Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Оценка 4.7

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Оценка 4.7
Книги
docx
русский язык
1 кл
18.05.2019
Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то - пандус, лифт. Инклюзивное образование – это обучение детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных классах. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии». Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы. Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Мет рекомендации по обучению овз.docx
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ Методические материалы Выполнила:                                 учитель начальных классов  Шиповалова Г.А. Парфёново  2017 Содержание Введение                                                                                                      4 ­ 5 Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы                              6 ­ 14 Заключение                                                                                                 15     Литература                                                                                                  16 Введение          Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях  общеобразовательной   школы является  актуальной в современном школьном образовании.  Каждый   ребенок   ­   особенный,   это   бесспорно.   И   всё   же   есть   дети,   о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его   способностей,   а   для   того,   чтобы   обозначить   отличающие   его   особые потребности.  Назрела   острая   необходимость   в   понимании   проблем   детей   с   ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.                Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, ( согласно пункту   16   статьи   2   Федерального   закона   Российской   Федерации   «Об образовании в Российской Федерации» N273­ФЗ (в ред. Федеральных законов от   07.05.2013   N   99­ФЗ,   от   23.07.2013   N   203­ФЗ)   —   это   дети,   имеющее недостатки   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии,   подтвержденные психолого­медико­педагогической комиссией и препятствующие  получению образования без создания специальных условий.              Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно­двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально­волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации   права   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное 4 образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально   развивающихся   сверстников.   Задачей   инклюзивного   обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся   с   ограниченными   возможностями   здоровья.   В   ходе   такого образования   дети   с   ОВЗ   могут   достигать   наиболее   полного   прогресса   в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в   специальных   учреждениях,   напротив,   получить   более   качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.         В реферате рассмотрены особенности обучения детей с ограниченными возможностями   здоровья   в   условиях   массовой   школы,   представлен   опыт работы   учителей   начальных   классов   по   реализации   инклюзивной   формы обучения   детей   с   задержкой   психического   развития   и   умственной отсталостью, даны рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ. 5 Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы  Когда   говорят   об   обучении   детей   с   особенностями   в   развитии   в общеобразовательных   школах,   используют   два   термина   «интеграция»   и «инклюзия». В чем разница?      Интеграция   предполагает,   что   ребенок   должен   адаптироваться   к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен   выносить   школьные   нагрузки   наравне   со   всеми.   Если   он   не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия ­ более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.  Это   значит,  что   школа   должна   быть   предназначена   для   обучения любого ребенка: кому­то понадобится отдельная образовательная программа, кому­то ­ пандус, лифт.   Инклюзивное   образование   –   это   обучение   детей   с   ограниченными возможностями   в   общеобразовательных   школах   совместно   со   здоровыми детьми   или   в   специально   созданных   классах.   Оно   дает   возможность   всем учащимся в полном объеме участвовать в школьной жизни и  направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. При этом они   могут   достигать   наиболее   полного   прогресса   в   социальном   развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого­педагогической   помощи   детям   с   ограниченными   возможностями здоровья. Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   принимаются   на обучение   по   адаптированной   образовательной   программе   с   согласия родителей   (законных   представителей)   и   на   основании   рекомендаций психолого­медико­педагогической комиссии». 5 Рекомендацию   для   обращения   в   психолого­медико­педагогическую комиссию   родители   могут   получить   в   дошкольном   образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра,   невролога,   отоларинголога,   окулиста,   других   медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы. Комиссия   готовит   по   результатам   обследования   рекомендации   по оказанию детям психолого­медико­ педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.  Решение   комиссии   является   основанием   для   организации   органами образования определенных условий обучения. Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:   специального (коррекционного) образования;    инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);   в классах коррекционно­развивающего обучения при массовых школах;   в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;   в условиях домашнего (семейного) образования.              В текущем учебном году наша   школа обеспечивает вариативность образовательных   услуг,   реализуя   программы   традиционного   и коррекционного обучения. Традиционная система представлена программой «Школа России». Дети с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе,   разработанной   на   основе   программы   специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида. 1 – 4 кл.  Под редакцией В. В. Воронковой.           Каждая образовательная область адаптированной программы состоит из двух компонентов: «академического  компонента»  и компонента  жизненной 6 компетенции. Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью   общего   образования   ребенка   с   ограниченными   возможностями здоровья. «Академический»   компонент   рассматривается   в   структуре   образования обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   как   усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с  возможностями   ребенка   и   его   желанием   и   которые   служат   основой   для социального развития и личностной самореализации.            