«Обучение письму и письменной речи на уроках
английского языка в школе»
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение………………………...…………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методики обучения письму и письменной речи на уроках английского языка в школе……………………………………..5
1.1 Цели, задачи и содержание обучения письменной речи…...…………5
1.2 Трудности, возникающие при обучении письму и письменной речи..7
1.3 Обучение технике письма... …...………………………………………..9
1.4 Обучение письменной речи…...………………………...……………..13
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по обучению письму и письменной речи учащихся в средней школе...………………………...……...16
2.1 Анализ письменных упражнений на основе учебников «Spotlight»
для 5, 8, 9 классов для общеобразовательных организаций под
редакцией Афанасьевой О. В. Дули Дж…...…………………………..16
2.2 Исследование динамики развития умений письменной речи
учащихся на среднем этапе обучения английскому языку………….23
Заключение………………...……………………………………………………..37
Список использованных источников…………………………………………...40
Приложение 1. Программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования по английскому языку………………………………………...……………………………………44
ВВЕДЕНИЕ
Долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучаемых. В настоящее время отношение к письму и обучению учащихся, умениям письменно выражать свои мысли в письменной форме решительно изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранному языку.
В свете новых образовательных стандартов обучения иностранному языку и требований ЕГЭ резко возрастает актуальность развития навыков письменной коммуникации. В связи с этим раздел «Письмо» стал обязательной частью ЕГЭ.
Без сомнения, значимость умений написания эссе и личного письма в данном контексте наиболее очевидна на старшем этапе обучения иностранному языку. Однако формирование данных умений следует начинать с самого начального периода овладения иностранным языком, так как в этот период происходит формирование умений каллиграфии и умений, связанных со звукобуквенными соответствиями. Эти умения помогают формированию чтения и письменной речи. На среднем письменная речь способствует формированию умений и навыков устной речи. Старший этап: приобретенные ранее умения совершенствуются вместе с устной речью. В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у обучаемых умений письменно выражать свои мысли, т. е. использовать письмо как средство общения.
Значительный вклад в теорию вопроса внесли: Е. И Пассов, Н. Д Гальскова, Е. Н. Соловова, Г. В. Рогова, И.Л. Бим, Р.П. Мильруд, М. В. Вербицкая и другие методисты. Все выше сказанное подтверждает актуальность нашей темы исследования.
Целью данной работы является разработка комплекса заданий и упражнений, предназначенного обучить иноязычному письму и письменной речи в средней и/или старшей школе. Поставленная цель в свою очередь, требует решения ряда задач:
1. выявление основных характеристик письма и письменной речи;
2. изучение трудностей, возникающих при обучении письму;
3. на основе изученного теоретического материала разработать комплекс упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи на уроках английского языка;
4. провести опытно-экспериментальную работу по апробации комплекса упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения письму и письменной речи, как одному из видов речевой деятельности. Предмет исследования – комплекс упражнений, применяемых при обучении письменной речи на иностранном языке.
В ходе исследования использовались следующие методы: 1. теоретический анализ и синтез; 2. изучение методической литературы и нормативных документов; 3. изучение и обобщение педагогического опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ
1.1 Цели, задачи и содержание обучения письменной речи
Целью обучения письменной речи в школе является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста. Конечные требования к обучению письменной речи включают формирование у обучающихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
В современной методической литературе принято разделять письмо и письменную речь. В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и произносимых человеком речедвижений. Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. В методике письмо – объект овладения учащимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением [20].
Подобное разграничение связанно с особенностями механизма письма, который складывается из двух звеньев: составления слов из букв и составления письменных сообщений из слов и словосочетаний [15]. В основе осуществления первого звена лежит владение графикой и орфографией, а для реализации второго звена характерно выражение мыслей с помощью определённого графического кода, т. е необходимо речевое умение [15].Таким образом, письмо - это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь с целью передачи её другим. Продуктом данной деятельности является речевое произведение или текст, рассчитанный на чтение [15].
Как вид речевой деятельности письмо и письменная речь базируется на умении писать, то есть на овладении навыками каллиграфии, графики, орфографии, пунктуации, а также лексико-грамматическими и композиционными навыками.
Письмо и письменная речь, выступая как средство обучения, играют разную роль на различных этапах обучения. Однако, надо быть последовательным в обучении и идти путем от простого к сложному. Именно поэтому на начальном и среднем этапах письмо рассматривается в качестве цели обучения. Письмо как самостоятельный вид речевой деятельности используют лишь на среднем и старшем, завершающем этапе. Успех завершающего этапа во многом зависит от того, насколько хорошо были сформированы базовые навыки письма как такового.
На начальном этапе закладываются основы графических и орфографических навыков, столь необходимых для лучшего усвоения учащимися изучаемого языка, языкового и речевого материала: ознакомление учащихся с написанием букв, тренировка в написании букв, усвоение орфографии слов, написание предложений. В требованиях практического владения иностранным языком на начальном этапе обучения указано следующее: обучающиеся должны приобрести навыки каллиграфического написания букв, слов, фраз и овладеть орфографией слов, усвоенных в устной речи и используемых в письменных упражнениях.
В среднем звене расширяется номенклатура заданий, связанных с письмом, хотя те, которые использовались на начальном этапе, сохраняются. Это списывание с дополнительными заданиями, выписывание из текста слов, словосочетаний, предложений, нужных для того, чтобы выразить свои мысли на письме.
На старшем этапе учащимся, помимо письменных заданий по лексике и грамматике языка, выполнение которых связанно со списыванием, сопровождаемым дополнительными действиями с учебным материалом, следует давать задания такого плана как: написать дружественное письмо зарубежному корреспонденту, составить аннотацию, реферат, заметку в стенгазету, написать резюме, изложение прослушанного и прочитанного текста, сочинение и т.д. (Приложение 1).
Выбор способов формирования и доведения до определенного уровня совершенства действий, составляющих механизм построения и реализации письменного речевого высказывания зависит и от трудностей, с которыми ученики встречаются в процессе овладения письменной иноязычной речью.
1.2 Трудности, возникающие при обучении письму и письменной речи
Трудности в обучении письменной речи на английском языке возникают в связи с формированием навыков, которые обеспечивают как владение графико-орфографической системой изучаемого языка, так и построение письменного высказывания. Для полного овладения умениями необходима вся сумма знаний и навыков в языке, усвоенных ранее, но при этом процесс обучения постоянно осложняется расхождением между звуковым и графическим планами выражения мысли на английском языке.
