Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения приводит к образованию новых внутри межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений
внутри сенсорной системы
и образованию специфической психологической системы.
Специфические закономерности психического развития детей с нарушениями зрительного анализатора
Патологическое формирование
личности. Ограничение в общении
Особенности внимания, памяти и
мышления
Трудности пространственного
восприятия и ориентировки в пространстве
Искажение зрительного восприятия
Осязание является мощным средством компенсации не только слабовидения, но и слепоты.
Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук.
Мышечно-двигательная чувствительность является важным компонентом не только процесса осязания, но и процесса пространственного ориентирования.
Двигательный анализатор даст возможность измерить предмет, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.
ОСЯЗАНИЕ
Мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.
Характерно:
затруднение установления причинной-следственной связи между предметами и явлениями;
недостаточная обоснованность суждений;
формальность умозаключений;
формирование формально-логических речевых операций происходит позже и протекает более длительное время.
МЫШЛЕНИЕ
Опора на активное речевое общение - обходной путь, обусловливающий продвижение ребенка в психическом развитии, который обеспечивает
преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает
продвижение в психическом развитии слабовидящего ребенка.
Речь выполняет компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности.
Речь и общение
Сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения.
Отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.
Сравнительно ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.
Определенные трудности в общении, связанные с невозможностью увидеть эмоции другого человека.
Сложность в распознавании эмоций незрячего человека.
Особенности личностной сферы детей с нарушением зрения
Специфика обучения детей с нарушениями зрительного компонента
Учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся.
Увеличение времени на выполнение практических работ.
Постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях.
Активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций.
Систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.