Компонент   «жизненной   компетенции»   рассматривается   в   структуре каждой   образовательной   области   как   овладение   знаниями,   умениями   и   уже   сейчас   необходимыми   ребенку   с   ограниченными навыками, возможностями здоровья в обыденной жизни. ФГОС   для   обучающихся   с   ограниченными   возможностями   здоровья предусматривает   механизмы   гибкой   смены   варианта   образовательной программы,   что   конкретизируется   применительно   к   каждой   категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Для каждой категории обучающихся в школе созданы индивидуальные условия с учётом их психофизических особенностей.                   Важное место в учебном процессе, который осуществляют учителя нашей   школы   в   рамках   реализации   адаптированной   программы,   занимает коррекционно–развивающая   модель   обучения,   которая   обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию, в   результате   реализации   которой   происходит   преодоление,   коррекция   и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ОВЗ.           При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья учителя   применяют   особые   коррекционно   ­   развивающие   педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и 7 воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает   развитие   у   обучающихся   познавательной   активности, творческих   способностей,   школьной   мотивации   в   учебно­воспитательном процессе.       Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к   эффективному   овладению   знаниями   и   способами   деятельности   за оптимальное время.              У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации  к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и   использование   активных   форм,   методов   и   приёмов   обучения   является одним   из   необходимых   средств   повышения   эффективности   коррекционно­ развивающего процесса в работе учителя.       Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов,   выявления   ошибок,   формулирование   выводов.   Конечно,   все   это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.       Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным,   и   для   его   повышения   учителю   необходимо   применять средства,   способствующие   активизации   учебной   деятельности.   Одной   из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в   ходе   обучения   средств   активизации   учебной   деятельности   является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.               Активность   является   одной   из   важнейших   характеристик   всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. 8 Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.               При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать   излишнего   упрощения   материала.   Содержание   становится эффективным   средством   активизации   учебной   деятельности   в   том   случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и   их   потребностям.   Так   как   группа   детей   с   ОВЗ   крайне   неоднородна,   то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации   обучения.   Наиболее   приемлемыми   методами   в   практической работе   учителя   с   учащимися,   имеющими   ОВЗ,   считаются   объяснительно­ иллюстративный,   репродуктивный,   частично   поисковый,   коммуникативный, информационно­коммуникационный;   методы   контроля,   самоконтроля   и взаимоконтроля.              Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе   которых   лежат   элементы   творческой   или   поисковой   деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень активности. познавательной собственной     их     Роль   мотивации   в   успешном   обучении   детей   с   ОВЗ   трудно   переоценить. Проведенные   исследования   мотивации   обучающихся,   выявили   интересные закономерности.   Оказалось,   что   значение   мотивации   для   успешной   учебы выше,   чем   значение   интеллекта   обучающегося.   Высокая   позитивная мотивация   может   играть   роль   компенсирующего   фактора   в   случае недостаточно   высоких   способностей   обучающегося,   однако   в   обратном направлении   этот   принцип   не   работает   –   никакие   способности   не   могут 9 компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.         В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения,   подбирая   наиболее   соответствующие   содержанию   обучения   и познавательным   возможностям   учащихся, активизации их     способствуя   тем   самым деятельности.     познавательной Для   активизации   деятельности   учащихся   с   ОВЗ   можно   использовать следующие активные методы и приёмы обучения: 1.   Использование   сигнальных   карточек   при   выполнении   заданий   (с   одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью   проверки   знаний   учащихся,   выявления   пробелов   в   пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка. 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания   кроссворда   и   т.   д.Детям   очень   нравится   соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою   карточку   на   доску,   им   нужно   правильно   ответить   на   вопрос,   или выполнить предложенное задание лучше других. 3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий. 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется   для   развития   слухового   восприятия,   внимания   и   памяти; 10 переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д. 5. Использование презентации   и фрагментов  презентации  по  ходу занятия. Внедрение   современных   компьютерных   технологий   в   школьную   практику позволяет   сделать   работу   учителя   более   продуктивной   и   эффективной. Использование   ИКТ   органично   дополняет   традиционные   формы   работы, расширяя   возможности   организации   взаимодействия   учителя   с   другими участниками образовательного процесса. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый   картинный   материал,   цифровые   фотографии,   тексты;   можно добавить   музыкальное   и   голосовое   сопровождение   к   демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:   зрительная,   слуховая,   моторная.   Это   позволяет   сформировать устойчивые   визуально­кинестетические   и   визуально­аудиальные   условно­   В   процессе рефлекторные   связи   центральной   нервной   системы. коррекционной   работы   на   их   основе   у   детей   формируются   правильные речевые   навыки,   а   в   дальнейшем   и   самоконтроль   за   своей   речью. Мультимедийные   презентации   привносят   эффект   наглядности   в   занятие, повышают мотивационную активность ребёнка. Благодаря последовательному появлению   изображений   на   экране,   дети   имеют   возможность   выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных   моментов   делает   коррекционный   процесс   интересным   и выразительным 6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 11 7. Активные методы рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее   рациональные).   