МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №108»
Обобщение опыта работы учителя технологии
МБОУ «СОШ №108»
Нагорновой Елены Александровны
по теме:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
город Трехгорный
2016 г.
Стандарты второго поколения (ФГОС), к реализации которых в основной школе приступили с 01.09.2015 г. все школы страны, призваны обеспечить становление конкурентоспособной, а значит, успешной личности. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить цель, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, проанализировать, удалось ли достичь поставленных целей. Вот почему именно проектная деятельность, согласно ФГОСам, выступает одним из инструментов формирования новых образовательных результатов учащихся. В этой связи становится актуальной тема, заявления для обобщения опыта работы.
Проект как технология, разработанный в первой половине XX века, злободневным стал в современном информационном обществе. Актуальность проектной технологии заключается в том, что
· она требует доступа к многообразным источникам информации;
· это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата;
· основной целью проекта является формирование творческого мышления обучающегося;
· в основе проектной деятельности – сотрудничество (применительно к школе – учащегося с учащимся, учащегося с учителем и др.).
Исходя из сказанного, можно утверждать, что использование проектной технологии в рамках образовательной области «Технология» дает возможность формировать личностные, метапредметные результаты с использованием предметного содержания.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», - утверждал Бернард Шоу. Мудрое высказывание находит подтверждение в современной образовательной практике. С этой точки зрения предмет «Технология» находится в очень выгодном положении, поскольку его основу составляет системная деятельность учащихся.
Вот почему уже более 16 лет процесс обучения на моих уроках организован как работа над проектом. При этом главное в данном случае – выстраивание системы, основанной на принципе «от простого – к сложному». В 5-ом классе - это «Интерьер кухни», «Салфетка с вышивкой» или «Набор для кухни». Проект носит краткосрочный характер, выполняется группами, большими по составу. В качестве источника информации выступают преимущественно иллюстрации.;
- в 6-ом – «Юбка – предмет гардероба» или «Вышивка лентами». Увеличивается продолжительность работы над проектом; расширяется спектр используемых источников информации; уменьшается количественный состав групп;
- в 7-ом – «Жилет», «Одежда для сна» или «Цветы из ткани»;
- в 8-ом – «Брюки», «Книга рецептов «Это вкусно» или «Декор интерьера дома»;
- в 9-ом – «Школьная форма – вчера и сегодня», «Жакет», «Туника», «Легкое пальто», «Платье для выпускного вечера» или «Коллекция украшений».
Начиная с 7 – ого класса, появляются учащиеся, способные выполнять проект индивидуально; большую часть времени начинает занимать такой вид деятельности, как конструирование; проект становится достаточно долгосрочным; повышается роль презентации выполненного изделия.
При выполнении проектов у каждого учащегося имеется памятка «Всё для проекта», в которой указано:
· как сформулировать цель, задачи;
· основные этапы выполнения проекта;
· как защитить проект.
Не трудно заметить, что от 5 0 ого класса к 9 –ому усложняются не только темы проектов, но и способы деятельности, включая переход от группового проекта к индивидуальному, а также уровень презентации результатов: в 5 – ом классе – это уровень класса, в 9 – ом – это уровень как минимум школы.
Проектная деятельность обеспечивает формирование ключевых образовательных компетенций, т.к. создает условия для вовлечения школьников в активный познавательный процесс. Но успешным он может быть только при условии
Ø профессиональной готовности учителя;
Ø мотивации на проектную деятельность у учащихся;
Ø системного подхода к формированию культуры проектной деятельности;
Ø мониторинга образовательных результатов.
Мониторинг результатов основан на анализе абсолютной, качественной успеваемости, результатов участия учащихся в предметной олимпиаде, проектной деятельности.
№ |
Категория результатов |
Показатели |
Инструмент мониторинга |
1. |
Предметные: успеваемость учащихся по предмету
|
· абсолютная успеваемость; · качественная успеваемость; · итоги предметных олимпиад, конкурсов и т.д. |
· данные успеваемости (по четвертям, полугодиям, годам)
· таблицы результатов |
2. |
Метапредметные: проектная деятельность |
· индивидуальные и групповые проекты в рамках учебной деятельности; · итоги участия в конкурсах проектов; · сформированность метапредметных результатов |
· таблицы результатов (количественные и качественные показатели);
|
3. |
Личностные: проектная деятельность |
динамика личностных результатов |
· показатели Положения о проекте; · внешняя оценка (классного руководителя, учителей – предметников, конкурсной комиссии); · самооценка учащихся |
Итоги успеваемости за последние 2 года таковы:
- показатель абсолютной успеваемости во всех классах – 100 %,
- качественной – от 95 % до 100 %.
Итоги участия детей в предметных олимпиадах свидетельствуют об успешности работы с ними:
- 2013 год - 2 победителя и 1 призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 1 участник регионального этапа;
- 2014 год - 2 победителя и 2 призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады по технологии, 2 участника регионального этапа;
- 2015 год - 3 победителя и 5 призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады.