Трудности в обучении возникают в связи сформированием навыков в области графико- орфографической системы английского языка, с наличием таких особенностей:
· слова-омофоны;
· буквы тождественные по написанию русским буквам, но передающие совершенно другие звуки;
· полисемия (буква s может передавать звуки [s] и [z]);
· синонимия букв;
· отсутствие звучания у некоторых букв и буквосочетаний (gh);
· отсутствие количественных соответствий между звуком и буквой (звук ∫ может передаваться в английском двумя буквами s и h).
При оформлении связного письменного высказывания, когда внимание учеников смещается с графико-орфографической формы слов на смысловую сторону высказывания, трудности возрастают. Ученики должны в этом случае, составить план высказывания (во внутренней или внешней речи), выявить логику высказывания, отобрать из долговременной памяти языковые средства, свойственные письменной речи, произвести необходимые замены, комбинирование, составить целое из частей. Затем развернуть высказывание в структуру целого текста во внешней речи, в случае надобности произвести трансформации, как на уровне отдельных структур, так и на уровне целого текста, сличить с планом высказывания. Трудности обуславливаются и тем, что если при сообщении в устной речи что-либо может быть опущено говорящим, восполнено мимикой, жестом, интонацией, то при сообщении в письменной форме высказывание должно быть конкретным и полным, максимально развёрнутым, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию.
Помимо этого, овладение письменной речью предполагает наличие у обучаемого определенного уровня социокультурной компетенции. Выполнение всех этих операций вызывает у учеников большие трудности. Преодоление этих трудностей, как показывает практика, требует специально ориентированного в этих целях обучения. Для разработки приемов обучения письменной иноязычной речи необходимо учитывать, с одной стороны, комплексный характер этого умения, с другой то, что навыки, обеспечивающие письменное высказывание, основываются на навыках владения графико-орфографической системой языка.
1.3. Обучение технике письма
Обучение письму включает два аспекта:
· работу над техникой письма;
· развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т. е. умений письменной речи [4].
Работа над техникой письма предполагает развитие навыков каллиграфии, графики и орфографии. Освоение каллиграфией состоит из последовательных шагов:
· освоение элементов букв – основных штрихов, из различных наборов которых состоят все буквы английского письменного алфавита, как строчные, так и заглавные;
· освоение написания цифр по-английски;
· освоение написания строчных букв и сочетаний освоенных букв. Буквы осваиваются не в алфавитном порядке, а группируются по выбору составляющих их элементов (буквы a, d, q вводятся в одной группе, так как они все состоят из комбинаций двух элементов). Все строчные буквы разбиты на шесть групп;
· освоение написания заглавных букв по элементам, а также повторение строчных букв и их типичных сочетаний. Заглавные буквы тоже осваиваются группами, в которые они сводятся в зависимости от набора составляющих их штрихов (одна из групп составляет буквы I, F, E, L, T, состоит из вертикальных и горизонтальных линий). Все заглавные буквы распределены по пяти группам. Вместе с заглавными буквами учащиеся осваивают написание строчных букв в сочетаниях, где они читаются как один звук (ee, ea, oo, ar, sh, ck и др.);
· освоение букв в алфавитном порядке для закрепления их в памяти учащихся [30].
Учителю целесообразно демонстрировать написание буквы в изолированном виде, обращая внимание на отдельные элементы. Важным моментом является и показ написания изучаемой буквы в словах. В целях овладения написания букв используется так называемое элементарное письмо, т. е. написание отдельных букв, буквосочетаний или даже отдельных элементов букв. Последнее требуется в тех случаях, когда изучаются буквы со сложными элементами написания (например, G, W) [15].
К упражнениям, направленным на формирование графических навыков, следует отнести: [28]
· написание букв под диктовку: строчную и прописную, только строчную или только прописную (необходимо учитывать возможные уровни интерференции и ставить наиболее проблемные буквы парами);
· писать первую букву называемых слов. Суть заключается в умении услышать первый звук, соотнести его с буквой и записать ее. Здесь ученик идет от звука к букве, т. е. так, как это будет на письме в дальнейшем;
· узнать буквы, написанные в воздухе;
· закончить написанные буквы, начатой учителем;
· контрольное списывание букв и слов с доски. При списывании слов надо обращать внимание на то, чтобы слово списывалось не по буквам, а целиком;
· самодиктанты: ученики списывают слова с доски или из учебника, а затем проверяют сами себя, а возможно, и ставят себе оценку.
Таким образом, обучение графике связано: со зрительным восприятием букв, с фиксацией учителем внимания учащихся на особенностях начертания букв.
В целом, в области графики и каллиграфии должны быть сформированы следующие навыки:
· правильное написание прописных и строчных букв;
· владение буквосочетаниями и звукобуквенными соответствиями;
· корректное написание наиболее употребительных слов, вошедших в продуктивный словарь учащихся;
· правильное употребление точки, запятой, восклицательного и вопросительного знаков в конце предложения;
· написания букв с диакритическими знаками.
При обучении орфографии на начальном этапе необходимо заложить прочные основы орфографических навыков, чтобы обеспечить школьникам возможность пользоваться письмом на последующих этапах. На младшем этапе обучения можно использовать такие упражнения как:
· найдите среди данных пары заглавных и прописных букв, напишите их;
· напишите все буквы алфавита;
· найдите данную букву в словах, выпишите эти слова;
· вставьте пропущенные буквы в словах;
· закончите начатые слова;
· найдите ошибки в данных словах/предложениях;
· списывание слов с подчеркиванием и комментированием орфограмм;
· группировка слов по орфограммам;
· рифмовки слов
Работа над орфографией продолжается на среднем этапе. Одним из широко используемых средств для совершенствования техники письма и орфографии является запись слов, словосочетаний, предложений. Однако, не следует просить учащихся списывать их чисто механически, так как в процессе такого списывания не привлекается мыслительная деятельность учащихся.
