Умственная (интеллектуальная) недостаточность.
- состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование личности.
Эмоции тесно связаны со многими психическими (познавательными) процессами:
-восприятие
-воображение
-память
-мышление.
Эмоции способствуют успешной
адаптации и социализации в обществе,
предопределяют формирование черт
характера личности, поведения.
Слово «эмоция» имеет латинское происхождение и
обозначает «потрясаю, волную».
Эмоции - особый класс психических процессов и
состояний, связанных с инстинктами, потребностями и
мотивами, и отражающих форму непосредственного
переживания (радость, горе, страх), значимость
действующих на индивида явлений и ситуаций для
осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции как специфические субъективные
переживания порой очень ярко окрашивают то, что
человек ощущает, воображает, мыслит.
Изучение эмоциональной сферы личности детей с
отклонениями в развитии связано с именем Л.С.
Выготского. Он отмечал, что ребёнок с
интеллектуальной недостаточностью отличается
от нормально развивающегося не только наличием
нарушений в интеллектуальной и эмоционально-
волевой сфере, но и характером взаимодействия этих
двух сторон психики. Если у нормального человека
поведенческие реакции и эмоциональные проявления
регулируются интеллектом, то при
интеллектуальной недостаточности поступки часто
совершаются под влиянием эмоциональных импульсов.
Эмоционально-волевая сфера или другими словами состояние человека представляет собой динамику развития его чувств, а также эмоций. Поэтому эмоционально волевые нарушения у детей – это не что иное, как нарушения психического состояния.
Классификация Дмитрия Николаевича Исаева: в зависимости от формы интеллектуальной недостаточности можно выделить ряд эмоциональных и поведенческих особенностей.
При астенической форме интеллектуальной недостаточности дети отличаются эмоциональной неустойчивостью. С раннего возраста они капризны, плаксивы, обидчивы, легко раздражаются. У них часто портится настроение под влиянием запретов, неудач, наряду с этим даже незначительная похвала вызывает у них чрезмерно бурную радость.
Дети с астенической формой умственной отсталости в силу своей возбудимости срывают уроки, дерутся, оскорбляют учителей, могут выражать протест бурными реакциями в виде крика, плача.
При атонической форме интеллектуальной недостаточности дети часто
совершают нелепые поступки, кривляются, гримасничают, принимают
неестественные позы. Поведение отличается нецеленаправленностью,
беспокойством, однообразием, с ними очень трудно установить
настоящий контакт. Наряду с недостаточностью и грубостью чувств,
часть детей отличается неумением адекватно реагировать на
переживания других людей.
Для детей с дисфорической формой интеллектуальной
недостаточности характерно состояние аффективного
напряжения, которое у большинства наблюдается более или
менее постоянно. Почти все дети в состоянии дисфории
отличаются раздражительностью, плаксивостью,
недовольством всем окружающим, даже злобностью. Они часто
ссорятся со сверстниками, дерутся, склонны к разрушительным
агрессивным действиям. В случае отказа или запрета такие дети
могут дать резкий аффект возбуждения, сопровождающийся
агрессивным поведением.
Дети со стенической формой интеллектуальной
недостаточности отличаются достаточно сильными и
адекватными эмоциональными проявлениями. Они стремятся к
обществу сверстников в большей степени, чем представители
других
Эмоциональная сфера у детей с интеллектуальной
недостаточностью характеризуется :
Незрелостью и существенным недоразвитием, связанными преимущественно с недостаточной
Сформированностью произвольных психических процессов, инертностью, стереотипностью, слабой переключаемостью, а также поверхностью и неустойчивостью переживаний.
Школьники проявляют склонность к аффектам, у них возможны немотивированные реальной
действительностью перепады настроения (дисфории, эйфории, апатии), различные реактивные
состояния, которые, как правило, имеют серьезную органическую основу и требуют медицинской
коррекции. Преобладающие переживания, постепенно фиксируясь, переходят в
свойства характера школьника, закрепляются как патологические черты личности .
Свойственна полярность эмоций, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья; одни
дети очень легко реагируют на тяжелые жизненные ситуации, без всякой видимой причины
переходят с одного настроения к другому. Другие склонны долго переживать по самому
незначительному поводу.
Недостаточная выразительность мимики и пантомимики, интонационная
обедненность речи сочетается с ограниченным запасом слов, обозначающих
эмоциональное состояние. Это затрудняет общение со сверстниками и взрослыми.
учащиеся с нарушением интеллекта не всегда способны контролировать свои
отношения, переживания, эмоциональные реакции и корригировать их сообразно
ситуации. Они не оценивают возможных последствий и поэтому нередко совершают
необдуманные, импульсивные поступки.
Нарушения эмоционально-волевой сферы особенно ярко проявляются у детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Эти нарушения характеризуются отсутствием способности контролировать свои непосредственные влечения, наличием немотивированных страхов, слабой критичностью, неспособностью к анализу собственного поведения и, что самое главное, очень низкими социально-адаптивными возможностями.
.
Умственно отсталые пусть не очень глубоко и четко, но понимают свои чувства и чувства окружающих людей, в той или иной степени регулируют свои внутренние переживания, устанавливают определенные отношения и контакты, в основном правильно ведут себя в коллективе. А это значит, что в эмоциональном развитии умственно отсталых детей за время школьного обучения происходят большие положительные сдвиги.
Вызывая положительные эмоции, у ребенка, формируются
позитивные качества личности, такие как: чувство
собственного достоинства, доброжелательность, чуткость,
дисциплинированность, ответственность.
Правила работы с детьми:
1. Признание и поощрение ребёнка: выражение доверия,
устная похвала, телесный контакт, когда он старательно выполняет какое-то поручение.
2. Не предъявлять к ребенку завышенных требований.
3. Чаще обращаться к ребенку по имени.
4. Не сравнивать ребенка с окружающими.
5. Стараться делать ребенку как можно меньше замечаний.
6. Способствовать повышению самооценки ребенка, чаще
хвалить его , но так, чтобы он знал за что.
7. Избегать состязаний и каких-либо видов работы,
учитывающих скорость.
Эмоциональный мир ребёнка заслуживает особого внимания.
Прежде всего счастье ребёнка зависит от той
психологической среды, в которой он живёт и растёт. От
эмоций, которые ребёнок переживает, зависит успех
взаимоотношений с окружающими, успех его социального
развития.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.