Таким образом, использование технологии проектной деятельности обеспечивает освоение образовательного стандарта всеми учащимися на достаточно высоком уровне и дает возможность учащимся с индивидуальными способностями и потребностями реализовать себя в условиях конкурентной среды.
При этом хотелось бы отметить, что обязательным условием введения ФГОС является неразрывная связь урочной и внеурочной деятельности. Данный принцип реализован мною почти 23 года назад, т.к. с 1993 года я являюсь руководителем школьного Клуба молодежной моды «Шарм». За эти годы воспитанницами Клуба стали 219 человек. Была создана 21 коллекция, которые были представлены на самых разных уровнях: городском (в рамках Фестиваля молодежной моды); областном (в рамках областного конкурса детских театров моды «Жар - птица»); Российском (в рамках научно – исследовательского форума «Шаг в будущее»). Динамика результатов участия в указанных мероприятиях представлена на слайде.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что работа как руководителя данного Клуба требует индивидуального подхода к учащимся, нацеленного на формирование мотивации занятием данным видом деятельности; мобильности, т.к. необходимо вносить изменения в акцентирование ответственности на разных этапах; постоянного самосовершенствования, т.к. необходимо постоянно находиться в непрерывном поиске нового и интересного. Занятия в Клубе предполагают, что активная роль учащихся проявляется в определении проблемы, поиске вариантов ее решения, роль же учителя – в создании образа коллекции, т.е. обобщении того, что предложили учащиеся, а также в совершенствовании применяемых технологий. Только за последние 5 лет Клуб разработал и представил на самых разных уровнях коллекции: «Золотые купола России», «Пушкиниана», «Городские цветы», «Софтимидж», «Многофункциональность форм в одежде», «Гусарская баллада», «Простые формы», «Бабочки», «Барышни-крестьянки», «Птицы Счастья» и др.
Вполне понятно, что проектная деятельность в данном случае формирует творческую личность, уверенную в себе и своих товарищах, умеющую не только планировать свою работу, добиваться намеченных целей, но и представлять ее результаты.
Поскольку моя деятельность как учителя технологии является составляющей работы всего педагогического коллектива, то значимым событием для ее совершенствования стал общешкольный проект, посвященный 200 – летию со дня Бородинского сражения «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». Итогом проекта стало создание военно – исторического Клуба «ВИКтоРия». Клуб работает на основе реализуемых межпредметных связей между технологией, историей, физической культурой, математикой, литературой. Формирование сознательной гражданской позиции учащихся – вот цель работы. Технология проектной деятельности – инструмент достижения поставленных целей. За три с половиной года существования Клуба были реализованы проекты:
- «История Лейб-гвардии Преображенского полка» (к 200-летию Бородинской битвы);
- «Забытый полк» (к 100 – летию 1 – ой Мировой войны);
- «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно» (к 100 – летию 1 – ой Мировой войны);
- «Этот день Победы» (к 70 - летию победы в Великой Отечественной войне), в рамках которого в школе был открыт музей военно-исторической миниатюры.
В рамках работы Клуба «ВИКтоРия» освоена новая форма презентации результатов – реконструкция. Так, члены Клуба стали активными участниками реконструкции боев Отечественной войны 1812 года (в г. Челябинск, г. Сатка, п. Пороги); битвы за г. Кривой Рог (1943 г.) в г. Челябинск; реконструкции боев 1945 г. в г. Екатеринбург и г. Сухой Лог (Свердловская область). Воспитанники Клуба приняли участие в съемках документально-исторического фильма «Непокоренные» об истории 196 Инсарского полка в г. Челябинске.
В рамках I городского конкурса «Малый город – большие возможности» победителем стал воспитанник Клуба «ВИКтоРия» Зубков Алексей со своим проектом «Реконструкция эпизода Парада Победы 1945 г. к 70-летию Победы», а сам проект был представлен учащимися нашей школы на городском параде, посвященном 70–летию Победы в Великой Отечественной войне.
Наверно, вполне закономерно, что накопленный опыт работы дал мне возможность выступить руководителем школьных команд, принимающих участие в Областном открытом чемпионате среди школьников по проектному управлению на Кубок губернатора Челябинской области PMCup. Что нового открыл этот Чемпионат? Проект рассматривается не только как технология деятельности, но и как технология управления этой деятельностью. Об успешности работы в данном направлении говорят результаты:
- 2012 г. – грамота за активное участие в Чемпионате;
- 2013 г. – грамота за активное участие и диплом за победу в номинации «Лучший предпринимательский проект»;
- 2014 г. – 3 грамоты за активное участие и диплом за победу в номинации «За связь времен и поколений»;
- 2015 г. – 3 грамоты за активное участие и 2 диплома за победу в номинациях «Лучший инновационный проект» и «Сохранение национального наследия».
Самореализация учителя, ориентированного на развитие творческой индивидуальности, имеет значительные эффекты: существенное повышение профессиональной компетентности; рост творческого потенциала; повышение самооценки; повышение результативности профессиональной деятельности. Подтверждение этому – результаты моего участия в конкурсах профессионального мастерства (на слайде – копии самых важных наград).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.