+Обучение грамоте3

  • docx
  • 24.08.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала +Обучение грамоте3.docx

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА -  ИНТЕРНАТ  ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

 

 

Рассмотрено

 на методическом совете КГОБУ «Камчатская

школа-интернат  для                                                                                                                                      обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»                                                                            

 

Протокол №___от ____2019 г.

Председатель_______________

Н.С. Терентьева

«Согласовано»

Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская 

школа-интернат  для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

__________Танина Г.А.                                                                                                    

 «____»________2019г.      

«Утверждаю»

Директор КГОБУ «Камчатская  школа-интернат  для обучающихся                                                                                                                                      ограниченными возможностями здоровья»

 

                                                                                                  ___________Логачева О.Д.

 «____»________2019г.

 

Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью  по обучению грамоте  дошкольной группы 

«Звездочки»

(третьего года обучения)

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель-дефектолог  Коломиец В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Петропавловск-Камчатский

2019г.

 

 

Пояснительная записка.

Подготовка к обучению грамоте включает в себя два разных направления: развитие ручной моторики, подготовка руки к письму и обучение элементарной грамоте.

Коррекционно-развивающая работа с детьми направлена на формирование как общих интеллектуальных умений (принятие задачи, выбор способов ее решения, оценка результатов своей деятельности), так и специфических предпосылок к учебной деятельности.

Программа по обучению грамоте составлена на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного  отделения  КГОБУ  «Камчатская школа-интернат для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья».

Цель: Формировать умение сотрудничать в процессе осуществления совместной деятельности

Задачи:

-                     Продолжать учить детей застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.

-                      Учить детей составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка лепестки, к веточкам листья и т. д.).

-                      Формировать у детей умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.) сначала в две дырочки, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу).

-                      Учить детей размазывать пальцами пластилин по дощечке, по картону.

-                      Учить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см).

-                      Учить детей проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.

-                      Учить детей обводить по контуру простые предметы.

-                      Учить детей проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом).

-                      Учить детей штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.).

-                      Формировать у детей индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.

Организация работы по программе.

На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится  20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком  проводятся  не менее 2-х раз в неделю. 

Структура коррекционного занятия.

Каждое занятие дефектолога включает  3 структурные части:

         - Вводная часть (организационный момент)  -  установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.

         - Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого  и ребенка.

         - Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы.

Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.

   По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.

      Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:

·                     Проигрывание действий педагогом на глазах у детей

·                     Совместное проигрывание действий педагогом и детьми

·                     Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом

·                     Выполнение действий ребенком по словесной  инструкции

·                     Самостоятельное выполнение детьми игровых действий

·                     Сопровождение ребенком речью выполняемых действий

Формы контроля: тестовые задания практического характера.

 

Основное содержание работ.

-                     Учить детей застегивать кнопки и пуговицы различной величины одного цвета

-                     Учить детей выполнять знакомые ранее игры с пальцами по речевой инструкции

-                     Учить детей размазывать пальцами пластилин по дощечке, по картону

-                     Учить детей выкладывать горох, семечки на подготовленную дощечку с размазанным пластилином по контуру простого

-                     Продолжать учить детей проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, между двумя линиями

-                     Учить детей проводить линию, не отрывая карандаша от листа бумаги по наклонной линии-образцу (дорожке)

-                     Учить детей проводить прямую непрерывную линию между двумя волнистыми линиями

-                     Учить детей составлять из частей целый предмет (пристегивать элементы предметов к основной части: к середине

-                     Учить детей выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка (дождик, дорожка и т. д.) сначала в две по образцу) Учить детей проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между

-                     Учить детей проводить линию пальцем, затем карандашом самостоятельно по заданному образцу

-                     Учить детей проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб (сначала проводить

-                     Учить детей обводить по контуру простые предметы

-                     Продолжать учить выполнять шнуровку слева направо без перекрещивания шнурка (2 дырочки, 6 дырочек — дорожка

-                     Продолжать проводить игры с пальчиками и речевым сопровождением Продолжать учить выкладывать горох (фасоль, семечки) на пластилин по контуру, сделанному педагогом (рыбка)

-                     Учить проводить непрерывную линию карандашом по образцу Учить проводить непрерывную линию по нарисованному контуру (пальцем, карандашом)

-                     Учить детей проводить линию, не отрывая пальца или карандаша от листа бумаги

-                     Учить детей проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от листа бумаги

Игры и упражнения: «Бабушкин клубочек», «Волшебные замочки», «Кнопки и застёжки», «В стране букв», и т.п.

Целевые ориентиры к концу учебного года.

Ребенок может  научиться:

-                     застегивать и расстегивать пуговицы на своей одежде; показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках;

-                      выполнять игровые упражнения с пальцами с речевым сопровождением;

-                      проводить непрерывную плавную линию пальцем и карандашом между двумя ломаными линиями, повторяя изгиб;

-                      проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги;

-                      обводить пальцем по контуру простые нарисованные предметы, следить за тем, чтобы пиния была плавной; штриховать простые предметы сверху вниз.

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

I. Литература, используемая учителем в работе над программой:

1.                 Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).

2.                 Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников, СПб., 2003.

3.                 Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет, Ярославль, 2001.

4.                  Волкова Л.С. Логопедия, М., 1989.

5.                 Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.

6.                  Козырева Л.М.  Развитие речи.  Дети  5-7 лет,  Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

II. Техническое обеспечение образовательного процесса.

1.                 Орг. техника (компьютер, принтер)

2.                 Интерактивная панель «Солнышко».

III.  Материалы учебно-методического комплекта.

1.                 Методические пособия.

2.                 2.Диагностические задания.

3.                 Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:

4.                 Методическая литература.

5.                 Методические рекомендации.

6.                 Литература с содержанием педагогических методов работы.

7.                 Презентации по темам

8.                 Раздаточный материал

9.                 Развивающие игры.

10.             Конструкторы

11.            Наглядные пособия