Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического
образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса
(двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство
содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и
специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в
сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как
специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль
учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков,
развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия,
теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на
каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений
учащихся (производительный и общественно полезный труд,
ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а
также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном
процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач
и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в
особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, или
учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном
подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности
изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической
познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с
ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных
смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений
окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и
целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и
движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой,
продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к
более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний,
умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии
находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом
преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может
ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е.
осуществляет целостную педагогическую деятельность.
Деятельность учителя как организатора и руководителя всей учебной работой
учащихся всегда высоко оценивалась прогрессивными мыслителями. А. Дистервег
писал, что учитель - "солнце для вселенной". Высоко она оценивается и
сейчас. Однако необходимо отчетливо представлять себе и роль самого ученика,
так как он является центральным звеном основного и исходного отношений в
педагогическом процессе. Успех обучения в конечном итоге определяется
отношением школьников к учению, их стремлением к познанию, способностью
осознанно и самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, активностью.
Ученик не только объект обучающих воздействий, он субъект специально
организуемого познания, субъект педагогического процесса. Поскольку развитие
ученика происходит только в процессе его собственной деятельности, то основой
обучения следует считать не преподавание, а учение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.