Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
Оценка 4.7

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.

Оценка 4.7
docx
02.04.2024
Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
«Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П..docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Харина Светлана Владимировна

воспитатель МБДОУ «Детский сад №12»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОП нацеливает нас на создание благоприятных условий для речевого  развития дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речиразвитие речевого творчества.

Известно, что рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности. Рассказы составляются в основном детьми с большей речевой активностью. Рассказы практически полностью повторяются, или дети рассказывают, перескакивая с одного объекта на другой без смысловой связи, страдают скудностью, длительными паузами между предложениями. У детей теряется интерес к рассказу своих сверстников. Но главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Возникшие сложности можно решить с помощью технологии «Картинка без запинки» Ингриды Мурашковска и Надежды Валюмс. Технология «Картинка без запинки» - это методика составления рассказа по картинке с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изучив данную методику, разработала модель, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности детей в образовательном процессе. Составление творческого рассказа по данной методике строится поэтапно. СЛАЙД 2

 Каждый этап можно рассматривать как индивидуальный, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить творческий рассказ по картинеиспользуя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий. Методика доказала свою актуальность, дополняет  Образовательную программу ДОУ, максимально увеличивая ее эффективность.

Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» состоит в том, что она может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ. У таких детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. Важным и ценным моментом является продуманная мера помощи в зависимости от ситуации: стимулирующая, направляющая или обучающая. Педагог имеет возможность оказать разного типа помощь ребенку: умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь между объектами.

Как я сказала ранее, составление творческого рассказа по картине проводится в несколько этапов. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать рассказ ребенка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

СЛАЙД 3

Рассмотрим основные приемы работы по картине «Кошка во дворе».

 

СЛАЙД 4

   Этап 1. Состав картины

Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.

На картине нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, разнообразие не дает сосредоточиться. Если мы зададим вопрос - Кто нарисован? - кошка. Что делает? – Бежит за мышкой. На этом мы исчерпали содержание картины. Других объектов, кроме кошки и мышки нет, а для продолжения разговора придется вернуться к вопросам «Кто?», «Что?».

В данной ситуации к нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай, который все умеет делить на части и объединять. Этот волшебник смотрит на все через глазок подзорной  трубы. Игра «Подзорная труба».

Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите в глазок. Смотрите так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Что вы видите через свой глазок? Дети выделяют каждую деталь и называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.

Дети стараются не просто назвать предмет, а выискать что-то такое, чего другие не заметили. Идет охота за подробностями. Мы детей не ограничиваем. Выделяем все объекты.

Результатперечислены все объекты на картине (мышка, кошка, 2 мешка с зерном, лопата, метла, дверь, 2 курицы, 1 петух, кусты, пол, стены) 

СЛАЙД 5

Этап 2. Установление связей и взаимодействий между объектами

Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.

Волшебник Дели-Давай умеет объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш и думает, какие предметы можно соединить между собой? Соединим два предмета и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Поиграем в игру «Ищу друзей».

- кошка и мышка: Кошка охотится за мышкой, потому что хочет есть.

- лопата и метла: Это орудия труда, ими пользуется человек.

- стена и лопата с метлой: Человек поставил их у стены после работы.

- мешок и зерно:  В мешке лежит зерно, которое собрали.

-мышка и пол: Мышка бежит по полу к себе в норку.

- мышка и зерно: Мышка любит зерно.

- куры и травка: Куры ходят по траве и т.д.

Если ребенок соединил предметы, но не может объяснить, то спросим его, что делает один объект с другим? Например: Петух и курицы. Что делает петух и курицы? Петух охраняет куриц. Курицы клюют травку возле петуха.

Во время этой игры дети проявляют свою поисковую энергию и получают удовлетворение от собственной находки, а так же говорят полными предложениями.

Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам. 

СЛАЙД 6

Этап 3. Характеристики объектов и действий.

Цель: формирование умения  «вхождению» в картину и описывание воспринимаемого через различные органы чувств.

