Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные сними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.
ОБЗОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ ЭМОЦИЙ.
Чисто психологических теорий эмоций,
не
затрагивающих
физиологические и другие связанные сними вопросы, на самом деле не
существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в
теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как
психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в
организме, и нередко психологические и физиологические характеристики
эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат
друг для друга объяснением.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме
сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории
развития данной области психологических знаний не раз поднимались
попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными
эмоциями и показать,
что комплексы органических признаков,
сопровождающие
различны.
различные эмоциональные процессы, действительно
Идею о том, что эмоцию следует рассматривать не как психическое
состояние, а прежде всего как ответ организма на ситуацию, можно найти уже
у Дарвина.
В 1872 году Ч.Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и
животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи
биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций.
В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к
биофизическому, но и психологоповеденческому развитию живого, что
между поведением животного и человека непроходимой пропасти не
существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных
эмоциональных состояний, в экспрессивнотелесных движениях много общегоу антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу
теории эмоций, которая получила название ЭВОЛЮЦИОННОЙ. Эмоции
согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как
жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации
организма к условиям и ситуациям его жизни. Большая часть эмоциональных
реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает
врага) и, следовательно, повторяются; либо просто тем, что они являются
рудиментами движений, которые были целесообразны на предыдущей стадии
эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит,
что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности
облегчала схватывание за ветви деревьев (17, с.116).
Рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Дарвин
утверждал: "Свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков
усиливает ее. С другой стороны, подавление на столько, насколько возможно,
всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию." Это положение Дарвина
стало шагом к гипотезе о роли обратной связи в эмоциях.
Можно было бы ожидать широкого и интенсивного изучения вслед за
Дарвином роли в эмоциях соматической системы и, в частности, выражения
лица, однако вместо этого умами психологов завладели представления
Джемса и направили внимание исследователей эмоций на автономную систему
и висцеральные функции.
Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи
У.Джемса "Что такое эмоция?". Впервые автор сформулировал ясную,
связную теорию эмоций, которую он развивал и защищал в течение почти 20
лет. Джемс сформулировал гипотезу об обратной связи, но не так, как это
сделал Дарвин. Согласно его теории "телесное возбуждение следует
непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами
этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция" (17,с.113).
Теория Джемса не может быть ни доказана, ни опровергнута, так как ни
одно положение не поддается проверке. Конечно, следует согласиться с
Джемсом, что имеется соответствие между переживаемыми нами эмоциями и
мимическими и телесными реакциями. Актеры хорошо знают, как трудно
воспроизвести внешние признаки одной эмоции, испытывая при этом другую.
А тот, кто может заставить себя улыбнуться сквозь слезы, получает тем
самым некоторое облегчение. Использование методики гипноза позволяет
обнаружить те же феномены. Человек не может выполнить движение,
характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую
либо оказывается неспособным
эмоцию. Он либо меняет движение,
испытывать новую, внушенную ему эмоцию. Но эти факты позволяют лишь
констатировать, что существует связь между двумя органическими и
психическими аспектами эмоций. Однако Джемс утверждает большее:
осознание органических изменений и есть эмоция.
В следующем году (1885) совершенно независимо от Джемса датчанин
К.Ланге опубликовал работу, переведенную Ж.Дюма в 1894 году, под
названием "Эмоции". Теория Ланге, в сущности, не отличалась от теории
У.Джемса. Психологически эмоция является лишь осознанием мозговых,
мышечных и органических изменений и состоит из вазомотрных изменений во
внутренних
когнитивные и переживаемые феномены лишь вторичные аффекты.
железистых органах и что секреторные, моторные,
и
Теория ДжемсаЛанге быстро завоевала популярность. Психологи явно
удовлетворились объяснением, следующим из этой теории, что субъект
"печален, потому что он плачет; боится , потому что он бежит" (5, с.63).
Восприятие
эмоциогенных
стимулов
нервномышечныереакции
организма
переработка в ЦНС
импульсов, поступающих
от органов
возникновение
субъективного переживания
стимула в виде эмоции
Рис. 1. Основные положения и динамика процессов в теории
ДжемсаЛанге (9, с.377).
