КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Рассмотрено на методическом совете КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья»
Протокол №___от ____2019 г. Председатель_______________ Н.С. Терентьева |
«Согласовано» Заместитель директора по УР КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
__________Танина Г.А. «____»________2019г. |
«Утверждаю» Директор КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся ограниченными возможностями здоровья»
___________Логачева О.Д. «____»________2019г. |
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью по обучению игре дошкольной группы
«Звездочки»
(третьего года обучения)
Составитель:
учитель-дефектолог Коломиец В.В.
г. Петропавловск-Камчатский
2019г.
Пояснительная записка.
Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.
В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для человеческого общества. Большое место в становлении игровой деятельности занимает драматизация знакомых сказок, литературных произведений. Опора на художественные произведения, в которых четко выражен характер действующих персонажей и их эмоциональное состояние, позволяет детям приобретать собственный опыт эмоционально окрашенного реагирования на ту или иную ситуацию, обогащая их чувственную сферу. В целом обучение игре должно способствовать возникновению у детей самостоятельной игровой деятельности, становлению сюжетно-ролевой игры.
Программа по обучении игре составлен на основе: «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного отделения КГОБУ «Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель: Формировать навыки игр со сверстниками.
Задачи:
- Формировать у детей умение играть не только рядом, но и вместе, небольшими группами, объединяясь для решения игровой задачи.
- Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми.
- Формировать в игре представления детей о содержании деятельности взрослых на основе наблюдений за их трудом.
- Учить детей решать в игре новые задачи: использовать предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный характер, в процессе игры.
- Учить детей осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность.
- Активизировать самостоятельную деятельность детей, насыщая сюжет игровыми ситуациями.
- Учить детей самостоятельно принимать решения о выборе будущей игры, закладывая основы планирования собственной деятельности.
- Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.
Организация работы по программе.
На коррекционные индивидуальные занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой работы являются индивидуальные занятия. На занятия отводится 20 минут. Продолжительность занятий может меняться в зависимости от психофизического состояния ребенка. Индивидуальные и подгрупповые занятия с ребенком проводятся не менее 2-х раз в неделю.
Структура коррекционного занятия.
Каждое занятие дефектолога включает 3 структурные части:
- Вводная часть (организационный момент) - установление эмоционального контакта с ребенком, организации его внимания на предстоящий вид деятельности.
- Основная часть (обучающая) – включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающее взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка.
- Заключительная часть – анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы.
Репродуктивный метод – организация деятельности по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивно-репродуктивным, т.к. непременная черта этого метода - инструктаж. Репродуктивный метод предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя.
По мере увеличения объёма знаний возрастает частота применения репродуктивного метода в сочетании с информационно-рецептивным методом, который предшествует репродуктивному методу при любом варианте обучения.
Репродуктивный метод обогащает учащихся знаниями, умениями и навыками, формирует у них основные мыслительные операции. Эффективной является следующая последовательность в применении приемов обучения при обучении и организации игр:
· Проигрывание действий педагогом на глазах у детей
· Совместное проигрывание действий педагогом и детьми
· Выполнение действий ребенком, с опорой на образец, предлагаемый педагогом
· Выполнение действий ребенком по словесной инструкции
· Самостоятельное выполнение детьми игровых действий
· Сопровождение ребенком речью выполняемых действий
Формы контроля: тестовые задания практического характера.
Основное содержание работ.
- Закреплять умение детей играть в «Дочки-матери», расширяя сюжет, соединяя его с уже изученными сюжетами Знакомить детей с новыми сюжетными играми («Больница», «Моряки»).
- Учить детей входить в сюжетные игры, в свою роль и выходить из нее по окончании игры.
- Учить детей играть в строительные игры, наполняя их новым содержанием.
- Учить детей участвовать в драматизации знакомых сказок (Л. Толстой. «Три медведя»).
- Учить детей участвовать в играх по семейной тематике, самостоятельно создавать игровое пространство для персонажей
- Учить детей играть в коллективе с использованием крупного напольного конструктора, создавая игровое пространство.
- Закреплять умение входить в разные роли в одной и той же игре
- Учить детей бережно относиться к выполненным постройкам, созданным для игры, сохранять эти постройки в течение.
- Обогащать представления детей о взаимоотношениях между людьми, знакомить их с новыми сюжетными играми.
- Учить решать новые задачи в игре: использовать предмет-заместитель, фиксирующую речь, носящую экспрессивный.
- Учить детей играть в сюжетную игру «Зоопарк», передавая наиболее характерные повадки изображаемого животного трусливый заяц; гордый, голосистый петух).
- Учить детей драматизировать знакомые сказки («Лиса, заяц и петух», «Волк и семеро козлят».
- Учить детей входить в роль и выходить из нее, не выходить из роли до окончания игры («Больница», «Магазин игрушек»)
- Знакомить детей с профессией строителя при выполнении ими ролей в строительных играх («Строительство гаража спортивная площадка»).
- Учить детей играть с использованием построек, созданных из стульев («Машина», «Автобус»).
- Учить детей драматизировать знакомые сказки, используя различные театральные средства.
- Учить детей использовать в самостоятельных сюжетных играх элементы разученных драматизации и знакомые.
Игры и упражнения: «Осенние работы », «Аптека», «Детский сад», «Цирк», «В саду и огороде» и т.п.
Целевые ориентиры к концу учебного года.
Ребенок может научиться:
- играть вместе, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи;
- отражать в играх взаимоотношения между людьми;
- использовать в игре предмет-заместитель;
- осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность;
- самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
- участвовать в драматизации знакомых сказок.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
I. Литература, используемая учителем в работе над программой:
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – СПБ. Издательство «Союз», 2003 - 320 с. – (Коррекционная педагогика).
2. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998;
3. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;
4. М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В.Пронина Корреционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослыми М., 2013г.
5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
II. Техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Орг. техника (компьютер, принтер)
2. Интерактивная панель «Солнышко».
III. Материалы учебно-методического комплекта.
1. Методические пособия.
2. 2.Диагностические задания.
3. Пособие для коррекционно-педагогической работы с детьми:
4. Методическая литература.
5. Методические рекомендации.
6. Литература с содержанием педагогических методов работы.
7. Презентации по темам
8. Раздаточный материал
9. Развивающие игры.
10. Конструкторы
11. Наглядные пособия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.