На старшем этапе для совершенствования умений и навыков техники письма и орфографии широко применяются различного рода диктанты:
· самодиктант (сущность заключается в том, что учащийся по памяти записывает выученные им наизусть текст или стихотворение);
· слуховой (основное его назначение – закрепить в сознании учащихся звуко - буквенные отношения, установить прочную связь между зрительными и звуковым образом слов и словосочетаний). Слуховой диктант может включать только те слова, которые отрабатывались ранее. Содержание текста не должно представлять трудностей для учащихся. Текст диктанта должен быть связным. При проведении этого вида диктанта следует соблюдать следующий порядок: вначале читается весь текст диктанта, затем – по предложениям, причем каждое из них произносится один раз. Подобная организация обеспечивает сосредоточения внимания учащихся и позволяет тренировать быстрый переход со звукового кода на графический;
· зрительный (направлен на усвоение звукобуквенных отношений и трудных в орфографическом плане слов). Проведение зрительного диктанта начинается со зрительного восприятия текста, который потом будет диктоваться. Учитель прочитывает написанный заранее на доске текст. Потом учащиеся 2-3 минуты зрительно воспринимают текст, который затем стирается с доски, и учитель диктует текст;
· зрительно-слуховой (При его проведении в процессе диктовки предложения записываются одновременно на доске и в тетрадях. Важно, чтобы учащиеся не списывали текст с доски.);
· предупредительный (заключается в том, что учитель предварительно на доске разбирает трудные орфограммы, анализирует слова, отличающиеся сложным написанием, затем, стерев с доски все орфограммы, учитель приступает к диктовке текста [15]
Важное место в обучении технике письма имеют наглядные пособия. К ним прежде всего следует отнести прописи, иллюстрирующие правильное написание букв и их соединений. Не меньшую роль играют таблицы, отражающие звукобуквенные соответствия. На средней и старшей ступенях обучения указанные выше настенные таблицы могут служить справочным материалом для учащихся, и их целесообразно вывешивать в кабинете. Далее письмо рассматривается как важное средство для усвоения материала и формированию навыков чтения. Естественно, свою вспомогательную функцию письмо может выполнять в том случае, если учащиеся усваивают технику письма: учатся писать буквы, овладевают орфографией слов. Сам же процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воспитательное воздействие на учащихся, на развитие их памяти, волевых качеств и т. д.
1.4. Обучение письменной речи
Обучение письменной речи представляет трудности в связи со сложностью графики, орфографии и необходимостью перекодировки со звукового в графический код.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, овладение письменной речью предусматривает у обучающихся развитие следующих умений и навыков:
· Составление несложных связных текстов в рамках изученной тематики;
· Умение писать личное (электронное) письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе;
· Умение описывать явления, события;
· Умение излагать факты, выражать свои суждения и чувства;
· Умение письменно выражать свою точку зрения в форме рассуждения, приводя аргументы и примеры в рамках изученной тематики;
Типы текстов: личное (электронное) письмо, тезисы, эссе, план мероприятия, биография, презентация, заявление об участии.
Развитие у школьников умения выражать свои мысли в письменной форме, осуществляется на базе упражнений как репродуктивного и репродуктивно-продуктивного, так и продуктивного характера.
а) Первая группа упражнений: написание текста (письма, открытки, сообщения) с опорой на образец (письмо по аналогии.)
б) Вторая группа упражнений: упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор:
· вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план);
· вербально-изобразительных (картина, серия картин, фотография, ключевые слова, выражения).
в) Третья группа упражнений: упражнения, требующие от учащихся умений выражать свой мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы [4]
Выполнение речевых упражнений свидетельствует о полном усвоении изучаемых языковых явлений. Они приучают учащихся пользоваться изученным материалом спонтанно, без сосредоточения внимания на его форме. В основе этих упражнений лежит стимул для речи на иностранном языке. Безусловно, речь идет лишь об учебном стимуле, так как на уроке весьма трудно создать подлинно естественные ситуации. И вместе с тем, создание ситуаций, которые приближались бы к естественным и стимулировали бы учащегося к говорению (в нашем случае к высказыванию в письменной форме), является непременным условием организации работы на третьем этапе предлагаемой системы. Это условие осуществляется речевой задачей, ситуативностью, отношением к окружающей действительности. Задания к речевым упражнениям предусматривают развитие умений логически осмысливать воспринимаемую информацию, критически оценивать события, выделять главную мысль, умение дать личностную оценку, аргументировать свою точку зрения, комментировать, используя элементы оценочного характера.
Показателем сформированности письменной речи являются:
· успешность осуществления письменного общения;
· качество содержания продуцируемого письменного текста;
· качество языковой стороны письменного текста;
· степень самостоятельности в выполнении письменных заданий.
Таким образом, успешное обучение письменной речи способствует совершенствованию навыков письма, конечным результатом которого является выполнение письменной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, который состоит из написания личного письма (С1) и сочинения (С2).
Выводы: Письмо – сложное речевое умение. Оно позволяет при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Это продуктивный вид речевой деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим.
На разных этапах обучения в школе содержание обучения письму будет различным, однако оно должно быть последовательным и логичным, от простого к сложному. Письмо как цель обучения предусмотрено в программах школ на всех этапах обучения. При обучении письму учащиеся испытывают трудности в овладении графемно-фонемной системой изучаемого языка, что проявляется в орфографических ошибках из-за отсутствия простого соответствия между графемами и фонемами. Обучение технике письма и письменной речи включает в себя на начальном и среднем этапах выполнение разного рода упражнений по обучению каллиграфии, графике и орфографии, направленных на формирование навыков правильного письма. На среднем этапе развиваются навыки орфографии и письменной речи. Старший этап предполагает совершенствование приобретенных навыков. Упражнения на этом этапе направлены на умение школьников правильно выражать свои мысли в письменной форме.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1. Анализ письменных упражнений на основе учебников «Spotlight» для 5, 8, 9 классов для общеобразовательных организаций
под редакцией Афанасьевой О. В., Дули Дж.
Основными методами обучения иноязычного письма и письменной речи являются упражнения и задания. Упражнения направлены на совершенствование навыка письма и предусматривают многократность выполнения. Задания же могут включать в себя несколько упражнений и быть включены в различные этапы урока. Обучение письменной речи — это выполнение упражнений и заданий, которые приводят к достижению поставленной цели.
Для проведения анализа письменных упражнений рассмотрим учебники английского языка для 5, 8 и 9 классов для общеобразовательных организаций под редакцией Афанасьевой О. В., Дули Дж. Все письменные упражнения мы классифицировали в 3 группы:
1). упражнения, направленные на формирование и совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков (письмо здесь средство обучения):
· письменное выполнение лексических и грамматических тренировочных упражнений на подстановку, на завершение предложений и т. д.;
· постановка вопросов с использованием определенного лексического и грамматического материала.
