Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине
Оценка 4.9

Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
преподавание
6 кл—7 кл
29.11.2023
Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине
Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине
Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 «Ромашка».

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов ДОУ на тему

«Обучение старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине.»

 

 

 

 

 

 

Подготовил: учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад № 5 «Ромашка»,

Букай А.В.

 

 

 

 

 

г. Елизово,

2022 г.

 

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ в обучении детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине.

Задачи:

-     познакомить педагогов ДОУ с этапами обучения старших дошкольников рассказыванию по сюжетной картине, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин;

-     побуждать педагогов ДОУ к использованию в обучении такого современного метода, как метод проектов;

-     заложить положительный эмоциональный настрой от педагогической деятельности.

Вводная часть.

*Слайд 1Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер-классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине».

Теоретическая часть.

*Слайд 2Важная роль в становлении ребенка старшего дошкольного возраста отводится развитию его монологической речи – построению им связного и логически последовательного высказывания по какой-либо теме в продолжительном временном промежутке. Данный вид речи требует от старшего дошкольника лексическо-грамматической компетенции, а также сформированности представления о средствах связи между предложениями (союзы, местоимения, наречия и прочее).

Выделяются три основных вида монологической речи: описание (продолжительное во времени высказывание, содержащее информацию о признаках и действиях предмета или явления, окрашенное эмоциональным отношением говорящего); повествование (фактически рассказ на заданную тему о развивающихся действиях или состоянии предметов или явлений); рассуждение (объяснение причинно-следственных связей какого-либо факта или явления, умение рассуждать чаще всего предназначено для самостоятельного нахождения ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Для чего?»).

*Слайд 3. В целях развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста применяются следующие формы речевой работы: пересказ (подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями) и рассказ (рассказ о предмете; составление рассказа по серии сюжетных картин; составление рассказа по сюжетной картине; творческое рассказывание по теме).

В образовательной работе с дошкольниками сюжетная картина является одним из важных средств обучения. Сюжет картины привлекает взор ребенка дошкольного возраста, он эмоционально делится с окружающими своими впечатлениями от увиденного.

*Слайд 4. Составление рассказа с использованием сюжетной картины может быть различным:

ü рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета;

ü рассказ по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин;

ü рассказ по сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам);

ü рассказ по пейзажной картине.

*Слайд 5. Виды рассказывания по сюжетным картинам:

1.     репродуктивный (направлен на развернутое описание места, предметов, персонажей, события, с применением опоры или без нее)

2.     продуктивный (предусматривает дополнение рассказа вымышленными событиями, предполагает придумывание, задействует фантазию)

*Слайд 6. Этапы работы по составлению рассказа по сюжетной картине:

1.     Подготовительный;

2.     Основной, может быть, как продуктивным, так и репродуктивным;

3.     Рефлексия - репродуктивный.

Практическая часть.

*Слайд 7. Уважаемые коллеги предлагаю Вам, на примере конкретной сюжетной картины, рассмотреть все этапы работы по составлению рассказа.

Обратите внимание, что Вы сидите за разными столами, т.о. автоматически образовалось три команды.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Условно делится на предварительную работу педагога и совместную предварительную работу. Данный вид работы во всех ее этапах проводится на начальном этапе обучения детей старшей группы рассказыванию по сюжетной картине, или же в подготовительной группе, например, если педагог подключает метод проектов.

*Слайд 8. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕДАГОГА.

1.   Выбор картины. (Снежные псы.) Уважаемые участники мастер-класса мы видим картину, определились с ее названием, на Ваш взгляд, какие дальнейшие действия педагога на данном этапе? (от коллег поступают предложения, рассматриваем их в логической последовательности)

2.   Постановка цели и задач. (Цель: развитие монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: развивать у детей умение связно и последовательно описывать изображенное событие; формировать умение составлять распространенные предложения; совершенствовать способность подбирать наиболее точные определения при описании животных.)

