Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Оценка 4.9
Научные работы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
26.04.2018
Сразу отметим неточность термина «личностно-ориентированное образование». Правильнее говорить «индивидуально-ориен¬тированное образование», потому что все педагогические техно¬логии являются личностно-ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, мы впредь индивидуально-ориен¬тированные технологии будем тоже называть личностно-ориенти¬рованными.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воп¬лощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
Общий анализ технологий личностноориентированного образования.
Основные концептуальные идеи
Сразу отметим неточность термина «личностноориентированное
«индивидуальноориентированное
Правильнее
образование».
говорить
образование», потому что все педагогические технологии являются личностно
ориентированными, так как задаются целью развития и совершенствования
личности ребенка. Однако, следуя сложившейся традиции, мы впредь
индивидуальноориентированные технологии будем тоже называть личностно
ориентированными.
Личностноориентированная технология представляет собой воп
лощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка,
стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации),
открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный
выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной
передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях
здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается
главной целью обучения и воспитания.
Истоки развития личностноориентированной педагогической технологии
содержатся в положениях диалоговой концепции культуры БахтинаБиблера, где
обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
«Диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю
человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все,
что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог»
(B.C. Библер). В традиционных дидактических системах основой любой педагогической
технологии является объяснение, а в личностноориентированном образовании
понимание и взаимопонимание.
B.C. Библер объясняет отличие этих двух феноменов следующим образом:
при объяснении только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании
два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение всегда взгляд
«сверху вниз», всегда назидание. Понимание это общение, сотрудничество, равен
ство во взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию,
от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления
к самоуправлению. Основная установка педагога не на познание «предмета»,
а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» (К.Н.
Вентцель) для творчества.
Творчество, исследовательский поиск являются основным способом
существования ребенка в пространстве личностноориентированного образования.
Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще
слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами
обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и
поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно
ориентированного образования.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по
отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у
учителя помощи и зашиты, это понимание их беззащитности и сознание
собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное
самочувствие, развитие.
Поддержка основывается па трех принципах, сформулированных Ш.
Амонашвили: любить ребенка;
очеловечить среду, в которой он живет;
прожить в ребенке свое детство.
Чтобы поддержать ребенка, считал В.А. Сухомлинский, педагог должен
сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию
ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей;
верить, что ребенок ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом;
защищать ребенка; (не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не
ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие,
памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения,
самовоспитания.
Технологии поддержки ребенка.
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства
обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого
ребенка: используют методы психодиагиостики, изменяют отношения и
организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения (в
том числе технические), корректируют содержание образования.
Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в
зарубежных исследованиях по гуманистической психологии.
К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его
личностном росте.
Педагогика, по его мнению, сродни терапии: она всегда должна возвращать
ребенку его физическое и психическое здоровье.
К. Роджере утверждает, что учитель может создать в классе нужную
атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться
следующими положениями:
на всем протяжении учебного процесса учитель должен демонстрировать
детям свое полное доверие к ним; учитель должен помогать учащимся в формулировании и уточнении целей
и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в
отдельности; учитель должен исходить из того, что у детей есть внутренняя
мотивация к учению;
учитель должен быть для учащихся источником разнообразного опыта, к
которому всегда можно обратиться за помощью;
важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;
учитель должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный
настрой группы и принимать его; учитель должен быть активным участником
группового взаимодействия;
он должен открыто выражать в классе свои чувства;
должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать
чувства и переживания каждого школьника;
учитель должен хорошо знать самого себя и свои возможности.
Академик Российской академии образования Е.В. Бондаревская выделяет
ряд существенных требований к технологиям личностноориентированного
образования:
1. диалогичность,
2. деятельностнотворческий характер,
3. поддержка индивидуального развития ребенка,
4. предоставление ему необходимого пространства свободы для
принятия самостоятельных решений, творчества, выбора
содержания и способов обучения и поведения.
По мнению Е.В. Бондаревской, учитель, в котором нуждается личностно
ориентированная школа, должен удовлетворять следующие требования:
имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;
проявляет гуманную педагогическую позицию;
•
• •
заботится об экологии детства, сохранении духовного и физического
здоровья детей;
•
умеет создавать и постоянно обогащать культур ноинформационную и
предметноразвивающую образовательную среду;
•
работает с содержанием обучения, придавая ему личностно
смысловую направленность;
•
владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их
в личностноразвивающее русло;
•
проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого
ребенка.
Педагогика сотрудничества.
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих
научных обобщений 80х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные
процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов
новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской
школы (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой), школы советско[го периода
(СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинсклй, А.С. Макаренко) И зарубежных педагогов (Ж.
Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психологопедагогической
практики и науки.
Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в
конкретной модели, не имеет нормативноисполнительного инструментария; ее
идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили
основу «Концепции среднего образования Российской Федерации». Поэтому
педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа, «проникаю
щую» технологию,
являющуюся воплощением нового педагогического
мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во
многие современные педагогические технологии как их составная часть. Педагогика сотрудничества имеет следующие классификационные
характеристики:
1. по уровню применения общепедагогическая технология;
2. по философской основе гуманистическая;
3. по основному фактору развития комплексная: био, социо и
психогенная;
4. по концепции усвоения: ассоциативнорефлекторная + поэтапная
интериоризация;
5. по ориентации на личностные структуры всесторонне гармоничная:
6. по характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская,
гуманистическая, общеобразовательная; проникающая;
7. по типу управления: система малых групп;
8. по организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная
+ групповая, дифференцированная;
9. по подходу к ребенку: гуманноличностная, субъектсубъектная;
10. по преобладающему методу: проблемнопоисковая, творческая,
диалогическая, игровая;
11. по категории обучаемых — массовая. Целевые ориентации педагогики
сотрудничества:
гуманноличностный подход к ребенку;
12. переход от педагогики требований к педагогике отношений;
13.
14.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации»
сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности
единство обучения и воспитания.
взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный
мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как
система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем
занимают отношения «учитель ученик». В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Полому два субъекта
одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над
другим.
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между
учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями;
принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников,
учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей,
общественными и трудовыми организациями).
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
1. Гуманноличностный подход к ребенку. В центр школьной
образовательной системы ставится развитие всей целостной со
вокупности качеств личности. Цель школы разбудить, вызвать к
жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать и для более
полного
ностный подход объединяет следующие идеи:
свободного
и
развития
личности.
Гуманнолич
•
новый взгляд на личность как цель образования, личностную
направленность учебновоспитательного процесса;
•
•
гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
отказ от прямого принуждения, как метода, не дающего результатов в
современных условиях;
•
новую трактовку индивидуального полхода;
•
формирование положительной Яконцепции, т. е. системы осознанных
и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она
строит свое поведение.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в
решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения осматривается как средство развития
личности, а не как самодовлеющая цель школы;
обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и
способам мышления;
интеграция, вариативность;
используется положительная стимуляция.
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде
дидактических идей, используемых в авторских системах педагоговноваторов, в
идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В.Ф. Шаталова, в
«опережении» С.Н. Лысенковой, в «крупных блоках» П.М. Эрдниева, в
«интеллектуальном фоне класса» В.А. Сухомлинского, «развитии личности» по
Л.В. Занкову, в «способностях творческих и исполнительских» И.П. Волкова, в
«зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского и др.
2. Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают
важнейшие тенденции технологий воспитания в современной школе:
превращение школы знания в школу воспитания;
актуализация личности школьника;
гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих
ценностей;
развитие творческих способностей ребенка;
возрождение национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания; * постановка
трудной цели.
Идеология и технология педагогики сотрудничества определяет содержание
образования.
4. Педагогизация окружающей среды. Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное
положение среди других институтов воспитания, деятельность которых должна
быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность,
являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются
совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план
выдвигаются идеи компетентного управления школой, сотрудничества с родите
лями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства.
Гуманноличностная технология Ш.А. Амонашвили.
Дари себя детям!
Ш. Амонашвили
Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в
своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным
итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».
Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем:
•
способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке
благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
•
•
•
облагораживание души и сердца ребенка;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения
знаний и умений;
• идеал воспитания самовоспитание.
Основные концептуальные положения:
1.
Все положения личностного подхода педагогики сотрудни
ества. 2.
Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он
должен служить.
3.
Ребенок высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты
могущество и безграничность.
4.
Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию,
к взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или
уроки: познавательное чтение; письменноречевая деятельность; лингвистическое
чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических
понятий; постижение прекрасною; планирование деятельности; смелость и
выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; постижение
красоты всего окружающего.
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального
содержания методик и методических приемов, среди которых:
гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость
познания;
индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей,
углубление в себя, педагогика успеха;
мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество Вопрос,
атмосфера романтики;
резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ
родите
учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации
процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание
деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки
это «костыли хромой педагогики», вместо количественной оценки качественное оценивание: характеристика,
самооценка.
пакет результатов,
обучение самоанализу,
Урок ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения),
вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (уроктворчество,
урокигра).
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Общий анализ технологий личностно-ориентированного образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.