МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ АУДИРОВАНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Подготовила
преподаватель первой категории
Ерина А.Н..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию учащихся
старшего школьного возраста…………………………………………………….
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности………………………………..
1.2. Этапы и методы обучения навыкам аудирования на старшей ступени обучения………………………………………………………………………..…..
Заключение………………………………………………………………………...
Список использованной литературы…………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения. А, как известно, общение - это не только говорение на иностранном языке, но и восприятие речи собеседника на слух. То есть, говорение и аудирование являются основными видами речевой деятельности в общении с носителями иностранного языка. Кроме того, большинство жителей России в настоящее время имеют возможность путешествовать по всему миру, и в ситуациях «объявления в аэропортах, вокзалах» аудирование приобретает ещё большее значение, чем говорение.
Однако, аудирование – сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении. Активный характер аудирования объясняется тем, что в его основе лежат процессы частичного моделирования речи. Аудирование опосредуется говорением другого человека, смысловое восприятие не планируется, в ходе слушания разворачиваются аналитические и синтетические операции, продуктом которого является умозаключение.
Опыт преподавания показал, что одной из актуальных проблем обучения иностранному языку в школе является недостаточная мотивация к аудированию, т.к. учащиеся воспринимают аудирование как изолированный вид речевой деятельности, не видя его тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом. Наблюдения за учащимися вовремя аудирования показали, что типичным для многих из них является запоздалое включение в процесс слушания, а также отвлечение внимания в ходе этого процесса.
Базовой основой обучения в общеобразовательных школах являются учебники. И хотя они составлены в соответствии с нормами и требованиями действующей программы по иностранному языку, не всегда их насыщенность упражнениями определенного вида является достаточным для эффективного развития коммуникативных компетенций, а именно аудирования. Именно поэтому возникает необходимость в разработке системы дополнительных упражнений и заданий к текстам, которые подаются в современных учебниках.
Аудирование и его контроль исследовались отечественными и зарубежными психологами, педагогами с точки зрения психологических, физиологических особенностей процесса, а также как один из методов обучения иностранному языку. Современные языковеды рассматривают аудирование как одно из средств развития иноязычной коммуникативной компетенции, которое имеет свои трудности и упражнения.
Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме обучения аудированию учащихся старшего школьного возраста исследователями уделяется недостаточно внимания повышения эффективности обучения аудированию учащихся.
Цель исследования – повысить эффективность обучения аудированию учащихся старших классов.
Объект исследования - аудирование как средство создания языковой среды.
Предмет исследования - технология обучения аудированию в старших классах.
В процессе исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие аудирования как вида речевой деятельности и рассмотреть метод развития навыков аудирования на старшей ступени обучения;
2. Разработать систему упражнений, направленных на совершенствование навыков;
3. Организовать и провести экспериментальную работу по развитию умения аудирования учащихся старшего школьного возраста.
Методы исследования–педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ.
Теоретико-методологическая основа исследования - обучение аудированию иноязычной речи уже долгое время привлекает внимание отечественных и зарубежных ученых. В нашей стране над темой обучения аудированию работали такие ученые, как М. Л. Вайсбурд, И. И. Халеева, Н. В. Елухина, Я. М. Колкер, И.А Зимняя, Н.И. Гиз, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов.
Практическая значимость состоит в возможности использования разработанной системы упражнений на уроках учащихся старшего школьного возраста.
Структура работы – работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретические основы обучения аудированию учащихся старшего школьного возраста
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование является перцептивной, мыслительной, мнемической деятельностью. Перцептивной - потому что осуществляется восприятием; мыслительной - потому что его выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией; мнемической - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирования образа, узнавание, осведомленность в результате сравнения с эталоном, хранящимся в памяти [40].
В английском языке используется термин listening comprehension (восприятие и понимание на слух). Целью обучения иностранным языкам на всех этапах является развитие коммуникативной компетенции, которое происходит по мере овладения различными аспектами языка (грамматики, фонетики, лексики), а также развитие различных видов речевой деятельности, одним из которых является аудирование.
Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Оно характеризуется единовременностью обнаружения, поэтому важно научиться воспринимать текст с первого раза, так как в условиях реального общения повторов может не быть. Следует понимать, что речь говорящего не может измениться, его невозможно приспособить к своему уровню понимания. У каждого человека есть свой стиль общения, иногда очень научный, иногда очень эмоциональный, насыщенный различными образными высказываниями, которые не всегда понятными. Также существуют определенные трудности, которые мешают пониманию. Эти трудности обусловлены условиями аудирование (внешние шумы, акустика, наличие или отсутствие собеседника), трудности, обусловленные индивидуальными особенностями говорящего (возраст, пол, образование, дефекты речи), трудности, обусловленные языковыми особенностями материала (использование большого количества незнакомой лексики, идиом, разговорных формул и т. д.) [22].
Аудирование является комплексной речемыслительной деятельностью. Оно строится на установке, сформировавшейся в ходе индивидуального развития человека в определенном социальном контексте и дает ему возможность понимать информацию в акустическом коде, проводить ее отбор и оценку согласно интересам или поставленными задачами. Аудирование занимает первое место и является наиболее значимой деятельностью для овладения иностранным языком.
Овладение устной речью включает умение понимать речь других людей и умение выражать свои мысли на иностранном языке. Обучение иностранному языку составляет важную часть всего учебного процесса в школе. Дж. Брунер предлагает обучение в процессе познания (открытия) нового на основе трансформации уже известного. Обучение в школе направлено на формирование личности, ее психическое, социальное и физическое развитие и воспитание.[5]
Аудирование играет важную роль в достижении образовательных целей. Умение в аудировании обеспечивают понимание высказываний других людей. Аудирование дает возможность овладеть звуковой стороной изучаемого языка, ее интонациями: ритмом, ударением, мелодикой. Через аудирование происходит усвоение лексического и грамматического материала иностранного языка.
Аудирование является основой общения. С него начинается овладение устной коммуникацией. Большое значение для повышения эффективности обучения аудированию играют объективные факторы успешности, обусловленные закономерностями лингвистики и психолингвистики. Обучение аудированию на иностранном языке в значительной степени зависит от уровня психического развития школьников, особенно от формирования навыков и умений, а также внимания, памяти, мышления. Кратковременная память обеспечивает содержание информации, поступающей во время восприятия.
Понимание речи на слух тесно связано с говорением - выражением мыслей средствами изучаемого языка. Говорение и аудирование - две взаимосвязанные стороны устной речи. Фазы слушания и говорения при общении чередуются. Аудирование - это не только прием сообщения, но и подготовка к внутренней речи как реакция на услышанное. Таким образом, аудирование готовит к говорению, а говорение помогает формированию восприятия речи на слух. [8]
Аудирование связано и с чтением. И аудирование и чтение - рецептивные виды речевой деятельности, при которых происходит восприятие, понимание, активная переработка информации, полученной из речевых сообщений, при аудировании - через слуховой канал, при чтении - через зрительный канал. Чтение является переработкой графических знаков в звуковые. Читая вслух или про себя, человек вроде слышит текст, который он читает. Аудирование тесно связано с письмом. В процессе графического оформления сообщение человек говорит и слышит то, что говорит.
Таким образом, аудирование играет важную роль в обучении иностранному языку особенно при коммуникативно направленном обучении. В современной методике обучения иностранным языкам подчеркивается необходимость формирования аудирования как важного умения, без владения которым невозможно общения обучаемых языке.
1.2. Этапы и методы обучения навыкам аудирования на старшей ступени обучения
Достижения базового уровня в области аудирования предполагает формирование элементарной коммуникативной компетенции в этом виде речевой деятельности, а именно:
навык понимать литературно-разговорную речь носителя языка в ситуациях общения;
навык определять тему и цель беседы, основное содержание;
навык понимать основное содержание аудиотекста;
навык полно и точно понимать высказывания учителя, учеников, короткие сообщения, касающиеся учебно-трудовой сферы общения. Рассмотрим требования к учебным материалам для аудирования:
материальная основа - аудиотексты (композиция, структура, смысловая организация)
Основные характеристики:
1) Длительность звучания. Обучение аудированию начинается с коротких текстов, которые постепенно увеличиваются (макс. - 3 мин.)
2) наличие в тексте новых (незнакомых) слов (до 3%);
3) способ представления слов;
4) наличие или отсутствие зрительных опор;
5) единовременность или многократность предъявления (более двух раз слушать нецелесообразно; непонимание текста → неудачный выбор).[12]
Основные требования к содержанию:
• информативность;
• интересная фабула;
• аутентичность;
• доступность по содержанию и языковым составом;
• краткость по продолжительности;
• монотематичность
Этапы обучения аудированию.