2) письменные упражнения, направленные на развитие умений в других видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование):
· выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам;
· краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т. д.
3) упражнения, направленные на развитие письменных умений:
· выписывание цитат из текста к данным или самостоятельно составленным тезисам;
· краткая письменная передача содержания текста, например: в виде развернутого ответа на данный вопрос и т. д.
Рассмотрим упражнения, направленные на развитие письменных умений в учебнике английского языка «Spotlight» для 5 класса общеобразовательных учреждений.
Рис.2.1.1. Классификация письменных упражнений «Spotlight» 5 класс
Из диаграммы видно, что в учебнике больше всего представлено упражнений на формирование и совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков (53 упражнения, по сравнению с 41 упражнением на формирование письменных умений и 37 упражнениями, направленными на развитие умений в других видах речевой деятельности.
Далее мы произвели классификацию упражнений, направленных на формирование навыка письма и письменной речи, и представили ее в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Классификация упражнений, направленных на развитие письменных умений в учебнике английского языка 5 класса для общеобразовательных организаций под редакцией Афанасьевой О. В., Дули Дж
Виды упражнений |
Количество |
Примеры |
Написание текста (письма, открытки, записки) с опорой на образец |
3 |
Here is a letter from a girl to her friend. Copy out her letter. Choose the words from the box. |
Упражнение в построении собственного письменного высказывания с употреблением различных опор |
20 |
Look at the map. Write down the places of interest in London which you would like to see. |
Упражнения продуктивного характера |
18 |
Start the album “All about Me” |
В соответствии с программой основного общего образования по английскому языку (Приложение 1) в данном учебнике мало упражнений направленных на написание текста с опорой на образец (такие как писать короткие поздравления с праздником, выражать пожелания, заполнять бланки, написание писем), по сравнению с упражнениями на построение письменного высказывания с употреблением различных опор и упражнений продуктивного характера.
Известно, что письмо в среднем звене помогает овладеть самой графикой и орфографией усваиваемых слов и грамматических явлений. Оно позволяет учащемуся фиксировать в памяти графические комплексы, в силу того что при письме активно работают зрительный, слуховой, речедвигательный, моторный анализаторы. Все это создает благоприятные условия для запоминания.
На данном этапе следует использовать упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения).
Рассмотрим учебник английского языка «Spotlight» для 8 класса общеобразовательных учреждений.
Рис.2.1.2. Классификация письменных упражнений «Spotlight» 8 класс
Как мы видим, в 8 классе количество упражнений, направленных на развитие навыков письма и письменной речи резко возросло -34 упражнения, по сравнению с количеством упражнений, направленных на формирование фонетических , лексических, грамматических навыков (18 упражнений) и развитие умений в других видах речевой деятельности (15 упражнений).
Классифицируем упражнения, направленные на формирование письменных умений. Данные классификации приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Классификация упражнений направленных на развитие письменных умений в учебнике английского языка 8 класса для общеобразовательных организаций под редакцией Афанасьевой О. В., Дули Дж
Виды упражнений |
Количество |
Примеры |
Написание текста (письма, открытки, записки) с опорой на образец |
4 |
Write a letter to your friend inviting him\her to spend your holiday together |
Упражнение в построении собственного письменного высказывания с употреблением различных опор |
20 |
Look through the rout of the game again and write a story about your travelling to Britain. |
Упражнения продуктивного характера |
10 |
Write down Tips for Visitors |
В соответствии с программой основного общего образования по английскому языку (Приложение1) в данном учебнике мало упражнений на написание коротких поздравлений, выражения пожеланий. А также на заполнение бланков и написания личного письма по образцу или без опоры на образец по сравнению с другими упражнениями.
На данном этапе учащиеся часто используют записи слов, предложений, чтобы лучше их запоминать. Для этого необходимо выполнять письменные задания, помогающие усвоению лексико–грамматического материала, например, упражнения на группировку слов и на составления вопросов и ответов.
Рассмотрим учебник английского языка «Spotlight» для 10 класса общеобразовательных учреждений.
Рис.2.1.3. Классификация письменных упражнений «Spotlight» 10 класс
Согласно диаграмме, мы видим, что вновь сокращается количество упражнений, направленных на формирование навыков письма и письменной речи (24 упражнения) в то время, как на формирование навыков в других видах деятельности имеется 29 упражнений, упражнений, направленных, на совершенствование фонетических, лексических и грамматических навыков 13.
Классификация упражнений, направленных на формирование письменных умений приведена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Классификация упражнений направленных на развитие письменных умений в учебнике английского языка 9 класса для общеобразовательных организаций под редакцией Афанасьевой О. В., Дули
Виды упражнений |
Количество |
Примеры |
Написание текста (письма, открытки, записки) с опорой на образец |
2 |
Imagine you are going to travel to Britain. Fill in this form. |
Упражнение в построении собственного письменного высказывания с употреблением различных опор |
12 |
Can you make the list of different longer? Use the schemes. Get ready to come out with your opinion. |
Упражнения продуктивного характера |
10 |
Write an advertisement about your native place or any place in your country. |
В соответствии с программой основного общего образования по английскому языку (Приложение 1) в данном учебнике так же мало упражнений на заполнение формуляров, составления личных писем и т.п. в соотношении с другими упражнениями.
На старшем этапе письмо используется как средство для лучшего усвоения лексико-грамматического материала. Предлагаются задания на преобразования с опорой на справочный аппарат. Письменные задания на старшем этапе связаны со списыванием, выписыванием каких-либо фактов, событий, явлений.
Целесообразно больше использовать упражнения, имеющие продуктивный характер, требующие от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (например, проблемного тезиса) или визуально (просмотр видеофильма, фотография и др.).
Выводы: поскольку количество именно письменных упражнений в учебниках, на наш взгляд, не много, следовательно, разработка комплекса письменных упражнений, которые взаимодействуя с устными упражнениями, способствовали бы формированию навыка письма и письменной речи является на современном этапе актуальной и очень важной.
Систематическое применение комплекса упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи на уроках иностранного языка повысит эффективность обучения и будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
2.2. Исследование динамики развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку
Данная глава представляет собой описание и анализ экспериментальной работы, целью которой было выявить, является ли использование комплекса упражнений эффективным средством для развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку.
