Исследовательские подходы к воспитанию и обучению. Обучение педагогов и школьников исследовательским компетенциям
О РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДАХ К ПРАКТИКЕ НАСТАВНИЧЕСТВА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
С.А. Варламова,
ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж», г. Моршанск
e-mail sofia.varlamowa@yandex.ru
Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации программы среднего профессионального образования.
В ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» группой преподавателей создан кружок «АиС» (Архитекторы и Строители). Это кружок сообщества энтузиастов технического творчества, построенный на принципе горизонтальных связей людей, идей и ресурсов, созданный на базе соответствующей дорожной карты Национальной технологической инициативы. Он позволяет запустить процесс вовлечения молодежи в техническое творчество; поработать с задачами из мира реальной инженерии, познакомиться с опытными практиками, инженерами- проектировщиками. Цель движения – создать в колледже систему, которая объединит технологических энтузиастов, проектные и строительные компании, на стыке образования, науки, проектного и инженерного бизнеса. Такая система позволит реализовывать работающие форматы для взаимодействия между всеми участниками Кружкового движения.
Кружок «АиС» реализует инновационные подходы к организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в современной школе, он является практико-ориентированным и рассматривается как пространство для развития. Участие в работе такого кружка формирует новый тип мышления – продуктивный. Тематика работы связана с программой профессионального обучения по новым ФГОС.
Формат работы кружка – работа с вузами, строительными организациями и проектными бюро г. Моршанска. В них студенты проходят профессиональные стажировки. Благодаря этому будущий специалист имеет возможность еще в колледже получить опыт по избранной профессии, адля проектной организации подобный формат взаимодействия с молодежью помогает определить, насколько перспективен тот или иной кандидат.
Основные сегменты целевой аудитории, с которыми ведется коммуникация – это студенты-участники, преподаватели колледжа и администраторы, эксперты-партнеры из проектно-строительных организаций, стейкхолдеры–заказчики продуктов кружка, наставники.
Работа кружка объединена общей тематикой: «Оптимальное проектирование конструктивных элементов и несущих конструкций и разработка проектной документации на строительство заданных реальных объектов с применением компьютерных программ:AutoCAD, ArchiCAD, АРОС, «Металл.Фермы», «ГЕКТОР-АРМ. ППР».Студенты-кружковцы выполняют задания реального проектирования.
По мере развития кружка он стал заметным очагом активности в колледже, наладилось тесное взаимодействие с наставниками и заказчиками.
Кружковцы объявлены победителями третьей волны всероссийского конкурса студенческих работ проекта «Профстажировки 2.0», реализуемого совместно АНО «Россия – страна возможностей»и Общероссийским народным фронтом.
Студенты кружка занимаются исследовательской работой по актуальным темам современного строительства: сравнительный анализ применения новых строительных материалов и конструкций, применяемых для конкретных условий и объектов строительства, экология в строительстве и строительных материалах др.
Студенты-кружковцы участвуют в конкурсах мастерства – «WorldSkills», региональных олимпиадах, олимпиадах НТИ, они осмысленно занимаются проектной деятельностью.
Для привлечения ресурсов, проведения экспертиз, приобретения новых профессиональных знаний, мотивации студентов к работе кружка привлекаются отраслевые партнеры– ведущие специалисты архитектурно- строительных организаций региона. Эти партнеры разрывают привычные учебные рамки, и студенты впервые могут выстроить связь между знаниями и практикой, понять, что нужно делать для того, чтобы развивать свою карьеру и быть востребованными на рынке труда и в обществе.
Обучающиеся работают в группах объединяющих разные специальности и выполняют функции техника-архитектора и строителя.
У проектной деятельности есть два полезных аспекта: продуктовый результат (для внешних заказчиков или пользователей) и образовательный результат (для участников).
Кружок «АиС» работает над созданием учебных скринкастов с использованием современных информационных технологий. Материал разработки дает представление о методике создания скринкастов по новейшей технике визуализации учебного материала. Он показывает возможность образовательным организациям применять электронное обучение и дистанционные скринкаст- технологиив таком объеме, какой им требуется. При этом целые программы изучения профессиональных дисциплин могут быть реализованы за счет дистанционного скринкаст обучения, что является актуальным в условиях пандемии. Также технологии скринкастинга могут быть использованы на занятиях; при проведении обучающих экзаменов, на учебных практиках, во время промежуточной и итоговой аттестации. Преподавателю не требуется повторять объяснения многократно. Особенно при апробации смешанного обучения, в которой малоактивные формы, не требующие значительного участия преподавателя, вынесены за границу урока, для предварительного знакомства студентов с изучаемой программой. Разработка скринкаста– трудоемкая работа, которая требует дополнительных знаний от студента (владение программой Movavi Video Editor), навыков написания сценария и его анимации. Она реализует практическую задачу – выявление талантливых, разносторонне одаренных студентов, повышение престижа знаний, творческих возможностей студентов колледжа, совершенствования навыков индивидуальной и коллективной работы.
Кружковцы «АиС» работают также над созданием архитектурных скрайбинг-презентаций в программеVideoScribe. Осмысление этой практики и обобщение опыта стали основой методики, которая предложена для защиты учебных проектов. Актуальность скрайбинг-презентаций обусловлена необходимостью подготовки специалистов, имеющих навыки разработки интересных, разнообразных архитектурно-планировочных решений студенческих проектов и подачи их с помощью мультимедийных видеотехнологий.
Формат скрайбинга позволяет раскрыть то, что невозможно показать на статичной экспозиции чертежей: иное измерение, эволюцию идей и анимацию объекта. Скрайбинг превращает тезисы презентации в слова и образы, обрисовывает связи и подчеркивает ключевые моменты. происходит развитие интеллектуальных способностей студентов; создаются условия для творческого развития участников процесса; создаются оптимальные условия для выявления одаренных и талантливых личностей, с ориентацией на дальнейшее интеллектуальное развитие в профессиональной деятельности, так как архитектурные презентации широко востребованы в проектной практике. Студенты, инициативно осваивающие эту инновационную область, владеющие навыками создания скрайбинг-презентаций, имеют дополнительные возможности при устройстве на работу и дальнейшем профессиональном росте.
Итак, кружок нового типа решает задачи направленные на новые инфраструктурные системы, которые будут отвечать вызовам современного мира, ускорению жизненного цикла технологий. Союз педагогов-наставников и студентов, который направлен на создание интересных технологических решений и получение новых знаний, нужен сегодняшней системе образования.
Информационные ресурсы
1. Игорь Чаусов. Разработка и организация проектных и исследовательских лабораторий в региональных инженерно-конструкторских школах «Лифт в будущее: методическое пособие.
Москва : Реарт, 2017. 71 с.
2. Алексей Федосеев. Кружки 2.0. Научно-технические кружки в экосистеме практик будущего: Инструкция по сборке. Москва: Ваш формат, 2018. 85 с.
3. План мероприятий «Дорожная карта» «Кружковое движение» Национальной технологической инициативы. [Электронный ресурс] // URL: https://nti2035.ru/ docs/план%20мероприятий%20
«Кружковое%20движение».pdf
4. Захаров К.В. Особенности разработки скринкастов на примере курса компьютерной графики // Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика». 2017. № 1 URL: https://pedagogika.snauka.ru/2017/01/6649
5. Голощапов А.С. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения / А.С. Голощапов, Е.Б. Файзулин, Е.В. Карманова // Сб. материалов и докладов IVвсеросс. науч.-практ. конф. «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий» – Екатеринбург : ИОЦ «Информед», 2016. – С.51-58.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.