Филиал учебно-методического центра по гражданской обороне
УТВЕРЖДАЮ Экз. № 1
Начальник филиала УМЦ по ГО и ЧС
Республики Татарстан
_____________ Н.Н. Замараева
«____»____________ 20__ г.
ЛЕКЦИЯ
Тема № 5 «Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС».
Время: 1 час
Обсуждена на педагогическом совете Нижнекамского филиала
УМЦ по ГО и ЧС РТ
от " ___ " ___________ 20__ г.
Протокол № __
г. Нижнекамск
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Ознакомить слушателей с
- обязанностями граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами в данной области;
- подробно рассмотреть виды ответственности за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС
МЕСТО ЗАНЯТИЯ: Учебный класс.
ВРЕМЯ: 1 час.
КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ: работники организаций, осуществляющие курсовое обучение и инструктаж работающего персонала в области ГО, начальники, инструкторы (консультанты) УКП по ГО и ЧС, руководители органов местного самоуправления городских и сельских поселений.
ВРЕМЯ – 45 мин
Учебные вопросы |
Расчет времени (мин) |
Введение |
2 |
1-й уч. вопрос: «Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными правовыми актами в данной области». |
20
|
2-й уч. вопрос: «Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС». |
20 |
Заключение |
3 |
Итого: |
45 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. N 28-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. N 151-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ. (с изменениями и дополнениями).
6. Комментарий к Федеральному закону от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (постатейный) (Смушкин А.Б.)
7. Постановление Правительства РФ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.2003 г. N 794 (с изменениями и дополнениями).
8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. N 841 (с изменениями и дополнениями).
9. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ» от 26.11.2007 г. N 804 (с изменениями и дополнениями).
10. Постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 08.11.2013 г. N 1007 (с изменениями и дополнениями).
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 октября 2003 г. N 158 "О введении в действие Санитарных правил СП 2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП АТЭС-2003" (с изменениями и дополнениями).
12. Приказ МЧС РФ «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» от 14.11.2008 г. N 687 (с изменениями и дополнениями).
13. Учебное пособие «Организация и ведение ГО и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» под общей редакцией Г. Кириллова, Москва, 2002 г.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Ноутбук;
2. Мультимедийный проектор;
3. Мультимедийное приложение по теме.
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях гражданская оборона решает ряд задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени.
Отличительной чертой гражданской обороны является то, что она привлекает к решению данных задач органы государственной власти, местного самоуправления и всего населения в целом. Для непосредственного участия граждан в решении задач в области гражданской обороны законодательством предусмотрены как права, так и обязанности для граждан в области ГО. Рассмотрим подробно, какими обязанностями наделены граждане РФ, и какая, предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства.
1-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами «О гражданской обороне» и «Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными правовыми актами в данной области.
Особенностью ст.10 Федерального закона № 28 от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне» права и обязанности граждан в области ГО, состоит в том, что закрепленные в ней права сложно однозначно отнести к правам или обязанностям. С одной стороны, все части статьи можно назвать правами граждан, поскольку их реализация осуществляется в интересах самих граждан, однако, с другой стороны, для учеников средних и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, работающего населения участие в мероприятиях по гражданской обороне, как правило, является обязанностью.
1. Первым таким правом - обязанностью населения является прохождение обучения в области гражданской обороны. Обучение регламентируется Положением об организации обучения населения в области гражданской обороны (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 с изменениями и дополнениями).
2. Принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне. Данная норма предусматривает участие (или привлечение) граждан к любым (не секретным и безопасным) мероприятиям в области гражданской обороны: участие граждан в различных конференциях, семинарах, форумах и круглых столах, различных учениях и тренировках, сборах и т.д.
3. Граждане должны оказывать содействие государственным органам, органам местного самоуправления и организациям при решении ими задач в области гражданской обороны.
Оказываемое содействие можно условно разделить на активное и пассивное. К активному содействию можно отнести принятие гражданами непосредственного участия в решении задач в области гражданской обороны, например участие их во внештатных аварийно-спасательных командах, оказание помощи пострадавшим и др.; пассивное участие может проявляться в виде предоставления гражданами при необходимости различных ресурсов: информации, медикаментов, транспорта и т.д.
