Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство?
Оценка 4.6
Памятки +1
docx
родителям
Детсад
09.03.2018
«Нельзя, это грязное! Не трогай, поранишься!» но сколько ни запрещай, любопытные младенцы все равно хватают все, что оказывается в пределах их досягаемости. Пока дети осваивают окружающее пространство, взрослым предстоит набраться терпения.
5 интересных игровых упражнений для любознательных активистов и их родителей
ОЧЕНЬ АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК.docx
ОЧЕНЬ АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК:
КАК ПОМОЧЬ ЕМУ
УДОВЛЕТВОРИТЬ СВОЕ
ЛЮБОПЫТСТВО?
автор: Кашигина К.И. – воспитатель
«Нельзя, это грязное! Не трогай,
поранишься!» но сколько ни запрещай,
любопытные младенцы все равно хватают все, что оказывается в пределах их
досягаемости. Пока дети осваивают окружающее пространство, взрослым предстоит
набраться терпения.
В гостиной его внимание особенно привлекают книги, кассеты и компактдиски.
В супермаркете он хватает с полок и швыряет на пол все, до чего может дотянуться из
коляски. С тех пор как малыш научился ходить, его родители большую часть времени
исполняют роль полицейских. «Саша совершенно неутомим и всегда готов на новые
«подвиги». Я преследую его по пятам, прекрасно понимаю, что выгляжу занудой, но
просто не знаю, что еще предпринять», – жалуется мама полуторагoдовалого сына. И к
ее словам могли бы присоединиться все родители маленьких топтыжек того же
возраста. Между тем педиатры считают такое беспокойное поведение детей
совершенно естественным. Более того, оно свидетельствует о нормальном
психомоторном развитии. Если ребенок от года до двух всегда ведет себя тихо, сидит в
своем углу и ничем не интересуется, это скорее повод для беспокойства, а не для
радости. Неуемный темперамент и жажда деятельности имеют свое объяснение. Они
помoгают развитию мышления и пробуждению чувств. Полине, например, нравится
рыться в цветочных горшках и копаться в кошачьем лотке вовсе не потому, что она
хочет досадить маме. Таким образом она получает новую информацию о мире... С
самого рождения основным чувством у ребенка является осязание, именно с помощью
прикосновений он устанавливает контакт с миром. Детям всегда интересно трогать
разные на ощупь вещи: гладкие, мягкие, теплые, влажные, деревянные, стеклянные...
Они ведут тактильную разведку, чтобы лучше исследовать действительность и
адаптироваться к ней. Непреодoлимое желание ко всему прикоснуться достигает
апогея в тот момент, когда они начинают самостоятельно передвигаться. ИГРЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Чтобы компенсировать некоторые запреты, предложите ребенку игры, которые утолят
его жажду открытий. Вот несколько простых советов.
• Ее завораживают электрические розетки? Смастерите «дырявый ящичек», проделав
отверстия в емкости изпод молока, например. Дочь сможет проявить свою ловкость,
опуская в нее пробки от бутылок, кусочки бумаги или бельевые прищепки.
• Он любит порыться в вашей сумочке? Достаньте из шкафа старую сумку, которой
больше не пользуетесь, и сложите в нее всякие мелочи: брелок, резиновые перчатки,
носовой платок, коробочки изпод фотопленок...
• Она играет с вашими компактдисками? Выделите для разрушительных
экспериментов какиенибудь рекламные или разонравившиеся вам СО и коварно
оставьте рядом с полочкой для дисков. Они отвлекут внимание дочери.
• Он постоянно выбрасывает вещи из шкафа? Соберите кусочки разных тканей
(бархата, хлопка, шерсти) и сложите их в ящик его комода, к которому он имеет
свободный доступ.
• Она без спроса берет ваши книги и бумаги? Разыщите старые журналы и каталоги,
которые она может беспрепятственно листать, комкать и рвать.
• Он любит похозяйничать в посудном шкафу? Сохраните упаковки от йогуртов, сыров
и т. п. Он будет складывать их в стопки, вставлять друг в друга или кормить из них
своего плюшевого медведя, не рискуя ничего разбить.
• Ей нравится стучать предметами друг о друга или швырять их на пол? Это она
пытается установить связь между причиной и следствием. Чтобы помочь дочери, дайте
ей плотно закрытые пластмассовые бутылки разной величины, предварительно бросив в
них зернышки риса или яичные скорлупки.
