Технологическая карта занятия по функциональной грамотности

  • Мероприятия
  • docx
  • 03.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта.docx

Занятие по формированию функциональной грамотности.

Если вы решили завести собаку…

 

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вопросы и задания для учащихся, направленные на достижение запланированных результатов

Читательские умения

Класс

Индивидуально

В группе

Организационный момент

Приветствует учащихся, Настраивает детей на работу

Создают позитивный настрой на работу

 

Добрый день. Рада вас. видеть

 

Мотивация

Демонстрация видео

(нарезка из мультфильма «Малыш и Карлсон» 1968г.

 

 

Предлагает понять акростих

 

 

Дети говорят об ответственности, учителю надо вывести детей на разговор о счастье, какое могут получить дети, общаясь с собакой

 

Воспринимают мультфильм

 

Формулируют тему занятия

 

 

Разгадывают акростих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание (сеть Интернет)

Как вы думаете, ребята,  какова тема нашего занятия?

 

 

 

Все дети мечтают о  милом, забавном щенке. А почему взрослые часто отказывают детям, которые просят у них купить щеночка?

 

 

 

Находить и извлекать одну или несколько единиц информации из видеоролика

 

 

 

 

Умение ориентироваться в тексте со сносками

 

 

 

 

 

 

 

 

Строить высказывание

 

Решение проблемной ситуации

 

Создает проблемную ситуацию; предлагает 2 разных текста- притчу и детское сочинение.

Необходимо прокомментировать противоречие, содержащееся в этих текстах.

Читают, сопоставляют тексты, высказывают свое мнение.

 

 

Прочитайте притчу. Как вы ее понимаете?

Прочитайте детское сочинение. Какая мысль в детском сочинении противоречит притче?

Можно ли говорить, что это истинное противоречие?

Составлять тексты разных стилей и жанров, извлекать необходимую информацию, находить противоречие

Планирование действий

 

Учащиеся спредлагают практический план достижения поставленной задачи

 

Ребята, а если ребенок убедил родителей в необходимости завести собаку, то какие действия необходимо предпринять семье, чтобы подойти ответственно к своему решению?

 

Решение жизненных задач

(Проживание ситуации выбора вместе с семьей Коли.

1)    Выбор породы

Предлагает обучающимся вместе с семьей Коли пройти все этапы ответственного выбора

 

Учитель в процессе работы подходил к каждой группе, проверял правильность выполнения задания, при необходимости корректировал

Далее все дети работали в группах.

Задания были одинаковые, но у каждой группы была возможность работать в своем темпе.

 

Читают

Интернет- статью  «Руководство для тех, кто решил завести собаку».

Отвечают на вопросы по статье.

 

Читают текст- диалог

«Коля, папа и мама обсуждают статью»

Отвечают на вопрос о предпочтениях членов семьи

Читают текст «Топ-7 пород для новичков»

Заполняют пропуски в деформированном тексте. Затем на основе полученной информации определяют, какая или какие породы подойдут семье Коли. Аргументируют свой ответ

Сопоставляют визуальный ряд и текст о породах, находят ошибочные утверждения.

 

.

Понимать фактологическую информацию

Добывать информацию из несплошных текстов.

 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом,

Извлекать информацию из разных текстов, обобщать, делать выводы

Извлекать информацию из таблицы

Решение жизненных задач

(Проживание ситуации выбора вместе с семьей Коли.

2)    Посещение

приюта для бездомных животных

Предлагает обучающимся вместе с семьей Коли решить, какой приют выбрать, посетить его и сделать подарки четвероногим друзьям

 

Изучают 3 маршрута до разных приютов и выбирают тот, который ближе.

Изучают таблицу занятости Коли, мамы и папы и выбирают оптимальный день и время посещения.

Знакомятся с тремя псами и выбирают, что им подарить  в зависимости от собачьих интересов.

 

Работа с несплошными текстами

Умение объединить вербальную и графическую информацию.

