Обучающее сочинение на тему «Христианская основа романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цель: совершенствовать навыки и умения создавать текст-сочинение, используя литературное произведение и репродукции русской иконописи.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, запись на доске, репродукции произведений русской иконописи и Ф.Васильева «Заря в Петербурге».
ХОД УРОКА
I.Объявляется тема и цель урока.
II.Беседа по вопросам:
1.Какое место занимает христианство в мировоззрении Ф.М.Достоевского?
В приобщении человечества к христианству Достоевский видел путь нравственного очищения человечества и решения социальных проблем. Напоминаем также, что писатель с детства любил Евангелие, а на полях Евангелия, подаренного ему в Тобольске по пути на каторгу женами декабристов, делал заметки. И, наконец, к периоду каторги относится замысел «Преступления и наказания».
2.Начинаем с художественной детали. Слово предоставляется одной из двух групп учащихся, получившей задание во время чтения романа найти наиболее часто встречающиеся цветовые эпитеты, отметить эпизод и подобрать синоним.
Первым назван эпитет «желтый», обычно встречающийся в описаниях помещений, домов и т.п.
Читаем эпизод «Комната Алены Ивановны» (ч.1, гл.1) и подбираем синоним к слову «желтый». Опираясь на контекст, ученики называют слово «солнечный». Далее предстоит выяснить, как в последующих строчках автор рассеивает это впечатление. В поле общего внимание попадает «мебель... из желтого дерева», «желтые рамки», «желтые обои».
3.Читаем эпизод «Комнаты Алены Ивановны», (ч.1, гл.3). Ищем слово, близкое слову «желтый». Задание вызвало некоторые трудности, но слово «желчный» найдено. Снова ищем синоним: называются слова «недовольный», «раздражительный», «больной». Итак, синонимический ряд завершен: «желтый» - «желчный» - «больной». Теперь учащиеся легко вспоминают «желтое от пьянства лицо Мармеладова», «желтое лицо утопленницы». Но желтый цвет преобладает в описании именно Петербурга. Почему? Вспоминаем душную атмосферу петербургских улиц и делаем вывод, что Достоевский стремится передать атмосферу духовного нездоровья общества – вот почему отсвет желтых петербургских кварталов ложится на лица людей.
Красный цвет, как говорят учащиеся, связан с эпизодом убийства. Подбираются синонимы «кровь», «смерть».
А теперь перед классом вопрос: «Где еще соседствуют желтый и красный цвета?»
Вопрос сложный, но ответ есть: на иконах. Действительно, желтый и красный – одни из традиционных цветов иконописи.
4.Работа с репродукциями: произведения русской иконописи и картина Ф.Васильева «Заря в Петербурге».
5.Вопрос: «Совпадает ли смысловая нагрузка цвета в иконописи и в романе Достоевского?» Учащиеся абсолютно правы, говоря, что не совпадает, ведь изображения святых дороги верующему человеку, святым поклонялись, с ними связывали все самое светлое. Учитель дополняет их ответы. В иконописи желтый цвет символизирует Царствие Небесное. Красный – огонь, то есть жизнь (это пришло от язычества). Очевидным становится то, что автор выбирает иконописную палитру, но придает цвету другой смысл. Почему? Учащиеся говорят, что Достоевский стремился противопоставить действительной и Царствие Небесное. Высказывается также мысль, что это способ выразить свои идеалы, свое понимание жизни.
Чтобы окончательно убедиться, что цвет имеет иконописную традицию, слушаем ученика, который дома работал с цветовыми эпитетами во 2-й главе романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (Булгаков также обратился к евангельскому сюжету). Оказывается, что и у Булгакова доминируют эпитеты «желтый» и «красный» (учитывая синонимы).
6.Затем мы переходим к евангельским числам в романе. Слово берет вторая группа учащихся, которая дома искала в тексте романа словосочетания, куда входили бы числа 3, 4, 7 (однокоренные), отмечала эпизод. Надо было подумать, какое общее значение имеют словосочетания с каждым из чисел. Итак, число 3: Марфа Петровна оставила 3 тысячи рублей; Соня вынесла Мармеладову 30 копеек; Соня принесла Катерине Ивановне 30 целковых; Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 30 тысяч сребреников и так далее. Выстраивается ряд: рубль-копейка-целковый-сребреник-деньги. Учитель дает комментарий: в Евангелии Иуда предал Христа за 30 сребреников – и предлагает классу доказать, что мотив предательства есть и в тех эпизодах, которые вспомнили.
Число 7 имеет значение времени: в первом сне Раскольникову семь лет, в эпилоге ему осталось семь лет каторги, в 7 часов он совершил убийство и покаялся тоже в 7 часов. Комментарий учителя: в учении древних 7 – символ святости. Почему Достоевский «отправляет» героя на преступление именно в 7 часов? Учащиеся предполагают, что так писатель передает свое отношение к поведению Раскольникова и его теории.
