Обучение старших дошкольников рассказыванию по картине на основе методики «Картинка без запинки» Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П.
Харина Светлана Владимировна
воспитатель МБДОУ «Детский сад №12»
ФОП нацеливает нас на создание благоприятных условий для речевого развития дошкольников: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.
Известно, что рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности. Рассказы составляются в основном детьми с большей речевой активностью. Рассказы практически полностью повторяются, или дети рассказывают, перескакивая с одного объекта на другой без смысловой связи, страдают скудностью, длительными паузами между предложениями. У детей теряется интерес к рассказу своих сверстников. Но главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.
Возникшие сложности можно решить с помощью технологии «Картинка без запинки» Ингриды Мурашковска и Надежды Валюмс. Технология «Картинка без запинки» - это методика составления рассказа по картинке с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Изучив данную методику, разработала модель, ориентированную на развитие речевой творческой деятельности детей в образовательном процессе. Составление творческого рассказа по данной методике строится поэтапно. СЛАЙД 2
Каждый этап можно рассматривать как индивидуальный, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картинке на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. Методика представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может представить творческий рассказ по картине, используя алгоритмы мыслительных действий, поэтапные шаги и инструментарий. Методика доказала свою актуальность, дополняет Образовательную программу ДОУ, максимально увеличивая ее эффективность.
Инновационная направленность методики «Картинка без запинки» состоит в том, что она может быть использована как в организованной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе с детьми, в том числе с детьми с ОВЗ. У таких детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. Важным и ценным моментом является продуманная мера помощи в зависимости от ситуации: стимулирующая, направляющая или обучающая. Педагог имеет возможность оказать разного типа помощь ребенку: умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь между объектами.
Как я сказала ранее, составление творческого рассказа по картине проводится в несколько этапов. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. Итоговым можно считать рассказ ребенка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.
СЛАЙД 3
Рассмотрим основные приемы работы по картине «Кошка во дворе».
СЛАЙД 4
Этап 1. Состав картины
Цель: выявление как можно большего количества объектов на картине и их структурирование, проведение замены объектов схемами.
На картине нарисовано много. Все объекты и предметы переплетаются, разнообразие не дает сосредоточиться. Если мы зададим вопрос - Кто нарисован? - кошка. Что делает? – Бежит за мышкой. На этом мы исчерпали содержание картины. Других объектов, кроме кошки и мышки нет, а для продолжения разговора придется вернуться к вопросам «Кто?», «Что?».
В данной ситуации к нам на помощь пришел волшебник Дели-Давай, который все умеет делить на части и объединять. Этот волшебник смотрит на все через глазок подзорной трубы. Игра «Подзорная труба».
Возьмите в руки подзорную трубу и посмотрите в глазок. Смотрите так, чтобы в глазок попадал только один какой-то объект. Что вы видите через свой глазок? Дети выделяют каждую деталь и называют, кто что обнаружил. Каждую находку мы схематически фиксируем на доске.
Дети стараются не просто назвать предмет, а выискать что-то такое, чего другие не заметили. Идет охота за подробностями. Мы детей не ограничиваем. Выделяем все объекты.
Результат: перечислены все объекты на картине (мышка, кошка, 2 мешка с зерном, лопата, метла, дверь, 2 курицы, 1 петух, кусты, пол, стены)
СЛАЙД 5
Этап 2. Установление связей и взаимодействий между объектами
Цель: установление взаимосвязи между объектами по разнообразным понятиям.
Волшебник Дели-Давай умеет объединять. Дели-Давай смотрит задумчиво на карандаш и думает, какие предметы можно соединить между собой? Соединим два предмета и объясним, почему мы так сделали. Расскажем, как связаны между собой объекты в этих кружочках. Поиграем в игру «Ищу друзей».
- кошка и мышка: Кошка охотится за мышкой, потому что хочет есть.
- лопата и метла: Это орудия труда, ими пользуется человек.
- стена и лопата с метлой: Человек поставил их у стены после работы.
- мешок и зерно: В мешке лежит зерно, которое собрали.
-мышка и пол: Мышка бежит по полу к себе в норку.
- мышка и зерно: Мышка любит зерно.
- куры и травка: Куры ходят по траве и т.д.
