Потложа Людмила Анатольевна, Ныш Ольга Викторовна,
тьюторы ресурсного класса
Российская Федерация, п. Разумное, МОУ «Разуменская СОШ №4 «Вектор Успеха» Белгородского района Белгородской области»
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОРСКИХ ПРОПИСЕЙ «ВОЛШЕБНЫЕ РАСТОЧКИ»
Аннотация. В статье рассмотрены методы и приемы коррекционной работы по обучению навыкам письма с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, которые были созданы, опираясь на собственные разработки и существующий опыт. Представлена коррекционно-развивающая система работы с детьми с РАС по обучению навыкам письма, созданная посредством использования протокола, составленного Бекеевой Жанной Бримжановной, поведенческим аналитиком уровня ВСВА в прикладном анализе поведения, супервизором площадок и специально разработанных тьюторами прописей «Волшебные РАСточки». Особое внимание было уделено этапу, на котором при правильном выполнении рекомендаций первых двух из многократного прописывания линий, овалов и крючков должны получиться прописные буквы.
В статье отмечается, что результаты проведенной работы подводят нас к выводу об эффективности разработанной методики по протоколу супервизора Бекеевой Жанной Бримжановной и использования авторских прописей «Волшебные РАСточки».
Ключевые слова: дети с РАС, исследования, обучение письму, элементы букв, прописные буквы, протокол, прописи «РАСточки».
В России и за рубежом в настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. По данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей. В России распространенность составляет один случай на 100 детей, но официальный диагноз получает гораздо меньшее количество людей. РАС - это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий). Проблема аутизма на сегодняшний день уже достаточно хорошо изучена. Ею занимаются отечественные и зарубежные ученые. В нашей школе «Вектор Успеха» функционирует ресурсный класс, в котором обучается 8 детей с расстройствами аутистического спектра. Формируется второй ресурсный класс, в который зачислено 2 детей с РАС.
Ввиду того, что у детей с аутизмом плохо сформировано понимание речи (у некоторых устная речь отсутствовала совсем), с овладением письменной речью возникли проблемы, все учащиеся оказались моторно неловки. Овладение навыком письменной речи учащимися напрямую зависит от развития крупной и мелкой моторики. Ловкость рук и пальцев имеют прямую связь с речевым центром. Наши ученики с этим имели большие трудности. К окончанию учебного года писать прописными буквами научился только 1 ученик ресурсного класса из 7. Еще один ученик освоил списывание по образцу только печатными буквами, один ученик научился обводить буквы и слова по заранее написанному карандашом. Учащийся 4 класса, замечательно читающий и пересказывающий, наотрез отказывался писать, плакал, и записывал, если перед ним был прописанный образец (копировал), учащийся 6 класса освоил только навык побуквенного письма, под диктовку с показыванием образа буквы, совершенно не соблюдая строку.
Формирование навыков письма – это процесс сложный и длительный, в основе его лежат сложные психофизиологические механизмы.
Психологические исследования Л.Н. Блиновой показывают, что отклонения в развитии моторной сферы обучающихся с РАС создают у младших школьников определенные трудности в учебной деятельности, в частности неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, письма, и ручного труда.
Психолого-педагогические исследования М.М. Безруких, О.Б. Иншаковой, Р. Д. Тригер, О.С. Филипповой подтвердили, что процесс развития графомоторных навыков является длительным и непростым, осуществляется в процессе длительных упражнений. Это связано с тем, что у младших школьников с РАС недостаточно развита крупная и мелкая моторика, отмечается незрелость зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия, наблюдается напряженность и скованность мышц при движении, они не владеют элементарными графическими умениями и навыками.
Для усвоения школьной программы огромное значение имеет сформированность графомоторных навыков. У нормотипичных детей основы этих навыков формируются спонтанно, в школе они только совершенствуются. У детей с аутизмом спонтанного формирования не происходит и к началу обучения в школе они не умеют даже держать карандаш в руках и научить их этому очень трудно. Поэтому одной из первостепенных задач в процессе обучения школьников является преодоление трудностей овладения графомоторными навыками.
Стандартные методы коррекционной работы с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, по обучению навыкам письма не дают желаемых результатов, поэтому необходим поиск новых методов и приемов по формированию обучения письму.
