Обучение финансовой грамотности учащихся начальной школы

  • docx
  • 26.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока.docx

Место в образовательной программе

Урок открытия новых знаний

Тема

Государственный бюджет

Класс

 3 класс

Цель урока

Создать условия для формирования у обучающихся понятия «государственный бюджет».

Планируемые результаты

Предметные:

а) освоение понятий: «государственный бюджет», «налоги», «доходы», «расходы»;

б) освоение умения объяснять, из чего складывается государственный бюджет, различать источники дохода и расхода.

Метапредметные:

а) развитие коммуникативных компетенций – слушать собеседника и вести диалог по теме, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, осуществлять самоконтроль и контроль;

б) формирования умения использовать различные способы анализа информации и знаково-символические средства для решения финансовых задач, производить логические действия сравнения доходов и расходов;

в) формирование умения определять личные цели развития, корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников и учителя.

Личностные:

 а) осознание себя, как члена общества и государств;

б) формирование установки на необходимость уплаты налогов гражданами страны.

 

Форма проведения урока

Урок - деловая игра

Оборудование

а) технические: мультимедийный проектор,  компьютер,  экран;

б) дидактический материал:

·        учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир» часть 2, с.71-74,

·        рабочая тетрадь  А.А.Плешаков «Окружающий мир» часть 2, с.46-47, 

·        презентация

·        мульфильм  «Богатый Бобрёнок. 6 серия. Роль государства » https://bobrenok.oc3.ru/

·        карточки с кроссвордом для каждой пары обучающихся,

·        «Толковый словарь» С.И.Ожёгов

·        карточки с полосками для обучающихся каждой группы со словами «зарплата за февраль», «выигрыш в лотерею», «прибыль от продажи автомобилей»,

·        сумка (мешочек) у учителя,

·        карточки для составления схемы-опоры понятия «государственный бюджет», разные виды денег.

·        обычная доска с записью темы урока, понятий «налогоплательщик», «налоговый инспектор»

·        магнитная доска и магниты

Расстановка парт и стульев

Стандартная расстановка «затылок в затылок», «для групповой работы»

 

Описание хода урока по этапам

 

№ слайда,

использ. средства

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Образовательный

эффект

 

Организационный момент, 1 мин.

Приветствует учащихся, желает успешной работы

 

Приветствуют  учителя. Настраиваются на урок.

 

Введение в урок.

ШАГ 1. Представление и анализ практической задачи, выявление проблемы, 7 мин.

Виды денег, карточки с кроссвордом (Приложение 1)

 

Слайд 1

Толковый словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

Слайд 3

 

Слайд 4

 

 

 

 

Демонстрирует разные деньги, организует диалог, предлагает в паре разгадать кроссворд на тему «Деньги», проверяет выполненное, оценивает.

 

Предлагает прочитать ключевое слово с целью определения темы урока, спрашивает,  знают ли это слово и где узнать его значение, если дети не скажут – предлагает заглянуть в Толковый словарь.

 

-Слово «бюджет» произошло от старофран-

цузского слова «бугетт» и означает «кошелёк,

сумка, кожаный мешок».

Учитель показывает слайды, ведет диалог с учащимися о том , когда и где они слышали слово «бюджет», что такое бюджет, виды бюджета.

Предлагает отгадать анаграмму, чтобы уточнить тему урока.

(На интерактивной доске появляется  слайд 4 с анаграммой

Р   у   о     д   т   г    с    а     в      о   с

7   4   11   5   9   1    3    6   10     2   8)

Учитель еще раз вместе с обучающимися проговаривают тему «Государственный бюджет» и  его определение, ставят цель урока.

Отвечают на вопросы по материалам прошлых уроков.

Работают в парах.

Формулируют ответы на вопросы, делают выводы; обмениваются мнениями; строят  речевые высказывания

Классифицируют.

Отвечают на вопросы.
Формулируют тему и цель урока.

Работают с толковым словарем

 

Читают слайды

 

Разгадывают анаграмму, называют тему урока, ставят цель .

