Рабочая программа по предмету
«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
VIII (II вариант)
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.
Данная программа будет реализовываться в 8 классе 8 вида 2 варианта
В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы.
Цель: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Задачи:
- создавать условия для развития невербальных и вербальных средств общения, необходимых для самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, демонстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);
- создавать условия для осваивания предметов и материалов, необходимых для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях;
- создавать условия для применения навыков и умений по уходу за своими вещами, игрушками, учебными вещами и т. п.;
- создавать условия для приобретения умений читать алгоритм действия, который дается учащимся поэтапно и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгоритмические предписания в виде пиктограмм и т. п.);
- создавать условия для приобретения умений ориентирования в знаковых системах (светофор, цвет специального автомобиля, например пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие, информационные и другие знаки, регулирующие поведение людей в общественных местах и в природе);
- создавать условия для приобретения умений действовать в различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в природе;
- создавать условия для освоения информационно-бытовых знаний, обеспечивающих учащимся комфортное проживание.
Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:
· коммуникативный принцип;
· линейности и концентричности;
· коррекционной направленности;
· комплексного подхода;
· природосообразности и культуросообразности;
· принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Формами обучения: подвижные, сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические и театрализованные игры, практические упражнения.
Предполагаемые результаты:
- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различных ситуациях, исходя из требований безопасности жизнедеятельности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся, ориентированной на соблюдение доступных их восприятию норм здорового образа жизни и правил безопасности;
- формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами настоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх.
Учебно-тематический план
Тема |
Количество часов на тему |
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни |
7 |
Уход за жилищем |
6 |
Питание |
9 |
Безопасность в доме, на улице и в природе |
10 |
Содержание
I полугодие-15 часов
1 час в неделю
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни |
3 |
|
|
1. Предметы гигиены
|
2 |
07.09., 14.09. |
|
2. Уход за кожей рук |
1 |
21.09. |
|
Уход за жилищем |
3 |
|
|
1. Посуда и уход за ней |
1 |
28.09. |
|
2. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам) |
2 |
05.10., 12.10. |
|
Питание |
5 |
|
|
1.Режим питания: завтрак |
1 |
19.10. |
|
2. Режим питания: обед |
1 |
26.10. |
|
3. Режим питания: полдник |
1 |
02.11. |
|
4. Режим питания: ужин |
1 |
16.11. |
|
5. Правила приема пищи |
1 |
23.11. |
|
Безопасность в доме, на улице и в природе |
4 |
|
|
1.Опасные предметы, которые нельзя брать |
1 |
30.11. |
|
2. Выбор средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг) |
1 |
07.12. |
|
3. Отработка алгоритма стирки мелкого белья |
1 |
14.12. |
|
4. Наблюдение за движущимся транспортом и поведением пешеходов (экскурсия) |
1 |
21.12. |
|
II полугодие-17 часов
1 час в неделю
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Примечание |
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни |
4 |
|
|
1. Процедуры ухода за глазами |
1 |
11.01. |
|
2. Гимнастика для глаз |
1 |
18.01. |
|
3. Охрана зрения |
1 |
25.01. |
|
4. Вода — важное средство подержания чистоты тела и жилища |
1 |
01.02. |
|
Уход за жилищем |
3 |
|
|
1. Моющие средства и их назначение |
1 |
08.02. |
|
2. Выбор средств для мытья посуды |
1 |
15.02. |
|
3. Практическое занятие: мытьё посуды |
1 |
22.02. |
|
Питание |
4 |
|
|
1.Правила хранения продуктов |
2 |
01.03, 15.03. |
|
2. Витамины. Продукты питания, содержащие витамины |
1 |
22.03. |
|
3. Правила обработки фруктов и овощей |
1 |
05.04. |
|
Безопасность в доме, на улице и в природе |
6 |
|
|
1. Правила безопасности при пользовании электрическими розетками |
1 |
12.04. |
|
2. Алгоритм обращения с утюгом |
1 |
19.04. |
|
3. Практическое занятие: глажка носового платка. Закрепление правил пожарной безопасности при пользовании утюгом |
1 |
26.04. |
|
4. Игра «Найди ошибку» на закрепление правил использования бытовых приборов |
1 |
17.05. |
|
5. Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы» ( проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пешеходному переходу по сигналу светофора, без светофора) |
1 |
24.05. |
|
6. Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за переходом пешеходов. Тренировочные упражнения: переход через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте |
1 |
31.05. |
|
Календарно-тематическое планирование
I полугодие
Тема |
Кол-во часов |
Цели |
Оборудование |
|
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни |
3 |
|
|
|
1. Предметы гигиены
|
2 |