Предложить детям закрыть глаза и представить, что мы попали в картину. Походите тихонько по ней. Расскажите нам о своих ощущениях. Играть с вами будут волшебники. Первого волшебника зовут «Я слышу».

Расскажите, какие звуки вы слышите в картине?

- Я слышу, как пищит мышка.

- Я слышу, как кошка мяукает.

- Я слышу, как кудахчут куры. И т.д.

Дети дают действительно живые, интересные, неожиданные ответы. Дело все в том, что паутина рисунков перед ними на доске, каждый кружочек и линия является источником новых  звуков в воображении детей. Поэтому не зря мы тщательно выделяли  все объекты и устанавливали связи.

Второго волшебника зовут «Я ощущаю запахи». Чем пахнет на лужайке? Расскажите, какие запахи вы почувствовали? (пахнет деревней, пахнет травой и цветами, пахнет шерстью кошки, пахнет зерном и т.д.)

Третьего волшебника, который пришел поиграть, зовут «Я ощущаю лицом и руками». Он поможет вам потрогать предметы на картине руками. Притроньтесь и проведите рукой по всему, что вам встретилось на пути.  Что вы чувствуете? (у кошки шерсть мягкая и пушистая; лопата металлическая, холодная, а черенок деревянный и гладкий; мешок шершавый, на улице жарко; трава мягкая и прохладная, а песок горячий; и т.д.)

Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет. (мышонок любит кушать вкусные зернышки, курицы и петух клюют рассыпанные зерна и т.д.) Попробуйте что-нибудь пожевать, если это не вредно. Какие вкусовые ощущения у вас появились?

Результат: рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.

СЛАЙД 7

Этап 4. События предшествующие и последующие.

Цель: формирование умения  выстраивать временную последовательность событий.

Наша подзорная труба вместе с волшебником Дели-Давай обследовала все уголки картины. Но к нам в гости пришел еще один волшебник «Отставай-Забегай». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом. Давайте посмотрим на картину и ответим на вопрос «Какое время суток изображено?» Почему так решили? Сейчас день, а что было с кошкой и мышкой утром? Что будут они делать вечером?

Результат: составление ребенком описательного рассказа с использованием приема перемещения во времени.

Этап 5. Разные точки зрения.

Цель: формирование умения  описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.

Представьте, что все мы кошки. Мы проснулись рано утром, хочется есть. Какое настроение у нас? (плохое, злое) Опишите все вещи, которые нас окружают. (Есть не чего, курицы надоедают, жарко, в сарае темно, хозяйка ленивая). А теперь вы увидели мышку. Какое настроение теперь? (весёлое, озорное, игривое). Опишите предметы, которые нас окружают. (петушок красиво поёт,  свет от солнышка попадает в сарай, началась охота за мышкой,  подул легкий ветерок). Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.

Заключение.

Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень – согласование всех частей описания в целый рассказ.

Думаю, что эти методы и приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине пригодятся вам в работе. Данная работа сложна для детей и педагогов, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.

 


 

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки»

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки»

ФОП нацеливает нас на создание благоприятных условий для речевого развития дошкольников : обогащение активного словаря, развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ,…

ФОП нацеливает нас на создание благоприятных условий для речевого развития дошкольников : обогащение активного словаря, развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ,…

ТРИЗ). Изучив данную методику, разработала модель, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности детей в образовательном процессе

ТРИЗ). Изучив данную методику, разработала модель, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности детей в образовательном процессе

СЛАЙД 4 Этап 1. Состав картины

СЛАЙД 4 Этап 1. Состав картины

Дети стараются не просто назвать предмет, а выискать что-то такое, чего другие не заметили

Дети стараются не просто назвать предмет, а выискать что-то такое, чего другие не заметили

Цель : формирование умения «вхождению» в картину и описывание воспринимаемого через различные органы чувств

Цель : формирование умения «вхождению» в картину и описывание воспринимаемого через различные органы чувств

Цель : формирование умения выстраивать временную последовательность событий

Цель : формирование умения выстраивать временную последовательность событий

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.

Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2024