Поскольку гражданская оборона направлена на защиту населения не только в случае вооруженных конфликтов, но и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, необходимо отметить также обязанности граждан, указанные в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Граждане обязаны:
1. Соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
Данная обязанность носит общий характер и является обязательной для исполнения всеми гражданами. При этом государством устанавливается ответственность за нарушение либо несоблюдение тех или иных требований законодательства.
Второй обязанностью граждан является:
2. Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.
В качестве примера можно указать
следующие акты: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 октября 2003 г. N 158 "О введении в действие Санитарных правил СП
2.6.1.45-03 "Обеспечение радиационной безопасности при проектировании,
строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации атомных
теплоэлектростанций малой мощности на базе плавучего энергетического блока СП
АТЭС-2003" (с изменениями и дополнениями)
и многие другие. Несоблюдение установленных в них требований может повлечь за
собой возникновение чрезвычайной ситуации как локального, так и более
масштабного характера.
Третья обязанность граждан:
3. Изучение основных способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемов оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянном совершенствовании своих знаний и практических навыков в указанной области.
Правильнее было бы сказать, что вышеназванное не обязанность, а жизненная необходимость каждого гражданина, которая призвана обеспечить его право на здоровье и благополучие. Однако, к сожалению, наше общество, несмотря на многочисленные трагические случаи, по-прежнему относится очень безответственно к усвоению и обучению элементарных навыков и способов защиты в чрезвычайных ситуациях. Между тем, в соответствии с Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. N 841 (с изменениями и дополнениями), обязательной подготовке в данной области подлежат:
- руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), и руководители организаций;
- работники федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, включенные в состав структурных подразделений, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, эвакуационных и эвакоприемных комиссий, а также комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики (далее - работники гражданской обороны), руководители, педагогические работники и инструкторы гражданской обороны учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и курсов гражданской обороны муниципальных образований (далее - работники учебно-методических центров и курсов гражданской обороны), а также преподаватели предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования;
- личный состав формирований и служб;
- физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем (работающее население)
- обучающиеся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки)
- физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем (неработающее население).
Совершенствование знаний, умений
и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в
ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и
тренировок.
Следующая установленная законом обязанность для граждан:
4. Выполнение установленных правил поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Необходимо отметить, что действующее законодательство устанавливает ответственность за невыполнение установленных правил для граждан только в условиях введения чрезвычайного положения. Так, ст. 20.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований режима чрезвычайного положения (за исключением нарушения правил комендантского часа), что влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до тридцати суток.
В соответствии со ст. 11 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений в отношении обычных прав граждан:
- установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
- установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
- установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
- запрещение или ограничение проведения собраний,
митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых
мероприятий;
запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения
деятельности организаций;
- ограничение движения транспортных средств и
осуществление их досмотра.
В случае нарушения установленных правил гражданин может быть привлечен к
административной ответственности. Однако в данной статье предусмотрена
ответственность только должностных лиц. Граждане не могут быть привлечены к
ответственности по данной статье.
Еще одна из указанных в статье обязанностей граждан:
5. При необходимости граждане обязаны оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
К сожалению, законодательством не предусмотрены конкретные формы выполнения данной обязанности. Статья 16 Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" гласит, что органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства. Как видно, граждане не включены в число лиц, на которых распространяется данная обязанность. Действующее законодательство не предусматривает и возможности привлечения граждан к ответственности за невыполнение указанной обязанности.
Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть, разработаны свои правила поведения и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайной ситуации. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций в ночное время и в непогоду.
2-Й УЧЕБНЫЙ ВОПРОС:
Ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов в области ГО и защиты от ЧС.
Законодательством предусмотрены основания привлечения к ответственности за нарушение или неисполнение норм закона РФ в области ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Конкретные же виды и мера ответственности устанавливается иными нормативными актами.
Существует пять видов ответственности: уголовная; административная;
дисциплинарная; гражданско-правовая; материальная.