1. Расширить и конкретизировать представления о предметах личной гигиены, их назначении 2. Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. 3.Прививать навыки здорового образа жизни. |
Картинки с предметами личной гигиены, предметы личной гигиены для каждого ученика |
|
2. Уход за кожей рук |
1 |
1.Учить правилам ухода за кожей рук 2.Формировать представления учащихся о возможности использования воды и крема для ухода за кожей рук 3.Прививать навыки аккуратности. |
Тазики с водой, крем для рук |
|
Уход за жилищем |
3 |
|
|
|
1. Посуда и уход за ней |
1 |
1. Закрепить знания и
расширить словарный запас учащихся по теме: «Посуда и уход за ней». |
Посуда и средства ухода за ней |
|
2. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам) |
2 |
Обучать мытью посуды по заданному алгоритму с помощью пиктограмм: 1. организовать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой или готовить в тазике моющий раствор); 2. очищать посуду от остатков пищи; 3. сортировать посуду по видам и степени загрязнения; 4. набирать на губку необходимое количество моющего средства или готовить раствор нужной концентрации; 5. регулировать подачу воды из крана, экономно расходовать воду (отдавать предпочтение мытью посуды в тазике или мойке, а не под струей воды); 6. мыть вначале менее загрязненную посуду; 7. чистить посуду в соответствии с покрытием; 8. вытирать посуду полотенцем; 9. соблюдать правила личной гигиены (пользоваться спецодеждой, ухаживать за руками). |
Пиктограммы |
|
Питание |
5 |
|
|
|
1.Режим питания: завтрак |
1 |
1.Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака. 2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека. 3.Формировать осмысленное отношение к каше как к своеобразной части культуры русского народа. |
Диск с мультфильмом «Как казаки соль покупали», слайды с фотографиями овса, кукурузы, проса, гречихи, пшеницы, чугунный горшочек, ступа, зёрна кукурузы, гречка, рис, тарелки, карточки с пословицами, картинки с изображением каш и добавок к ним. |
|
2. Режим питания: обед |
1 |
1.Сформировать у детей представление об обедекак обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах обеда. 2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека. 3.Формировать осмысленное отношение к супу как к своеобразной части культуры русского народа. |
Картинки с блюдами для обеда |
|
3. Режим питания: полдник |
1 |
1.Сформировать у детей представление о полднике-как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах полдника. 2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека. |
Картинки с блюдами для полдника |
|
4. Режим питания: ужин |
1 |
1.Сформировать у детей представление об ужине-как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах ужина. 2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека. |
Картинки с блюдами для ужина |
|
5. Правила приема пищи |
1 |
1.Учить правильно вести себя во время еды. 2.Развитие умений пользоваться столовыми предметами. 3.Воспитание культурного поведения во время еды. |
Пиктограммы, столовые предметы, салфетки. |
|
Безопасность в доме, на улице и в природе |
4 |
|
|
|
1.Опасные предметы, которые нельзя брать |
1 |
1.Учить детей отличать
опасные для жизни предметы, грозящие их здоровью и здоровью окружающих; |
Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта». |
|
2. Выбор средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг) |
1 |
1.Закрепление знаний об одежде, ее назначении. 2.Уточнение и активизация словаря по теме “Уход за одеждой”; 3.Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мелкой и общей моторики; 4.Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности. |
|
|
3. Отработка алгоритма стирки мелкого белья |
1 |
1.Познакомить с алгоритмом стирки мелкого белья 2.Формироват навык ухода за одеждой. 3.Воспитывать аккуратное отношение к одежде. |
Пиктограммы |
|
4. Наблюдение за движущимся транспортом и поведением пешеходов (экскурсия) |
1 |
1.Учить корректировать поведение учащихся на улице. 2.Учить «чтению» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущий транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора) 3. Закрепить понимание слов: улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобилъ, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др. |
|
I полугодие
Тема |
Кол-во часов |
Цели |
Оборудование |
Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни |
4 |
|
|
1. Процедуры ухода за глазами |
1 |
1.Познакомить детей с элементарным строением и назначением глаз; 2.Учить детей соблюдать личную гигиену; 3. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью. |
Тазик с водой, кукла |
2. Гимнастика для глаз |
1 |
1.Обучение здоровьесбережению: снимать общее утомление; 2.Разучивание упражнения
для глаз:- на снятие утомления глаз; 3.Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, внимания в процессе зрительного поиска; 4.Воспитание чувства успешности, желания доводить начатое дело до конца. |
Карточки с упражнениями |
3. Охрана зрения |
1 |
1.Закреплять знания детей о глазах; 2.Формировать культурно – гигиенические навыки; 3.Воспитывать доброжелательность, желание заботиться о своем здоровье. 4.Способствовать профилактике глазных заболеваний |
|
4. Вода — важное средство подержания чистоты тела и жилища |
1 |
1.Познакомить детей со свойствами воды 2. Продолжить работу с пиктограммами «мыться», «ванная», «туалет». 3.Развитие общей и тонкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации в процессе умывания. |
