Семинар для молодых специалистов по теме «Система организации работы с родителями»
Доклад
«Обязанности классного руководителя по работе с родителями»
материал к городскому семинару
Подготовила: Рязанова Г.Е.
Костанай 2004 |
Обязанности классного руководителя по работе с родителями.
Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.
В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».
Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям).
Малый толковый словарь русского языка
Под редакцией В.В.Лопатина, Л.Е.Лопатиной
М. «Русский язык», 1990г.
Послушайте, что они нам рассказали.
( Видеофрагмент: «Говорят дети»).
Из сюжета видно, что невозможно заниматься педагогу обучением и воспитанием детей без знания семьи. Одним из направлений классного руководителя является работа с родителями.
Какие же обязанности стоят перед классным руководителем?
(Слайд: Обязанности классного руководителя)
Обязанности классного руководителя по работе с родителями.
1. Изучение условий воспитания в семье;
2. Индивидуальная и групповая работа с родителями;
3. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);
4. Привлечение родителей к ремонту школьных помещений;
5. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности;
6. Влияние на общение родителей с детьми;
7. Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органов.
Рассмотрев и изучив данные обязанности, классный руководитель планирует свою работу, соблюдая определенные правила общения с семьями учащихся.
(Слайд: Взаимодействия классного руководителя с родителями)
Взаимодействия классного руководителя с родителями
- Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями ученика должно служить не во вред, а во благо ребенку;
- Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Исходя из этого, содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направления.
(Слайд: 3 основных направления классного руководителя с родителями)
Три основных направления классного руководителя с родителями.
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
(можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей):
· индивидуальные и тематические консультации;
· родительские собрания;
· тренинги;
· конференции;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
· дни творчества детей и их родителей;
· открытые уроки и внеклассные мероприятия;
· помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
· шефская помощь;
- участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в
школе;
· участие родителей класса в работе Совета школы;
· участие родителей класса в работе родительского коллектива;
Доклад
«Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей»
материал к городскому семинару
Подготовила: Юр Т.А.
Костанай 2004 |
«Диагностика - не панацея, а средство, которое
может помочь сделать проблему беспроблемной».
Д. Добсон.
Огромную роль в работе учителя начальных классов играет диагностика. Некоторые педагоги могут возразить, аргументируя это там, что в школе работают психологи, им и заниматься диагностикой. Однако речь идет не о психологической диагностике в чистом виде; речь идет о психолого-педагогической диагностике. Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить отношения с
коллективом родителей. Любая информация, которую классный
руководитель лжет получить от родителей и детей, может оказать семье и ребенку неоценимую услугу.
Проведение диагностических исследований накладывает на
классного руководителя определенные обязанности:
1. соблюдение строгой конфиденциальности.
2. не всегда, полученные в ходе диагностики материалы, носят
объективный характер.
3. все результаты диагностики помещаем в тетрадях общения. Через тетради происходит общение как с родителями, так и детьми.
Предварительную диагностику классному руководителю
необходимо начинать с первого класса.
( Слайд: Предварительная диагностика)
Предварительная диагностика
Экспресс – прогноз состава родительского коллектива.
1. Ф.И.О. родителей
2. Профессия родителей
3. Образование
4. Возраст
5. Возраст существования семьи
6. Полная или неполная семья
7. Количественный сосав членов семьи
8. Жилищные условия семьи
9. Адрес
10. Материальные возможности семьи
11. Интересы, увлечения, хобби семьи.
Предварительная диагностика не только в анкетировании.
Достаточно информационной является методика незаконченных предложений, которая поможет определить отношения родителей к школе, к учителю.
( Слайд: «Методика незаконченных предложений для родителей)
Методика незаконченных предложений для родителей.
- Мои школьные воспоминания – это …
- В классе я всегда чувствовал себя …
- Мой классный руководитель относился ко мне …
- Мои школьные результаты были …
- Я обижался, если …
- Я радовался, если …
- Самое яркое событие школьной жизни – это …
- Я не хочу, чтобы мой ребенок в школе пережил …
Если родитель вспоминает негативные моменты из
школьной жизни, то можно с уверенностью сказать, что невольно он будет искать подобный негатив в школьной жизни своего ребенка. Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит стереотипы отношений к школе отдельных родителей. Помимо предварительной диагностики, большое значение имеет тематическая диагностика. Она проводится классным руководителем при подготовке к родительским собраниям по определенной теме. Например, при подготовке к родительскому собранию по теме «Взаимоотношения в детском коллективе», можно
провести «Проективную методику для учащихся».
