Обучение детей дошкольного возраста английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ДО

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 13.07.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности. Согласно проекта ФГОС ДО обеспечивает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Иконка файла материала Обучение детей дошкольного возраста английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ДО.docx
Обучение детей дошкольного возраста английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ДО Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила  проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие  современного общества предъявляет новые требования ко всем  образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно­ образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и  дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.  Согласно проекта ФГОС ДО обеспечивает преемственность основных  образовательных программ дошкольного и начального общего образования.  Стандарт является основой для разработки и реализации программы, а  программа, в свою очередь, направлена на создание условий социальной  ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной  социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально­ нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов  деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования,  восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Так же в программе выработаны требования к  психолого­педагогическим условиям реализации основной образовательной  программы дошкольного образования:  личностно­развивающий и гуманистический характер взаимодействия  взрослых и детей;  уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем  взрослым участникам образовательного процесса;  использование в образовательном процессе форм и методов работы с  детьми, соответствующих их психолого­возрастным и индивидуальным  особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и  искусственного замедления развития детей); поддержки специфики и  разнообразия детства;  сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как  важного этапа в общем развитии человека;  осуществление образовательного процесса в формах, специфических  для детей данной возрастной группы.Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым  явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта,  «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему  языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти  благоприятные факторы теряют свою силу. Есть еще одна причина, по  которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком.  Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка  меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные  коммуникативные задачи. А значит, овладевая английским языком, он не  ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и  иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей  старшего возраста. Но на самом деле, всё не так просто. Знакомство с языком включает в себя  знакомство с буквами, определенной лексикой и чтением слова целиком, т.е.  то, что наиболее эффективно срабатывает до того, как дети научатся  понимать значение букв родного языка. Очень многие дети в саду только  учатся различать отдельные звуки, которые составляют в итоге слово. Учатся  соотносить букву и звук. Специалисты, работающие с дошкольниками,  хорошо знают, насколько актуальна эта проблема на родном языке. Если  семья не двуязычная (ребенок не билингв), то обучение чтению на  иностранном языке в этот период может быть малоэффективным, а иногда и  мешающим фактором для усвоения начального чтения родного.  Однако,  учителя­логопеды утверждают из практики, что с каждым годом растет  численность детей в ДО с речевыми нарушениями, и не факт, что это  билингвы. Если нарушен фонематический слух ­ обучение чтению на  английском языке совсем не пойдет и не позволит скорректировать до  поступления в школу отклонения. Сейчас в ДО обучение чтению на русском не ведется, т.е. это не является  целью существующих в данный момент образовательных программ  (примерных, а не тех, которые разрабатываются на их базе в самих ДО).  Знакомят даже не с буквами, а со звуками. Так как у нас не англоязычная языковая среда, то стимулом в обучении  говорению выступают приёмы, которые стимулируют общение ребёнка на  иностранном языке. В методике обучения дошкольников иностранному языкусуществует ряд приёмов обучения: наглядные, словесные, игровые. Однако  самым главным в обучении дошкольников является игровой приём. Игра – не  просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников.  С помощью игры легче осуществлялось включение в учебную деятельность.  Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного  запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила,  и по законам игр ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам. Игровые приёмы  позволяют более эффективно обучать дошкольников английскому языку, ведь для детей игра ­ увлекательная деятельность, а для педагогов возможность  эффективного и интересного обучения детей. Обучение дошкольников  иностранному языку через игровые приемы должно носить коммуникативный  характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть  не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учится  конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с  возникающими у него коммуникативными потребностями. Учителя, работающие с дошкольниками, должны использовать различный  спектр игровых приемов, начиная с сюжетных картинок, комиксов, заданий на проигрывание ролевых диалогов и т.п., заканчивая заданиями на постановку  спектакля, подготовку праздников. Если занятия проводятся со всей группой детей, то возникает серьезная  трудность: как организовать игру так, чтобы 5­7 человек играли, а остальные  следили внимательно, не отвлекаясь. Здесь важно дать учителю некоторые  рекомендации: ­ чаще менять ведущих, чтобы остальным было интересно следить за игрой: они понимают, что в любой момент окажутся в числе игроков; ­ просить детей оказывать игрокам помощь в том случае, если они не могут справиться с игровым заданием; ­ просить детей хором оценивать действия игроков (да, нет, правильно, неправильно); ­ максимально ''театрализовать'' ситуацию, чтобы дети с интересом следили, чем она закончится.Одним из главных компонентов в обучении дошкольников английскому языку  является процесс говорения. Именно с говорения (а не с чтения и письма)  необходимо начинать обучение, потому что, во­первых, основной задачей  современного обучения говорению дошкольников на английском языке  является осуществление социального взаимодействия с носителями иной  культуры (то есть общение, обмен информацией), а во­вторых, не все дети  дошкольного возраста еще не умеют правильно писать и читать на родном  языке, не говоря еще об иностранном. При обучении дошкольников английскому языку не стоит забывать и такой  фактор как мотивация. При работе с детьми, прежде всего, необходимо  направить усилия на воспитание интереса к предмету и умения выразить себя. Все занятия должны проходить на хорошем эмоциональном подъеме. Считалки, четверостишия, песенки направленные на развитие и  совершенствование произносительных навыков, могут помочь детям  настроиться на благоприятный эмоциональный настрой в начале занятия.  Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и  развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в  произношении. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не  недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена. Так как большинству родителей небезразличны успехи их детей в овладении  иностранным языком, то они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в  языке и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для  себя мир нового языка, который не ограничивается материалом,  предлагаемом на занятиях. Поэтому родители могут обеспечить более  широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями  англоговорящих стран. Педагог может предложить родителям советы  следующего содержания:  интересоваться тем, что нового узнал ребенок на уроках английского  языка ­ это необходимо для поддержания интереса к изучению языка;  помогать детям готовиться к занятиям: подбирать картинки, игрушки,  наклеивать фотографии, рисовать на заданную тему;  обращать внимание на особенности усвоения ребенком нового языка;  обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка; контролировать и помогать при выполнении домашних заданий по  языку;  следить за состоянием тетрадей, словариков по английскому языку;  слушать фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребенком;  в случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и  пытаться помочь ребенку наверстать упущенное;  принимать посильное участие в подготовке внеклассных мероприятий,  например, в изготовлении костюмов для спектаклей на английском  языке;  помогать в оформлении кабинета иностранного языка;  приходить на утренники и праздники английского языка в качестве  зрителей и участников. В заключении хотелось бы отметить, что изучение английского языка  развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его к коллективным формам работы в группе, а в дальнейшем и в классе,  пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка  интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная  возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам, и  подготовить их к дальнейшему серьезному изучению иностранного языка в  школе. Таким образом, правильно организованное обучение английскому  языку в детском саду и начальной школе помогает решить задачи  образования, воспитания и развития детей, а самое главное поддержать  интерес к дальнейшему изучению английского языка. Список использованной литературы: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об  утверждении федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования»3. Машинистова Н. В. Образовательная программа по иностранному языку для старших дошкольников в условиях реализации Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного  образования // Молодой ученый. 4. Мильруд Р.П Обучение английскому языку в дошкольном образовании:  эксперимент продолжается // Просвещение. Иностранные языки. 5. Сидорова М.А. Организация языковой среды по обучению  дошкольников английскому языку как условие создания  здоровьесберегающей среды в ДОУ [Текст] / М.А. Сидорова // Успехи  современного естествознания. 6. Скоролупова О. А. О введении ФГОС дошкольного образования или  «нестандартный стандарт» // Просвещение. Иностранные языки.