Воспитание экологической культуры младших школьников
посредством проектной деятельности
XXI век объявлен «ЮНЕСКО» веком образования. Система образования
названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении
глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две
взаимосвязанные глобальные функции образования: гуманистическая и
экологическая.
Следовательно, стратегия развития образования XXI века должна
разрабатываться с учетом взаимосвязи идей гуманизации и экологизации.
Новое содержание образования должно быть ориентировано на
«погружение» школьника в реальное социоприродное окружение, в жизненный
мир и жизненные проблемы, что обеспечивает становление мировоззренческого
отношения индивида, активный личностный поиск способов жизнедеятельности
в мире, отвечающих достижению гармонии с природой.
Поэтому важен переход от технологий репродуктивного характера к
технологиям творческого характера. Решению данной задачи полностью
отвечает метод проектов или технология проектного обучения.
Метод проектов, предусматривающий умение адаптироваться в
стремительно изменяющемся мире, не является принципиально новым в
педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим
технологиям XXI века. Метод проектов активно использую на уроках такой
дисциплины, как «Окружающий мир».
Проекты в младших классах – это трудно? Это проблематично, так как
учащиеся еще слишком малы для проектирования. Но всетаки это возможно.
Одна оговорка – речь, скорее всего, пойдёт не о полноценных проектах,
выполненных учениками самостоятельно. Возможно, это лишь элементы
проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для младшего
школьника это будет его проект. На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методом проектов в начальной школе полностью
разработана и апробирована. Тем не менее такой опыт имеется.
В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся;
умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод
всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную или групповую, которую школьники выполняют в
течение определенного промежутка времени.
При организации работы над проектами использую различные виды
экологически ориентированной деятельности учащихся: познавательную,
ценностноориентировочную,
коммуникативную.
эстетическую,
преобразовательную,
Предлагаю в качестве примера творческий проект «Мир лекарственных
трав».
Предварительно ученикам рассказываю о том, как засушивать растения и
собирать гербарий. На лето даются задания: найти информацию о
лекарственных растениях, собрать засушенные образцы лекарственных трав в
тех местах, где ребенок проводит лето, подготовить рассказ о собранных
лекарственных растениях, оформить гербарий. Осенью на занятиях весь
материал, собранный детьми, обобщается в классе, создается справочник
лекарственных растений. Получается коллективный проект.
Цели проекта (поставленные перед учениками): научить самостоятельно
находить нужную информацию о лекарственных растениях и систематизировать
ее; вносить свой вклад в составление справочника лекарственных растений.
Педагогические цели: активизировать навыки самостоятельной работы
учащегося по сбору нужной информации и развить навыки взаимодействия в
группе при решении общих задач.
Результатом проекта являются умения собирать лекарственные растения,
находить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии; взаимодействовать с другими детьми в работе на общий результат.
Практическим результатом проекта является справочник лекарственных
растений с засушенными образцами, собранными и оформленными в виде
гербария.
Следует отметить, что учащимся особенно понравилась и вызвала
большую активность в классе тема «Лекарственные растения», в ходе изучении
которой они самостоятельно собирали данные для проекта: сами проводили
социологический опрос среди одноклассников, родителей и учащихся школы о
лекарственных растениях, выявляя (подсчитывая и объясняя) результаты.
Причиной такой активности, по моему убеждению, является интерес к
самостоятельному получению увлекательных сведений, причем с помощью
простых и всем доступных средств.
Использование технологии проектного обучения в начальных классах
ориентирует младших школьников не только на простое усвоение знаний, но и
на способы усвоения, мышления и деятельности, развивает познавательную
активность, творческий потенциал и готовит учащихся к успешному овладению
знаний в среднем и старшем звеньях.
Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного
образования должно быть научным и в то же время соответствовать
возможностям школы.
Обучение шестилеток посредством игры
Обучение шестилеток посредством игры
Обучение шестилеток посредством игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.