Если ребенок соединил предметы, но не может объяснить, то спросим его, что делает один объект с другим? Например: Петух и курицы. Что делает петух и курицы? Петух охраняет куриц. Курицы клюют травку возле петуха.
Во время этой игры дети проявляют свою поисковую энергию и получают удовлетворение от собственной находки, а так же говорят полными предложениями.
Результат: установление зависимости между объектами по разнообразным параметрам.
СЛАЙД 6
Этап 3. Характеристики объектов и действий.
Цель: формирование умения «вхождению» в картину и описывание воспринимаемого через различные органы чувств.
Предложить детям закрыть глаза и представить, что мы попали в картину. Походите тихонько по ней. Расскажите нам о своих ощущениях. Играть с вами будут волшебники. Первого волшебника зовут «Я слышу».
Расскажите, какие звуки вы слышите в картине?
- Я слышу, как пищит мышка.
- Я слышу, как кошка мяукает.
- Я слышу, как кудахчут куры. И т.д.
Дети дают действительно живые, интересные, неожиданные ответы. Дело все в том, что паутина рисунков перед ними на доске, каждый кружочек и линия является источником новых звуков в воображении детей. Поэтому не зря мы тщательно выделяли все объекты и устанавливали связи.
Второго волшебника зовут «Я ощущаю запахи». Чем пахнет на лужайке? Расскажите, какие запахи вы почувствовали? (пахнет деревней, пахнет травой и цветами, пахнет шерстью кошки, пахнет зерном и т.д.)
Третьего волшебника, который пришел поиграть, зовут «Я ощущаю лицом и руками». Он поможет вам потрогать предметы на картине руками. Притроньтесь и проведите рукой по всему, что вам встретилось на пути. Что вы чувствуете? (у кошки шерсть мягкая и пушистая; лопата металлическая, холодная, а черенок деревянный и гладкий; мешок шершавый, на улице жарко; трава мягкая и прохладная, а песок горячий; и т.д.)
Волшебник «Я пробую на вкус» предлагает вам рассказать кто чем питается и вкусно ему или нет. (мышонок любит кушать вкусные зернышки, курицы и петух клюют рассыпанные зерна и т.д.) Попробуйте что-нибудь пожевать, если это не вредно. Какие вкусовые ощущения у вас появились?
Результат: рассказ, отражающий впечатления от запахов, тактильных, слуховых и вкусовых ощущениях.
СЛАЙД 7
Этап 4. События предшествующие и последующие.
Цель: формирование умения выстраивать временную последовательность событий.
Наша подзорная труба вместе с волшебником Дели-Давай обследовала все уголки картины. Но к нам в гости пришел еще один волшебник «Отставай-Забегай». С ним мы можем представить, что с героями картины было раньше или будет потом. Давайте посмотрим на картину и ответим на вопрос «Какое время суток изображено?» Почему так решили? Сейчас день, а что было с кошкой и мышкой утром? Что будут они делать вечером?
Результат: составление ребенком описательного рассказа с использованием приема перемещения во времени.
Этап 5. Разные точки зрения.
Цель: формирование умения описывать окружающую действительность при разном эмоциональном состоянии.
Представьте, что все мы кошки. Мы проснулись рано утром, хочется есть. Какое настроение у нас? (плохое, злое) Опишите все вещи, которые нас окружают. (Есть не чего, курицы надоедают, жарко, в сарае темно, хозяйка ленивая). А теперь вы увидели мышку. Какое настроение теперь? (весёлое, озорное, игривое). Опишите предметы, которые нас окружают. (петушок красиво поёт, свет от солнышка попадает в сарай, началась охота за мышкой, подул легкий ветерок). Включаем описание с разных точек зрения в рассказ.
Заключение.
Применяя данную методику для рассказа по картине, не следует стремиться сразу к составлению полного рассказа. Лучше проверить несколько шагов на одной картине, и добавлять по шагу. И только когда дети активно овладеют отдельными шагами, в них созреет необходимость перейти на следующий уровень – согласование всех частей описания в целый рассказ.
Думаю, что эти методы и приемы обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине пригодятся вам в работе. Данная работа сложна для детей и педагогов, а значит, требует от нас творческого подхода в преподнесении материала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.