ОБЖ

  • doc
  • 04.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБЖ.doc

Рабочая программа по предмету

«Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности»

8 класс

VIII (II вариант)

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основании программы для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой.

Данная программа будет реализовываться в 8 классе 8 вида 2 варианта

В классе 6 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость, двое детей имеют болезнь Дауна, один ребёнок ДЦП и нарушение физического развития. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки. Графомоторные навыки у детей не сформированы. 

Цель: освоение учащимися системы жизненно-необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведе­ние в реальной жизни.

Задачи:

- создавать условия для развития невербальных и вербальных средств общения, необ­ходимых для самообслуживания, выполнения культурно­-гигиенических процедур (сообщать о своих действиях, де­монстрировать умения, обращаться за помощью в случае затруднений);

- создавать условия для осваивания предметов и материалов, необходимых для становления и развития навыков самообслуживания, культурно-гигие­нических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда) с использованием специальных символов (картинки, пикто­граммы), с которыми дети многократно знакомятся в раз­личных бытовых и игровых ситуациях;

-  создавать условия для  применения навыков и умений по уходу за своими вещами, игруш­ками, учебными вещами и т. п.;

- создавать условия для приобретения умений читать алгоритм действия, который дается учащимся поэтап­но и с помощью наглядных схем (мнемотаблицы, алгорит­мические предписания в виде пиктограмм и т. п.);

- создавать условия для приобретения умений ориентирования в знаковых системах (светофор, цвет специального автомобиля, например пожарного, скорой помощи, предупреждающие, запрещающие, информацион­ные и другие знаки, регулирующие поведение людей в об­щественных местах и в природе);

- создавать условия для приобретения умений действовать в различных экстремальных си­туациях, которые могут возникнуть дома, на улице, в при­роде;

- создавать условия для освоения информационно-бытовых знаний, обеспечивающих учащимся комфортное проживание.

 

Программа реализовывается опираясь на следующие принципы:

·        коммуникативный принцип;

·        линейности и концентричности;

·        коррекционной направленности;

·        комплексного подхода;

·        природосообразности и культуросообразности;

·        принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Формами обучения: подвижные, сюжетно-ролевые, сюжетно-дидактические и театрализованные игры, практические упражнения.

Предполагаемые результаты:

- ознакомление учащихся с особенностями здоровья и здорового образа жизни и правилами поведения в различ­ных ситуациях, исходя из требований безопасности жизне­деятельности;

- развитие мотивационно-потребностной сферы учащих­ся, ориентированной на соблюдение доступных их вос­приятию норм здорового образа жизни и правил безопас­ности;

- формирование способности учеников к моделированию и символизации в действиях с игровыми аналогами на­стоящих предметов, предметами-заместителями, картинками и пиктограммами в обучающих предметно-практических упражнениях, игровых упражнениях и играх.

 

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество часов на тему

Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни

7

Уход за жилищем

6

Питание

9

Безопасность в доме, на улице и в природе

10

 

Содержание

I полугодие-15 часов

1 час в неделю

 

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни

3

 

 

1. Предметы гигиены

 

2

07.09., 14.09.

 

2. Уход за кожей рук

1

21.09.

 

Уход за жилищем

3

 

 

1. Посуда и уход за ней

1

28.09.

 

2. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам)

2

05.10., 12.10.

 

Питание

5

 

 

1.Режим питания: завтрак

1

19.10.

 

2. Режим питания: обед

1

26.10.

 

3. Режим питания: полдник

1

02.11.

 

4. Режим питания: ужин

1

16.11.

 

5. Правила приема пищи

1

23.11.

 

Безопасность в доме, на улице и в природе

4

 

 

1.Опасные предметы, которые нельзя брать

1

30.11.

 

2.  Выбор средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг)

1

07.12.

 

3. Отработка алгоритма стирки мелкого белья

1

14.12.

 

4. Наблюдение за движущимся транспортом и поведением пешеходов (экскурсия)

1

21.12.

 

 

 

II полугодие-17 часов

1 час в неделю

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни

4

 

 

1. Процедуры ухода за глазами

1

11.01.

 

2. Гимнастика для глаз

1

18.01.

