|
Обследование детей с дисграфией сознательно рассматривается в самом конце описания данного речевого расстройства, поскольку теперь задачи и содержание обследования будут более ясны читателю.
Основные задачи обследования заключаются, во-первых, в отграничении дисграфии от обычных грамматических ошибок и, во-вторых, в определении вида дисграфии. Последнее необходимо для выбора соответствующих путей коррекционного воздействия.
Обследование обычно начинается с внимательного изучения школьных' тетрадей, поскольку о многом может сказать уже сам характер и повторяемость или, наоборот, случайность, единичность допускаемых ребенком ошибок (к дисграфии относятся лишь стойкие, повторяющиеся ошибки письма).
Далее необходимо собрать основные сведения о раннем общем и речевом развитии ребенка, начиная
206 • • • Логопедия для всех
со сведений о протекании беременности и родов у его матери. Эта часть обследования направлена преимущественно на выяснение возможных причин трудностей письма.
Исследуется возможность выполнения ребенком основных операций, являющихся необходимыми предпосылками письма, а именно:
• слуховая дифференциация звуков;
• правильность произношения звуков (в особенности в плане наличия или отсутствия звуковых замен);
• фонематический анализ и синтез слов;
• знание букв, включая и их узнавание в усложненных условиях (написанных пунктиром, заштрихованных, наложенных друг на друга, сходных по начертанию и т. п.);
• словарный запас и грамматический строй речи.
Эта часть обследования направлена на поиски «слабого звена» и должна способствовать определению конкретного вида дисграфии. Например, если в школьных тетрадях ребенка наблюдаются замены букв, то здесь мы имеем возможность выяснить, что именно лежит в основе этих замен. Если ребенок не различает на слух соответствующие этим буквам звуки, то здесь можно думать об акустической дисграфии; наличие звуковых замен в устной речи (наряду с буквенными заменами на письме) характерно для артикуляторно-акустической дисграфии, а замена букв, сходных по начертанию, — для оптической. В последнем случае дети обычно затрудняются при выполнении заданий на узнавание букв, особенно в усложненных условиях. Трудности осуществления фонематического анализа слов характерны для дисграфии с тем же самым названием, а не-
Глава 10. Дисграфия • • • 207
сформированность грамматического строя речи — для аграмматической дисграфии.
О способах проверки слуховой дифференциации звуков и правильности их произношения уже говорилось ранее. Для выяснения степени владения анализом речевого потока ребенку предлагаются примерно такие вопросы.
• Сколько слов в этом предложении (предлог считается за отдельное слово)? Ребенку предлагается предложение их трех-четырех слов. -
• Сколько слогов в слове? Какой слог первый, второй, третий? (Предлагаются одно-, двух- и трехсложные слова.)
• Сколько звуков в слове? Какой звук первый, второй, третий? (Ребенок должен назвать все звуки, составляющие слово, по-порядку, например: с-т-р-а-у-с.)
Если он затрудняется при выполнении этих заданий, то можно почти наверняка предполагать наличие у него соответствующего вида дисграфии.
Лграмматизмы в устной речи легче всего выявить в процессе выполнения ребенком специальных заданий на постановку слова в определенной грамматической форме. Например, предложите ему закончить такое предложение: ПТИЦЫ ВЬЮТ СВОИ ГНЕЗДА НА... Или можно попросить его поставить слово ШАРЫ (ОЛЕНИ, ОКНА и др.) в нужной грамматической форме, правильно согласовав его с именем числительным (У ДЕВОЧКИ БЫЛО ЧЕТЫРЕ ШАРА, А У МАЛЬЧИКА ПЯТЬ... В ОДНОМ ДОМЕ БЫЛО ТРИ ОКНА, А В ДРУГОМ СЕМЬ...). В случае неправильного употребления окончаний при выполнении этого задания можно не сомневаться в наличии у ребенка аграмматической дисграфии, по-
208 • • • Логопедия для всех
скольку самостоятельная письменная речь никак не может быть правильнее устной.
Оптические трудности выявляются в процессе узнавания букв в усложненных условиях. Приводим наиболее распространенные из таких «усложнений», часть которых уже была нами приведена на с. 199. Эти же самые задания в дальнейшем можно использовать и в коррекционных целях.
