Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям
Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
физическая культура
1 кл
26.12.2017
Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и воспитания. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и способностей человека. Она является непременным условием направленного развития и физической подготовки учащихся к жизни.
Важнейший элемент школьной физической культуры – двигательная культура, включающая в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоление препятствий, выполнение двигательных действий.
Обучение жизненно важным вигательным навыкам.docx
Тема: Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям.
Школьная физическая культура органически включена в общую систему образования и
воспитания. Основу физической культуры составляют целесообразные способы и нормы
физической активности, направленные на совершенствование природных качеств и
способностей человека. Она является непременным условием направленного развития и
физической подготовки учащихся к жизни.
Важнейший элемент школьной физической культуры – двигательная культура, включающая
в себя основные способы перемещения в пространстве, преодоление препятствий,
выполнение двигательных действий.
Вместе с развитием физических качеств совершенствуют и двигательные навыки. Большую
часть умений и навыков, так же как и качеств, мы приобретаем в детстве. Поэтому очень
важно помогать ребёнку, когда он учится двигаться. Делать это нужно не навязчиво,
оказывая содействие и в тоже время, не мешая самостоятельному овладению движениями.
Наши возможности в освоении новых движений также тесно связаны с предшествующим
двигательным опытом, потому что в них встречаются известные или похожие элементы,
ранее освоенная взаимосвязь с ними и знакомые мышечные ощущения. Младший школьный
возраст является наиболее благоприятным для развития двигательных способностей.
Поэтому одна из главных задач, особенно на стадии начального обучения, увеличение
запаса правильно выполняемых простых упражнений, прежде всего, учащиеся должны
овладеть двигательными навыками, которые будут использованы во время
самостоятельных занятий. Это общеразвивающие упражнения, они входят в содержание
самостоятельных занятий по развитию основных двигательных качеств; навыки ходьбы и
бега; навыки и умения в упражнениях, связанных с висами и упорами; навыки и умения
ходьбы на лыжах, беге на коньках, плавания, выполнения технических приёмов спортивных
различных игр и др. Необходимо также овладение навыками страховки товарищей,
самостраховки, контроля и самоконтроля, умениями организации условий занятий, выбора
необходимых упражнений, их планирование.
Нет необходимости доказывать, что овладение этим достаточно большим кругом
перечисленных навыков и умений даёт возможность учащимся грамотно и осмысленно
заниматься физическими упражнениями. Вместе с тем овладеть ими учащиеся смогут лишь
при постепенном и планомерном обучении. Очень эффективным в основной части урока
является групповой метод работы, когда класс делится на группы в зависимости от
подготовленности к освоению конкретного раздела программы.
Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Занятие проводится
одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например,
выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала, разные учебные задания
каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие
в целом, но в облегчённом варианте и т.д.
Третий этап – совершенствование двигательного действия, для школьников,
подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще может не быть – они не достаточно
хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и
несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в
соревновательных условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение
отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них
увеличивается число повторений и число прохождения круга.
На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися у
которых, не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети
получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному
двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока
способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья
обучающихся.
На каждом уроке в начальных классах рекомендую выделять до 15 минут на
целенаправленное развитие физических качеств, которое осуществляется в конце основной
части урока. Физическую подготовку я начинаю с развития координационных
способностей, гибкости или быстроты, затем перехожу к развитию скоростной силы, силы
и заканчиваю упражнениями на развитие выносливости.
Проводя занятия в средних классах, я помню, что основа серьёзной школы движений –
огромное число повторений. Начиная с пятого класса, в программу включены спортивные
игры, лёгкая атлетика, гимнастика. Здесь совершенствуя навыки, ставлю более сложные
задачи, которые решаю с помощью многократного повторения специальных
подготовительных упражнений, целенаправленно и часто изменяя отдельные параметры
движения или их сочетания, условия выполнения этих упражнений постепенное повышение
объёма и интенсивности физической нагрузки. В этих целях применяю разнообразные
методические приёмы: вариативные упражнения, игровые и соревновательные. Такими
методами достигается разностороннее развитие двигательных способностей и
обеспечивается связь развития способностей с углубленным техническим
совершенствованием.
Учащиеся старших классов способны сознательно управлять своими движениями,
отмечаются большей организованностью, целенаправленностью. Поэтому на занятиях с
ними шире применяю специализированные средства, методы и методические приёмы:
наглядные пособия, схемы, модели, раскрывающие особенности биомеханики движения.
В работе со старшеклассниками использую все способы организации урока: фронтальный,
групповой и индивидуальный. Вместе с тем в этих классах значительно шире использую
метод индивидуальных заданий по овладению двигательными действиями, развитию
физических способностей с учётом типа телосложения, склонностей физической и
техникотактической подготовленности. Прохождение учебного материала осуществляю в
логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков, определяю объем
учебного материала на каждый урок, учитываю этап обучения двигательному действию.
Направленное развитие двигательных навыков определяется материалом программ,
которые осваиваются на занятии. Например, при совершенствовании прыжка в длину или высоту с разбега даю для выполнения упражнения по развитию скоростносиловых,
координационных способностей и гибкости. Эти двигательные способности нужны при
энергичном отталкивании, в полёте при переходе через планку и для согласования
отдельных движений в целостное двигательное действие. Для многих гимнастических
упражнений (висов, упоров) важен высокий уровень развития силовых и координационных
способностей. Выполнение большинства двигательных действий спортивных игр связано с
комплексным проявлением всевозможных кондиционных и координационных
способностей. Поэтому подбираю такие упражнения для развития соответствующих
двигательных способностей, которые связаны с техническими деталями осваиваемого
двигательного действия.
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под
влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный
характер.
Контроль над физической подготовленностью детей и изучение динамики двигательных
способностей за каждый год обучения дают возможность изучить групповые различия
двигательной подготовленности учащихся, а также оценить эффективность учебного
процесса по физическому воспитанию и сделать рекомендации по совершенствованию
двигательной подготовки учащихся.
Основой обучения является индивидуальноориентированный учебный план по предмету.
План позволяет каждому учащемуся в зависимости от своих способностей, желаний,
самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала.
Возможность к самосовершенствованию, которая определяется не учителем, а самим
учащимся позволяет ученику почувствовать себя таким как все. Основной задачей
становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а
делали постоянные попытки продвижения вперёд. Основное правило, которым нельзя
пренебрегать в работе над повышением уровня физической подготовки, формулируется
так: развивая отстающие двигательные качества, необходимо не забывать о работе над
ведущими.
Список литературы.
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика
физического воспитания:– М.:
Просвещение, 1978.
2. Гальперин С.И. Физиологические
особенности детей. – М.:
Просвещение, 1965.
3. Демле С.А. Педагогический
контроль за успеваемостью по
физической культуре и физической
подготовленностью: Автореф.дисс…
канд.пед.наук. – М., 1986.
4. Лях В.И. Тесты в физическом
воспитании школьников. – М., 2009. 5. Красильникова Н.В. Оценка
деятельности младших школьников //
Физическая культура в школе – 2008
№4.
6. Физическое воспитание учащихся с
направленным развитием
двигательных способностей. М.
Спорт. 1993г.
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям
Обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.