1. Уголовная ответственность.
Уголовная ответственность наступает за совершение особо тяжелых правонарушений - преступлений. Наказания, предусмотренные за совершение уголовных преступлений, более суровы, чем все остальные виды ответственности.
К уголовной ответственности могут быть привлечены
только физические лица (в отличие от других видов, где ответственность могут
нести и юридические лица). Лицо должно быть вменяемым, достигшим определенного
в Уголовном кодексе возраста. Уголовная ответственность наступает только по
приговору суда. Должностные лица могут (в рассматриваемой сфере деятельности)
быть привлечены к уголовной ответственности за такое преступление, как халатность,
то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих
обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе,
если это повлекло причинение крупного ущерба (ст. 293 УК).
Перечень тех или иных обязанностей содержится в нормативных актах, должностных
инструкциях и трудовых договорах указанных лиц. Правонарушение, совершаемое
гражданами и должностными лицами, представляет собой деяние (действие или
бездействие), которое нарушает нормы права.
Статья 237 УК РФ предусматривает ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, в виде штрафа в размере:
- до трехсот тысяч рублей или в
размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо
лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без
такового.
Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную
должность Российской Федерации или государственную должность субъекта
Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в
результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные
тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот
тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с
лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Административная ответственность
Административная ответственность- ответственность
граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения
или административного проступка. Административной ответственности подлежит должностное
лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с
неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Особенностью административной ответственности является также то, что
административное наказание может налагаться на нарушителя не только судом, но и
должностными лицами различных органов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает
два состава правонарушений, прямо связанных с рассматриваемой сферой
деятельности. Например, статья 20.6 КоАП РФ предусматривает ответственность
1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного
характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению
аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения
влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 10000до 20000 руб;
- на юридических лиц - от 100000 до 200000 руб.
2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет наложение административного штрафа
- на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб.
Протоколы об административных правонарушениях по данной категории дел уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
Статья 20.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях регламентирует ответственность за нарушение правил гражданской обороны. Нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере:
- от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20.7.2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов МЧС России, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 7 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
3. Дисциплинарной ответственность
Дисциплинарная ответственность
предусматривает применение мер, предусмотренных трудовым законодательством,
законодательством о государственной и муниципальной службе, а также специальным
законодательством.
Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения
дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения,
не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске,
других случаев отсутствия работника.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
В соответствии с федеральным законом «О гражданской обороне»: -проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; -принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны. В соответствии с федеральным законом «О пожарной безопасности» граждане в области пожарной безопасности имеют право на:
- защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
В целях обеспечения радиационной безопасности граждане имеют права: на радиационную безопасность; на получение информации; на предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения; на социальную поддержку граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения; на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков;
Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС. Граждане Российской Федерации обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.
Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть, разработаны свои правила поведения и порядок действий, как всего персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут быть правила по безаварийной остановке печей, агрегатов и технологических систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.
Обязанности граждан в области пожарной безопасности:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны:
- соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности;
- проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;
- выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
современных условиях развития общества решение проблем, связанных с
обеспечением безопасной жизнедеятельности человека во всех сферах его
деятельности от опасных и вредных факторов, является актуальным. Это
обусловлено тем, что в последние годы в нашей стране и за рубежом происходит
множество чрезвычайных ситуаций различного характера. При этом возникающие
стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнение окружающей среды
промышленными отходами и другими вредными веществами, а также применение в
локальных войнах различных видов оружия создают ситуации, опасные для здоровья
и жизни населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, они приводят к
большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа
людей. Чтобы умело и грамотно противостоять последствиям проявления любых
опасностей в чрезвычайных ситуациях, необходимо постоянно совершенствовать
уровень подготовки специалистов различных профилей, способных решать комплекс
взаимосвязанных задач в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека.
Подведение итогов занятия
Преподаватель напоминает тему занятия, учебные цели, определяет степень их достижения, отвечает на вопросы, даёт задание на самоподготовку.
Старший преподаватель И. Р. Мифтахова
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.