В методическом плане обучения аудированию - это специально организованная программа действий с текстом, который воспринимается на слух. Поскольку это внутренняя деятельность, которая не поддается наблюдению, то необходимо постепенно учить отдельных действий, которые являются ее составляющими компонентами. Эти действия являются объектом целенаправленного формирования и рассматриваются как промежуточные цели обучения аудированию. Достижение промежуточных целей проходит поэтапно.
На каждом этапе формируются соответствующие механизмы аудирования речевых единиц разных уровней:
1) словоформы, свободного словосочетания, фразы;
2) надфразового единства;
3) целого текста.
С помощью этих действий развивается механизм прогнозирования, который играет очень важную роль в восприятии речи на слух. [31]
Этап обучения аудированию на уровне фразы предусматривает действия, направленные на:
понимание сообщений на уровне фразы, построенных на знакомом для учащихся материале; реакция на услышанное - невербальная (действия, символы и т. д.);
понимание сообщений построенных с использованием незнакомых языковых материалов;
реакция на услышанное - вербальная (с помощью усвоены речевых образцов, соответствуют теме или ситуации);
распознавание начала сообщения и его завершения.
Этап обучения аудированию на надфразовом уровне предусматривает действия, обеспечивающие:
понимание монологического сообщения, построенного на полностью знакомом материале;
реакция - невербальная или краткая вербальная;
понимание микродиалога с последующим определением характера взаимодействия партнеров путем отнесения восприятий того диалога к одному из известных учеников коммуникативных (структурно-функциональных типов.
Этап обучения аудированию на уровне целого текста предполагает действия, с помощью которых достигается:
понимание связного (монологического) вещания, построенного на полностью знакомом материале, путем членения текста на смысловые части или выделение информационных точек; реакция на услышанное - невербальная (действия, символы и т. д.);
понимание сообщения с незнакомым языковым материалом; реакция на услышанное - невербальная или вербальная как в процессе слушания, так и после него;
понимание связного текста, построенного только на знакомом материале, но такого, который предусматривает антиципацию содержания сообщения по его заголовку, придумывание другой записи или выбор из данных «готовых» заголовков наиболее приемлемого, выбор из данных после текста предложений, соответствующих или не соответствующих его содержания и т. п.;
понимание диалогического текста, построенного на знакомом материале, с задачей на выявление количества участников беседы, их характеристик; реакция вербальная или в виде ответа на вопрос, теста множественного выбора и т. п.;
понимание связного текста, содержащего некоторые незнакомые элементы: слова, словосочетания, о значении которых можно догадаться на основании созвучности с родным языком (опора на догадку, языковой опыт) понимание можно проверить с помощью теста множественного выбора, ответов на вопросы и т. п.;
понимание связного текста с некоторыми незнакомыми элементами, но догадка об их значения осуществляется по формальным признакам с опорой на знания и ассоциативные связи в иностранном языке;
понимание связного текста с имеющимися незнакомыми элементами; догадка об их значения осуществляется по контексту, с опорой на смысловые связи;
понимание связного текста, построенного в основном на
незнакомом материале, но с выделением специальных препятствий с целью преодоления их путем переспрашивания, просьба уточнить сказанное и т.п. все эти действия
формируются в целостной системе упражнений. [26]
В систему упражнений для обучения аудированию входят две подсистемы (Гальскова Н.Д.):
1.Упражнения на формирование речевых навыков аудирования:
а) упражнения для формирования фонетических навыков аудирования
б)упражнения для формирования лексических навыков аудирования в) упражнения для формирования грамматических навыков аудирования
2. Упражнения для развития умений аудирования
а) упражнения, которые готовят учащихся к аудированию текстов
б) упражнения в аудировании текстов
в) Построение задач для обучения аудированию:
1.Выбор текста для аудирования. Независимо от формы (диалогическая или монологическая) все материалы для аудирования должны быть интересными, информативными, иметь четкий логический стержень.
2. Формирование коммуникативной задачи, которое выражает цель аудирования. Оно должно быть конкретным и предусматривать собственное участие ученика в решении задачи.