3.   Составление примерного сюжета рассказа. (Север - это царство зимы, все вокруг укрыто снежным одеялом. Стояла морозный и пасмурный день. Коренные жители севера в сопровождении собак отправились на охоту. Мужчины умело передвигаются по снегу на лыжах. Они одеты в теплую одежду, сжитую из оленей шкуры. Собаки идут по следу дичи. Олени резво рвутся по снежному насту и везут за собой нарты. В нартах сидит каюр и его спутники. Они везут груз, необходимый для охоты. Олени и  псы – грациозные, резвые и выносливые покорители севера, неутомимые помощники человека.)

4.   Проработка активного словаря. (Существительные: север, одеяло, темнота, огонек, горизонт, дух, свечение, сияние, простор, трудяга, каюр, управление, пес, покоритель. Прилагательные: снежный, морозный, ясный, мерцающий, яркий, небесный, преданный, грациозный, резвый, выносливый стойкий. Глаголы: укрывать, стоять, открывать, сверкать, нестись.)

На столе каждой команды находятся подносы с содержимым. Просьба к Вам выбрать символы той деятельности, которую, сочтете необходимым включить в подготовительный этап. Если, по Вашему мнению, чего-то не хватает, можете это обозначить на пустых листах. (команды определяются и озвучивают свои мнения, идет диалог)

5.   Подбор литературных, музыкальных произведений, видеофильмов и информационных сообщений, организация образовательной художественно-эстетической деятельности, продумывание вариантов конструирования, физических минуток, кинезиологических и пальчиковых упражнений, отвечающих тематике картины. Если приобщить работу по картине к мероприятию «Елизовский спринт», то можно привлечь родителей, порекомендовав им посетить данное мероприятие совместно с ребенком. Здесь ребенок может воочию познакомиться с собаками и каюрами.

Т.о. для успешной реализации поставленных задач, педагогу требуется провести работу, направленную на мотивацию и задействование зрительного, слухового и тактильного восприятия детей.

*Слайд 9. СОВМЕСТНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1.   Совместное рассматривание картины. Уважаемые коллеги, давайте поделимся опытом, как в Ваших группах осуществляется данная деятельность? Просматриваем картину по секторам. *Слайд 10.

На этом этапе происходит ненавязчивое погружение детского внимания в сюжет картины. Базовое правило - создать теплую, комфортную, непринужденную обстановку в момент первого знакомства с картиной. В процессе рассматривания картины педагог акцентирует внимание на переднем и заднем плане картины; на месте и времени происходящего события; на персонажах, изображенных на картине.

2.   Беседа по картине. *Слайд 9. В ходе беседы с детьми происходит первичное знакомство с активным словарем, который требуется для составления рассказа по сюжетной картине. В целях усиления заинтересованности со стороны дошкольников, можно поставить проблемный вопрос (Почему среди заснеженной равнины мы наблюдаем движение собачей упряжки, а не к примеру автомобиля? Этот вопрос может стать проблемным, посылом для формулирования гипотезы в случае применения метода проектов), дав возможность ответить на него только детям (Как ты считаешь Вадик? А ты Лиза, что думаешь? Ваня хотел, что-то добавить и т.п.). Педагог продолжает: «Ребята, вы юные исследователи. И на этой неделе нам всем предстоит разобраться, кто из вас был близок к ответу, вероятно мы сделаем интересное открытие».

3.   Чтение литературы и информационных сообщений, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений по теме картины. Уважаемые участники, как по Вы считаете, какую задачу позволяют решить выше перечисленные виды деятельности.

Данные репродуктивные виды совместной деятельности направлены на расширение знаний и обогащение словарного запаса дошкольников. Обсуждение увиденного и услышанного. Как продуктивный вид совместной деятельности он влечет за собой наработку опыта в построении детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. На этом этапе можно порассуждать на тему: «Почему среди заснеженной равнины мы наблюдаем движение собачей упряжки, а не к примеру автомобиля?». Т.о. педагогом подготавливается «почва» для самостоятельного рассказа детьми по сюжетной картине.

4.   Художественно-эстетическая деятельность. Конструирование.

