«Комедия произвела неописуемое действие и вдруг поставила Грибоедова наряду с первыми нашими поэтами». А.С. Пушкин
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СШ № 2» г. Иваново
Можаева Ольга Вячеславовна
Творческая история комедии
Замысел комедии пришел к Грибоедову во сне в 1820 г.
15 декабря 1824г. в альманахе «Русская Талия» печатаются
вторая половина I акта и III акт (остальные не пропустила цензура).
Это была единственная публикация при жизни Грибоедова.
В 1862г. комедия впервые была напечатана в полном объеме и без искажений.
Павел Афанасьевич Фамусов зависимость от общественного мнения
«-»: Способен на ложь и притворство, льстив перед теми, от кого зависит, вспыльчив.
«+»: Гостеприимный хозяин, интересный рассказчик,
любящий и заботливый отец,
не лишён практического житейского ума.
Софья Павловна Фамусова
«-»: Своенравна, насмешлива, мстительна, лжива, нравственно слепа.
«+»: Умна, наблюдательна, с сильным характером, мечтательна.
Даёт точные характеристики гостям.
Алексей Степанович Молчалин – скрытая натура, отсутствует собственное мнение
«-»: Лицемерие, умение подслужиться, делец. Не имеет никаких нравственных представлений о любви, верности, чести и долге гражданина.
Заветная цель – занять высокое положение в обществе и материальное благополучие. Готов на подлость
ради достижения цели.
«+»: Имеет два таланта:
«умеренность и аккуратность».
Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит.
Сергей Сергеевич Скалозуб
«-»: В умственном отношении недалёкий человек, осуждает образование и просвещение, «созвездие манёвров и мазурок»,
офицер-карьерист, высокомерен.
Антон Антонович Загорецкий
Один из тех, кто вхож
в любой московский дворянский дом благодаря своей общительности, умению доставлять всяческие услуги.
Мошенник, картёжник, вор, лгун и сплетник.
Используя клевету,
разжигает костер сплетен.
Всегда готов участвовать
в скандальных историях.
Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – стремиться прослыть передовым человеком
Автор противопоставляет его Чацкому.
«-»: Не имеет своих убеждений. Всё, чём он говорит,
он не понимает, а бездумно повторяет чужие мысли и «модные» убеждения. Говорлив, пустомеля,
быстро переходит с одной темы на другую, что говорит
о внутренней пустоте героя.
Пётр Ильич Тугоуховский
«туг на ухо», т.е. почти ничего не слышит. Тугоуховские глухи ко всему, что не выгодно их семейству
Хрюмины представлены двумя персонажами: графиней-бабушкой и графиней-внучкой, наглые как свиньи.
В основе фамилии Хлестова хлещет словами, как кнутом, и может засечь человека насмерть.
Горич страдает по холостяцкой вольнице, жизнь в браке «горька»
Александр Александрович Чацкий
«+»: Искренность, прямота, не приемлет лицемерие. Борец за справедливость, патриот.
«-»: В нем две слабости – заносчивость и нетерпимость /О. Сомов/. Бескомпромиссный.
Единственный положительный герой пьесы – оказывается одиноким и гонимым.
2 лагеря
Фамусовское общество
Чацкий и сторонники его взглядов и убеждений:
сам Чацкий,
двоюродный брат Скалозуба,
племянник княгини Тугоуховской,
«химик и ботаник»
Признаки комедии классицизма | Признаки комедии реализма |
Правила трех единств: | 2 конфликта: |
Композиционный принцип: | Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века. |
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др. | Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и - » |
Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза). | Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи. |
Романтизм: главный герой – борец и бунтарь, отвергнутый обществом. |
Конфликт– столкновение взглядов, убеждений, движущая сила действия в произведении.
1. Любовный: лежит в основе повествования и складывается из взаимоотношений героев:
Лиза Софья
Молчалин
буфетчик Петрушка Чацкий
2 Общественный (социальный) –
Основу социального конфликта составляет резкое расхождение
во взглядах на смысл жизнь, на её ценности, на место человека
в обществе: на крепостное право, на образование и воспитание, мораль, культуру, быт, на гражданский долг.
Конфликт построен таким образом, что каждая сторона считает себя умной, а безумцы те, кто не разделяет их взглядов, их морали.
Фамусовского общества Чацкого
«век минувший» «век нынешний»
Горе уму | Горе от ума |
Горе (кому?) | Горе (от чего?) – каковы причины горя? |
восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и глупым заканчивалось победой дурака. | Причиной страданий является пронзительный ум Чацкого, предельно высвечивающий все недостатки окружающего. |
Ум – практический, изворотливый, житейский | Ум – связан с поисками блага не для себя, а для Отечества. |
Настоящему уму горе причинить нельзя, | |
Умение извлекать из всего выгоду – вот принцип умного человека: чин, титул, количество крепостных душ – вот в чем оценивается жизненный успех. Если этого нет, человека считают глупым. | Что есть безумие Чацкого? |
Сюжет
Бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя
с окружающей его дворянской средой.
В итоге «Горе от собственного ума»
полной мерой испил сам герой.
«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека,
и этот человек, разумеется,
в противоречии с обществом его окружающим,
его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих». А.С. Грибоедов
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.