Педагогическое исследование, направленное на изучение средств формирования умений письменной речи учащихся, проводилось в 8 классах МБОУ «СОШ 20» г. Северодвинска. В исследуемой группе 45 учащихся.
Цель исследования – определить влияние использования комплекса упражнений на сформированность умений письменной речи учащихся 8 класса на уроках английского языка.
Для достижения цели было необходимо решить ряд задач:
1. выявить исходный уровень сформированности умений письменной речи учащихся;
2. разработать и провести уроки с использованием комплекса упражнений;
3. проанализировать эффективность использования комплекса упражнений для формирования умений письменной речи у учащихся.
Одной из задач было определение у учащихся исходного уровня умений письменной речи. Для его проверки мы предложили учащимся написать электронное письмо. Данное упражнение было взято из УМК «Spotlight», подытоживая результаты работы над темой «Pastimes». Примем во внимание, что выполнение данного упражнения является репродуктивно-продуктивным
видом письменных упражнений.
Рис.2.2.1. Задание для выявления исходного уровня
сформированности умений письменной речи учащихся
Правильность выполнения задания оценивалась по критериям, предложенным Солововой Е. Н. [28].
Таблица 2.2.1.
Критерии оценки письменных работ
Балл |
Точность выполнения задания |
Языковая корректность |
3 |
Письменный текст полностью соответствует заданной теме и ситуации общения |
Письменный текст демонстрирует адекватность используемых средств решаемой коммуникативной задаче |
2 |
Письменный текст в основном соответствует заданной теме и ситуации общения, неполное раскрытие основной мысли высказывания |
Письменный текст демонстрирует корректное использование средств выражения коммуникативных функций, небольшое количество грамматических и лексических ошибок |
1 |
Письменный текст частично соответствует заданной теме и ситуации общения, отсутствует раскрытие основной мысли |
Письменный текст демонстрирует некорректное употребление лингвистических средств выражения коммуникативных функций, много ошибок языкового плана, бедный лексический запас слов |
0 |
Письменный текст не соответствует заданной теме и ситуации общения, основная мысль либо полностью отсутствует, либо совсем не раскрыта |
Письменный текст демонстрирует некорректное употребление лингвистических средств выражения коммуникативных функций, большое количество языковых ошибок (орфографических, лексических, грамматических), отсутствие использования языковых и речевых средств |
Максимально возможное количество баллов, которое учащийся мог получить за правильно выполненное задание – 3 балла. Высокий уровень навыка письменной речи соответствует 3 баллам, средний- 2 баллам, низкий- 1 и 0 баллов.
Проанализировав результаты контрольного задания, было определено количество учащихся, имеющих высокий, средний и низкий уровни навыка письменной речи.
Рис. 2.2.2 Диаграмма уровня сформированности навыка письменной
речи до выполнения комплекса упражнений
Мы видим, что лишь 20% работ оценены на 3 балла. 27 % от всех работ оценены нами на 2 балла. Учащиеся в целом справились с заданием, но допустили ошибки лексико-грамматического характера. 40% от всех работ оценены нами на 1 балл. В своих работах учащиеся допустили много ошибок языкового плана, логическая схема высказывания нарушена. 13% письменных работ получили 0 баллов. В таких работах отсутствовала полнота высказывания, не раскрыта основная мысль, последовательность изложения нарушена. Также в таких текстах - наличие большого количества орфографических и грамматических ошибок.
Проанализировав результаты выполнения задания, мы можем сделать вывод, что уровень сформированности умений письменной речи учащихся не высокий, что обусловлено недостаточностью заданий в учебнике для формирования данного умения.
Второй задачей было провести уроки с разработанным нами комплексом упражнений и заданий, направленных на обучение письменной речи. Упражнения выполнялись в рамках темы «Celebrations».
Обучение письменному выражению мыслей на среднем этапе основной школы осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений и заданий.
Подготовительные упражнения и задания предназначены для овладения языковым материалом в графическом оформлении и для обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. Подготовительные упражнения обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим или грамматическим), вопросно-ответным умениям, выборочному переводу и др.
В результате выполнения формируются навыки и умения:
· строить предложения по образцу;
· выбирать и комбинировать языковые единицы в зависимости от их морфолого-синтаксической характеристики и смыслового содержания;
· правильно строить предложения, соблюдая правила графики, орфографии, каллиграфии и пунктуации.
Приведем примеры упражнений.
1. Match the words in two columns.
local charity
cooking theatre
bright tradition
strong contest
open-air idea
1) Do you think Jessica will win a prize in the___?
2) I've never been to a play in a(n)___before.
3) Throwing rice at weddings has been a(n)___ in many countries around the world for ages.
4) All the money from the sales is going to a(n)___for people in need.
5) Having a fancy-dress party for your birthday is a very___.
2. Choose the right word.
The Rio Carnival is a(an) annual/monthly festival that takes place/shows in Brazil in February or March and invites/attracts people from all over the world. People watch the colorful samba parade/march. The organizers usually let off/burn fireworks. It`s a festival everyone has to experience/feel.
3. Put the words into the correct box.
Pull crackers, dress up, blow out candles, exchange gifts\cards, wear masks, watch street parades, decorate trees, have a party, make a toast, sing carols, eat a special meal, throw streamers, take pictures, eat a special cake.
Birthday |
|
Christmas |
|
Carnival |
|
4. What's the English for:
a) день памяти, торжественное празднование, задуть свечи, надеть маскарадные костюмы, главное событие в жизни подростка, самое лучшее, быть нарасхват, превращаться, угощения, быть взволнованным.
b) В каждой стране свои праздники и фестивали. В России мы отмечаем Новый год, Рождество, Масленицу, День Победы и многие другие праздники. У нас прочная традиция отмечать женский день 8 марта. В этот день все женщины получают подарки, мы устраиваем вечеринки, готовим особенные блюда. Национальным праздником всей страны является День Победы, который мы отмечаем 9 мая. Утром мы смотрим парад на Красной площади по телевизору, а вечером разнообразные фейерверки, представления на открытом воздухе и концерты, которые проходят в парках и на главных площадях. Самый любимый праздник детей - Новый год. Они украшают елки, взрывают хлопушки, пускают серпантины, надевают маски и маскарадные костюмы. Взрослые тоже любят этот праздник, нарядно одеваются, обмениваются подарками, фотографируются. Это самый веселый семейный праздник.
