Конспект ОД по ознакомлению с природой в подготовительной к школе группе на тему «Зимующие птицы».
Тема: Зимующие птицы.
Программное содержание: Расширить, закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Закрепить элементарные представления о видах питания птиц. Закрепить умение различать зимующих птиц по внешнему виду и называть их.
Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия. Развивать мышление, внимание, память и познавательную активность.
Расширить, уточнить и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».
Расширить представления детей о труде взрослых: профессии орнитолог.
Формировать навыки связной речи, формировать правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, установление позитивного контакта, формирование адекватной самооценки. Воспитывать доброе и бережное отношение к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихотворений о птицах, заучивание загадок. Знакомство с профессией орнитолог. Рисование и лепка зимующих птиц.
Интеграция
образовательных областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое
развитие.
Методы:
• информационно-рецептивный;
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Планируемые результаты:
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, способны
договариваться, учитывать интересы других;
- различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным
правилам;
- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и
желания;
- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам,
интересуются причинно-следственными связями,
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения, проявляют желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые
знания.
Создание среды для организации и проведения образовательной
деятельности: видеописьмо, лист-основа для составления паспорта зимующих
птиц, картинки с изображением птиц, корма для птиц.
мультимедийная установка, презентация к занятию
Организация
проведения образовательной деятельности
I. Организационный момент.
1. Создание игровой мотивации.
-Ребята, чтобы узнать о чём мы с вами сегодня побеседуем, нам необходимо
отгадать загадку.
Различаемся
мы цветом, встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем, будем в небе голубом,
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимою покормите. Дети, кто мы? Назовите. (Птицы)
-Правильно, ребята сегодня мы поговорим о птицах.
(Звучит звук письма)
-Что это за звук? Правильно нам пришло письмо. Как вы думаете от кого оно? (Ответы детей)
-Ребята, давайте посмотрим видеописьмо.
(На презентации видеописьмо)
Видеописьмо: "Ребята, мы,
дети средней группы на прогулке видели разных птиц, слышали их голоса. У нас
возникло много вопросов. Нам хотелось бы помочь птицам, подкормить их, но мы
ничего о них не знаем. Мы просим вас рассказать нам о птицах, ведь вы самые
старшие в детском саду. На вас вся надежда."
-Ребята, так кто же прислал нам письмо? (Ответы детей)
-
Правильно, его прислали дети средней группы, которым нужна помощь.
- Что они хотят узнать? Сможем ли мы им помочь? Что мы можем сделать,
чтобы им помочь?(Ответы детей).
-Ребята, а вы знаете, кто занимается изучением птиц? (Ответы детей)
- Правильно, изучением птиц занимаются орнитологи.
-А кого называют орнитологом? (Орнитолог - это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает за их поведением в лесу, городе и в зоопарке.)
-Давайте и мы с вами сегодня станем орнитологами. Ведь мы тоже с вами наблюдали за птицами, изучали их и многое узнали о них.
-Ребята, когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы с вами сделаем паспорт зимующих птиц для детей средней группы. Я думаю он поможет им узнать о зимующих птицах и помочь им.
II. Основная часть.
1. Беседа о зимующих птицах
-Прежде чем составлять паспорт зимующих птиц, давайте вспомним кто такие птицы? (Птицы - это животные, тело которых покрыто перьями, у них есть крылья)
-Какие ещё части тела есть у птицы? (Голова, клюв, туловище, лапы, крылья).
-Какая часть тела есть только у птиц? (Крылья.) Что умеют делать только птицы? (Летать.)
-Каких птиц мы называем зимующими? Почему они остаются зимовать с нами?
-Чем люди могут помочь зимующим птицам?
- Правильно, ребята. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов, птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью, и мы с вами можем помочь пережить зиму пернатым друзьям.
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой? (Да.)
-Как же птицы согреваются в морозы? (Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться.
Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда
холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается. И тогда за счёт температуры своего тела они могут
выдерживать сильные морозы.)
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что
страшнее: холод или голод?
-Почему? (Голодная
птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не
замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.)
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе
корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
2. Составление паспорта зимующих птиц.
-Давайте попробуем узнать, что за птицы прилетают на участок средней группы? И расскажем о них?