Число 4 означает пространства: четвертый этаж, четвертая комната; Соня просит Раскольникова поклониться на все четыре стороны. Комментарий учителя: в природе – четыре времени года, четыре направления, в Библии четыре Евангелия.
7.Делается вывод, что Достоевский сохранил значения евангельских чисел и что деталь в романе «Преступление и наказание» связана с христианской традицией.
8.Переходим к сюжету романа и ищем параллели в тексте Евангелия. Ученик читает эпизод «Воскресение Лазаря». Вопросы классу: «Как этот эпизод Евангелия связан с сюжетом романа? Какие детали связывают историю Лазаря и духовное воскресение Раскольникова?»
9.Затем слушаем выборочный пересказ «История Марии Магдалины» (по книге Э.Ренана «Жизнь Иисуса»). Класс сразу вспоминает Соню Мармеладову, ее судьбу и участие в судьбе Раскольникова. Отмечаем, что главная тема сюжетных параллелей – воскресение человека, так как это ключевая проблема романа.
Вывод: Путь человечества от грязных петербургских углов к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве, а не в кровопролитии. Отсюда крушение теории Раскольникова и его муки после преступления, а также противопоставление человеколюбия, страдания и сострадания Сони. Приводятся слова автора романа: «Крепко-то оказывается не у тех, которые вновь прольют, а у тех, чью кровь прольют». Эта же мысль в евангельском «Не убий!». Следовательно, вера Достоевского – это христианское человеколюбие.
III.Подбор эпиграфа.
Примерные эпиграфы.
1.Достоевский тесно связан со своими героями. Его кровь течет в их жилах. Его сердце бьется во всех создаваемых им образах.
А.В.Луначарский
2.Свет заметен на пути идущих даже издали. Но пропасти часто темны и вблизи, о них необходимо знать заранее. И Достоевский освещал их для новых поколений.
А.А.Станюта
3.Мир спасет красота.
Ф.М.Достоевский
4.Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру.
М.Горький
5.И в сегодняшнем мире, раздираемом расовыми проблемами и разгулом насилия, тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности, гуманизму.
Ч.Айтматов
IV.Работа над сложным планом.
Примерный план.
I.История создания романа.
II.Христианская основа романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
1.Христианство в мировоззрении писателя.
2.Художественная деталь в романе, ее значение:
а) эпитет «желтый», подбор синонимов;
б) синонимический ряд: «желтый»-«желчный»-«больной»;
в) красный цвет, синонимы «кровь», «смерть».
3.Смысловая нагрузка цвета в иконописи и в романе Достоевского.
4.Евангельские числа в романе:
а) число 3. Мотив предательства;
б) число 7 имеет значение времени;
в) число 4 означает пространства.
III.Вера Достоевского – это христианское человеколюбие.
V.Работа с толковым словарем. Запись на доске (или плакат).
№ |
Слово |
Лексическое значение |
1. |
Социальный |
- общественный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. |
2. |
Психологический |
- метод изображения психических, душевных переживаний человека в искусстве. |
3. |
Христианство |
- религия, в основе которой лежит культ мифического Иисуса Христа. Прил. христианский. |
4. |
Христианин |
- последователь христианства. (ж. христианка). |
5. |
Желтый |
- цвета песка, золота. Желтая краска. |
6. |
Желчный |
- перен. Раздражительный, злой. Желчный тон. |
7. |
Больной |
- перен. Духовное нездоровье общества. |
8. |
Евангелие |
- часть Библии, содержащая легендарные рассказы о жизни и учении Христа. |
9. |
Человеколюбие |
- любовь к людям, гуманность. Проявить человеколюбие. |
10. |
Сострадание |
- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Сделать что-нибудь из сострадания. |
VI. Словарно-орфографическая работа. Разбор слов: приобщение к христианству, нравственное очищение, Евангелие, подаренное в Тобольске, женами декабристов, период каторги, недовольный, раздражительный, желтое от пьянства лицо Мармеладова, отсвет желтых петербургских кварталов, иконопись, палитра, евангельские числа, деталь, христианская традиция, духовное воскресение, муки после преступления.
VII.Синтаксический разбор предложений.
- В приобщении человечества к христианству Достоевский видел путь нравственного очищения человечества и решения социальных проблем.
- Достоевский стремится передать атмосферу духовного нездоровья общества – вот почему отсвет желтых петербургских кварталов ложится на лица людей.
- Достоевский сохранил значения евангельских чисел, и деталь в романе связана с христианской традицией.
- Путь человечества от грязных петербургских углов к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве, а не в кровопролитии.
VIII.Устное сочинение. Рассказ учащихся с помощью учителя по пунктам плана.
IX.Работа учащихся с черновиками.
X.Домашнее задание: написать сочинение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.