придумайте заголовок к тексту;
выберите картинку, которая соответствует содержанию прослушанного;
укажите на три разногласия между текстом и картинкой;
перечислите действующих лиц, которые встречаются в тексте;
составьте устно характеристику главного действующего лица;
выскажете свое отношение к событию, факту, поступку и тому подобное;
выясните, какие из названных ниже качеств, присущих герою
повествования (на доске приводится список)
изобразите на листочке бумаги описанную ситуацию (внешность героя и т.д.);
определите причину или последствия ситуации;
узнайте, в каком месте, когда и почему случилась такая ситуация;
выясните, сколько в тексте утверждений, которые не соответствуют ситуации (дается ситуация, хорошо известная ученикам)
3. Определение поддержки процесса аудирования. Ознакомившись с текстом, учитель составляет и предлагает ученикам список слов или словосочетаний с объяснением или переводом на русский язык. Особого внимания здесь требуют имена, которые нужно записать на доске. [13]
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ . Таким образом, проведенный нами теоретический анализ литературы показал, что аудирование является очень важным умением, без овладения которым невозможно обучение на том или ином языке. При этом, аудирование может являться и средством, и целью обучения. Использование аудирования как средства обучение стимулирует учебную и коммуникативную деятельность студентов, обеспечивает управления процессом обучения, поскольку всегда присутствует обратная связь, а также создает благоприятные условия для овладения иностранным языком.
Аудирование является целью обучения в том случае, когда необходимо получить содержательную информацию. Существуют разнообразные технологии и приемы совершенствования навыков аудирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный мной теоретический анализ литературы показал, что аудирование является очень важным умением, без овладения которым невозможно обучение на том или ином языке. При этом, аудирование может являться и средством, и целью обучения. Использование аудирования как средства обучение стимулирует учебную и коммуникативную деятельность студентов, обеспечивает управления процессом обучения, поскольку всегда присутствует обратная связь, а также создает благоприятные условия для овладения иностранным языком.
Аудирование является целью обучения в том случае, когда необходимо получить содержательную информацию. Существуют разнообразные технологии и приемы совершенствования навыков аудирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Hutchinson T. English for Specific Purposes: A learning-centered approach / T. Hutchinson, A. Waters. - Glasgow: CUP, 1987. – 189 c.
2. Littlejohn A. The analysis of language teaching materials: inside the Trojan horse / A. Littlejohn // Materials Development in Language Teaching. - Cambridge: CUP, 1998. – 190 с.
3. Антропова А.И. Педагогические технологии при обучении английскому языку / А.И. Антропова. – 2016. - 128 с
4. Антропова А.И. Сто вопросов к себе и ученику / А.И. Антропова. – М.: Дом педагогики, 2011. – 192 с.
5. Аристова Н.А. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов высших нелингвистических учебных заведений: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.А. Аристова. — Киев, 2008. — 20 с.
6. Арсланьян В.П., Стюхина Г.А. Материалы курса ФГОС: достижение личностных и метапредметных результатов (психолого-педагогический аспект): лекции 1-8. / В.П. Арсланьян, Г.А. Стюхина. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 92 с.
7. Беспалько В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний / В. П. Беспалько // Советская педагогика. - 1968. - № 4. - С. 52-69.
8. Бех П. А. Концепция преподавания иностранных языков / П. А. Бех, Л. В. Биркун // Иностранные языки. - 2012. - № 2. - Киев - C. 3-8.
9. Биркун Л. В. Коммуникативные методы и материалы для преподавания английского языка / Л. В. Биркун; [Пер. и Адапт.]. - Oxford: Oxford University Press, 2014. - 49 с.
10. Биркун Л. В. Социальный контекст и проектирования цели школьных языковых программ / Л.В. Биркун // Социально политические и правовые проблемы формирования личности и государства: [сб. научных трудов по материалам научно-практической конференции]. -Хмельницкого, 23-24 октября 2011. - С. 161-164. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ua.
11. Богин Г. И. Индивидуация по вещевому жанру в системе действий языковой личности / Г. И. Богин // Языковая личность: жанровая речевая деятельность. - Волгоград: Перемена, 2014. - С. 16-18.
12. Волков А.А. (ред.) Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования. / А.А. Волков. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 170 с.
13. Гальперин И. Р.Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 2011. - 136 с.
14. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: Арти-Глосса, 2010. -186 с.
15. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов – М.: Высшая школа, 2012. - 123 с.
