Конспект урока: Объёмная мягкая игрушка-игольница.
Цель: сформировать у обучающихся знаний и умений по технологии изготовления игольницы.
Задачи:
- Закрепить навыки выполнения технологических операций: разметки по шаблону; вырезания по сложному контуру; склеивания элементов из картона. Совершенствовать навыки в вырезании по контуру из бумаги;
- Развивать мелкую моторику руки и образное мышление;
- Привить обучающимся собранность и внимательность во время занятия, уважение друг к другу, ответственность за качественное выполнение работы.
Оборудование: образец готового изделия, клей ПВА - Столяр, ножницы, плотный картон, цветной картон, кусочек ткани в тон цветному картону, черный картон или самоклейка (для носа), синтепон (вата, холофайбер), атласная лента длиной 50 см, фломастеры.
Мультимедийное оборудование:
Компьютер, проектор, экран.
Тип урока: комбинированный – объяснение нового материала и практическая работа.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:
- нормирование времени при работе;
- проведение физкультминутки.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята!
–Ребята, все мы пользуемся иголками и нитками. Но у каждого они хранятся в определенных местах. Кто может рассказать, где вы дома храните иголки?
–А почему вы храните их в этих местах?
– Действительно иголки могут нам приносить не только пользу, но если их неправильно хранит, то и вред. Какой вред они могут принести?
- Что означает слово игольница?
Сообщение темы и цели урока.
Запись темы урока
– Тема нашего урока: Объёмная мягкая игрушка-игольница
Игольница – самая первая вещь, которая приобретается или шьется портным. Ведь как же без нее? Это самый нужный аксессуар среди принадлежностей для шитья: все нужные иголочки и булавочки не теряются во время работы.
История появления этой полезной вещички уходит в древние века, их изготавливали из ткани и бумаги, которые в то время привозились из-за границы и были очень-очень дорогими. Такую роскошь могли себе позволить лишь очень богатые люди.
А когда люди научились плавить металл, то основу для игольниц делали из олова, серебра, золота, которые тоже могли позволить себе лишь состоятельные люди
А бедные изготавливали игольницы из подручных материалов. Хранить иглу-кормилицу, которая помогала шить одежду от мала до велика – особое дело.
Многие народы твердили, что к этому маленькому чуду нужно относиться бережно, поэтому и ее хранение должно быть на высоком уровне. Она – символ женского начала. Одним из основных занятий женщин Древней Руси являлось рукоделие. А шитье и вышивание были самыми важными из этих занятий. У каждой девочки был сундук или шкатулка, заполненная всяческими мелочами для шитья. Одной из самых незаменимых вещей-мелочей для рукоделия являлась игольница.
Конечно, можно использовать для хранения иголок купленную подушечку, но гораздо интереснее и приятнее сделать этот аксессуар собственными руками.
Во-первых, игольницу можно использовать по назначению, хранить в ней иголки. Во-вторых, игольница ручной работы настолько красива, что может служить и украшением интерьера.
Сегодня на занятие мы изготовим игольницу, но какой она будет формы, отгадайте загадку:
Без
расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
(Кот)
Педагог показывает готовую поделку
– Ребята посмотрите на поделку и скажите мне, что потребуется для того чтобы изготовить игольницу.
(Ребята отвечают – понадобится цветной картон, клей, ножницы, ткань, фломастеры, черная бумага, синтепон, глазки, ленточка).
– А какие инструменты во время работы нам пригодятся?
(Ребята отвечают – ножницы)
– Давайте вспомним правила ТБ с ножницами:
1. Передавать кольцами вперёд
2. Не держать ножницы остриём вверх
3. Резать материал на виду.
– А с помощью чего мы будем соединять детали?
(Ребята – с помощью клея)
– Давайте вспомним правила ТБ с клеем:
1. Наносим клей в ограниченных количествах, на середину детали и размазываем по краям кисточкой, тряпочкой подтираем.
2. Не оставляй клей открытым, всегда плотно закрывай колпачком.
– И ещё нужно соблюдать общие правила.
1. Хорошо устроенное рабочее место сделает твой труд более приятным.
2. Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.
3. После работы убирай всё на место.
– Прежде чем приступить к работе, давайте немного разомнемся.
IV. Физкультминутка
Кошка утречком проснулась,
Вверх изящно потянулась,
Вниз красиво наклонилась,
Вправо-влево покрутилась,
И тихонько удалилась!
- Ну, что приступим к работе.
Педагог раздаёт конверты с шаблонами и рассказывает алгоритм выполнения.
Работаем по алгоритму. Ребята, не забывайте соблюдать правила ТБ.
1. По шаблону вырезаем необходимые детали: из плотного картона-силуэт головы, из цветного- то же самое, только с вырезанным окошечком под мордочку, из ткани – мордочку, из самоклеящейся бумаги - половинку кружка диаметром примерно 2 см.
2. Приступаем к сборке конструкции. Складываем пополам ленточку и приклеиваем её на основу игольницы - голову кота из плотного картона. При этом петелька ленточки должна остаться снаружи основы и выступать из-за контура на столько, чтобы Вам было удобно в последствии вешать игольницу на петельку. Приклеиваем ленточку ровно посередине основы вертикально.
3. По нижнему краю основы промазываем клеем от уха до уха кота.
4. И приклеиваем тканевую мордочку.
5. Когда подсохло. Аккуратно наполняем мордочку синтепоном через оставшийся не заклеенным верхний кармашек. Делать это удобно закрытыми ножницами. Заполняем не очень туго и не до самого верха "кармашка", т.к. будем сверху приклеивать картонную мордочку кота. Примерьте её, наложив сверху. Прибавьте или убавьте синтепона по необходимости.
6. Приклеиваем к основе верхний край тканевой мордочки, через который мы набивали игольницу. Прижмём и подержим этот край до подсыхания.
7. Промазываем клеем по всему контуру основы и верхнему краю объёмной мордочки. Накладываем сверху мордочку из цветного картона и приклеиваем её. Ножницами подрезаем выступающую из-за контура ткань (если необходимо)
8. По серединке мордочки впритык к ткани на картон приклеиваем нос. Прорисовываем нашему котику глазки, бровки и ротик. По ткани можно рисовать маркером или даже шариковой ручкой
V. Подведение итогов.
Уборка рабочего места (убирают своё рабочее место)
Демонстрационный стол, на столе поделки ребят
Вот и все! Наши игольницы кошечки готовы..
Ребята поставьте свои работы на демонстрационный стол. Посмотрите на свои работы и скажите, какими получились наши работы?
(Ребята отвечают – красивыми, аккуратными, интересными, смешными и т.д.)
Какие качества вам потребовались?
(отвечают – трудолюбие, аккуратность, внимательность, дисциплина, организованность, ответственность, творчество.)
– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?
– Что интересного вы узнали?
(Ответы детей).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.