( Слайд: «Проективную методику для учащихся».)
Проективная методика для учащихся
- Наш класс- это самый …
- На уроках мы всегда …
- На переменах мы всегда …
- На переменах мы никогда …
- В классе у меня есть …
- В классе у меня нет …
- Я хотел бы подружиться с …
- Я хотел бы помочь …
По этой же проблеме проводится анкета для родителей.
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года, по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо», но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми родителями.
(Слайд: Итоговая диагностика )
Итоговая диагностика среди родителей
1. Что, по-вашему, изменилось в детском коллективе после проведенной работы?
2. Какие мероприятия вы посетили?
3. Какие из них вам понравились, а какие нет?
4. Какие нравственные темы необходимо обсудить с ребятами?
5. Какие классные часы вы и в какой форме вы предложили бы провести?
6. В каких из них вы хотели бы участвовать сами?
Вся эта диагностическая работа не будет иметь смысла, если с семьями не проводить коррекционную работу. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы адаптации к школе, раннее половое созревание, потеря родителей, развод родителей.
Исходя из результатов диагностики, педагог планирует работу с родителями, используя разнообразные формы сотрудничества.
Доклад
«Нетрадиционные формы работы с родителями»
материал к городскому семинару
Подготовила: Клепка С.Н.
Костанай 2004 |
У ребенка свое умение думать и чувствовать, нет ничего глупее пытаться подменить это умение нашим.
Ж.Ж.Руссо
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет.
Семья
Патриархальная Детоцентристская
(традиционная) (современная)
Патриархальная. Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа, детей от родителей. Внутрисемейные роли строго распределены. Господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.
В таких семьях дети чаще всего вырастают с преобладанием низкой самооценки: они не уверенны в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства.
Детоцентристская. Этот тип характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны. В такой семье желанный ребенок превращается в объект родительской любви и привязанности. Здесь есть свои негативные стороны. Родители с гипертрофированным чувством долга выполняют все требования детей, ограждают от всех проблем, забот, усилий, трудностей, принимая вест груз проблем на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности, инициативности, ответственности. Их мораль: «Нам можно всё!». Эти дети любят повелевать, командовать, в общении с друзьями грубы, у них проявляются истерические нотки, хамство. Подобное поведение поощряется родителями, их трудно переубедить в обратном. В этом заключается работа учителя.
На то, как проводить работу с теми или иными родителями влияет и стиль воспитания в семье.
1. Попустительский стиль.
Родители с раннего детства предоставляют ребенку полную свободу действий. Взрослые очень заняты собой, своими делами. Они неумело используют методы поощрения и наказания. Родители строят свои отношения с детьми таким образом, что непроизвольно культивируют у ребенка поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с окружающими, что стимулирует проявление у детей таких качеств, как угодничество, лесть, подхалимаж. В ходе бесед родители жалуются, что их детей не любят, ему не дают проявить себя. Родители считают своего ребенка правым и не утруждают себя тем, чтобы разобраться в ситуации и полностью доверяют своему ребенку.
В данном случае необходимо родителей привлекать к общению со сверстниками своего ребенка, приглашать на встречи с педагогами, на уроки, мероприятия, проводимые вместе с детьми и их родителями.
2.Состязательный стиль.
В данном случае родители ищут у своего ребенка проявление чего-то выдающегося и необычного, активность ребенка поощряется. Родители постоянно сравнивают своего ребенка с другими. Если результат не устраивает их, они могут жестоко наказать своего ребенка. В своей любви к ребенку родители часто не обращают внимания на человеческие качества малыша, не терпят обидчиков своих детей, не боятся вступать с ними в конфликтную ситуацию.
Задача учителя состоит в том, чтобы родители увидели сильные и слабые стороны своего ребенка, адекватно на них реагировать и своевременно исправлять. Здесь помогут индивидуальные беседы.
3.Рассудительный стиль.
Ребенку предоставляется полная свобода действий, родители дают ему возможность приобретать собственный опыт путем проб и ошибок. В таких семьях дети вырастают активными и любознательными. Родители подробно разбираются во всех конфликтных ситуациях, помогают осмыслить проблему, взглянуть на нее с позиции другого человека.