включить сообщение текста в контекст собственного опыта,

Рефлексивно-оценочный этап

Создает для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии или своей деятельности.

-Оценивают свою активность и качество работы  

осознают пройденный путь, систематизируют полученный опыт, сравнивают свои успехи с успехами других учеников.

 

-Какие достоверные знания о породах собак вы получили? Что нового для себя узнали?

- Пригодится ли вам это в будущем?

 

Продолжите фразу:

Приобретая собаку, человек должен…

 

Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу

 

 

использовать информацию из текста для решения практической

задачи.  Включение полученной информации в собственный жизненный опыт.

 

 

Приложение. Тексты.

 

Прочитайте акростих и найдите слово, которое относится к теме занятия.

Мы давным-давно хотели

(Если мама нам позволит),

Чтобы в доме был щеночек:

Топал, прыгал, бегал, тявкал.

А мы, конечно, полюбили бы его.

 

Прочитайте 2 текста (притча и детское сочинение) найдите противоречие.

Прокомментируйте противоречие.

 

Ученик спросил Мастера: Можно ли купить счастье за деньги? «Ни в коем случае!» , - ответил Мастер, - И доказать это просто. За деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.

Мой щенок Кузя очень ласковый, я безумно рада, что мама с папой мне его подарили. Не представляю, что он мог бы жить в другой семье и гулять с другими детьми. Мне с ним безумно повезло, он во всем слушается меня. Мы с Кузей так привыкли друг к другу, что даже засыпаем в одно время, он ложится на свой уютный коврик около моей кровати и наслаждается теплом исходящим от пола с подогревом, а я слушаю, как спустя пару минут он мило начинает сопеть. Тот, кто говорит, что счастье нельзя купить, никогда не покупал щенка.

Почему  родители редко покупают собак, хотя все дети мечтают о собаке?

-Мальчик Коля давно мечтает о собаке, и вот родители решили вместе с Колей разобраться в том, что нужно знать до того, как купить или взять щенка.  Они нашли в интернете статью- руководство для тех, кто решил завести собаку. Прочитайте и вы ее и ответьте на вопросы.

 

Если вы решили завести собаку…

Каждый из нас хоть раз думал о том, чтобы завести собаку. И вот вы решились: сами давно хотели или дети просят. Отлично! В семейных мечтах уже фигурирует лохматый друг: будит сына с утра, встречает папу с работы, ездит со всей семьёй на дачу или на прогулки в лес.

А как на самом деле выглядит жизнь с собакой? Как относиться к историям об испорченной мебели, громком лае или, что куда хуже, убежавших во время прогулки домашних питомцах?

Давайте вместе разберёмся, как сделать так, чтобы собака не стала проблемой.

Начнём с того, что первые полгода жизни собаке требуется повышенное внимание и грамотный уход. Щенка необходимо показывать ветеринару, учить элементарным правилам поведения, проводить вакцинацию. Нужно понимать, что всё это занимает время хозяев. Если вы решили купить собаку в подарок своему ребёнку, обязательно прочитайте с ним эту статью. Вам стоит обсудить, как будут распределяться обязанности по уходу за собакой внутри семьи.

Воспитание щенка — одна из важных и сложных задач. И речь не только о том, чтобы научить его выполнять кувырок или давать лапу по команде. Собака должна быть приучена к поведению дома, особенно если вы живёте в квартире. Вы сразу должны определить допустимые границы игр; найти те игрушки, которые заинтересуют вашего пса, контролировать своевременную физическую и умственную нагрузку. Так, например, недопустим громкий лай и прыжки на людей. На улице появляется много новых интересных объектов, и здесь собака должна беспрекословно слушаться хозяина. Невоспитанная собака может стать серьёзной проблемой не только для хозяев, но и для окружающих людей.

Конечно, любой хозяин хочет, чтобы его собака была здоровой. Необходимо серьёзно подойти к выбору корма или сбалансированного натурального меню. Нельзя давать собаке еду «со стола», это может навредить здоровью пса. Все члены семьи должны знать график питания собаки и придерживаться его. Выбор хорошего ветеринара, проведение курсов прививок, наблюдение за состоянием животного — всё это делает каждый грамотный хозяин.