Формулирование ответов  и выводов; умения  излагать своё мнение, находить информацию в «Словаре»

 

 

 

 

 

 

 

 

Принятие  и сохранение   учебной задачи.

 

 

 

 

 

Формирование умения определять личные цели развития

 

 

ШАГ 2. Освоение базовых понятий, 20 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

Мультфильм  «Богатый Бобрёнок» 6 серия. Роль государства »

 

Учебник стр.71-73

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает  исследовательскую игру – «Бюджет», чтобы понять, что обозначают понятия «доходы и расходы бюджета»

Подводит детей к выводам каждого понятия.

Выстраивает диалог с помощью вопросов, обсуждаемых в ходе игры.

 

Часть 1. «Доходы бюджета» 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Учитель предлагает трём группам обучающихся подумать и обсудить, из чего складывается  доход человека, как члена общества, государства.

После обсуждения каждая группа выбирает карточки:

1.     Зарплата за февраль

2.     Выигрыш в лотерею

3.     Прибыль от продажи автомобилей

Учитель помогает детям, задает наводящие вопросы. Ведёт диалог, распределяет роли в игре.

 

- Представим, что некий Дмитрий получил зарплату за февраль. Александра выиграла в лотерею 10 тысяч рублей. Влад – директор автозавода и он получил большую прибыль от продажи автомобилей.

Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Оторвите кусочек от карточки ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось? (У нас получилось две части).

- Давайте представим, что я – это наше государство, а сумка (показать сумку) – это государственный бюджет. Соответственно, вы –граждане государства, которые получили доходы или прибыль.

- Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

-Итак, какую часть вы вернули мне: большую или меньшую? (Меньшую).

 

-Обсудите в группах,  как может называться та часть вашего дохода, которую вы вернули государству? (налог).

- Молодцы! Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий. Как вы думаете, налоги платят добровольно, по желанию или по принуждению?  Почему? Чтобы ответить на этот вопрос правильно, я предлагаю вам посмотреть мульфильм «Богатый Бобрёнок»

-Как вы советуете поступить бобрёнку?

Прочтите определение в учебнике.

Проводит работа по учебнику  (стр.71-73)  

 

- Верно. Налоги – это установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству. Подумайте, как можно назвать человека, который платит налоги.

(Налогоплательщик.)

Молодцы! Вы ничего необычного в этом слове не замечаете?

- Слово налогоплательщик состоит из двух слов. Это сложное слово.

- Если есть люди, которые платят налоги, то должны быть те, кто проверяет, правильно ли налоги начислены и все ли заплатили налоги. Слышали ли вы, как называют этих людей?

(Налоговые инспекторы).

Замечательно! Закончите мою мысль: доходы государства – это...

(Налоги с граждан и предприятий).

-  Итак, налоги поступили в бюджет.

Как вы думаете, что потом происходит с этими деньгами?

(Потом их расходуют).

Абсолютно верно – теперь нужно деньги, поступившие в бюджет, израсходовать.

 

 

 

 

Вступают в игру.

Выполняют действия по алгоритму.

 

 

Работают в группах и с учителем.

Формулируют ответы на вопросы, обмениваются мнениями, ведут диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят мультфильм,

Отвечают на вопрос,

осознают необходимость уплаты налогов

 

 

Читают определение в учебнике, раскрывают  значения новых понятий.

 

 

 

 

 

Работают с новым понятием.

Отвечают на вопросы.  

Делают выводы

Освоение понятий: доходы, расходы, налоги.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысливание учебного материала;

действие  с учетом выделенных учителем ориентиров.

 

 

 

 

 

Осознание себя, как члена общества и государства

 

 

 

Извлечение необходимой информации из собственного опыта; осуществление поиска необходимой информации из разных источников

 

 

Формирование установки на необходимость уплаты налогов гражданами страны.

Музыка для физкультминутки

Динамическая пауза-2мин.

Показывает движения

Выполняют упражнения под музыку

 

Слайд 7

Учебник стр.72

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

(Часть вторая  исследования – «Расходы бюджета)

Сообщает ребятам, что у государства очень много важных и необходимых расходов. Существуют такие сферы народного хозяйства, которые сами денег не зарабатывают, то есть не производят никаких товаров, а в деньгах очень нуждаются. И государство тоже очень нуждается в этих сферах.