Опираясь на собственные разработки и существующий опыт, мы создали коррекционно-развивающую систему посредством использования протокола по обучению письму, составленного Бекеевой Жанной Бримжановной, поведенческим аналитиком уровня ВСВА в прикладном анализе поведения, супервизором площадок, кинезиологических упражнений и специально разработанных прописей «Волшебные РАСточки».
Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию крупной и мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие. Опыт нашей работы с детьми данной категории показал, что большинство из них не умеют держать карандаш в руках и научить их этому очень трудно. Поэтому одной из первостепенных задач по обучению навыкам письма детей с РАС, является преодоление трудностей овладения графомоторными навыками.
Формирование навыка письменной речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра особенно вызывает затруднения на этапе самостоятельного написания элементов букв, складывания из элементов целой буквы, при переходе к самостоятельному написанию, особенно ограниченных строкой, вследствие недостаточно развитого уровня самоконтроля.
Коррекционная работа по формированию графомотрных навыков у младших школьников осуществлялась согласно индивидуальным планам, с помощью различных методов и приемов, а так же с помощью протокола и специально разработанных прописей «РАСточки», встраиваемых в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями, коррекционно-образовательными потребностями ребенка.
Последовательность работы над формированием навыка письма определялась индивидуально с каждым ребенком в зависимости от того, какой этап крупной и мелкой моторики уже сформирован. Для достижения эффективных результатов коррекционно-развивающей деятельности была разработана поэтапная система формирования графомоторного навыка переходящего в навык письма.
Было выделено три этапа:
1 этап. Подготовительный этап. На нем происходит имитация движения крупной моторики, проводятся кинезиологические игры (разминочный этап). Педагог (тьютор, родитель) садится на одном уровне с учеником, дает инструкцию: «Делай как я!» Берет карандаш и делает движение в воздухе (крючок или овал). 10 раз беглого, правильного выполнения движения позволяют осуществить переход на следующий этап. Каждое занятие начинаем с разминочного этапа.
II. Этап. На втором этапе осуществляется рисование в воздухе с ориентировкой на написанный знак на ватмане (А3), листе А4, А5. Педагог (тьютор, родитель) находится на одном уровне с учеником, демонстрирует действие с карандашом и плакатом (обводит обратным концом карандаша по плакату три раза) и дает инструкцию: «Делай как я!» 10 раз беглого, правильного выполнения позволяют переход на меньший формат образца.
III. Этап. На третьем этапе обучающийся начинает прописывать письменные знаки (крючки, овалы) в адаптированной прописи. Инструктор, (педагог, тьютор, родитель) предоставляет пропись, дает инструкцию: «Пиши!»
Особое внимание нами было уделено третьему этапу, на котором при правильном выполнении рекомендаций первых двух этапов из многократно прописанных линий, овалов и крючков должны получиться прописные буквы.
Проблема формирования навыка письма заключается в том, что у детей с РАС существуют объективные моторные сложности, которые необходимо преодолеть при обучении письму, а достаточной мотивации к этому ребенок не имеет.
Для исследования мы выявили ребенка с РАС, у которого хорошо был сформирован навык чтения, а навык письма ограничивался только обведением по ранее записанному тексту. Этот процесс сопровождался часто нежелательным поведением (негатив, крик).
За основу мы взяли протокол обучения навыкам письма супервизора нашей команды Бекеевой Жанны Бримжановны.
Таблица 1
Протокол обучения навыкам письма:
*.* |
||||||||
Сфера обучения: обучение письму |
||||||||
Цель: Ученик будет самостоятельно писать крючки малые и большие, овалы в адаптированных прописях в строчках высотой 2 см, не выходя за строчку, без вспомогательной пунктирной линии, не менее 10 знаков в строчке, не менее двух строчек за одно задание в течение пяти последовательных занятий. |
||||||||
Метод обучения: отдельные блоки |
||||||||
Материал: ватман А3, лист А4, лист А5 с нарисованными строками и крючками, овалами (нарисованными гуашью, жирным шрифтом), адаптированные прописи строка высотой 2 см (в начале строки красная точка, образец письменного знака ) |
||||||||
Вид подсказки: моделирующая |
||||||||
Протокол:
|
Для
выполнения условий протокола на 2 этапе - рисование в воздухе с
ориентировкой на написанный знак на ватмане (А3), листе А4, А5 действие с
карандашом и плакатом (обводит обратным концом карандаша по плакату три раза)
и дает инструкцию: Делай как я!», нужны были плакаты и листы с завитками для
обводки
и на 3 этапе - написание письменных
знаков (крючки, овалы) в адаптированной прописи. Мы должны предоставить пропись,
дать инструкцию: «Пиши!», нужны сначала прописи элементов букв, а затем прописи
букв.