5. Fill in: messy, spectacular, treats, traders, explode, memorize.
1) My mum keeps a basket of___ like sweets and candy to offer children on Halloween.
2) Olga finds it difficult to___ her lines for the school play.
3) The local ___offer their goods at very low prices.
4) During the Christmas time, the streets of our town___ with festive activity.
5) One of the most popular events at the festival is the ___fireworks display.
6) The house was so ___after the party that it took us three days to clean up.
6. Complete the sentences with the correct form of the words in bold.
Going Places As a travel writer, I've been to some of the most ___places on earth, and I've also attended some very ___local events and celebrations. This means that I've been to dozens of festivals, carnivals and parades all over the world. Every time I visit a new festival I feel ___as if I've never been to a festival before. Festivals are not a ___experience, but no matter how ___I am after a day or days of celebrating, I'm always ___that I had the chance to experience the local culture of a place. It's always ___ to know that the next event I go to, I'll do new things and make new friends. And I'm never___! |
AMAZE
EXCITE
RELAX, EXHAUST PLEASE
SATISFY DISAPPOINT |
7. Use who, whose, which, where and when to join the sentences as in the example. (Jason always dresses up in costumes at Carnival. The costumes are funny and original. - Jason always dresses up in costumes which are funny and original at Carnival.)
1) This is the central market square of the town. The parade is taking place here.
2) Martha has invited me to her sweet sixteen party. She lives next door.
3) 31st October is my favorite day of the year. Halloween takes place then.
8. Put the sentences in the correct order and then write the text about the festival.
· This is a very interesting event where musicians from different countries play musical instruments.
· Today I'll tell you about festival Spasskaya Bashnya that was in Moscow a few days ago.
· This time more than 15 orchestras took part in the festival.
· It took part on the Red Square in Moscow.
· The tradition of this festival is the song of Mirrey Mattie in the end of the show.
· I would like to visit this festival next time.
Отличительная черта речевых упражнений и заданий – это направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения [4].
Речевые упражнения и задания, которые мы проводили по теме «Сelebrations», можно условно разделить на: репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц), репродукция содержания с опорой на текст, продукция с опорой на изобразительную наглядность и продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт.
1. Репродукция с использованием формальных опор
Write the short text on the topic «Сelebrations» using the following words: special, celebration, event, take place, party, enjoy, informal, depend on, arrange, remember.
2. Репродукция содержания с опорой на текст
ü Divide the story into four parts. Choose the most appropriate heading for each paragraph and explain your answer in writing.
· the actual event
· name, place, date, reason for celebrating
· comments, feelings
· activities that happen before the event
March it is full of visitors; almost three million of them! The reason is Las Fallas, which means «the fires» in Valencian. This is the local festival that celebrates the end of winter. Preparations for the festival last for over six months, as hundreds of people are busy constructing extremely big floats, called «ninots». When it's close to the time of the festival, they place the «ninots» at different places around the city. When the festival begins, the city becomes one big, celebratory street party! Happy people in funny-looking, colorful outfits or traditional costumes spend the days and nights exploding smoke bombs and firecrackers and dancing to loud music. There are also very beautiful fireworks displays every night. The festival ends on the night of 19th March, when people burn the «ninots». Las Fallas is truly an amazing celebration, which leaves anyone who has attended the festivities exhausted, but happy they were part of the fiesta.
ü Complete the text using your imagination
New Year Celebration in my family starts in the middle of December, when we begin to decorate our flat and buy presents. We used to …. We love to decorate ... All of us hide New Year presents … Me and my mom always cook … Our relatives come … Just before midnight … Then we … After that my … Late at night we … Magical time! I usually get … from my family and relatives! I love to spend this holiday with my family!
ü Write 10 questions to this text
In Scotland, the New year`s Eve celebration is called Hogmanay which means «new morning» in Celtic. It is surely the most exciting celebration of the year.
Preparations for the celebration start early on 31st December. People clean their houses and throw out old unwanted things. They also bake special shortbread biscuit and rich fruit cake called «Black Bun», to share with family and friends on the big day.
On the night of Hogmanay there are live concerts and fabulous carnivals in the streets of all Scottish towns. A lot of excited people get dressed up in colorful costumes. In some cities there is also a long torchlight procession through the street that crowds watch excitedly. As soon as the bells chime twelve, everyone kisses and heartily wishes each other a Happy New Year. Then people join hands and proudly sing the traditional song «Auld Lang Syne». After that, there is a stunning firework display which is the icing on the cake. On 1st January people visit friends and neighbors to wish them luck for the New Year.
Hogmanay is certainly a great celebration. People feel happy to be with friends and family and look forward to a good year full of success.
ü Read New Year’s resolutions. Write your three resolutions:
1) I will take good care of my health, lose some weight or maybe go on a diet.
2) I will eat less chocolate and definitely will give up eating junk food.
3) I will be fit the whole year. I will join a gym and go there twice a week or maybe I will take up a new sport.
4) I will enjoy my life more, be optimistic and happy.
5) I will be organized and disciplined.
6) I will go early to bed and also wake up early, worry less and work less.
7) I will relax more at the weekends.
8) I will spend more fruitful time with my family and good friends.
9) I will start a new hobby and join an English-speaking club. I’d like to learn a new skill, for example how to cook, paint or play an instrument.
10) I’m going to study more, do all my homework and of course read more.
Compare with your partner and answer the questions: Do you have similar resolutions? Do you think you will keep the resolutions?
ü Look at the pictures and write 5-6 sentences about the celebration.
ü Look at the picture and write a dialogue that may take place in the given situation.
ü An international teenage magazine is putting together a series of articles on festivals around the world. Write an article on a popular festival in your country to send to the magazine. You may use the plans and ideas below to help you write your article.
Para 1: What is the name of the festival? When, where, why does it take place?
Para 2: What preparations do people make before this festival?
Para 3: What happens on the actual day?
Para 4: How do people feel before/during and after the festival? What do you most like about it?
Useful expressions: colorful clothes, enthusiastic crowds, stay up all night, dance the evening away, brightly decorated, cheer excitedly, fantastic time, festive atmosphere.
In______________, we have____________. It takes place every____________. This festival celebrates______________.
People prepare for________________.
When the big day comes, ________________.