Большие успехи в области физиологии эмоций должны были поставить
вопрос о самой специфичности эмоций. С тех пор, как психологи обратились
к изучению физиологических реакций организма (дыхание, частоты пульса,
артериального давления, КГР, биохимических и секреторных реакций), они
пришли к выводу, что усиление этих физиологических проявлений
происходит еще до того, как субъект испытывает эмоцию. Постепенно они
приходили к мысли, что существуют различные уровни активации поведения и
что эмоция это просто реакция, соответствующая очень сильной активации
(17, с.118).
Эта идея была сформулирована У.Кенноном в 1915 году. Действительно,
что у кошки выделение адреналина надпочечниками
он обнаружил,
возрастает при малейшем движении, усиливается одновременно с
активностью животного и становится очень большим, когда кошка видит
собаку. Исходя из этих фактов, Кеннон развил свою теорию реакции тревоги
(emergency reaction): физиологические изменения являются подготовкой к
выполнению действий, к энергетическим потребностям, возникающим при
страхе, гневе или боли. Конечно, выделение адреналина само по себе является
лишь результатом возбуждения симпатической нервной системы, однако оноусиливает и направляет этот процесс.
Кеннон одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения,
наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма
похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы
вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших
эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями
состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных
состояний, кроме того, представляют собой довольно мало чувствительные
структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения.
Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории ДжемсаЛанге
оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления
органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение
эмоций.
Положения Кеннона были развиты П.Бардом, который показал, что на
самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с
ними, возникают почти одновременно.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур
головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан
даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической
системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что
электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять
эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх.
Психоорганическая теория эмоций (так условно можно назвать
концепции Джемса Ланге и Кеннона Барда) получила дальнейшее развитие
под влиянием электрофизиологических исследований мозга. На ее база
возникла активационная теория Линдсея Хебба. Согласно этой теории
эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формациинижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают в следствие
нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах
центральной нервной системы. Активационная теория базируется на
следующих основных положениях (9, с.376377):
1. Электроэнцефалографическая картина работы мозга, возникающая
при эмоциях, является выражением так называемого "комплекса активации",
связанного с деятельностью ретикулярной формации.
2.
Работа ретикулярной формации определяет многие динамические
параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность,
изменчивость и ряд других.
Восприятие
эмо
циогенных стимулов
п
ереработка нервных
поступающих от
одновременной
возбуждения в
мозга и к другим
импульсов,
рецепторов ЦНС с
передачей
кору головного
органам тела
возникновение
субъективного
переживания
эмоционального
состояния
появление
нервномышечной
реакции организма
на соответствующие
стимулы
Рис. 2. Основные положения и динамика процессов в
теории КеннонаБарда
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и
органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций нарегулируют
психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось,
деятельность, обнаруживая вполне определенное на нее влияние в
зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания.
Д.О.Хеббу удалось экспериментальным путем получить кривую, выражающую
зависимость между уровнем эмоционального
успешностью его практической деятельности.
возбуждения человека и
Представленная на этом рисунке кривая показывает, что между
эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека
Для
существует криволинейная,
"колоколообразная" зависимость.
достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как
слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для
каждого человека (а в целом и для всех людей) имеется оптимум
эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в
работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в свою очередь,
зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от
условий, в которых она протекает, от индивидуальности включенного в нее
Слишком слабая эмоциональная
человека и от многого другого.
возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а
дезорганизует и делает практически
слишком сильная разрушает ее,
неуправляемой.
У человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не
меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют
когнитивнопсихологические факторы. В связи с этим были предложены
новые концепции, объясняющие эмоции у человека динамическими
особенностями когнитивных процессов.
Одной из первых подобных теорий явилась теория когнитивногодиссонанса
переживание возникает у человека тогда, когда
Л.Фестингера. Согласно ей положительное эмоциональное
его ожидания
подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е.
когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным,
согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе.
Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между
ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется
расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается
человеком как дискомфорт, и он стремиться как можно скорее от него
избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть
двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы
они соответствовали реально полученному результату, или попытаться
получить новый результат, который бы согласовывался с предыдущими
ожиданиями.
В современной психологии теория когнитивного диссонанса нередко
используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действия в
различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве
основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их
основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека
гораздо большая роль, чем органическим изменениям.
Доминирующая когнитивистская ориентация современных
психологических исследований привела к тому, что в качестве эмоциогенных
факторов стали рассматривать также и сознательные оценки, которые человек
дает ситуации. Полагают, что такие оценки непосредственно влияют на
характер эмоционального переживания.
К тому, что было сказано об условиях и факторах возникновения
эмоций и их динамики У.Джемсом, К.Ланге, У.Кенноном, П.Бардом,
Д.Хеббом и Л.Фестингером, свою лепту внес С.Шехтер. Он показал, чтонемалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация
человека. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название
когнитивно физиологической (9, с.380).
физические
факторы
(воздействую
щие стимулы)
Психологичес
кие (когнитив
ные) факторы:
память, оценка
настоящей си
туации с т.зр.
актуальных ин
тересов и пот
ребностей
переживание эмоций
(на основе
интеграции
физических,
физиологических и
психологических
факторов)
физиологические
факторы
(изменения
нервномышечной
системы)
Рис. 3. Факторы возникновения эмоций, согласно
когнитивнофизиологической концепции С.Шехтера
Согласно этой теории на возникшее эмоциональное состояние помимо
воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных измененийоказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной
ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей. Кос
венным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций
является влияние на переживания человека словесных инструкций, а также
той дополнительной эмоциогенной информации, которая предназначена для
изменения оценки человеком возникшей ситуации.
В одном из экспериментов, направленном на доказательство
высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в
качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении
различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное
"лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом
состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых
через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать
действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные
переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по
данной им инструкции.
Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных
переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их
переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что
эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем
у человека в отличие от животных качество коммуницируемых
эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому
он сопереживает.
Отечественный физиолог П.В.Симонов попытался в краткой
символической форме представить свою совокупность факторов, влияющих
на возникновение и характер эмоции. Симонов заключил, что мера
переживания эмоции или мера "эмоционального стресса" (Э) функция двух
факторов: а). значения мотивации или потребности (П), б). разности между
информацией, необходимой для ее удовлетворения (Ин), и информацией,доступной субъекту (Ид). Это может быть выражено с помощью формулы: Э
= f ( П,/И, ... ), где /И = (Ин Ид) (5, с.47).
Согласно теории Симонова, возникновение эмоции обусловлено
дефицитом прагматической информации (когда Ин > чем Ид), именно это
вызывает эмоции отрицательного характера: от вращение, гнев, страх и т.д.
Положительные эмоции, такие, как радость и интерес, появляются в ситуации,
когда полученная информация увеличивает вероятность удовлетворения
потребности по сравнению с уже существующим прогнозом, другими словами
когда Ид > чем Ин.
Симонов утверждает, что существует относительная независимость
нейронных механизмов потребности, эмоции и прогноза (или вероятности
достижения цели) и что эта относительная независимость механизмов
предполагает разнообразие взаимосвязей между ними. Активация нейронного
аппарата эмоции интенсифицирует потребность, а дефицит или излишек
информации склонны влиять на потребность по формуле: П = Э/( Ин Ид ).
С другой стороны, изменение интенсивности эмоций и потребности влияют на
прогноз вероятности достижения цели: Ин Ид = Э/П.
Поскольку эмоции основываются на выходящих за пределы сознания
жизненно значимых взаимоотношениях индивида с окружающим, теория и
классификация эмоций должна исходить как из первичной основы не из
тонкостей феноменологического анализа эмоционального переживания или
физиологического изучения механизмов эмоционального процесса самого по
себе, а из тех реальных взаимоотношений, которые лежат в основе эмоций