Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности. Согласно проекта ФГОС ДО обеспечивает преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Обучение детей дошкольного возраста английскому языку в соответствии
с требованиями ФГОС ДО
Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила
проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие
современного общества предъявляет новые требования ко всем
образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно
образовательного процесса, к выбору и обоснованию содержания основных и
дополнительных программ, к результатам и эффективности их деятельности.
Согласно проекта ФГОС ДО обеспечивает преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Стандарт является основой для разработки и реализации программы, а
программа, в свою очередь, направлена на создание условий социальной
ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной
социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально
нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов
деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования,
восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне
его ближайшего развития. Так же в программе выработаны требования к
психологопедагогическим условиям реализации основной образовательной
программы дошкольного образования:
личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых и детей;
уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем
взрослым участникам образовательного процесса;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их психологовозрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей); поддержки специфики и
разнообразия детства;
сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как
важного этапа в общем развитии человека;
осуществление образовательного процесса в формах, специфических
для детей данной возрастной группы.Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского
языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым
явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта,
«секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему
языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти
благоприятные факторы теряют свою силу. Есть еще одна причина, по
которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком.
Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при
этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка
меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные
коммуникативные задачи. А значит, овладевая английским языком, он не
ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и
иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей
старшего возраста.
Но на самом деле, всё не так просто. Знакомство с языком включает в себя
знакомство с буквами, определенной лексикой и чтением слова целиком, т.е.
то, что наиболее эффективно срабатывает до того, как дети научатся
понимать значение букв родного языка. Очень многие дети в саду только
учатся различать отдельные звуки, которые составляют в итоге слово. Учатся
соотносить букву и звук. Специалисты, работающие с дошкольниками,
хорошо знают, насколько актуальна эта проблема на родном языке. Если
семья не двуязычная (ребенок не билингв), то обучение чтению на
иностранном языке в этот период может быть малоэффективным, а иногда и
мешающим фактором для усвоения начального чтения родного. Однако,
учителялогопеды утверждают из практики, что с каждым годом растет
численность детей в ДО с речевыми нарушениями, и не факт, что это
билингвы. Если нарушен фонематический слух обучение чтению на
английском языке совсем не пойдет и не позволит скорректировать до
поступления в школу отклонения.
Сейчас в ДО обучение чтению на русском не ведется, т.е. это не является
целью существующих в данный момент образовательных программ
(примерных, а не тех, которые разрабатываются на их базе в самих ДО).
Знакомят даже не с буквами, а со звуками.
Так как у нас не англоязычная языковая среда, то стимулом в обучении
говорению выступают приёмы, которые стимулируют общение ребёнка на
иностранном языке. В методике обучения дошкольников иностранному языкусуществует ряд приёмов обучения: наглядные, словесные, игровые. Однако
самым главным в обучении дошкольников является игровой приём. Игра – не
просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников.
С помощью игры легче осуществлялось включение в учебную деятельность.
Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного
запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила,
и по законам игр ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила,
быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам. Игровые приёмы
позволяют более эффективно обучать дошкольников английскому языку, ведь
для детей игра увлекательная деятельность, а для педагогов возможность
эффективного и интересного обучения детей. Обучение дошкольников
иностранному языку через игровые приемы должно носить коммуникативный
характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть
не просто усваивает отдельные слова и речевые образцы, но учится
конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с
возникающими у него коммуникативными потребностями.
Учителя, работающие с дошкольниками, должны использовать различный
спектр игровых приемов, начиная с сюжетных картинок, комиксов, заданий на
проигрывание ролевых диалогов и т.п., заканчивая заданиями на постановку
спектакля, подготовку праздников.