Предметы личной гигиены, пиктограммы. |
Уход за жилищем |
3 |
|
|
1. Моющие средства и их назначение |
1 |
1.Познакомить учащихся составом, назначением моющих и чистящих средств; 2.Обратить внимание на их опасность как химических веществ. |
Различные моющие средства |
2. Выбор средств для мытья посуды |
1 |
1.Уметь выбирать среди моющих средств, средства для мытья посуды 2.Обратить внимание на их опасность как химических веществ. |
Различные моющие средства |
3. Практическое занятие: мытьё посуды |
1 |
1.Закрепить на практическом занятии алгоритм мытья посуды 2.Соблюдать правила личной гигиены |
Тазики с водой, средства, грязная посуда |
Питание |
4 |
|
|
1.Правила хранения продуктов |
2 |
1. Уточнить представления учащихся о правилах хранения продуктов. 2. Познакомить с местами хранения продуктов: холодильник, шкафчик и емкости для хранения сухих продуктов (крупы, макаронные изделия, мука). 3. Познакомить со способами хранения продуктов. |
Пиктограммы, продукты питания. |
2. Витамины. Продукты питания, содержащие витамины |
1 |
1.Познакомить детей с понятием "аллергены". 2. Дать основы знаний о витаминах А, В, С, Д и о продуктах, в которых они содержатся. 3.Дать основы знаний о том, на какие органы влияет каждый отдельно взятый витамин. 4.Закрепить правила приема пищи с помощью моделей. 5. Формировать потребность заботиться о своем здоровье. 6.Развивать любознательность, память, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
|
Картинки с обозначением витаминов(А,В,С,D). Модели"Правила приема пищи". Картинки с различными продуктами и модели: разрешено-запрещено. Картинка "Классификация продуктов по содержанию витаминов".
|
3. Правила обработки фруктов и овощей |
1 |
1.Познакомить с правилами обработки овощей и фруктов (есть зрелые, мыть перед употреблением); 2. Познакомить с детей с приготовлением фруктового салата (разрезание бананов и киви пластмассовыми безопасными ножами); |
Бананы, киви, пластмассовые ножи, картинки, на которых изображено, как нужно мыть овощи и фрукты |
Безопасность в доме, на улице и в природе |
6 |
|
|
1. Правила безопасности при пользовании электрическими розетками |
1 |
1.Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании; 2.Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту; 3.Развивать мыслительную активность, любознательность. 4.развивать стремление к
поисково-познавательной деятельности, 6.Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами. 7.Вызывать радость
открытий, полученных из опытов;
|
-Разрезные картинки электроприборов к дидактической игре «Собери картинку»; - Верёвка с узелками; - Памятки.
|
2. Алгоритм обращения с утюгом |
1 |
1. Обогащать
представления детей о многообразии утюгов; 4.
Способствовать развитию воображения, фантазии; |
Утюги: цельнолитой, углевой, электрический; картинки с изображением утюгов разных видов, карточки для работы с системным оператором, системный оператор (волшебный экран), кольца Луллия «Целое-части» |
3. Практическое занятие: глажка носового платка. Закрепление правил пожарной безопасности при пользовании утюгом |
1 |
1. Отработать алгоритм глажки на примере носового платка. 2.Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. 3.Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения. 4.Формировать умение реально оценивать возможную опасность. 5.Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. 6.Развивать умение вызывать пожарного по телефону. 7.Воспитывать чувство
осторожности и самосохранения. |
Гладильная доска, носовые платочки, телефон, иллюстрации, алгоритм «Телефон». |
4. Игра «Найди ошибку» на закрепление правил использования бытовых приборов |
1 |
1. Уточнить и обогатить знания детей о бытовых приборах (их названии и назначении): холодильнике, пылесосе, электрочайнике, стиральной машине, утюге. 2. Закрепить правила безопасного поведения при использовании бытовых приборов. |
Картинки с изображением бытовых приборов при использовании |
5. Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы» (проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пешеходному переходу по сигналу светофора, без светофора) |
1 |
1.Закрепить у ребят знания правил дорожного движения; 2.Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; 3.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; 4.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма. |
Дорожные знаки, светофорики, картинки с дорожными знаками. |
6. Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за переходом пешеходов. Тренировочные упражнения: переход через дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте |
1 |
1.Учить корректировать поведение учащихся на улице. 2.Учить «чтению» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущий транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора)
|
|
Планируемые результаты на конец года:
· иметь представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;
· знать назначение предметов ухода за одеждой и правила их безопасного использования;
· уметь элементарно описывать свое самочувствие, а также привлекать внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;
· уметь разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;
· уметь использовать невербальные и вербальные средства общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.