Предлагает рассмотреть таблицу в учебнике и назвать эти сферы.


Дальше учитель предлагает подумать, как будем расходовать деньги, постепенно подводя к выводу, что доходы равны расходам,

– Итак, автомобильный завод.  Объясните, нужны ли Владу деньги из бюджета? Почему?

-Куда государство тратит деньги?

-Приведите примеры профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.(Учителя, воспитатели и т.д.)

- Итак, в государственном бюджете есть определенная сумма (отрезанные части карточек учитель возвращает ребятам в группы). Обсудите в группах:

 -Как мы ее будем расходовать?

-Какие сферы, на ваш взгляд, должны получить средства раньше других и в каком количестве?

Разделим «денежки».

-Средств не хватает.

-Как же так получилось, что средств  хватило не всем?

 – Что будет, если такое случится в государстве на самом деле?

 – Как предупредить эту опасность?

– Верно. Недаром говорят, деньги любят счёт. Поэтому те, кто имеет дело с деньгами, ещё до того, как они будут истрачены, должны посчитать, сколько денег поступит из разных источников в кошелёк государства и сколько будет истрачено на разные нужды.

-Отдадим их тем, кто особенно нуждается. Кому?

-Легко ли было определить, кому особенно нужны деньги?

- Сколько денег у нас было? Сколько мы истратили? Сравните доход и расход. Какой он должен быть?

–Итак, в нашем бюджете доходы равны расходам.

Итог игры.

Учитель подводит итоги вместе с детьми.

-Какая ситуация допустима для бюджета страны?

(Доходы больше расходов)

 

 

 

 

 

 

Читают материал в учебнике

Анализируют.

 

 

 

Отвечают на вопросы.

(-Нет,не  нужны. Он сам выпускает машины, продаёт их. Деньги у него есть.) 

 

 

 

 

 

Представители от групп

высказывают свои предложения.

(-Мы не посчитали общее количество поступивших денег.

– Необходимо посчитать средства)

 

 

Представители от групп

высказывают свои предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирование высказываний и умения обосновывать своё мнение, делать выводы о доходах и расходах.

 

Извлечение необходимой информации из учебника.

 

 

 

 

 

Формирование умения использовать знаково-символические средства для решения финансовых задач, производить логические действия сравнения доходов и расходов.

                   ШАГ 5. Закрепление освоенных понятий на основе практических ситуаций, 5 мин.   

 

Рабочая тетрадь

 

Дает задание в рабочей тетради стр.46 задание№ 1.

- Составить толковый словарик по теме «Бюджет»

в рабочей тетради стр.46 задание 1.

-Проверить задание в паре  и выполнить задание №2 стр.47 (работа в паре). Заполнить таблицу с примерами профессий людей, которые получают зарплату из бюджета.

 

 

Самостоятельная работают в тетрадях.

Взаимопроверка и работа в паре.

Поиск  и извлечение информации

 

Применение освоенных понятий

                                                                                      Шаг 6 – рефлексия ( 5   мин)

 

Карточки для схемы – опоры

(на доске)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Учитель предлагает с помощью составления  опорной схемы рассказать о государственном бюджете.

1группа-формирует из карточек понятие государственный бюджет.

2 группа-отбирает карточку для понятия доходы.

3группа-  отбирает карточку для понятия расходы.

 

 

 

 После короткого обсуждения в группе представители выходят к доске и составляют схему-опору, сопровождая её высказываниями.

Формирование умения использовать знаково-символические средства для обобщения информации.

 

 

 Задает вопросы для самооценки в форме анкеты:

-Продолжите фразу:

– Было интересно узнать, что …
– Меня удивило …
– Было трудно…
– Теперь я понял, что…

 

Производят рефлексию.

 

Оценивают свою работу на уроке

Рефлексия. Контроль и самооценка своей деятельности по освоению понятий.

 


 

Скачано с www.znanio.ru