Одной из главных ошибок начинающих собаководов является очеловечивание собаки и вседозволенность по отношению к ней. Конечно, все мы любим своих питомцев. Но любовь к животному не должна допускать или поощрять неправильное поведение — например, если собака лает на людей, залезает на кровать или грызёт ботинки.

В заключение стоит сказать о том, что важно ответственно подойти к выбору породы. Если в вашей семье любят спорт и активный отдых, то вам не подойдёт спокойная собака. И наоборот, если вы любите проводить время дома, то беговая или охотничья порода станет вашей проблемой. Выбирайте породу в соответствии с вашим образом жизни.

Собаки — очень преданные существа. Они способны принести радость и тепло в вашу семью. Со всеми трудностями можно справиться и получить в ответ любовь и всегда виляющий хвостик.

1.     Какое утверждение НЕ соответствует мнению автора статьи?

Собака требует внимания и ухода.

Очеловечивание животного — одна из главных ошибок начинающего владельца собаки.

Когда собака вырастает, за ней можно не ухаживать.

Воспитание собаки — важная составляющая жизни с ней.

1.     С какой целью автор создал данный текст?

Отговорить людей от покупки щенка

Настроить будущего владельца на грамотный подход к покупке и воспитанию собаки

Показать все отрицательные стороны жизни с собакой

Привлечь внимание к определённой породе собаки

 

Прочитай тексты и заполни пропуски

Коля, мама и папа обсуждают статью.

https://cdn-user12724.skyeng.ru/image/701c00c364d7534aef786b165bad079b.png?width=1368

Папа находит в интернете подборку пород собак, подходящих для первого опыта.

 

Топ-7 пород для новичков

1.      Мопс

Мопса несложно содержать, поэтому он отлично подходит для квартиры. Эта собака обладает спокойным нравом и не требует высокой физической активности. Но необходимо контролировать питание, потому что аппетит у мопсов беспредельный. Мопс — собака небольшого размера с короткой шерстью, а это значит, что неудобств в содержании возникнуть не должно.

2.      Пудель

Пудель умён и артистичен, легко обучается и спокойно находится дома. Это собака средних размеров, у неё пушистая кудрявая шерсть, которая нуждается в тщательном уходе. А ещё у пуделя очень ранимый характер.

3.      Корги

Небольшая потешная собака на коротких ногах станет отличным спутником и для ребёнка, и для взрослого. Корги любят веселиться, играть, их дрессировку лучше проводить в игровой форме. Собаки этой породы весьма активны, поэтому им необходимы ежедневные длинные прогулки.

4.      Кокер-спаниель

Охотничий пёс, обладающий ярко выраженным характером и замечательной внешностью, с карими глазами и красивыми ушами. Отлично учит команды, весело играет, не любит оставаться в одиночестве. Не терпит обиды и излишней строгости, но обязательно должен быть воспитан, иначе вырастет попрошайка и непослушник. В зависимости от типа (английский, американский), может быть с шерстью разной длины и густоты.

5.      Золотистый ретривер

Большая собака с большим сердцем. Дружелюбный характер, привязанность к хозяину делают эту породу одной из самых востребованных в мире. Ретриверу нужна достаточная физическая активность.

6.      Бигль

Небольшая активная собака, которая любит отдыхать на длинных прогулках, рыбалке, речке. С лёгкостью поместится даже в маленькой квартире. Особого ухода требуют длинные уши. Бигль может поругаться с другой собакой, но никогда не доставит хозяину неудобств в доме.

7.      Джек-рассел-терьер

Крайне позитивная и резвая собака небольшого размера. Очень активна, иногда даже чересчур. Хорошо поддаётся воспитанию и дрессировке, любит купаться, неприхотлива в уходе.

