Занятие по формированию функциональной грамотности.
Если вы решили завести собаку…
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Вопросы и задания для учащихся, направленные на достижение запланированных результатов |
Читательские умения |
|
Класс |
Индивидуально В группе |
||||
Организационный момент |
Приветствует учащихся, Настраивает детей на работу |
Создают позитивный настрой на работу |
|
Добрый день. Рада вас. видеть |
|
Мотивация |
Демонстрация видео (нарезка из мультфильма «Малыш и Карлсон» 1968г.
Предлагает понять акростих
Дети говорят об ответственности, учителю надо вывести детей на разговор о счастье, какое могут получить дети, общаясь с собакой
|
Воспринимают мультфильм
Формулируют тему занятия
Разгадывают акростих
|
Индивидуальное задание (сеть Интернет) |
Как вы думаете, ребята, какова тема нашего занятия?
Все дети мечтают о милом, забавном щенке. А почему взрослые часто отказывают детям, которые просят у них купить щеночка?
|
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации из видеоролика
Умение ориентироваться в тексте со сносками
Строить высказывание
|
Решение проблемной ситуации
|
Создает проблемную ситуацию; предлагает 2 разных текста- притчу и детское сочинение. Необходимо прокомментировать противоречие, содержащееся в этих текстах. |
Читают, сопоставляют тексты, высказывают свое мнение.
|
|
Прочитайте притчу. Как вы ее понимаете? Прочитайте детское сочинение. Какая мысль в детском сочинении противоречит притче? Можно ли говорить, что это истинное противоречие? |
Составлять тексты разных стилей и жанров, извлекать необходимую информацию, находить противоречие |
Планирование действий |
|
Учащиеся спредлагают практический план достижения поставленной задачи |
|
Ребята, а если ребенок убедил родителей в необходимости завести собаку, то какие действия необходимо предпринять семье, чтобы подойти ответственно к своему решению? |
|
Решение жизненных задач (Проживание ситуации выбора вместе с семьей Коли. 1) Выбор породы |
Предлагает обучающимся вместе с семьей Коли пройти все этапы ответственного выбора
Учитель в процессе работы подходил к каждой группе, проверял правильность выполнения задания, при необходимости корректировал |
Далее все дети работали в группах. Задания были одинаковые, но у каждой группы была возможность работать в своем темпе.
|
Читают Интернет- статью «Руководство для тех, кто решил завести собаку». Отвечают на вопросы по статье.
Читают текст- диалог «Коля, папа и мама обсуждают статью» Отвечают на вопрос о предпочтениях членов семьи Читают текст «Топ-7 пород для новичков» Заполняют пропуски в деформированном тексте. Затем на основе полученной информации определяют, какая или какие породы подойдут семье Коли. Аргументируют свой ответ Сопоставляют визуальный ряд и текст о породах, находят ошибочные утверждения.
|
. |
Понимать фактологическую информацию Добывать информацию из несплошных текстов. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, Извлекать информацию из разных текстов, обобщать, делать выводы Извлекать информацию из таблицы |
Решение жизненных задач (Проживание ситуации выбора вместе с семьей Коли. 2) Посещение приюта для бездомных животных |
Предлагает обучающимся вместе с семьей Коли решить, какой приют выбрать, посетить его и сделать подарки четвероногим друзьям |
|
Изучают 3 маршрута до разных приютов и выбирают тот, который ближе. Изучают таблицу занятости Коли, мамы и папы и выбирают оптимальный день и время посещения. Знакомятся с тремя псами и выбирают, что им подарить в зависимости от собачьих интересов. |
|
Работа с несплошными текстами Умение объединить вербальную и графическую информацию. включить сообщение текста в контекст собственного опыта, |
Рефлексивно-оценочный этап |
Создает для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном занятии или своей деятельности. |
-Оценивают свою активность и качество работы осознают пройденный путь, систематизируют полученный опыт, сравнивают свои успехи с успехами других учеников. |
|
-Какие достоверные знания о породах собак вы получили? Что нового для себя узнали? - Пригодится ли вам это в будущем?
Продолжите фразу: Приобретая собаку, человек должен…
|
Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу
использовать информацию из текста для решения практической задачи. Включение полученной информации в собственный жизненный опыт. |
Приложение. Тексты.
Прочитайте акростих и найдите слово, которое относится к теме занятия.
Мы давным-давно хотели
(Если мама нам позволит),
Чтобы в доме был щеночек:
Топал, прыгал, бегал, тявкал.
А мы, конечно, полюбили бы его.
Прочитайте 2 текста (притча и детское сочинение) найдите противоречие.
Прокомментируйте противоречие.
Ученик спросил Мастера: Можно ли купить счастье за деньги? «Ни в коем случае!» , - ответил Мастер, - И доказать это просто. За деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; образование, но не ум.
