Обучение сжатому изложению текста-повествования в 6 классе

  • ppt
  • 03.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пластов.ppt

Урок русского языка в 5 классе
УМК Ладыженской Т.А.

Обучение сжатому изложению
текста-повествования

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
К УРОКУ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
(упр. 261)

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия

«Сказка про мальчика, понимавшего язык земли»

Цели:

учить формулировать основную мысль текста;

выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

сокращать текст, сохраняя основную мысль на основе исходного текста;

писать сжатое изложение

Знакомо ли вам имя
Аркадия Пластова?

«Сенокос»

«Родник»

«Летом»

«Первый снег»

«Полдень»

«Ужин тракториста»

Аркадий
Александрович
Пластов

(1893 – 1972)

Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

«Юность»

С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой сам светловолосый озорной смешливый храбрый. В общем обычный мальчишка.

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

«Деревня»

Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
— Кому это ты, Аркашка?—спрашивают мальчишки.
— Это я ветру привет передаю. Слышите, он мне отвечает?—говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

«Витя-подпасок»

Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принес спрашивает:
— С кем это ты разговариваешь?
— Муравьи мне рассказали что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
«Отчего же никто ничего не слышит? Как доказать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?»—думает Аркаша.
(По Е.Мурашовой)
 

«Сказка про мальчика,
понимавшего язык земли»

Беседа по тексту

В каком стиле речи написан данный текст?

Почему автор рассказывает о детстве Пластова?

Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников?

За что родители сердились на Аркашу?

В чём секрет художника Пластова?

Понравился ли вам рассказ?
Является ли данный отрывок текстом?
Назовите признаки текста.







Какова тема текста?
Этот текст о любви к родной земле

Какова основная мысль текста,
т.е. авторский замысел?
Основная мысль текста
обыкновенный мальчик умеет необыкновенно любить природу и понимать её язык

Заголовок
Начало
Основная часть
Концовка
Тема
Основная мысль

Беседа по тексту