Помоги семье выбрать породу. Дополни утверждения на основе текста «Топ-7 пород для новичков»

 

 

Мопс небольшой, но слишком ……..

Пудель хорошо поддаётся воспитанию, но ………

 ухаживать за шерстью.

Золотистый ретривер дружелюбный и весёлый, но слишком ……..

 для квартиры.

Корги — весёлая и ………………..    собака.

Бигль отлично подходит для квартиры и любит …………….    и ………………………

 

Слова- подсказки; активная,   прогулки,   спокойный,   большой,   отдых на природе,   сложно

 

 

Прочитай предложения под иллюстрациями. Определи, какие из утверждений верны. Опирайся на текст о породах. (см. задание 3)

 

Кокер-спаниель — спокойная покладистая собака.

 

Бигли любят отдыхать на природе.

 

Золотистый ретривер обладает непредска­зуемым характером.

 

Мопсу тяжело постоянно находиться дома.

 

Корги — активная и жизнерадостная собака.

 

Пудель очень артистичен и раним.

Опираясь на текст статьи о породах, сформулируй своё мнение о том, какая порода или породы подходят для семьи мальчика Коли. В твоём тексте должно быть не менее трёх предложений.

Выбери верные ответы

До покупки питомца мама предложила всем вместе съездить в один из приютов для собак: «Мы сможем погулять с собаками; посмотреть, как за ними ухаживают. А может быть, мы и щенка сразу выберем?»

В городе есть три приюта для животных. Изучи информацию о расположении приютов. Определи, в какой из них доехать получится быстрее всего.

 

 

Маршрут от дома до приюта «Собачкин»

Пешком до остановки 5 минут — автобусом № 5 до остановки «Кольцевая» 45 минут — пешком до остановки 2 минуты — троллейбусом № 13 до остановки «Загородная» 20 минут — пешком до остановки 3 минуты — маршрутным такси № 1 до остановки «Приют» 40 минут.

https://cdn-user12724.skyeng.ru/image/adb7b8c58edb759ef80cf61e7b4f5a65.JPG?width=1368

Маршрут от дома до приюта «Хвостики»

Пешком до остановки 2 минуты — автобусом № 7 до остановки «Зелёная» 20 минут — пешком до остановки 10 минут — троллейбусом № 1 до остановки «Шинный завод» 20 минут — пешком 8 минут.

https://cdn-user12724.skyeng.ru/image/adb7b8c58edb759ef80cf61e7b4f5a65.JPG?width=1368

Маршрут от дома до приюта «Мокрый нос»

Пешком до остановки 2 минуты — автобусом № 4 до остановки «Садовая» 30 минут — пешком до места назначения 3 минуты.

Ответ: быстрее всего получится добраться в приют 

.

Приют выбрали. Теперь нужно определиться со временем. Лучше всего в приют ехать в первой половине выходного дня (с 9 до 12 часов), когда собак кормят и выгуливают.

Изучи расписание членов семьи на выходные. Определи, в какое время Коля и его родители смогут совершить поездку.

Коля

Папа

Мама

Суббота

8:30–13:00 — уроки

10:00–11:00 — тренировка в зале

10:00–12:00 — покупка продуктов

Воскре­сенье

8:00–9:00 — бассейн

9:00–10:00 — дорога домой, завтрак

8:00–9:00 — бассейн

9:00–10:00 — дорога домой, завтрак

8:00–9:00 — бассейн

9:00–10:00 — дорога домой, завтрак

Ответ: семья может отправиться в приют в 

Соотнеси элементы

Отправившись в приют, родители Коли купили несколько игрушек для собак: мячик, кольцо для игры в перетяжку, специальную игрушку из верёвок, которую можно грызть.

В приюте гостям рассказали, что овчарка Дэйзи любит бегать, дворняга Макс предпочитает что-то грызть в уголке, а пудель Аврора обожает играть в перетяжку.

Определи, для какой собаки подойдёт каждая игрушка.

игрушка из верёвок

мячик

кольцо

Аврора

Выводы.

Подведение итогов.