Мой щенок Кузя очень ласковый, я безумно рада, что мама с папой мне его подарили. Не представляю, что он мог бы жить в другой семье и гулять с другими детьми. Мне с ним безумно повезло, он во всем слушается меня. Мы с Кузей так привыкли друг к другу, что даже засыпаем в одно время, он ложится на свой уютный коврик около моей кровати и наслаждается теплом исходящим от пола с подогревом, а я слушаю, как спустя пару минут он мило начинает сопеть. Тот, кто говорит, что счастье нельзя купить, никогда не покупал щенка.
Почему родители редко покупают собак, хотя все дети мечтают о собаке?
-Мальчик Коля давно мечтает о собаке, и вот родители решили вместе с Колей разобраться в том, что нужно знать до того, как купить или взять щенка. Они нашли в интернете статью- руководство для тех, кто решил завести собаку. Прочитайте и вы ее и ответьте на вопросы.
Если вы решили завести собаку…
Каждый из нас хоть раз думал о том, чтобы завести собаку. И вот вы решились: сами давно хотели или дети просят. Отлично! В семейных мечтах уже фигурирует лохматый друг: будит сына с утра, встречает папу с работы, ездит со всей семьёй на дачу или на прогулки в лес.
А как на самом деле выглядит жизнь с собакой? Как относиться к историям об испорченной мебели, громком лае или, что куда хуже, убежавших во время прогулки домашних питомцах?
Давайте вместе разберёмся, как сделать так, чтобы собака не стала проблемой.
Начнём с того, что первые полгода жизни собаке требуется повышенное внимание и грамотный уход. Щенка необходимо показывать ветеринару, учить элементарным правилам поведения, проводить вакцинацию. Нужно понимать, что всё это занимает время хозяев. Если вы решили купить собаку в подарок своему ребёнку, обязательно прочитайте с ним эту статью. Вам стоит обсудить, как будут распределяться обязанности по уходу за собакой внутри семьи.
Воспитание щенка — одна из важных и сложных задач. И речь не только о том, чтобы научить его выполнять кувырок или давать лапу по команде. Собака должна быть приучена к поведению дома, особенно если вы живёте в квартире. Вы сразу должны определить допустимые границы игр; найти те игрушки, которые заинтересуют вашего пса, контролировать своевременную физическую и умственную нагрузку. Так, например, недопустим громкий лай и прыжки на людей. На улице появляется много новых интересных объектов, и здесь собака должна беспрекословно слушаться хозяина. Невоспитанная собака может стать серьёзной проблемой не только для хозяев, но и для окружающих людей.
Конечно, любой хозяин хочет, чтобы его собака была здоровой. Необходимо серьёзно подойти к выбору корма или сбалансированного натурального меню. Нельзя давать собаке еду «со стола», это может навредить здоровью пса. Все члены семьи должны знать график питания собаки и придерживаться его. Выбор хорошего ветеринара, проведение курсов прививок, наблюдение за состоянием животного — всё это делает каждый грамотный хозяин.
Одной из главных ошибок начинающих собаководов является очеловечивание собаки и вседозволенность по отношению к ней. Конечно, все мы любим своих питомцев. Но любовь к животному не должна допускать или поощрять неправильное поведение — например, если собака лает на людей, залезает на кровать или грызёт ботинки.
В заключение стоит сказать о том, что важно ответственно подойти к выбору породы. Если в вашей семье любят спорт и активный отдых, то вам не подойдёт спокойная собака. И наоборот, если вы любите проводить время дома, то беговая или охотничья порода станет вашей проблемой. Выбирайте породу в соответствии с вашим образом жизни.
Собаки — очень преданные существа. Они способны принести радость и тепло в вашу семью. Со всеми трудностями можно справиться и получить в ответ любовь и всегда виляющий хвостик.
1. Какое утверждение НЕ соответствует мнению автора статьи?
Собака требует внимания и ухода.
Очеловечивание животного — одна из главных ошибок начинающего владельца собаки.
Когда собака вырастает, за ней можно не ухаживать.
Воспитание собаки — важная составляющая жизни с ней.
1. С какой целью автор создал данный текст?
Отговорить людей от покупки щенка
Настроить будущего владельца на грамотный подход к покупке и воспитанию собаки
Показать все отрицательные стороны жизни с собакой
Привлечь внимание к определённой породе собаки
Прочитай тексты и заполни пропуски
Коля, мама и папа обсуждают статью.
Папа находит в интернете подборку пород собак, подходящих для первого опыта.
Топ-7 пород для новичков
1. Мопс
Мопса несложно содержать, поэтому он отлично подходит для квартиры. Эта собака обладает спокойным нравом и не требует высокой физической активности. Но необходимо контролировать питание, потому что аппетит у мопсов беспредельный. Мопс — собака небольшого размера с короткой шерстью, а это значит, что неудобств в содержании возникнуть не должно.
2. Пудель
Пудель умён и артистичен, легко обучается и спокойно находится дома. Это собака средних размеров, у неё пушистая кудрявая шерсть, которая нуждается в тщательном уходе. А ещё у пуделя очень ранимый характер.