 

3. Охрана зрения

1

25.01.

 

4. Вода — важное средство под­ержания чистоты тела и жилища

1

01.02.

 

Уход за жилищем

3

 

 

1. Моющие средства и их назначение

1

08.02.

 

2. Выбор средств для мытья посуды

1

15.02.

 

3. Практическое занятие: мытьё посуды

1

22.02.

 

Питание

4

 

 

1.Правила хранения продуктов

2

01.03, 15.03.

 

2. Витамины. Продукты питания, содержащие витамины

1

22.03.

 

3. Правила обработки фруктов и овощей

1

05.04.

 

Безопасность в доме, на улице и в природе

6

 

 

1. Правила безопасности при пользо­вании электрическими розетками

1

12.04.

 

2.  Алгоритм обращения с утюгом

1

19.04.

 

3. Практическое занятие: глажка носового платка. Закрепле­ние правил пожарной безопасности при пользовании утю­гом

1

26.04.

 

4. Игра «Найди ошибку» на закрепление правил использования бытовых приборов

1

17.05.

 

5. Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы» ( проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пе­шеходному переходу по сигналу светофора, без свето­фора)

1

24.05.

 

6. Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за пере­ходом пешеходов. Тренировочные упражнения: переход че­рез дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте

1

31.05.

 

 

Календарно-тематическое планирование

I полугодие

Тема

Кол-во часов

Цели

Оборудование

Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни

3

 

 

1. Предметы гигиены

 

2

1. Расширить и конкретизировать представления о предметах личной гигиены, их назначении

2. Формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. 

3.Прививать навыки здорового образа жизни.

Картинки с предметами личной гигиены, предметы личной гигиены для каждого ученика

2. Уход за кожей рук

1

1.Учить правилам ухода

   за кожей рук

2.Формировать представления учащихся о возможности использования воды и крема для ухода за кожей рук

3.Прививать навыки  аккуратности.       

Тазики с водой, крем для рук

Уход за жилищем

3

 

 

1. Посуда и уход за ней

1

1. Закрепить знания и расширить словарный запас учащихся по теме: «Посуда и уход за ней».
2. Повторить и закрепить знания о цвете, форме, размере предметов.
3. Содействовать развитию мелкой моторики учащихся.
4. Содействовать развитию логического мышления.

Посуда и средства ухода за ней

2. Выявление последовательности мытья посуды (по пиктограммам)

2

Обучать мытью посуды по заданному алгоритму с помощью пиктограмм:

1. организовать рабочее место (размещать грязную посуду рядом с мойкой, освобождать мойку и наполнять ее водой или готовить в тазике моющий раствор);

2. очищать посуду от остатков пищи;

3.  сортировать посуду по видам и степени загрязнения;

4.  набирать на губку необходимое количество моющего средства или готовить раствор нужной концентрации;

5.  регулировать подачу воды из крана, экономно расходовать воду (отдавать предпочтение мытью посуды в тазике или мойке, а не под струей воды);

6.  мыть вначале менее загрязненную посуду;

7. чистить посуду в соответствии с покрытием;

8. вытирать посуду полотенцем;

9. соблюдать правила личной гигиены (пользоваться спецодеждой, ухаживать за руками).

Пиктограммы

Питание

5

 

 

1.Режим питания: завтрак

1

1.Сформировать у детей представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.

2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека.

3.Формировать осмысленное отношение к каше как к своеобразной части культуры русского народа.

Диск с мультфильмом «Как казаки соль покупали», слайды с фотографиями овса, кукурузы, проса, гречихи, пшеницы, чугунный горшочек, ступа, зёрна кукурузы, гречка, рис, тарелки, карточки с пословицами, картинки с изображением каш и добавок к ним.

2. Режим питания: обед

1

1.Сформировать у детей представление об обедекак обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах обеда.

2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека.

3.Формировать осмысленное отношение к супу как к своеобразной части культуры русского народа.

Картинки с блюдами для обеда

3. Режим питания: полдник

1

1.Сформировать у детей представление о полднике-как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах полдника.

2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека.

Картинки с блюдами для полдника

4. Режим питания: ужин

1

1.Сформировать у детей представление об ужине-как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах ужина.