Данные   виды   рефлексии   можно   проводить   как индивидуально,   так   и   коллективно.   При   выборе   того   или   иного   вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала,   тип   занятия,   способы   и   методы   обучения,   возрастные   и психологические особенности учащихся. На   занятиях   при   работе   с   детьми   с   ОВЗ   наиболее   часто   используется рефлексия   настроения   и   эмоционального   состояния.   Рефлексия   окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов   заданий   или   этапов   занятия   картинками   (символами,   различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный   материал   и   выбрать   понравившийся,  запомнившийся,  наиболее удачный   для   ребёнка   этап   занятия,   прикрепив   к   нему   свою   картинку. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной   степени   стимулируют   познавательную   активность   учащихся   с   ОВЗ. Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно   вовлекает   обучающихся   в   образовательный   процесс,   стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.             Мониторинг   динамики   развития   детей,   их   успешности   в   освоении   подбор   коррекционных   мероприятий образовательной   программы, осуществляет школьный психолого­медико­педагогический консилиум. 12 Обязательным компонентом адаптированной образовательной программы является программа коррекционной работы, которая в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на   создание   в   образовательном   учреждении   системы   комплексной   помощи детям с ОВЗ в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в   физическом   и   психическом   развитии   обучающихся,   их   социальную адаптацию.              Сопровождение обучающихся в нашем образовательном учреждении осуществляется по трём основным взаимосвязанным направлениям: 1.   Систематическое   отслеживание   психолого­педагогического   статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения. 2.   Создание   социально­психологических   условий   для   развития   личности каждого ребенка, успешности его обучения. 3.   Создание   специальных   социально­психологических   и   образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с ОВЗ.      В соответствии с этими направлениями Центром сопровождения учащихся с   ОВЗ   школы   определены   конкретные   формы   и   содержание   работы: комплексная   диагностика,   развивающая   и   коррекционная   деятельность, консультирование   и  просвещение   педагогов,  родителей,  других  участников образовательного  процесса,  деятельность  по   определению  и  корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.       Службой сопровождения совместно с педагогами на каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения медико­психолого­ педагогическая   карта,   в   которой   фиксируются   психолого­педагогические особенности   развития   личности   учащегося;   результаты   педагогической   и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей работе. 13 Непосредственное осуществление междисциплинарного взаимодействия всех   специалистов   и   разработка   конкретных   рекомендаций   по   технологии сопровождения   инклюзивного   образовательного   процесса   происходит   через деятельность   территориальной   психолого­медико­педагогической   комиссии района.             Приоритетная   цель  деятельности   педагогического   коллектива   нашей школы   ­ признание   ценности   каждого   ребенка   вне   зависимости   от   его личностных психофизических особенностей, познавательных, академических и   иных   достижений.   Совместная   организация   обучения   и   внеурочной деятельности   детей   с   ОВЗ   и   их   нормально   развивающихся   сверстников повышает   уровень   навыков   общения,   толерантности,   формирует навыки коммуникации,   межличностного   взаимодействия   в   разных   ролевых   и социальных   позициях,   что   в   целом   повышает   адаптационные   возможности детей. 14 Заключение      При   включении   детей   с   ОВЗ   в   общеобразовательные   школы   перед коллективом образовательной организации возникают следующие задачи: 1. Создание такого образовательного пространства, в котором комфортно всем учащимся. 2. Помощь каждому ребенку, нуждающемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. 3. Психологическое   обеспечение   адекватных   и   эффективных образовательных программ. 4. Развитие   психолого­педагогической   компетенции,   психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.        Решение общеобразовательной школой данных задач позволит ребенку с ОВЗ максимально сохранить свое привычное социальное окружение.             Многих   детей   нашей   школы   родители   должны   были   перевести   в специальную   коррекционную   школу­интернат.   Благодаря   реализации инклюзивной формы образования в нашей школе, для части «неординарных», «особенных»,   как   мы   называем   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья   (ОВЗ),   появляется   возможность   не   разлучаться   с   семьей.   У родителей, таким образом, появится возможность воспитывать своего ребенка самому, вместе с другими членами своей семьи, на основе своих жизненных принципов.       А мы, учителя, должны помочь им в этом, проследить, чтобы инклюзивное образование было организовано таким образом, чтобы у ребенка с ОВЗ было детство   без   границ,   т.е.   ребенок   не   должен   быть   изгоем   в   классном 15 коллективе,   мог   благодаря   индивидуальной   образовательной   программе удовлетворить свои потребности в обучении и воспитании. Литература 1. Абрамова   И.В.   Образование   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья:   проблемы,   поиски,   решения.   «Педагогическое   образование   и наука»,2012. 2. Алехина   С.В.   Готовность   педагогов   как   основной   фактор   успешности инклюзивного   процесса   в   образовании.   «Педагогическое   образование   и наука»,2012. 3. Блинова Л.Н.Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. Учебное пособие. – «Энас», 2003. 4. Защеренская О.В. Психология детей с ЗПР. ­ Санкт – Петербург, 2003. [Психология детей с ЗПР] / О.В. Защеренская. – Санкт – Петербург, 2003 5. Организация   специальных   образовательных   условий   для   детей   с ограниченными   возможностями   здоровья   в   общеобразовательных учреждениях /Ответств. редактор С.В.Алехина. – М: МГППУ, 2012. 6. Организация   инклюзивного   образования   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья:   Учебное   пособие   /отв.   ред.   Алехина   С.В., Кутепова Е.Н. ­ М.: МГППУ, 2012.  7. Староверова М.С. и др. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. – М.: Владос, 2011. 8. Тезаурус   инклюзивного   образования   [Текст]   / сост.   А.Д.   Барбитова.   – Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПКПРО, 2012. 16

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы

Обучение детей с ОВЗ в условиях массовой школы
Скачать файл