Учитель может только поощрять такую линию поведения. Родители с огромным удовольствием будут участвовать в школьной работе, помогать учителю во всем, поняв, что его ребенка уважают и относятся к нему, как к личности.
4.Предупредительный стиль.
Чаще всего подобный стиль встречается в семьях, где ребенок болен. Родители такого ребенка не оставляют одного, без опеки и внимания. Ребенок огорожен от каких-либо наказаний, здесь удовлетворяется любая прихоть ребенка. Возникают проблемы в учебной деятельности, т.к. родители боятся утомить ребенка.
Педагог должен знать, что родители, использующие такой стиль воспитания, готовы сотрудничать с тем учителем, который им сочувствует и поддерживает их позицию. Вот тут учитель должен проявить хитрость и такт.
Он должен очень осторожно, но серьезно работать с семьей, формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного ребенка. Таким родителям необходимы индивидуальные консультации психолога, им необходимо участие в совместных с ребенком тренингах родительской эффективности. Очень полезным является обмен мнениями по проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учеников класса.
5.Контролирующий стиль.
В таких семьях свобода ребенка строго контролируется. Родители диктуют ребенку каждый шаг, достаточно активно используют различные методы наказания. В таких семьях дети лишены любви, тепла. Они угрюмы, подозрительны. У них часто наблюдается гипертрофированная любовь к себе. На критику и замечания в свой адрес они неадекватно реагируют. Например, улыбаются.
В данном случае с родителями необходимо проводить беседы, привлечь на собрании к обсуждению вопроса воспитания.
6.Сочувствующий стиль
В таких семьях ребенок предоставлен сам себе. Условием возникновения такого стиля является отсутствие материального достатка, плохие бытовые условия. Дети рано включатся во взрослую жизнь. Родители в таких семьях всегда благодарны учителю за разумную помощь и поддержку в воспитании ребенка. Педагог может положиться на них в своей деятельности, такие родители всегда с большим удовольствием входят в состав родительского комитета и поддерживают школу и педагогов во всех их начинаниях.
7.Гармоничный тип.
Само название все объясняет. Дети такого воспитания проявляют свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Дети и родители работают в команде. Нужно позволять им творить и не ограничивать инициативу. В детях и родителях вы найдете помощников и партнеров.
Знание стилей семейного воспитания поможет классному руководителю организовать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок.
Нетрадиционные формы сотрудничества.
К ним можно отнести следующие формы:
· Родительские вечера
· Родительские чтения
· День открытых дверей
· Индивидуальные консультации
· Родительский лекторий
· Групповые консультации
· Тематические консультации
· Ведение тетрадей общения
· Внеклассные мероприятия с участием родителей
· Тренинги
· Родительские собрания с участием детей
· Тематические мероприятия, проводимые родителями.
Одним из важнейших форм сотрудничества классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация. Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Групповая консультация проводится потому же принципу, но на нее приглашаются родители, которых объединяют общие проблемы.
Каждая консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Они могут быть устными и письменными.
Если в коллективе есть проблемы, касающиеся нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Она требует серьезной подготовки со стороны учителя , специалистов. Темы для подобных консультаций тщательно отбираются. Подобная консультация будет полезна только в том случае, если родители осознают проблему, из-за которой их пригласили.
Огромное значение в арсенале классного руководителя имеет беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьёй. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидать.
Очень полезной формой сотрудничества являются родительские чтения. Это своеобразная форма работы, которая дают возможность родителям не только слушать, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения организуются следующим образом: на первом собрании родители определяют вопросы, которые их волнуют, учитель прорабатывает информацию, анализирует ее. Отбираются книги, содержащие этот материал. Родители читают книги и потом участвуют в родительских чтениях. Особенностью является то, что, анализируя проблему, родители могут высказать свое понимание этого вопроса, полемизировать с другими родителями. Такая форма помогает пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомить с традициями воспитания в других семьях.
Родительские чтения – прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей по неизвестны их родителям.
Интересной формой работы являются родительские вечера. Лучше всего проводить, когда руководитель только начал формировать родительский коллектив класса. Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, воспоминаний младенчества, собственного детства и детства своего ребенка. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Например:
· Год рождения моего ребенка, каким он был.
· Будущее моего малыша. Каким я его вижу.
· Вопросы детей, которые ставят взрослого в тупик. И т.д.
Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить трудности и огорчения, родители лучше друг друга понимают, находят единомышленников.
Родительские тренинги - это активная форма работы с родителями, которые осознают проблемы, озвученные учителем, и хотят от них избавиться. Наиболее эффективным будет тот тренинг, в котором участвуют родители и дети, он называется тренингом родительской эффективности. Исходя из сложившейся, проблемы, учитель с помощью школьного психолога разрабатывает и проводит серию упражнений с родителями и детьми.
Внеклассные мероприятия, проводимые вместе с родителями, всегда проходят «на ура», детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т.д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, спортивных соревнованиях. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.
Тематические мероприятия, проводимые родителями, вызывают гордость детей за свою маму или папу, выступающих в роли учителя. В зависимости от профессии родители могут довести мероприятия:
Врач – консультации по гигиене, ЗОЖ.
Полицейский – ПДД.
Или любой специалист может просто провести презентацию своей профессии, чтобы дети лучше ориентировались в будущем выборе профессий.
Родительские собрания с участием детей обеспечивают стопроцентную посещаемость собраний. Какому родителю не хочется посмотреть на выступление своего ребенка. Дети в форме инсценирования, суда, ринга, поднимают какую – либо проблему, которую необходимо решить в ходе собрания. Нужно ли говорить, что такие собрания вызывают живейший интерес и у родителей, и у детей.
День открытых дверей одна из самых эффективных форм работы, но и требует большой подготовки. Родители приходят в школу на уроки. Учитель должен продумать, что он хочет показать: это какие–то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строить работу на уроках. Тщательно продумать нужно не только уроки, но и переменки.
В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают, как проводит перемены, поведение в столовой.
Родители могут сравнить тетради детей, активность на уроках и многое другое. Помочь родителям сделать правильные выводы должен учитель на обсуждении, которое состоится в конце учебного дня. Здесь выявляются все положительные стороны и отрицательные моменты, даются рекомендательные. Если грамотно построить работу в такой день, можно добиться больших результатов.
Про тетради общения вам уже рассказали, хочу лишь отметить, что ведя эти тетради мы помогаем не только себе, но и родителям, и учителям среднего звена, которые поведут дальше ваших детей.
Работу с родителями можно проводить не только в учебное время, но и во время каникул. Отдых детей тоже можно организовывать вместе с родителями.
Доклад
«Формы работы с родителями детей девиантного поведения»
материал к городскому семинару
Подготовила: Деличебан Н.Л.
Костанай 2004 |
Задание двум командам
I. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимся от нормы? (девиантными).
1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения задания);
2. побеги из дома;
3. грубость, сквернословие;
4. употребление алкоголя, пьянство;
5. курение;
6. раннее начало половой жизни;
7. хулиганство;
8. унижение других;
9. воровство, попрошайничество;
10. неподчинение, критика взрослых;
11. ношение «вызывающей» одежды, прически;
12. отрицательное отношение к учебе;
13. драки, нанесение телесных повреждений;
14. употребление наркотиков, токсичных веществ
II. Что с вашей точки зрения, является основными причинами девиантного поведения?
1. стремление получить сильное впечатление;
2. заболевание ребенка;
3. повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя;
4. неблагополучная ситуация в семье;
5. стремление к самостоятельности и независимости;
6. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями;
7. отставание в учебе;
8. пренебрежение со стороны сверстников;
9. непонимание взрослыми трудных детей;
10. недостаточная уверенность ребенка в себе;
11. отрицательная оценка взрослыми способностей детей;
12. стрессовые жизненные ситуации
(сравнение ответов команд со слайдом: «Формы девтантного поведения» и «Причины девиантного поведения»)
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением (отклоняющегося от нормы). Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций детей и подростков, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемии разводов.
Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика нередко виноват учитель. В аморальности ребенка часто винят улицу. Семья самоустраняется от процесса воспитания.
Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности учащихся, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере.
Как помочь такому ребенку? Что посоветовать его родителям? Как правильно организовать воспитательную работу с ним?
В ходе организации воспитательной работы с трудным ребенком, на сегодняшний день, педагоги должны сделать акцент на подавление в учащихся стремления к негативному поведению и модифицирования условий среды, вызывающей девиантное поведение. Воспитательно-профилактическая работа классного руководителя может быть построена на постоянной поддержке и стимулировании позитивного поведения ребенка и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения. Лечебная терапия применяется в ответ на патологические формы отклоняющегося от норм поведения.