2.Содействовать развитию умений и навыков правильного питания через анализ и систематизацию знаний о питании как источнике здоровья человека.

Картинки с блюдами для ужина

5. Правила приема пищи

1

1.Учить правильно вести себя во время еды.

2.Развитие умений пользоваться столовыми предметами.

3.Воспитание культурного поведения во  время еды.

Пиктограммы, столовые предметы, салфетки.

Безопасность в доме, на улице и в природе

4

 

 

1.Опасные предметы, которые нельзя брать

1

1.Учить детей отличать опасные для жизни предметы, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих;
 2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возможного развития ситуации;
 3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;
 4. Развивать охранительное самосознание.
 5. Воспитывать чувство взаимопомощи

Иллюстративный материал по теме «Опасные предметы быта».

2.  Выбор средств и предметов ухода за одеждой (порошок, вода, щетка, стиральная машина, утюг)

1

1.Закрепление знаний об одежде, ее назначении. 2.Уточнение и активизация словаря по теме “Уход за одеждой”;

3.Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, мелкой и общей моторики;

4.Формирование навыков самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности.

 Картинки с изображением предметов по уходу за одеждой (утюг, вешалка, гладильная доска, плечики, стиральная машина, иголка с ниткой, щетка, стиральный порошок,

презентация мультфильма “Маша – растеряша”;

предметы детской одежды (платье, кофта, носки, брюки, футболка);

3. Отработка алгоритма стирки мелкого белья

1

1.Познакомить с алгоритмом стирки мелкого белья

2.Формироват навык

 ухода за одеждой.

3.Воспитывать аккуратное отношение к одежде.

Пиктограммы

4. Наблюдение за движущимся транспортом и поведением пешеходов (экскурсия)

1

1.Учить корректировать поведение учащихся на улице.

2.Учить «чтению» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущий транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора)

3. Закрепить понимание слов: улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобилъ, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, знаки информации: больница, детский сад и др.

 

 

I полугодие

Тема

Кол-во часов

Цели

Оборудование

Формирование культурно-гигиенических навыков и эле­ментарных представлений о здоровом образе жизни

4

 

 

1. Процедуры ухода за глазами

1

1.Познакомить детей с элементарным строением и назначением глаз;

2.Учить детей соблюдать личную гигиену;

3.  Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тазик с водой, кукла

2. Гимнастика для глаз

1

1.Обучение здоровьесбережению: снимать общее утомление;

2.Разучивание упражнения для глаз:- на снятие утомления глаз;
- на расслабление зрительной системы;
- на улучшение циркуляции крови в органе зрения;
- на тренировку аккомодационных мышц;
- на укрепление глазодвигательных мышц;

3.Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации, внимания в процессе зрительного поиска;

4.Воспитание чувства успешности, желания доводить начатое дело до конца.

Карточки с упражнениями

3. Охрана зрения

1

1.Закреплять знания детей о глазах;

2.Формировать культурно – гигиенические навыки;

3.Воспитывать доброжелательность, желание заботиться о своем здоровье.

4.Способствовать профилактике глазных заболеваний

 

4. Вода — важное средство под­ержания чистоты тела и жилища

1

1.Познакомить детей со свойствами воды

2. Продолжить работу с пиктограммами «мыться», «ванная», «туалет».

3.Развитие общей и тонкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации в процессе умывания.

Предметы личной гигиены, пиктограммы.

Уход за жилищем

3

 

 

1. Моющие средства и их назначение

1

1.Познакомить учащихся составом, назначением моющих и чистящих средств;

2.Обратить внимание на их опасность как химических веществ.

Различные моющие средства

2. Выбор средств для мытья посуды

1

1.Уметь выбирать среди моющих средств, средства для мытья посуды

2.Обратить внимание на их опасность как химических веществ.

Различные моющие средства

3. Практическое занятие: мытьё посуды

1

1.Закрепить на практическом занятии алгоритм мытья посуды

2.Соблюдать правила личной гигиены

Тазики с водой, средства, грязная посуда

Питание

4

 

 

1.Правила хранения продуктов

2

1. Уточнить представления учащихся о правилах хранения продуктов.

