«Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе».

  • Педсоветы
  • docx
  • 24.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе.docx

 «Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе».

Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших обучающихся к новому для них языковому миру, формирует у них готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению. Он позволяет ознакомить младших обучающихся с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными обучающимся образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке. Процесс обучения чтению позволяет формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности обучающихся.

В младшем школьном возрасте у обучающихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И они значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.

Они учатся правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения иностранного языка, соблюдать интонацию основных типов предложения. Обучающиеся получают представление об основных грамматических категориях изучаемого языка, распознают изученную лексику и грамматику при чтении и аудировании, и используют их в устном общении, овладевают техникой чтения вслух, читают про себя учебные и облегченные аутентичные тексты, пользуясь приемами ознакомительного и изучающего чтения.

Успех обучения и отношение обучающихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке обучающихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.

Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить обучающихся читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у обучающихся очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для обучающихся средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.

Чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса обучающихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности обучающихся, включать обучающихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу, учить преодолевать трудности в учебной деятельности.

Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших обучающихся, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове. Некоторые обучающиеся плохо запоминают правила чтения букв и буквосочетаний, читают неверно слова, заменяя другим правилом чтения. Не редко возникают сложности, связанные с психологическими особенностями обучающихся данного возраста, недостаточно хорошим развитием памяти, внимания, мышления.

При восприятии материала обучающиеся склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, эмоциональную окраску. Так, для того, чтобы обучение правилам чтения не было для обучающихся начальной школы скучным и утомительным, можно использовать цветные картинки. Например, чтобы познакомить с чтением гласных букв под ударением, можно воспользоваться изображением бабочки с разноцветными крыльями, каждый цвет которых обозначает определённое правило [1]. Такие же цвета обучающиеся используют, когда подчёркивают орфограмму в словах

Примеры таких упражнений:

1. Odd one out (Убери лишнее слово):

a) Pet, red, pen, Pete, hen.

b) And, take, Ann, bad, fat.

2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):

Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.

3. Choose and write type of reading: I, II, III, IV. (Выбери и запиши тип чтения

гласных букв):

skate -

skip -

park -

her -

pen -

fly -

corn -

hare -

4.Flashing a card. (Промелькнувшая карточка).

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции обучающихся на печатное слово учитель пользуется карточками с написанными на них словами. Учитель держит карточку со словом изображением к себе, затем быстро показывает обучающимся и снова поворачивает к себе. Дети угадывают и называют слово. Обучающимся можно также предложить соревнование на скорость и правильность прочтения слов.

5. Whispers. ( "Испорченный телефон").

Обучающиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Обучающиеся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий обучающийся, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего обучающегося. Последний выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему обучающемуся из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.

6.Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).

Обучающиеся выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Обучающиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Обучающиеся, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".

Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают обучающимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление обучающихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.

Кроме того, в процессе формирования навыков чтения перед обучающимися стоит задача преодолеть массу трудностей. Прежде всего, это трудности, связанные с овладением техникой чтения, которая предполагает усвоение системы графических знаков, отличных от родного языка, формирование навыка звукобуквенных и буквенно-звуковых соотнесений, синтагматического чтения. Необходимо тщательно работать над техникой чтения. Овладение техникой чтения сопровождается умственной работой по смысловому распознанию зрительных форм, значит необходимо обучать технике чтения на знакомом материале с элементами новизны.

Выделяют несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков:

- алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией слова),

- слоговый (выучивание комбинаций слогов),

- метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений - прямой метод),

- звуковой аналитико-синтетический метод,

- фонемно-графический метод.

Рекомендации по обучению младших школьников чтению на английском языке:

1. обучение технике чтения должно проходить на хорошо усвоенном обучающимися лексическом материале;

2. тексты для обучающихся должны отвечать их возрастным и эмоциональным особенностям;

3. при работе с иноязычными текстами следует вовлекать обучающихся в активную творческую деятельность, не обязательно речевую;

4. при отборе текстов для чтения необходимо учитывать их методическую и воспитательную ценность, доступность содержания и формы;

5. использовать разнообразные приемы работы с иноязычными текстами в процессе овладения чтением, учитывая индивидуальные и психологические особенности обучающихся.

6. развивать познавательный интерес обучающихся к предмету, вовлекая их в различные игровые ситуации.

7. способствовать становлению ситуации общения на иностранном языке на уроке.

Полноценное чтение – вот наша цель. И покорив этот вид деятельности, мы понимаем, что теперь нам доступны все грани языка, ведь с помощью чтения мы извлекаем любую необходимую информацию из текста. А владея этой информацией, мы можем изучить все, что пожелаем


 

Посмотрите также