Готовясь к каждому занятию по обучению письму, расчерчивали образцы для прописывания. Накапливались образцы, и сама собой возникла необходимость разработать авторские прописи «Волшебные РАСточки».
Это прописи по обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста имеющих, особенности в развитии, навыкам письма. Пособие предназначено для подготовки крупной и мелкой моторики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, для написания прописных букв.
В прописи вошли разнообразные задания, которые способствуют формированию и безболезненному переходу от передачи образа буквы крупной моторикой, до передачи ее мелкой моторикой в тетради. Рекомендуются широкому кругу специалистов работающих в ДОО, НОО. Могут быть использованы родителями детей, имеющих особенности в развитии. Предлагаем Вашему вниманию прописи, которые помогут вашему ребенку безболезненно обучиться навыку письма прописными буквами. Кинезиологический подход в обучении; протокол обучения навыкам письменной речи, составленный Бекеевой Жанной Бримжановной, поведенческим аналитиком уровня ВСВА в прикладном анализе поведения, супервизором площадок, с использованием метода Прикладного Анализа Поведения (ПАП), позволяют применять данные прописи для обучения детей с РАС (расстройствами аутистического спектра и другими множественными ментальными нарушениями), а также для любых детей на начальном этапе обучения навыкам письменной речи.
Данный подход в формировании навыков письма состоит в том, что мы не тратим время ученика на обведение по пунктиру, но не отказываемся совсем, даем минимальную поддержку в виде пунктирной линии, от которой быстро уходим, оставляя только визуальную подсказку в виде «отправной» точки.
Для того, чтобы ученик мог написать крючок, овал, буковку самостоятельно, он должен уметь:
- нарисовать это в воздухе на вытянутой руке большим пальцем;
- на парте, держа в руке карандаш обратной стороной, осуществлять обводку на заготовках формата А4, А5.
Для дошкольников можно предложить перед тем, как приступить к работе в прописях, прописывать линии, крючки, овалы на подносе с манной крупой указательным пальцем ведущей руки или палочкой, а также на картонке, заранее заготовив образцы разных линий и дав ему задание повторить их.
Только после того, как обучающийся сможет демонстрировать этот навык самостоятельно, без мешающих опор, можно приступать к работе в прописях «РАСточки».
Прописи предназначены, как для индивидуальных, так и подгрупповых занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, может использоваться для домашней работы родителями с детьми. А также в центрах развития и обучения детей с РАС и другими множественными ментальными нарушениями в развитии.
На сегодняшний день это две тетради по обучению детей с РАС письму.
В первую тетрадь вошли
листы с изображением палочек, крючков, овалов, петель (нарисованных
гуашью, жирным шрифтом) размером с ватман А3, лист А4, А5. Ученик
будет рисовать
в воздухе с ориентировкой на написанный знак на ватмане и листе; будет обводить
обратным концом карандаша по плакату три раза по инструкции: «Делай как я!».
После 10 раз беглого, правильного выполнения переходит на меньший формат
образца.
Также в первую тетрадь вошли листы для написания письменных знаков-элементов букв алфавита (крючки, овалы, палочки, петли). Ученик будет самостоятельно писать малые и большие крючки, овалы в строчках высотой 2см (в начале строки красная (черная) точка, образец письменного знака); не выходя за строчку, без вспомогательной пунктирной линии; не менее 10 знаков в строчке; не менее двух строчек за одно задание в течение пяти последовательных занятий. Предоставляем пропись, даем инструкцию: «Пиши!».
Во вторую тетрадь вошли листы с образцами для письма строчных и заглавных букв алфавита. Ученик будет самостоятельно писать строчные и заглавные буквы алфавита в строчках высотой 2см (в начале строки красная (черная) точка, образец письменной буквы); не выходя за строчку, без вспомогательной пунктирной линии; не менее 10 знаков в строчке; не менее двух строчек за одно задание в течение пяти последовательных занятий.. Предоставляем пропись, даем инструкцию: «Пиши!».
