Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Мет рекомендации по обучению овз.docx
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В
УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ
Методические материалы
Выполнила:
учитель начальных классов
Шиповалова Г.А. Парфёново 2017
Содержание
Введение 4 5
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы 6 14
Заключение 15
Литература 16 Введение
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном
школьном образовании.
Каждый ребенок особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о
которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность
его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые
потребности.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ,
уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить
их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно
пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» N273ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 07.05.2013 N 99ФЗ, от 23.07.2013 N 203ФЗ) — это дети, имеющее
недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные
психологомедикопедагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными
нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорнодвигательного
аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоциональноволевой
сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции
РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии
имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение
реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на
образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной
политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное
4 образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и
нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения
является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к
учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого
образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в
социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения
качественного образования нормально развивающимся детям.
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться
в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное
образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе.
Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
В реферате рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях массовой школы, представлен опыт
работы учителей начальных классов по реализации инклюзивной формы
обучения детей с задержкой психического развития и умственной
отсталостью, даны рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ.
5 Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в
общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и
«инклюзия». В чем разница?
Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к
образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к
потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии
должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не
справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия
более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не
должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут
учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения
любого ребенка: комуто понадобится отдельная образовательная программа,
комуто пандус, лифт.
Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными
возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми
детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем
учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на
развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом
они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы
психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на
обучение по адаптированной образовательной программе с согласия
родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций
психологомедикопедагогической комиссии».
5 Рекомендацию для обращения в психологомедикопедагогическую
комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном
учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у
педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских
специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в
развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по
оказанию детям психологомедико педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания.
Решение комиссии является основанием для организации органами
образования определенных условий обучения.
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации
ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
специального (коррекционного) образования;
инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном
классе с нормальными детьми);
в классах коррекционноразвивающего обучения при массовых школах;
в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
в условиях домашнего (семейного) образования.
В текущем учебном году наша школа обеспечивает вариативность
образовательных услуг,
реализуя программы традиционного и
коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой
«Школа России». Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной
программе,
разработанной на основе программы специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 кл. Под
редакцией В. В. Воронковой.
Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из
двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной
6 компетенции. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой
частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные
знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии
с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для
социального развития и личностной самореализации.
Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре
каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и
уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными
навыками,
возможностями здоровья в обыденной жизни.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
предусматривает механизмы гибкой смены варианта образовательной
программы, что конкретизируется применительно к каждой категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные
условия с учётом их психофизических особенностей.
Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя
нашей школы в рамках реализации адаптированной программы, занимает
коррекционно–развивающая модель обучения,
которая обеспечивает
школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию,
в результате реализации которой происходит преодоление, коррекция и
компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
учителя применяют особые коррекционно развивающие педагогические
технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и
7 воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий
обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности,
творческих способностей, школьной мотивации в учебновоспитательном
процессе.
Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое
проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении
к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за
оптимальное время.
У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень
познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности,
сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск
и использование активных форм, методов и приёмов обучения является
одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно
развивающего процесса в работе учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание
материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования
фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это
должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.
Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является
недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять
средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из
особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный
уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение
в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является
необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех
психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания.
8 Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует
большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо
учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не
допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится
эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае,
если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей
и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то
задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и
адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм
организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической
работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно
иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный,
информационнокоммуникационный; методы контроля, самоконтроля и
взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно
детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в
основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности
можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый
уровень
активности.
познавательной
собственной
их
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить.
Проведенные исследования мотивации обучающихся, выявили интересные
закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы
выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная
мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае
недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном
направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут
9 компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и
обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы
обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и
познавательным возможностям учащихся,
активизации
их
способствуя тем самым
деятельности.
познавательной
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или
выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём
можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения
итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении
заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами
используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти;
10 переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя
детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры),
после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику
позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной.
Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы,
расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими
участниками образовательного процесса. Использование программы создания
презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить
необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно
добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации
презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти
детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать
устойчивые визуальнокинестетические и визуальноаудиальные условно
В процессе
рефлекторные связи центральной нервной системы.
коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные
речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие,
повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному
появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять
упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и
сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и
выразительным
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
11 7. Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы
выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать
наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как
индивидуально, так и коллективно. При выборе того или иного вида
рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного
материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и
психологические особенности учащихся.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется
рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия окончания
занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение
видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными
карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать
пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее
удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или
иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает
познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,
активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует
самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
подбор коррекционных мероприятий
образовательной программы,
осуществляет школьный психологомедикопедагогический консилиум.
12 Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы
является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС
НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена
на создание в образовательном учреждении системы комплексной помощи
детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков
в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную
адаптацию.
Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении
осуществляется по трём основным взаимосвязанным направлениям:
1. Систематическое отслеживание психологопедагогического статуса
ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социальнопсихологических условий для развития личности
каждого ребенка, успешности его обучения.
3. Создание специальных социальнопсихологических и образовательных
условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.
В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся
с ОВЗ школы определены конкретные формы и содержание работы:
комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность,
консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников
образовательного процесса, деятельность по определению и корректировке
компонентов индивидуальной образовательной программы.
Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося
заполняется и ведется в течение всего времени обучения медикопсихолого
педагогическая карта, в которой фиксируются психологопедагогические
особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и
психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе.
13 Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия
всех специалистов и разработка конкретных рекомендаций по технологии
сопровождения инклюзивного образовательного процесса происходит через
деятельность территориальной психологомедикопедагогической комиссии
района.
Приоритетная цель деятельности педагогического коллектива нашей
школы признание ценности каждого ребенка вне зависимости от его
личностных психофизических особенностей, познавательных, академических
и иных достижений. Совместная организация обучения и внеурочной
деятельности детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников
повышает уровень навыков общения, толерантности, формирует навыки
коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и
социальных позициях, что в целом повышает адаптационные возможности
детей.
14 Заключение
При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные школы перед
коллективом образовательной организации возникают следующие задачи:
1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно
всем учащимся.
2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач
развития, обучения, социализации.
3. Психологическое обеспечение адекватных и эффективных
образовательных программ.
4. Развитие психологопедагогической компетенции, психологической
культуры педагогов, учащихся, родителей.
Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с
ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.
Многих детей нашей школы родители должны были перевести в
специальную коррекционную школуинтернат.
Благодаря реализации
инклюзивной формы образования в нашей школе, для части «неординарных»,
«особенных», как мы называем детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), появляется возможность не разлучаться с семьей. У
родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка
самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных
принципов.
А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное
образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было
детство без границ, т.е. ребенок не должен быть изгоем в классном
15 коллективе, мог благодаря индивидуальной образовательной программе
удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании.
Литература
1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями
здоровья: проблемы, поиски, решения. «Педагогическое образование и
наука»,2012.
2. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности
инклюзивного процесса в образовании. «Педагогическое образование и
наука»,2012.
3. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой
психического развития. Учебное пособие. – «Энас», 2003.
4. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. Санкт – Петербург, 2003.
[Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2003
5. Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012.
6. Организация инклюзивного образования детей с ограниченными
возможностями здоровья: Учебное пособие /отв. ред. Алехина С.В.,
Кутепова Е.Н. М.: МГППУ, 2012.
7. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми
с ОВЗ. – М.: Владос, 2011.
8. Тезаурус инклюзивного образования [Текст] / сост. А.Д. Барбитова. –
Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012.
16
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.