3. Корги
Небольшая потешная собака на коротких ногах станет отличным спутником и для ребёнка, и для взрослого. Корги любят веселиться, играть, их дрессировку лучше проводить в игровой форме. Собаки этой породы весьма активны, поэтому им необходимы ежедневные длинные прогулки.
4. Кокер-спаниель
Охотничий пёс, обладающий ярко выраженным характером и замечательной внешностью, с карими глазами и красивыми ушами. Отлично учит команды, весело играет, не любит оставаться в одиночестве. Не терпит обиды и излишней строгости, но обязательно должен быть воспитан, иначе вырастет попрошайка и непослушник. В зависимости от типа (английский, американский), может быть с шерстью разной длины и густоты.
5. Золотистый ретривер
Большая собака с большим сердцем. Дружелюбный характер, привязанность к хозяину делают эту породу одной из самых востребованных в мире. Ретриверу нужна достаточная физическая активность.
6. Бигль
Небольшая активная собака, которая любит отдыхать на длинных прогулках, рыбалке, речке. С лёгкостью поместится даже в маленькой квартире. Особого ухода требуют длинные уши. Бигль может поругаться с другой собакой, но никогда не доставит хозяину неудобств в доме.
7. Джек-рассел-терьер
Крайне позитивная и резвая собака небольшого размера. Очень активна, иногда даже чересчур. Хорошо поддаётся воспитанию и дрессировке, любит купаться, неприхотлива в уходе.
Помоги семье выбрать породу. Дополни утверждения на основе текста «Топ-7 пород для новичков»
Мопс небольшой, но слишком ……..
Пудель хорошо поддаётся воспитанию, но ………
ухаживать за шерстью.
Золотистый ретривер дружелюбный и весёлый, но слишком ……..
для квартиры.
Корги — весёлая и ……………….. собака.
Бигль отлично подходит для квартиры и любит ……………. и ………………………
Слова- подсказки; активная, прогулки, спокойный, большой, отдых на природе, сложно
Прочитай предложения под иллюстрациями. Определи, какие из утверждений верны. Опирайся на текст о породах. (см. задание 3)
Кокер-спаниель — спокойная покладистая собака.
Бигли любят отдыхать на природе.
Золотистый ретривер обладает непредсказуемым характером.
Мопсу тяжело постоянно находиться дома.
Корги — активная и жизнерадостная собака.
Пудель очень артистичен и раним.
Опираясь на текст статьи о породах, сформулируй своё мнение о том, какая порода или породы подходят для семьи мальчика Коли. В твоём тексте должно быть не менее трёх предложений.
Выбери верные ответы
До покупки питомца мама предложила всем вместе съездить в один из приютов для собак: «Мы сможем погулять с собаками; посмотреть, как за ними ухаживают. А может быть, мы и щенка сразу выберем?»
В городе есть три приюта для животных. Изучи информацию о расположении приютов. Определи, в какой из них доехать получится быстрее всего.
Маршрут от дома до приюта «Собачкин»
Пешком до остановки 5 минут — автобусом № 5 до остановки «Кольцевая» 45 минут — пешком до остановки 2 минуты — троллейбусом № 13 до остановки «Загородная» 20 минут — пешком до остановки 3 минуты — маршрутным такси № 1 до остановки «Приют» 40 минут.
Маршрут от дома до приюта «Хвостики»
Пешком до остановки 2 минуты — автобусом № 7 до остановки «Зелёная» 20 минут — пешком до остановки 10 минут — троллейбусом № 1 до остановки «Шинный завод» 20 минут — пешком 8 минут.
Маршрут от дома до приюта «Мокрый нос»
Пешком до остановки 2 минуты — автобусом № 4 до остановки «Садовая» 30 минут — пешком до места назначения 3 минуты.
Ответ: быстрее всего получится добраться в приют
.
Приют выбрали. Теперь нужно определиться со временем. Лучше всего в приют ехать в первой половине выходного дня (с 9 до 12 часов), когда собак кормят и выгуливают.
Изучи расписание членов семьи на выходные. Определи, в какое время Коля и его родители смогут совершить поездку.
Коля
Папа
Мама
Суббота
8:30–13:00 — уроки
10:00–11:00 — тренировка в зале
10:00–12:00 — покупка продуктов
Воскресенье
8:00–9:00 — бассейн
9:00–10:00 — дорога домой, завтрак
8:00–9:00 — бассейн
9:00–10:00 — дорога домой, завтрак
8:00–9:00 — бассейн
9:00–10:00 — дорога домой, завтрак
Ответ: семья может отправиться в приют в
Соотнеси элементы
Отправившись в приют, родители Коли купили несколько игрушек для собак: мячик, кольцо для игры в перетяжку, специальную игрушку из верёвок, которую можно грызть.
В приюте гостям рассказали, что овчарка Дэйзи любит бегать, дворняга Макс предпочитает что-то грызть в уголке, а пудель Аврора обожает играть в перетяжку.
Определи, для какой собаки подойдёт каждая игрушка.
игрушка из верёвок
мячик
кольцо
Аврора
Выводы.
Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.