Начался
эксперимент. Ученик с подсказкой тьютора рисовал в воздухе с
ориентировкой на написанный знак на ватмане и листе; обводил обратным
концом карандаша по плакату три раза по инструкции: «Делай как я!».
После 10 раз беглого, правильного выполнения перешли на меньший формат
образца. После двух недель тренировок выполнял упражнения самостоятельно.
Затем подготовили листы для написания элементов букв алфавита. Ученик рассматривал сначала элементы, не решился самостоятельно писать. Предложили помощь. Пошли сомнения, что не получится. После письма первого ряда крючков с подсказкой, стал самостоятельно писать в строчках высотой 2см (в начале строки красная (черная) точка, образец письменного знака). Самостоятельно не все сразу получалось, но ошибки уже воспринимались не так болезненно. Мама ученика была очень довольна, сразу подключилась к работе и дома. Ученик не кричал уже, что не получится, а старался изо всех сил.
Для запоминания графического образа элемента, буквы для некоторых детей с РАС использовали тактильную память. Для этого конструировали букву из элементов. Это мог быть пластилин, крупа, сахар. Ученик обводил указательным пальцем букву – конструктор, а затем прописывал в прописях.
Правильно составленная пропись с описанием этапов работы и предоставленной инструкцией по переходу с этапа на этап позволяет охватить процесс развития навыка письма, позволяет подключить родителей к процессу автоматизации, а это является залогом успеха в этой работе.
На итоговом этапе работы родители отметили, что предоставление разработанных прописей позволило планомерно и системно, придерживаясь рекомендаций протокола, продвигаться в становлении графомоторного навыка и перехода к написанию прописных букв. Избавило родителей от расчерчивания и самостоятельной подготовки материалов для домашних тренировок. Что позволило увеличить охват родителей занимающихся дома, а как итог улучшилось качество письменного навыка (100%), возросла моторная ловкость крупной и мелкой моторики, повысился интерес к занятиям обучения грамоте (100%).
Целенаправленная работа с родителями и педагогами (совместные индивидуальные занятия, проведение консультаций, мастер-классов, презентации кинезиологических игр, раздача готовых прописей «Волшебные РАСточки», выступления на родительских собраниях) способствовали развитию активного взаимодействия всех участников педагогического процесса, росту качественных показателей уровня графомоторных навыков и навыка письма у учащихся с РАС.
Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по обучению письма у детей с РАС с использованием, разработанных прописей «РАСточки», при содействии родителей и тьюторов, инструкторов и педагогов ресурсного класса, позволила запустить процесс формирования навыков письма, вызвала интерес к образовательной деятельности, повысила уровень письменной активности и позволила безболезненно перейти к обучению навыка письма в обычных тетрадях.
Результаты проведенной работы подводят нас к выводу об эффективности разработанной методики по протоколу супервизора Бекеевой Жанной Бримжановной и использования авторских прописей «Волшебные РАСточки».
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаркова, Н. Г. Формирование графического навыка письма у младших школьников [Текст] / Н. Г. Агаркова. – М. : Просвещение, 1987. – 129 с.
2. Бачина, О.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: практическое пособие для педагогов и родителей [Текст] / О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова. – М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
3. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму: методическое пособие к прописям [Текст] / М.М. Безруких. – М. : Просвещение, 2002. – 13 с
4. Бойко, Т.В. Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР как средство подготовки руки к письму [Текст] / Т.В. Бойко // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов.– Чебоксары : Изд-во ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2015. – №1. – С. 156-160.
5. Заломаева Н.Б. Опыт обучения аутичных детей начальным школьным навыкам // О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребёнок: Пути помощи. Приложения. - М.: Теревинф, 1997.- С. 273-294.
6. Лапшин Л.М., Левченко В.А. Формирование графомоторного навыка у детей с умеренной умственной отсталостью: методич. рекомендации [Текст] / сост. Л.М. Лапшин, В.А. Левченко. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та., 2014. – 50 с.
7. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА Екатеринбург Рама Паблишинг - 2013. –с.205
8. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Под ред. В. В.Давыдова, Т. А. Нежновой.- М.: ИНТОР, 1998.- 110, [2] с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.