Одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению. Владение суммой знаний на иностранном языке отнюдь не означает умения говорить на этом языке. Навык говорения должен быть настолько развит в процессе обучения, чтобы учащиеся могли общаться на иностранном языке, как только в этом возникнет необходимость. Самым надёжным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу различной степени сложности по заданным темам.
Устная речь является и стимулом для повышения интереса к предмету, и она играет большую роль в развитии всех видов умственной деятельности. Для обучения диалогической речи на занятиях английского языка требуются специальные приёмы, учитывающие характер использования иностранного языка как средства общения и инструмента речевой деятельности. Я использую в своей практике систему упражнений с использованием нестандартных форм подтверждения или отрицания, различные игры. Обучение навыкам диалога следует начинать с первых занятий.
I) Тренировочные упражнения.
В них подбираются все возможные для данного класса ситуативно-семантические диалогические единицы (ДЕ).
Задание № 1: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение без дополнительной информации.
Например:
Задание № 2: подобрать ответные реплики, выражающие подтверждение с наличием дополнительной информации.
Например:
Задание № 3: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание без наличия дополнительной информации.
Например:
Задание № 4: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание с наличием дополнительной информации.
Например:
Задание № 5: подобрать ответные реплики, выражающие уклонение от ответа.
Например:
Задание № 6: подобрать ответные реплики, выражающие отрицание, подтверждение или уклонение от ответа с помощью контрвопроса.
Например:
II) Творческие упражнения.
Задание № 1: составить вопросы к утвердительным предложениям.
Например:
Данное задание способствует отработке навыка вопроса.
Задание № 2: подобрать нестандартные ответы на вопросы а) учителя; б)
учащегося; в) партнёра в паре.
Например:
Задание № 3: составление диалога на основе стихотворения.
На доске написан стих:
Примерный диалог, который можно составить.
Задание № 4: ролевая игра" no YES or NO”
Учащимся задают вопросы, они не должны употреблять слова "NO”или”YES”.
Примерный образец диалога:
T- Are you ready for the game"no YES or NO”
P1- OK
T- Are you a pupil or a teacher?
P2 – I’m a pupil.
T – What are your hobbies?
P3 – My hobbies are reading, swimming.
Цель данной игры развивать у учащихся внимание, речевую активность, самостоятельность.
Задание № 5: ролевая игра "Blind Man’s Buff”.
Играют
все дети. У водящего закрыты глаза. Он ловит "жертву”, спрашивает: - Are
you Lena?
- Yes, I’m (Лена стала водить)
- Are you Misha?
- No, I’m not.
Игра направлена на отработку общего вопроса, помогает запомнить, что перед именами отсутствует артикль.
Задание № 6: игра найди свои вещи.
Ты потерял:a yellow pencil-box, a blue ball, a red glove, a brown bag, a white pen. Попробуй, найди свои вещи в бюро находок при помощи общих или разделительных вопросов.
Например:
Задание № 7: игра бюро находок.
У тебя в бюро находок есть потерянные вещи. Будь вежлив с посетителями.
Задание № 8: игра " The Lost and Found”.
Учащиеся делятся на три микрогруппы. В каждой один играет роль администратора. У него бейдж с надписью " The Lost and Found” и 15 картинок с изображением различных предметов. Дети обращаются к администраторам в поисках потерянных вещей. Выигрывает тот, кто быстрее найдёт потерю.
Задание № 9: восстанови содержание интервью при помощи ответов.
1. I’m Boris.
2. I’m thirty years old.
3. I’m a singer.
4. I became a singer 4 years ago.
5. I live in Moscow.
6. I have a good flat.
7. I have two children.
8. My hobby is reading.
9. I like winter best.
Задание № 10: вставь пропущенные слова.
1. Who are you? 1. S. Petrov.
2. How old are you? 2. forty
3. Do you like to write for children? 3. with great pleasure
4. Why do you like to do this? 4. children.
5. When did you become a writer? 5. twenty
6. What kind of flat do you have? 6. three rooms
7. What is your hobby? 7. reading
8. Where do you live? 8. in Minsk
9. Do you have any pets? 9. a dog, a parrot
10. What season do you like best? 10. spring
III) Логические упражнения.
Задание № 1: составление диалога по тексту.
Например:
Текст "At the book-shop”.Составлено 14 предложений.
Группа делится на две команды. Каждый учащийся получает по 1 предложению на карточке. Задание – составить диалог из данных предложений. Ученик, который считает, что у него заголовок диалога встаёт, прочитывает предложение и занимает первое место, если он прав. Затем учащийся, который считает, что у него первое предложение диалога встаёт, прочитывает предложение и т.д. Класс выстраивается в две колонки (вопросы и ответы). В данном случае будет следующая логическая последовательность, позволяющая составить связный диалог: 2, 4, 7, 8, 10, 3, 6, 9, 14, 12, 11, 13, 15 [1 c.67].
Задания, описанные в статье, носят творческий, игровой характер с элементами соревнования, стимулируют поиск самостоятельных решений.
Активизация упражнений на отработку навыков диалогической речи поможет учащимся выучить английский язык на хорошем уровне; окажет помощь при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Литература:
1. Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольная книга преподавателя иностранного
языка (справочное пособие).- М.: издательство Высшая школа, 1997. – 408 с.
2. Н.Д. Гальскова Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для
учителя.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: АРКТИ, 2004. – 192с.
3. Щукин А.Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие
для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.