 2. Познакомить с местами хранения про­дуктов: холодильник, шкафчик и емкости для хранения сухих продуктов (крупы, макаронные изделия, мука).

3. Познакомить со способами хранения продуктов.

Пиктограммы, продукты питания.

2. Витамины. Продукты питания, содержащие витамины

1

1.Познакомить детей с понятием "аллергены".

 2. Дать основы знаний о витаминах А, В, С, Д и о продуктах, в которых они содержатся.

 3.Дать основы знаний о том, на какие органы влияет каждый отдельно взятый витамин.

 4.Закрепить правила приема пищи с помощью моделей.

5. Формировать потребность заботиться о своем здоровье.

 6.Развивать любознательность, память, умение правильно вести себя в различных ситуациях. 

 

Картинки с обозначением витаминов(А,В,С,D).

Модели"Правила приема пищи".

Картинки  с различными продуктами и модели: разрешено-запрещено.

Картинка "Классификация продуктов по содержанию витаминов".

 

3. Правила обработки фруктов и овощей

1

1.Познакомить с правилами обработки овощей и фруктов (есть зрелые, мыть перед употреблением);

2.  Познакомить с детей с приготовлением фруктового салата (разрезание бананов и киви пластмассовыми безопасными ножами);

Бананы, киви, пластмассовые ножи, картинки, на которых изображено, как нужно мыть овощи и фрукты

Безопасность в доме, на улице и в природе

6

 

 

1. Правила безопасности при пользо­вании электрическими розетками

1

1.Обобщать и расширять знания детей об электричестве и его использовании;

2.Закрепить знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;

3.Развивать мыслительную активность,  любознательность.

4.развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
5.способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

6.Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами.

7.Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
8.Воспитывать умение работать в коллективе.

 

-Разрезные картинки электроприборов к дидактической игре «Собери картинку»;

- Верёвка с узелками;

- Памятки.

 

2.  Алгоритм обращения с утюгом

1

1. Обогащать представления детей о многообразии утюгов;
2. Знакомить с историей создания утюга;
3. Составить алгоритм обращения с утюгом;

4. Способствовать развитию воображения, фантазии;
5. Воспитывать внимание, усидчивость.

Утюги: цельнолитой, углевой, электрический;  картинки с изображением утюгов разных видов, карточки для работы с системным оператором, системный оператор (волшебный экран), кольца Луллия «Целое-части»

3. Практическое занятие: глажка носового платка. Закрепле­ние правил пожарной безопасности при пользовании утю­гом

1

1. Отработать алгоритм глажки на примере носового платка.

2.Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. 3.Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

4.Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

5.Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

6.Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

7.Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
8.Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
9.Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

Гладильная доска, носовые платочки, телефон, иллюстрации, алгоритм «Телефон».

4. Игра «Найди ошибку» на закрепление правил использования бытовых приборов

1

1.  Уточнить и обогатить знания детей о бытовых приборах (их названии и назначении): холодильнике, пылесосе, электрочайнике, стиральной машине, утюге.

2.  Закрепить правила безопасного поведения при использовании бытовых приборов.

Картинки с изображением бытовых приборов при использовании

5. Сюжетно-ролевая игра «Мы пешеходы» (проигрывание ситуаций «переход через дорогу» по пе­шеходному переходу по сигналу светофора, без свето­фора)

1

1.Закрепить у ребят знания правил дорожного движения; 2.Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения; 3.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;

4.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.  

Дорожные знаки, светофорики, картинки с дорожными знаками.

6. Экскурсия к пешеходному переходу. Наблюдение за пере­ходом пешеходов. Тренировочные упражнения: переход че­рез дорогу по сигналу светофора в специально обозначенном месте

1

1.Учить корректировать поведение учащихся на улице.

2.Учить «чтению» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущий транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора)

 

 

 

Планируемые результаты на конец года:

 

·        иметь представления о процессах и алгоритме умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;

·        знать назначение предметов ухода за одеждой и пра­вила их безопасного использования;

·        уметь элементарно описывать свое самочувствие, а также привлекать внимание педагога в случае неважного самочувствия, недомогания;

·         уметь разрешать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;

·        уметь использовать невербальные и вербальные средства общения в процессе самообслуживания, выполнения культурно-гигиенических процедур.