Эту деятельность уже можно осуществлять по памяти. Здесь педагог будет прорабатывать у детей навык воспроизведения различных объектов, изображенных на картине. На этом этапе в процессе продуктивной и произвольной деятельности следует, оперируя словарем, побуждать детей к проговариванию характеристик объектов. На этом уровне идет подбор синонимов, а значит обогащение активного словаря у детей.

5.   Проведение физических минуток, кинезиологических и пальчиковых упражнений, отвечающих тематике картины.

Как Вы считаете на сколько значима эта совместная деятельность, можно ли её не осуществлять?

Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, грамотно подобранный речевой материал, дает возможность отработать слова сложной слоговой структуры слова.

Проводим совместно с участниками кинезиологическое упражнение. *Слайд 11.

Мерцают звезды ярко

Над просторами снегов.

Сияет северное небо,

Освещая нам дорогу.

Бегут собаки ездовые

Стойкие и удалые.

А в тишине ночной

Слышны удары их сердец

И снега хруст,

Да, зов каюра: «Эге-гей!».

Т.о., подготовительный этап – это база для последующей самостоятельной деятельности детей.

ОСНОВНОЙ ЭТАП. *Слайд 12.

1.   Повторный просмотр картины и совместная беседа по вопросам. *Слайд 13. Коллеги на Ваш взгляд, какие вопросы можно задать детям? Педагог обращается к детям с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Какое время года? Какое время суток? Что мы видим на небе? Кто несется по снежным просторам?

2.   Прием совместных действий и прием коллективного рассказа. *Слайд 12. Педагог начинает рассказ, а дети продолжают (старшая группа, начало учебного года). Коллективный рассказ. начинает один ребенок, а продолжает следующий (старшая группа, конец учебного года). Педагог дает речевую задачу: «Ты Ваня расскажешь о времени года и времени суток, Катя продолжит, рассказав нам о небе, а Саша в завершении расскажет о собачей упряжке».

3.   Самостоятельный рассказ. На данном этапе дети приступают к самостоятельному рассказыванию по сюжетной картине по желанию.

РЕФЛЕКСИЯ (проводится в подготовительной группе) *Слайд 14.

Через несколько недель целесообразно осуществить повторный просмотр и теперь уже творческое рассказывание по сюжетной картине. На данном этапе можно привлечь родителей, которые дома совместно с ребенком составят творческий рассказ по картине. Заранее оговаривается речевое задание, родитель с ребенком совместно отвечают на вопросы: 1) Куда направляется каюр?; 2) Как закончилось путешествие каюра? Таким образом, у каждого из детей будет свой вариант начала и продолжения событий.

Если педагог в своей деятельности применяет метод проектов, то родителям совместно с ребенком предлагается предложить решение проблемного вопроса: «Почему среди заснеженной равнины мы наблюдаем движение собачей упряжки, а не к примеру автомобиля?» и решение гипотезы «Единственным способом передвижения на севере является собачья упряжка».

Организованная образовательная деятельность будет опираться на два приема.

Совместная беседа по сюжетной картине. Одна часть детей рассказывает куда, по их мнению, направляется каюр. Педагог уточняется, кто еще из детей так считает. Вторая часть детей рассказывает о том, чем закончилось путешествие каюра.

Самостоятельный рассказ. Небольшая третья часть детей самостоятельно рассказывает свой рассказ по сюжетной картине.

 

Заключительная часть.

 

*Слайд 15. Подытожив, можно сделать вывод, что обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по сюжетной картине, это хорошо организованный целенаправленный, планомерный процесс, растянутый во времени.

*Слайд 16. Обсуждение вопросов.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ромашка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ромашка»

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов

Цель : повышение профессионального мастерства педагогов

Слайд 4 . Составление рассказа с использованием сюжетной картины может быть различным: ü рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или…

Слайд 4 . Составление рассказа с использованием сюжетной картины может быть различным: ü рассказ по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или…

В нартах сидит каюр и его спутники

В нартах сидит каюр и его спутники

Уважаемые участники, как по Вы считаете, какую задачу позволяют решить выше перечисленные виды деятельности

Уважаемые участники, как по Вы считаете, какую задачу позволяют решить выше перечисленные виды деятельности

Какое время года? Какое время суток?

Какое время года? Какое время суток?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2023