Глава 10. Дисграфия • • • 209
Далее проверяются различные виды письма (списывание, письмо под диктовку, самостоятельное письмо). В этом разделе обследования очень важен целенаправленный подбор текстов для списывания и письма под диктовку — они должны быть насыщены теми буквами, словами и словосочетаниями, которые представляют для ребенка наибольшие трудности. Например, при неразличении на слух или замене в устной речи звуков С и Ш целесообразно продиктовать примерно такую фразу: НА ВЫСОКОЙ СМОЛИСТОЙ СОСНЕ БОЛЬШИЕ ШИШКИ. При неразличении оптически сходных букв Л и М должны быть подобраны фразы типа МАЛЬЧИКИ НАЛОМАЛИ ЕЛОВЫХ ВЕТОК ДЛЯ МАЛЕНЬКОГО ШАЛАША. Если же ребенок затрудняется в фонематическом анализе и синтезе слов, то для диктовки и списывания должны быть подобраны не только простые, но обязательно и сложные по структуре слова типа СТРАУС, ПРОЖЕКТОР и т. п. При наличии аграмматизмов в устной речи подбираются и соответствующие словосочетания (на согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными и другие). Общий принцип подбора текстов такой: чтобы ребенку было где ошибиться, то есть обнаружить свои трудности.
При исследовании письма обязательно следует учитывать степень владения ребенка этим навыком. Например, если он умеет писать только отдельные буквы, то бессмысленно пытаться диктовать ему предложения или тексты. В этих случаях приходится ограничиваться записью под диктовку отдельных букв. Но и здесь, как правило, удается выявить имеющиеся у него на данном этапе овладения грамотой трудности: вместо одной буквы он часто пишет другую, допуская замену по принципу слухового
210 • • • Логопедия для всех
или оптического сходства, а также нередко изображает эту букву зеркально, недописывает, искажает ее элементы и т. п.
Наряду с письмом обязательно проверяется и чтение, поскольку в нем могут наблюдаться однотипные ошибки, Ъ чем речь пойдет в следующей главе.
В заключение хочется обратить внимание педагогов и родителей на то, что все будущие затруднения в письме почти безошибочно можно предсказать уже в дошкольном возрасте, определив при этом даже вид будущей дисграфии. Ведь если ребенок не различает некоторые речевые звуки на слух (проверять это можно начиная с двухлетнего возраста), если после пяти лет в его устной речи имеются звуковые замены, а после четырех все еще сохраняются аграмматизмы, если в пять-шесть лет он не владеет простейшими формами звукового анализа или обнаруживает несформированность зрительно-пространственных представлений, то каким же образом он сможет овладеть полноценным письмом?
По этой причине родителям и педагогам дошкольных учреждений очень важно внимательно присмотреться к ребенку еще в дошкольном возрасте с учетом перечисленных выше «параметров».^ случае выявления хотя бы одного «слабого звена» необходимо сделать все возможное для своевременного его выравнивания, а значит и для предупреждения дисграфии.
Использованная литература
1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. Вып. 70, 1950.
2. Гопиченко Е. М. и Соботович Е. Ф. О механизмах нарушения дифференциации звуков в процессе письма умственно отсталых учащихся / Дефектология // 29 Герценовские чтения. Л., 1976.
Глава 10. Дисграфия ••• 211
3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму. М., 1959.
4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся.начальных классов. М.: Просвещение, 1991.
5. Левина Р. Е. Нарушения чтения и письма у детей. М.: Учпедгиз, 1951.
6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.
7. ЛурияА. Р. Очерки психофизиологии письма.*М.: АМН СССР, 1950.
8. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезии в письме // Советская педагогика. 1952. № 6.
9. Парамонова Л. Г. Как подготовить ребенка к школе. СПб.: Дельта, 1997.
10. Парамонова Л. Г. Предупреждение и преодоление дисграфии у детей. СПб.: Союз, 2001.
11. ПравдинаО.В. ЛогопедияМ.: Просвещение, 1973.
12. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.: Просвещение, 1983.
13. Токарева О. А. Расстройства письменной речи у детей. Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. Вып. 2. М.: Учпедгиз, 1963.
14. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969.
15. Хватцев М. Е. Логопедия. М.: Учпедгиз, 1959.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.