СХВАТЫВАЮТ НА ЛЕТУ
Некоторые родители называют этот возраст «ужасным», но такой взгляд на вещи все же
предвзятый. Рассказывает мама одной из маленьких последовательниц Мамая: «Маня
уже разбила в доме массу хрупких безделушек, которые были мне очень дороги. Как
только она тянет к чемунибудь пухлые ручки, я готовлюсь к худшему. В ее пальчиках
неимоверная разрушительная сила. Это, конечно, меня раздражает, но я могу понять
дочь и теперь покупаю в дом только небьющуюся посуду». В полуторагодовалом
возрасте дети хватают все, что подворачивается им под руку, стремясь проникнуть в
глубинные свойства предметов. Зрение дает им информацию о цвете, форме, объеме
предмета, а осязание позволяет определить его вес, структуру, материал, из которого
он сделан. Конечно, трудно сохранять спокойствие, когда видишь, что квартира
превращается в поле битвы. И всетаки, заталкивая бутерброд в гнездо
видеомагнитофона, вываливая из шкафа книги или вытягивая нитки из ковра, ребенок
вовсе не хочет вас разозлить, он просто проявляет свою способность к обучению. Период, когда ему хочется все потрогать, – ключевой этап в развитии мышления.
КУХОННЫЕ БАТАЛИИ
Все действия детей нацелены на то, чтобы завладеть ключами от загадочного мира и
выстроить цепочку собственных научных рассуждений. Это же любопытство
впоследствии пробудит в них желание научиться читать и писать. Почему у банки
крышка? Почему металлическая кружка холодная? Почему тряпка падает без шума?
Вот основные вопросы бытия, которые занимают малышей, когда они самозабвенно
играют с вашей кухонной утварью.
Когда ребенок тянет со стола скатерть, чтобы сбросить с нее пульт от телевизора, он
уясняет смысл выражения «лежит на...». «В этом возрасте все средства хорoши, чтобы
проверить некоторые гипотезы и установить причинноследственные отношения между
событиями, – замечает Мириам Рас. – И чем больше у ребенка возможностей
применить свои способности, тем лучше они развиваются». Наши милые чудовища
становятся не только более умными, но и более ловкими. Играя с новыми для них
предметами, они оттачивают моторные навыки.
ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ
Мама Вити вспоминает, как радовался ее сын, когда после многократных попыток ему
удалось самостоятельно надеть колпачок на тюбик с губной помадой. «Он просил его,
как только мы входили в ванную, – рассказывает она. – Открывал, пытался закрыть,
ронял колпачок... Постепенно жесты стали такими уверенными, что в день, когда ему
исполнилось 13 месяцев, его усилия увенчались успехом. И это при том что у сына
были десятки игрушек, которые должны были помочь ему добиться того же самого!»
Между шестью и десятью месяцами ребенок учится перекладывать вещи из одной руки
в другую, брать одновременно два предмета, потом один бросать, чтобы взять третий.
Между 12 и 18 месяцами он продолжает работать над развитием ловкости: его
увлекают задачи на точность и игры с маленькими предметами. Вот почему детей так
интересуют пылинки и крошки. По этой же причине многим из них не дают покоя
электрические розетки. У всех рано или поздно возникает желание чтонибудь засунуть
в эти аккуратные дырочки. Стоило родителям отвернуться на минуту, как двухлетний
Толя вставил в розетку кухонную вилку. Его, конечно, слегка тряхануло, но охоту
экспериментировать так и не отбило. Сегодня все электроприборы в доме защищены.
Когда любознательные малыши прочесывают квартиру в поисках места для проведения
своих опытов, они развивают физические спoсобности, о которых мы даже не
подозревали. Конечно, опасно карабкаться на стул, добираясь до телефона на столе, но
при этом ребенок учится лучше удерживать равновесие. Эта стадия «шалостей» и
рискованных «экспериментов» очень важна, поскольку позволяет детям в полной мере
задействовать свои способности и обрести веру в себя. Все родители согласны с тем, что нужно поощрять успехи детей и развивать у них уверенность в себе. Но как
реагировать на действия полуторагодовалой дочери, которая рвет книги и контракты,
лежащие у отца на столе?
ОРГАНИЗОВАННАЯ СВОБОДА
Запреты на все и вся сковывают мышление ребенка, заставляют его замкнуться в себе
или, наоборот, вызывают желание нарушить волю родителей. Но нельзя также и
позволять им творить что угодно: ведь детям нужна не только свобода – важно, чтобы
родители ставили определенные ограничения. Это помогает им лучше узнать себя и
быстрее развиваться. С чего начать? Можно ограничить число соблазнов, убрав от
ребенка все, что ему непозволительно трогать (опасные вещества, инструменты, важные
бумаги...) и обеспечить достаточный уровень безопасности внутри. А можно устроить в
квартире уголок, где ребенок мог бы делать все, что взбредет ему в голову, не
подвергая себя риску. Если дать ребенку «площадку», на которой он может
действовать как ему заблагорассудится, он почувствует, что родители с уважением
относятся к его желаниям и нуждам. И легче смирится с запретами.
Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство?
Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство?
Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство?
Очень активный ребенок: как помочь ему удовлетворить свое любопытство?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.