________________ is truly a fantastic event. We all feel______________. What I love most about it is_______________.
3. Продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное).
ü Complete the following paragraph plan for your letter about the last holiday you celebrated, making notes on what you are going to include in each paragraph
Letter plan:
Dear |
|
Paragraph 1 |
|
Paragraph 2 |
|
Paragraph 3 |
|
Closing expression(s) |
|
Yours |
|
First name |
|
ü Complete the following paragraph plan for your essay on the topic «New Year`s Resolutionы» making notes on what you are going to include in each paragraph
Essay plan:
Introduction |
|
Paragraph 1 |
|
Paragraph 2 |
|
Paragraph 3 |
|
Conclusion |
|
Главные виды письменной деятельности на старшем этапе основной школы, которые оцениваются на ОГЭ и ЕГЭ, а, следовательно, которым надо уделять больше всего внимания при обучении – неформальные письма и эссе с высказыванием собственного мнения. Для того, чтобы проанализировать эффективность использования системы упражнений для формирования умений письменной речи у учащихся, нами было предложено учащимся написать личное письмо другу. Вот примеры заданий, которые были выданы учащимся.
ü You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben. You have 30 minutes to do this task.
…My granny is such a kind person. She always brings us presents for everything we celebrate. And I love all her presents! For example, at Christmas she gave me the coolest computer game, it was something I had been dreaming of …
…What holidays do you celebrate with your family? What is your favorite holiday and why? What is the best present you’ve ever received?
Write him a letter and answer her 3 questions. Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.
ü You have received a letter from your English-speaking pen friend, Max. You have 30 minutes to do this task.
...I've just returned from China. They were celebrating the Chinese New Year there. Lots of people were dressed like dragons...
What holidays are the most popular in Russia? What is your favorite holiday and why? How do you celebrate it?
Write him a letter and answer her 3 questions. Write 100–120 words. Remember the rules of letter writing.
Наглядно пронаблюдаем результаты письменных работ учащихся в виде диаграммы.
Рис. 2.2.3. Диаграмма уровня сформированности навыка письменной речи после выполнения комплекса упражнений
Критерии оценивания на исходном и контрольном этапе были одинаковыми.
Исследовав полученные нами результаты и сравнив их с исходным уровнем сформированности умений письменной речи учащихся 8 класса (Рисунок 2.2.3.), мы видим, что количество высоких баллов возросло больше чем в два раза. 47% учащихся набрали высокий балл за выполненное задание. Средний балл увеличился с 27% до 33%. Низший балл не набрал никто.
Следовательно, это доказывает, что применяемый нами комплекс упражнений, направленный на развитие умений письменной речи учащихся, оказался эффективным.
Выводы: В эксперименте по повышению уровня владения письмом и письменной речью принимали участие 45 учащихся 8 классов МОБОУ «СОШ 20» г. Северодвинска. Начальный и итоговый уровень сформированности навыка письменной речи определялся с помощью схожих контрольных заданий.
Результаты итогового этапа выявили необходимость в применении дополнительного комплекса упражнений и заданий для развития письма и письменной речи у школьников. Комплекс упражнений, выполненных на уроках в данном классе, привел к повышению уровня владения письмом и письменной речью, а, значит, способствовал формированию письменной иноязычной коммуникативной компетенции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены особенности обучения письму и письменной речи на уроках английского языка. Целью обучения иностранной письменной речи является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, которая включает знание письменных знаков, правописания слов, лексики и грамматики, композиции письменных текстов, умение создавать различные типы письменных сообщений, владение содержанием и формой письменного произведения речи, способами выражать мысли в письменном виде. Конечным результатом обучения письменной речи является выполнение письменной части ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Задачей экзаменационного теста в разделе «Письмо» является проверка уровня сформированности умений использовать письменную речь для решения коммуникативно - ориентированных задач. Основными методами обучения письму и письменной речи являются упражнения и задания.
В ходе исследования мы изучили научную литературу, выявили основные особенности письма и письменной речи, рассмотрели трудности, возникающие при обучении письму, разобрали вопрос об обучении технике письма и письменной речи.
Обучение письменной речи обычно включает два аспекта: работу над техникой письма и развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т. е. умений письменной речи.
Основная задача начального этапа обучения - заложить основы техники письма, т.е. сформировать каллиграфические, графические, орфографические навыки. Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. В первую группу упражнений входит написание текста (письма, открытки, сообщения и т.п.) с опорой на образец, что характерно для начальных классов. Вторая группа – это упражнения в построении собственного письменного высказывания с использованием различных опор: вербальных (ключевые слова, логическая схема высказывания, план и др.) и вербально-изобразительных (картина, фотография и ключевые слова, фразы, выражения). Используются в основной школе. Третья группа упражнений, имеющих продуктивный характер, требует от учащихся умений выражать свои мысли в письменной форме без непосредственной опоры на вербальные элементы. Стимулы, побуждающие к письменному высказыванию, могут быть сформулированы словесно (например, проблемного тезиса) или визуально (просмотр видеофильма, фотография и др.). Используется на второй и третьей ступенях средней школы.
Трудности в обучении письменной речи на английском языке возникают в связи с формированием навыков, которые обеспечивают как владение графико-орфографической системой изучаемого языка, так и построение письменного высказывания.
Проанализировав учебники английского языка «Spotlight» для 5, 8, 9 классов для общеобразовательных организаций под редакцией Афанасьевой О. В., Дули Дж., все письменные упражнения мы классифицировали в три группы: письменные упражнения, направленные на развитие умений в других видах речевой деятельности; письменные упражнения, направленные на формирование и совершенствование фонетических, грамматических, лексических навыков; упражнения направленные на развитие письменных умений.
Далее мы классифицировали упражнения, направленные на развитие письменных умений в три группы: упражнения на написания текста (письма, открытки, записки) с опорой на образец; упражнения в построении собственного высказывания с употреблением различных опор; упражнения продуктивного характера. Всего было отобрано 264 упражнения. Из них: 99 упражнений направленных на развитие письменных умений; 81 письменное упражнение, направленные на развитие умений в других видах речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение); 84 письменных упражнений направленных на формирование и совершенствование фонетических, грамматических, лексических навыков. В соответствии с программой основного общего образования по английскому языку (Приложение 1) в данном учебнике мало упражнений направленных на написание текста с опорой на образец (такие как писать короткие поздравления с праздником, выражать пожелания, заполнять бланки, написание писем), а так же упражнений формирующих орфографические, каллиграфические и графические навыки.