В организации воспитательной работы с трудными детьми большую роль играет индивидуальная работа с родителями. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, индивидуальную работу с семьями. Не все можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании, но о многом можно поговорить в беседе с глазу на глаз. Между учителем и родителями должны установиться добрые, доверительные отношения.
Хорошо, когда каждый из родителей чувствует в учителе человека, который так же, как и он, заинтересован в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его возможности.
Индивидуальные беседы учителя с родителями трудных детей, консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка.
Индивидульные беседы позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.
Чтобы беседы классного руководителя достигали цели, а его слово воспрималась бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать ее проведении, предусмотреть для беседы время и место.
Практика показывает, что беседовать с родителями надо, не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать учитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.
Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности их трудного ребенка, его положительные черты, убедить в необходимости опираться именно на них. При этом учитель старается не злоупотреблять многочисленными указаниями, а говорить просто, доступно, убедительно, всегда с чувством заботы о ребенке. Замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточивания внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей, а значит и отдалить выполнение желаемой цели.
Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы на дому. Последнее, могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего учитель приходить в семью ребенка, чтобы выяснить какие – либо вопросы, возникающие при первом знакомстве с семьей или при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.
В индивидульной работе с родителями учителю большую помощь может оказать дневник, в котором записывается краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с трудными детьми.
Совместно с родителями (или при их участии) учитель составляет план работы.
( Слайд: «План работы с трудными детьми»)
План работы с трудными детьми:
1. Индивидуальная работа (мероприятия, сроки, темы проведения)
2. Вовлечение в коллективную деятельность
- занятость в свободное время;
- поручение по классу (разовые, временные, постоянные)
- участие в классных и школьных мероприятиях
3. Привлечение специалистов для коррегирования, отклоняющегося поведения.
Если выше указанная работа с трудными детьми и их родителями не дает положительных результатом, то этот вопрос выносится на школьный Совет по профилактике правонарушений. Заседание этого Совета проводится обязательно в присутствии родителей.
При постановке на учет заполняются следующие документы:
1. Карточка – характеристика учащегося.
2. Личная карточка учета трудных подростков
Но случается так, что школьный Совет по профилактике правонарушений не оказывает на родителей трудного ребенка с девиантным поведением нужного воздействия.
Родители не уделяют нужного внимания своим детям, продолжают равнодушно относиться к побегам из дома, воровству, попрошайничеству и. т. д, не могут создать нормальных условий для жизни и учеты ребенка. Таких родителей лишают родительских прав.
Службы необходимые в работе с родителями трудных детей с девиантным поведением:
1. Городской отдел ИДН (инспекция по делам несовершеннолетних).
Тел: 52 – 68 – 15
2. Отдел опеки горУО
Немченко Яна Яковлевна, Исаева Татьяна Анатольевна
тел:54 – 99 – 94
3. Костанайский областной детско-подростковый психоневрологический
диспансер
Маяковского 107, тел. 25-19-68
4. ЦВИАРН (центр временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних)
здание железнодорожной больницы, тел.31-20-17
« Я, учитель, с большим педагогическим стажем. У меня выпускной класс. В этом году ко мне прибыл ученик, я никак не могу найти подход к этому ребенку.
Дело в том, что он постоянно не готов к урокам, у него всегда нет необходимых школьных принадлежностей, несмотря на то, что семья благосостоятельная. На уроках он постоянно выкрикивает, мешает соседу по парте. На переменах всех обижает, и при этом вес вокруг -виноваты. Что я только не делала: и беседовала с ним, и замечания в дневник писала. Мама на контакт со мной не идет, только говорит : «Ищите подход». Сил моих больше нет.
Уважаемые коллеги, посоветуйте, что мне делать дальше?»
Задание группам:
1. Определить стиль воспитания ребенка в семье.
1. Какие ошибки допустил учитель в работе с данной семьей?
2. Как учитель должен построить работу в данной ситуации?
- Уважаемая, Маска, сегодня у нас в гостях на семинаре наш школьный психолог Ченцова Ю.Е. Она предлагает вам такие советы.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
4. Наказания не должны унижать ребенка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
10.Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером
2. Уменьшить рабочую нагрузку с ребенком
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10 Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не6 откладывая на будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с тревожными детьми
1. Избегайте состязаний и каких - либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.