Если занятия проводятся со всей группой детей, то возникает серьезная
трудность: как организовать игру так, чтобы 57 человек играли, а остальные
следили внимательно, не отвлекаясь. Здесь важно дать учителю некоторые
рекомендации:
чаще менять ведущих, чтобы остальным было интересно следить за
игрой: они понимают, что в любой момент окажутся в числе игроков;
просить детей оказывать игрокам помощь в том случае, если они не
могут справиться с игровым заданием;
просить детей хором оценивать действия игроков (да, нет, правильно,
неправильно);
максимально ''театрализовать'' ситуацию, чтобы дети с интересом
следили, чем она закончится.Одним из главных компонентов в обучении дошкольников английскому языку
является процесс говорения. Именно с говорения (а не с чтения и письма)
необходимо начинать обучение, потому что, вопервых, основной задачей
современного обучения говорению дошкольников на английском языке
является осуществление социального взаимодействия с носителями иной
культуры (то есть общение, обмен информацией), а вовторых, не все дети
дошкольного возраста еще не умеют правильно писать и читать на родном
языке, не говоря еще об иностранном.
При обучении дошкольников английскому языку не стоит забывать и такой
фактор как мотивация. При работе с детьми, прежде всего, необходимо
направить усилия на воспитание интереса к предмету и умения выразить себя.
Все занятия должны проходить на хорошем эмоциональном подъеме.
Считалки, четверостишия, песенки направленные на развитие и
совершенствование произносительных навыков, могут помочь детям
настроиться на благоприятный эмоциональный настрой в начале занятия.
Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и
развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в
произношении. Важно, прежде всего, оценивать успехи ребёнка, а не
недоработки. Даже самая маленькая победа должна быть оценена.
Так как большинству родителей небезразличны успехи их детей в овладении
иностранным языком, то они стремятся быть в курсе продвижения ребенка в
языке и способны оказать поддержку ему и педагогу. Ребенок открывает для
себя мир нового языка, который не ограничивается материалом,
предлагаемом на занятиях. Поэтому родители могут обеспечить более
широкое знакомство с культурой, литературой, обычаями и традициями
англоговорящих стран. Педагог может предложить родителям советы
следующего содержания:
интересоваться тем, что нового узнал ребенок на уроках английского
языка это необходимо для поддержания интереса к изучению языка;
помогать детям готовиться к занятиям: подбирать картинки, игрушки,
наклеивать фотографии, рисовать на заданную тему;
обращать внимание на особенности усвоения ребенком нового языка;
обращать внимание на особенности памяти и мышления ребенка; контролировать и помогать при выполнении домашних заданий по
языку;
следить за состоянием тетрадей, словариков по английскому языку;
слушать фонозаписи песен, стихов, рифмовок вместе с ребенком;
в случае вынужденных пропусков занятий, обращаться к педагогу и
пытаться помочь ребенку наверстать упущенное;
принимать посильное участие в подготовке внеклассных мероприятий,
например, в изготовлении костюмов для спектаклей на английском
языке;
помогать в оформлении кабинета иностранного языка;
приходить на утренники и праздники английского языка в качестве
зрителей и участников.
В заключении хотелось бы отметить, что изучение английского языка
развивает разные стороны личности: память, внимание, прилежание, языковую
догадку, эрудицию, дисциплину, делает ребенка более активным, приучает его
к коллективным формам работы в группе, а в дальнейшем и в классе,
пробуждает любознательность, артистизм, формирует ребенка
интеллектуально и эстетически. Кроме того, появляется реальная
возможность уже на раннем этапе выявить детей, способных к языкам, и
подготовить их к дальнейшему серьезному изучению иностранного языка в
школе. Таким образом, правильно организованное обучение английскому
языку в детском саду и начальной школе помогает решить задачи
образования, воспитания и развития детей, а самое главное поддержать
интерес к дальнейшему изучению английского языка.
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»3. Машинистова Н. В. Образовательная программа по иностранному языку
для старших дошкольников в условиях реализации Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного
образования // Молодой ученый.
4. Мильруд Р.П Обучение английскому языку в дошкольном образовании:
эксперимент продолжается // Просвещение. Иностранные языки.
5. Сидорова М.А. Организация языковой среды по обучению
дошкольников английскому языку как условие создания
здоровьесберегающей среды в ДОУ [Текст] / М.А. Сидорова // Успехи
современного естествознания.
6. Скоролупова О. А. О введении ФГОС дошкольного образования или
«нестандартный стандарт» // Просвещение. Иностранные языки.