новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В.Ф. Шаталова, в «опережении»   С.Н.   Лысенковой,   в   «крупных   блоках»   П.М.   Эрдниева,   в «интеллектуальном  фоне класса» В.А. Сухомлинского, «развитии личности» по Л.В. Занкову, в «способностях творческих и исполнительских» И.П. Волкова, в «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского и др. 2. Концепция воспитания.  Концептуальные   положения   педагогики   сотрудничества  отражают важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе:  превращение школы знания в школу воспитания;  актуализация личности школьника;  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;  развитие творческих способностей ребенка;  возрождение национальных и культурных традиций;  сочетание   индивидуального   и   коллективного   воспитания;   *     постановка трудной цели. Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание образования. 4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика   сотрудничества   ставит   школу   в   ведущее,   ответственное положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна быть   рассмотрена   и   организована   с   позиций   педагогической   целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются   школа,   семья   и   социальное   окружение.   Результаты   определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотрудничества с родите­ лями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства. Гуманно­личностная технология Ш.А. Амонашвили. Дари себя детям!  Ш. Амонашвили Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей   экспериментальной   школе   педагогику   сотрудничества.   Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни». Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем: • способствовать   становлению,   развитию   и   воспитанию   в   ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; • • • облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение   условий   для   расширенного   и   углубленного   усвоения знаний и умений; • идеал воспитания ­ самовоспитание.  Основные концептуальные положения: 1. Все   положения   личностного   подхода   педагогики   сотрудни­ ества. 2. Ребенок   как   явление   несет   в   себе   жизненную   миссию,   которой   он должен служить. 3. Ребенок ­ высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты ­ могущество и безграничность. 4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе. Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно­речевая деятельность; лингвистическое чутье;   математическое   воображение;   осмысление   высоких   математических понятий;   постижение   прекрасною;   планирование   деятельности;   смелость   и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; постижение красоты всего окружающего. Перечисленные   знания   и   умения   формируются   с   помощью   специального содержания методик и методических приемов, среди которых:  гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;  индивидуальный   подход:   изучение   личности,   развитие   способностей, углубление в себя, педагогика успеха;  мастерство   общения:   закон   взаимности,   гласность,   его   величество   Вопрос, атмосфера романтики;  резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родите  учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Особую   роль   в   технологии   Ш.А.   Амонашвили   играет   оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо  отметки  ­ это «костыли хромой педагогики», вместо количественной оценки ­ качественное оценивание:   характеристика, самооценка.   пакет   результатов,   обучение   самоанализу, Урок   ­   ведущая   форма   жизни   детей   (а   не   только   процесс   обучения), вбирающая всю ­ и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок­творчество, урок­игра).

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.

Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018