Целью проведения экспериментальной работы было определить влияние использования комплекса упражнений на сформированность умений письменной речи учащихся 8 классов на уроках английского языка. В ходе эксперимента учащиеся выполняли подготовительные упражнения и задания и речевые упражнения и задания репродукция с использованием формальных опор, репродукция содержания с опорой на текст, продукция с опорой на изобразительную наглядность, продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт).
После выполнения комплекса упражнений был осуществлен итоговый контроль с помощью заданий, аналогичных заданиям на исходном этапе эксперимента. Можно сделать вывод, что данный комплекс упражнений и заданий способствовал повышению уровня владения письмом и письменной речью у учащихся и способствовал формированию письменной иноязычной
коммуникативной компетенции. Поставленная цель работы достигнута, задачи осуществлены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания языков. –Минск, 2005. – 317 с.
2. Вербицкий А. А., Григоренко О. А. Контекстное обучение иностранному языку специальности. Учебно-методическое пособие. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2015. — 205 с.
3. Верещагина И. Н. Рогова Г. В. Языкова Н.В. Методика обучения английскому языку. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: Просвещение, 2008.- 224 с.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 336 с.
6. Головань, И.В. Развитие умений письменной речи на иностранном языке во время летнего отдыха / И. В. Головань // Иностранные языки в школе- 2006.- №7. С. 43-46.
7. Городилова Г.Г. Формирование речевых умений. – М.: Просвещение,1997. – С. 44-45
8. История методики: учебное пособие. Ч.2 / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: «Интерлингва», 2002. – 40 с.
9. Коликовкина Е. Е. Формат и структура ЕГЭ по английскому языку. // Английский язык. – 2007 - №17 – С.13-23.
10. Коликовкина Е. Е. Раздел ЕГЭ «Письмо». // Английский язык. – 2007 - №22 – С.14-20.
11. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: уч. пособие / Я.М. Колкер, Е. С. Устинова, Г.М. Еналиева- М.: 2000.-. 181 с.
12. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку. - Минск, 2005. – 359 с.
13. Кузьмина Л. Г. Критерии оценки уровня сформированности умений письменной иноязычной речи//Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России. М, «Еврошкола», Часть 2, 1999 - С.56-582.
14. Кузьмина Л.Г. New challenges in writing: Пособие по развитию культуры письменной речи. – М. «Еврошкола», 1998 –С.46-48
15. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высш. шк., 1981. – 160 с.
16. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. – 9-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2004. – 522 с.
17. Меркулова С. Г. Современные подходы к исправлению ошибок письменной речи при изучении иностранного языка // Английский язык. – 2003 - №9. – С.5.
18. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010. – 464 с.
19. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекции: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2003. – 239 с.
20. Методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
21. Миролюбова А.А. Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе. – М.: Учпедгиз, 1981. – с. 152
22. Обучение письму: уч. пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
23. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение. 1989. – 312 с.
24. Проблема навыков и умений в обучении иностранным языкам: учебное пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40 с.
25. Романова Л. И. ЕГЭ. Английский язык. Письмо. - М: Айрис - пресс, 2014.- 144 с.
26. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. – М.: Еврошкола, 2001. – с. 91
27. Содержание обучения иностранным языкам: Учебное пособие/ Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: «Интерлингва», 2002. – №2- 40 с.
28. Соловова Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: Учеб. Пособие для вузов / Е. Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
29. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. - М.: АСТ Астрель, 2008. - 238 с.
30. Старков А. П. Обучение английскому языку в средней школе: Метод. пособие. – М.: Просвещение, 1978. – 224 с.
31. Сысоева, Е.Э. Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам / Е. Э. Сысоева // Иностранные языки в школе- 2006.- №7. С. 43-46.
32. Трубанева Н.Н., Спичко Н.А. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. М.: 2016.- 62. 25.
33. Упражнения как средства обучения. Часть 1: уч. пособие / Под ред. Е. И. Пассова, Е. С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – № 6-с. 40
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373).
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897).
36. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413).
37. Федорова Л.С. Современные теории и методики обучения иностранным языкам. – М.: Экзамен, 2004. –74 с.
38. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка / К. В. Фокина, Л.Н. Тернова - М.,2008. - 113с.
39. Чернышев В.В. Обучение навыкам письменной речи. – СПб., 1984. –139 –159с.
40. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – 2-е изд. – М.: Едиториал WCC, 2004.
Приложение 1
Программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования по английскому языку
Программа начального общего образования по английскому языку
Основное содержание
Письмо и письменная речь
Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма.
Графика и орфография
Все буквы английского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу
В результате изучения английского языка ученик должен:
знать/понимать:
· алфавит, буквы, основные буквосочетания, звуки изучаемого языка;
· основные правила чтения и орфографии изучаемого языка
уметь:
· составлять небольшие описания предмета, картинки (о природе, о школе) по образцу;
· списывать текст на английском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей;
· писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.
Программа основного общего образования по английскому языку
Основное содержание
5-6 классы
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
· делать выписки из текста;
· писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 30 слов, включая адрес), выражать пожелания;
· заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
· писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы, объем личного письма – 50-60 слов, включая адрес)
Графика и орфография
· знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико- грамматического материала.
8-9 классы
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
· делать выписки из текста;
· писать короткие поздравления с денем рождения, другими праздниками, выражать пожелания (объемом 30-40 слов, включая написание адреса);
· заполнять бланки (указать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
· писать личное письмо по образцу/без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу), используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи и при чтении, употребляя необходимые формулы речевого этикета (объем личного письма 80-90 слов, включая адрес).
Графика и орфография
· знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения и навыки их применения в рамках изучаемого лексико- грамматического материала.
Требования к уровню подготовки выпускников
Письменная речь
· заполнять анкеты и формуляры;
· писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка.
Программа среднего (полного) образования по английскому языку
Основное содержание
Письменная речь
· развитие умений писать личное письмо, заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография/резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, с том числе на основе выписок из текста.
· развитие умений: расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их; рассказывать об отдельных фактах/событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства; описывать свои планы на будущее.
Орфография
· совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новому языковому материалу, входящему в лексико-грамматический минимум базового уровня.
Требования к уровню подготовки выпускников
Письменная речь
· писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.