16. Глухова Л.Э. Аудирование как средство обучения устной речи в старших классах / Л.Э. Глухова. - // Licey11yo.narod.ru, 2009. — 6 с.
17. Грибакин В.А. (общ. ред.) Современные информационные технологии, активное обучение и индивидуальный подход. Монография/ В.А. Грибакин, А.В. Алпатов, К.Б. Болдырев, А.Ю. Карчин, А.Э. Султанов – СПб. ВКА им. А.Ф. Можайского, 2012. – 117 с.
18. Губанова Е.В. Обеспечение готовности педагогов к реализации ФГОС. / Е.В. Губанова // Журнал «Управление начальной школой» - №6. - 2012. – с. 89-92
19. Дридзе Т. М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. - М.: Высшая школа, 1980. - 224 с. 14. Шерковин Ю. А. Смысловое восприятие сообщения в условиях массовой коммуникации / Ю. А. Шерковин; [под ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьева]. - М.: Наука, 2009. - 264 с.
20. Жукова Т.Л. Педагогика. Педагогика: учебно-методический комплекс. / Т. Л. Жукова, С. А. Воеводина. – Новополоцк: ПГУ, 2012. – 256 с.
21. Заболотная Н. И. Система упражнений для обучения аудированию старшеклассников в условиях профильного обучения / Н. И. Заболотная // Вестник ЗНУ. Серия "Педагогические науки" - Выпуск № 2 (20). - Запорожье: Изд-во ЗНУ, 2013. - С. 25-35
22. Захарова О. Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. Ю. Захарова. - Сыктывкар, 2009. - 192 с.
23. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2011. -172 с.
24. Ковалевский М.Т. Некоторые пути повышения эффективности обучения // М.Т. Ковалевский, - ИЯШ, 2015, №1
25. Коккота В. А. Лингводидактическое тестирование: [научно-теоретическое пособие] / В. А. Коккота. - М.: Высшая школа, 2010. - 123 с.
26. Корнева Л.П. Иностранные языки в школе / Л.П. Корнева. - М.: Просвещение, -2006. – 292 с.
27. Косачёва Т.А. Педагогические условия формирования профессионально-ценностного отношения студентов аграрных вузов к изучению иностранного языка: Дис. ... канд. пед. наук. 13.00.08/ Т.А. Косачева. — Барнаул, 2003. — С. 198.
28. Кулиш Л.Ю. Психолингвистические аспекты восприятия устной иноязычной речи / Л. Ю. Кулиш. - М.: Высшая школа, 2010 - 208 с.
29. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко. – Мн.: Высшая школа, 2010, - 206 с.
30. Миролюбов А.А. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / А.А. Миролюбов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
31. Миролюбов А.А. Новые направления в методике обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов, - 2010. – 219 с.
32. Никитенко З.Н. Организация деятельности учащихся для повышения мотивации обучения // З.Н. Никитенко, - ИЯШ, 2014, №3. – с. 113-116
33. Новоградского-Морская Н. А. Отбор англоязычной телевизионной информации для обучения аудированию студентов экономических специальностей / Н. А. Новоградского-Морская // Вестник КНЛУ. Серия '' Педагогика и психология ''. - М.: Изд. центр КНЛУ, 2015. - Вып. 8. - С. 133-139.
34. Новые государственные стандарты по иностранному языку. 2-11 классы. – М.: Астрель, 2006 – 210 с.
35. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // ИЯШ. – 1988. - №3. – с. 21-27
36. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам / Е. И. Пассов. - М.: Русский язык, 2012. - 276 с.
37. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, 2015. - 163 с.
38. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов педагогических вузов / И.П. Подласый. - М.: ВААДОС, 2010,-576 с.
39. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 2011. – 201 с.
40. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Рогова Г.В., Верещагина И.Н. – М., 1988, 117 с.
41. Сиваченко А. А. Обучение аудированию англоязычных драматических произведений студентов старших курсов языковых специальностям: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Сиваченко. - Киев, 2009. - 283 с.
42. Синявская Е.В. Вопросы методики иностранного языка за рубежом / Е.В. Синявская, М.М. Василькова, С.В. Каменшек – М.: Просвещение, 2012. – 213 с.
43. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе / А.А. Слободчиков. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – с. – (Стандарты второго поколения).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.