-Вот, что о них рассказали дети средней группы:
ВОРОБЕЙ
-Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. А вот такой у неё голос. (Звучит голос воробья)
(Ответы детей)
-Воробей. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Домовой воробей. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся домовые воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами, в меньшей степени насекомыми.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение воробья, текст рассказа).
СИНИЦА
-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса синицы).
(Ответы детей).
-Правильно это синица. Что вы о ней знаете?
- Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами. Летом обитает в лесах разных типов, вне населённых пунктов, в больших парках. Зимой - прилетает поближе к людям. Зимой синицы держатся стайками 6-16 особей. Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Около кормушек ведет себя достаточно осторожно. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
ДЯТЕЛ
-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Если он рядом можно услышать вот такой звук. (Ответы детей).
- Дятел необыкновенно полезная и красивая птица. У него крепкий клюв и длинный язычок. Большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Дупло в стволе служит гнездом. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Обитает в различных лесопарковых зонах. Зимой кормится семенами сосны и ели, частый посетитель птичьих кормушек в парках. Он ест семена сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и стучит по ней сильным клювом, доставая семена.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
СОРОКА
-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
Вот такой звук она издаёт.
- По-разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.С наступлением осени сороки собираются в стаи. Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям. Небольшие группы зимующих сорок кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
ВОРОНА
-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
-Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Это одни из самых умных птиц. Они всеядны. В подкормке не нуждается, потому, что всегда найдет, где и чем поживиться. Их еще можно назвать городским пернатым санитаром.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
ГОЛУБЬ
-У этой птицы туловище светло- или тёмно-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Вот такой звук она издаёт.
-Это самые многочисленные городские птицы, произошли они от дикого сизого голубя. Эти птицы селятся большими стаями. Голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливают. Голуби обладают прекрасным зрением- различают цвета радуги. Питаются растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.
СОЙКА
-Эта птица крупная, рыжевато-коричневая, у неё ярко-голубые с чёрным ободком зеркальца на крыльях, белое надхвостье. А это её голос.
-Сойка - яркая подвижная птица. Зимой они охотно поедают семена и плоды разнообразных растений, а также личинки насекомых, зимующих на деревьях. Питаются также желудями и орехами спрятанными с осени. Из-за найденного корма всегда поднимают ссору с громким криком – «гээ-гээ-гээ». У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок.
3. Физминутка.
-Ребята, вы очень много знаете о птицах. А давайте мы с вами ненадолго превратимся в птиц и поиграем.
-Представьте, что наши руки и пальчики превратились в крылья и мы стали птицами.
Музыкальная физминутка "Пальцы-крылья".
-А теперь давайте снова превратимся в учёных орнитологов. Мы с вами составили паспорт зимующих птиц. Но чего-то в нём не хватает. Чего? (Ответы детей)
-Правильно, ребята. Ещё необходимо указать, чем можно подкармливать этих птиц.
4. Беседа о видах корма.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола? (Ответы детей)
-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.
-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.
-Чем же любит питаться воробей? Давайте выберем картинки с подходящим кормом. (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби
-Чем предпочитает питаться синица? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц)несолёное сало и мясо, семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни, просо, овёс
-Что любит есть дятел? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц)жёлуди, шишки, орехи, несолёное сало, семена сосны и ели, сухофрукты, семена арбуза и дыни
-Чем питаются сороки и вороны? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) всеядны, любые остатки пищи, крошки, зерно, семена растений, и др
-Чем любит полакомиться сойка? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, жёлуди, шишки, орехи
-Что предпочитают голуби? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, семена подсолнечника, просо, овёс, пшеница, крупу
-А чем нельзя подкармливать птиц? (Ответы детей)
-Молодцы. Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.
- А чем нельзя кормить птиц зимой?
Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.
III. Рефлексия.
-Кем мы с вами сегодня были? Кому мы помогали?
-Что мы сделали для младших детей? Для чего им пригодится паспорт зимующих птиц? (Ответы детей)
Чтение стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой»
-Давайте
передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили"
Видеописьмо:
-Ребята, спасибо. Вы нам очень помогли. Мы все услышали много интересного о птицах. Теперь мы тоже сможем помогать птицам, наблюдать за ними и подкармливать их правильно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.