Хамзова О.В.,
учитель русского языка
МОУ «Лицей 12»
Одаренные и отстающие дети в одном классе: проблемы и решения (Слайд1)
(Слайд2) Одаренность- конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность- это огонь,
Не гаси , поддержи его, слышишь.
Одаренность- пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок .
Одаренный –философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок!
Все наши дети очень разные : одни яркие , талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. Цель учителя - увидеть каждого ученика в классе, индивидуализировать его. Цель педсовета: выявить наиболее важные проблемы в обучении одаренных и отстающих детей и определить пути их преодоления.
(Слайд3) ФГОС направлен: на формирование счастливого, успешного, здорового ребенка; на развитие одаренности каждого учащегося; на создание современных комфортных условий обучения.
Все мы понимаем, что наша образовательная программа не рассчитана только на сильных или только на слабых учеников. Получить знания, овладеть универсальными учебными действиями должен каждый обучающийся в классе.
Перед учителем встает серьезная проблема: как построить урок, чтобы цели были достигнуты, каждый ученик проявил себя и достиг планируемых результатов.
Нельзя при этом забывать, что способности у каждого ребенка разные: одни могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»; урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская деятельность, а другие , наоборот, в течение урока не проявляют никакой активности, не успевают выполнять весь объем предложенных заданий.
Какой же категории детей необходимо уделять больше внимания на уроке: одаренным или отстающим? Нет уникального рецепта, но определенные шаги по разрешению этой проблемы я постараюсь предложить. (Слайд4)
1)Наиболее эффективной , на мой взгляд, будет работа в командах, где обязательно должны быть и слабые и сильные ученики. Создание продукта совместного труда поможет отстающим детям почувствовать свою значимость и придаст уверенности в дальнейшей работе.
2) Предлагать дифференцированные и индивидуальные задания не только на уроке, но и дома.
3) Стимулировать творческую деятельность для всех учеников.
4) Должна быть организованная совместная досуговая деятельность, в которой каждый ученик смог бы проявить себя.
5) Ни в коем случае не сравнивать результаты одаренных и отстающих детей.
Я думаю, что работа на уроке должна вестись на слабого и среднего ученика, потому что сильные могут получить задание и самостоятельно его выполнить.
В отношении отстающих школьников первое действие – выяснить причины отставаний, от этого будет зависеть, как работать с ними дальше.
Он имеет слабые умственные способности или у него низкая мотивация к учебной деятельности. Важно также понять: «он не хочет..»- это системно или единичный случай, а может быть он уже не может наверстать пробелы в знаниях.
Конечно, не всегда на уроке есть время для выявления и развития одаренных детей, но ведь мы можем это сделать и за рамками урочной деятельности.
Нужно давать им на дом задания повышенной сложности, привлекать к проектной деятельности, вовлекать в предметные кружки, конференции, конкурсы, факультативы, олимпиады.
Можно ли обучать одаренных и отстающих детей в одном классе? Можно, что мы успешно делаем, только при этом не должно быть резкого деления.
Из опыта работы я хочу сказать, что в классе одаренных детей единицы, а отстающих иногда бывает третья часть. Поэтому важно также развивать толерантность у обучающихся, чтобы учебный процесс не превратился в поле битвы, где сильный унижает слабого и воцаряются законы эгоизма. Иногда талантливые , активные дети даже обижаются, что их не спрашивают, когда они поднимают руку. Поэтому я стараюсь всегда готовить опережающие задания, чтобы у одаренных детей не пропал интерес к учебе.
Проект решения. (Слайд5)
1. Создать максимально благоприятные условия для интеллектуального развития как одаренных, так и отстающих детей.
2.Использовать гибкую тактику выбора педагогического взаимодействия с детьми в соответствии с уровнем их развития.
3. Вести совместную работу с учителями, родителями, психологом, социальным педагогом по сплочению коллектива.
Вопросы
1) Нужны ли дифференцированные формы итоговой аттестации?
2)Какие виды помощи можно оказать неуспевающему ученику?
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
В процессе контроля за подготовленностью учащихся |
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложения учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
При изложении нового материала |
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником. |
В ходе самостоятельной работы на уроке |
Разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание способа выполнения задания. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления. |
При организации самостоятельной работы |
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Подробное объяснение последовательности выполнения задания. Использование при затруднениях карточек-консультаций. |
3. Каковы особенности работы с одаренными учениками?
Основные особенности работы с одаренными детьми:
1) подбор таких форм уроков, которые позволяют ускорить учебный процесс; 2) следует учитывать хорошо сформированные умения и навыки самостоятельной работы у учеников этих классов; 3) умение детей работать с текстовыми заданиями (с учебниками, тестами); 4) сокращение объемов домашнего задания из-за большой нагрузки в течение учебного дня; 5) подбор технологий личностно ориентированного и индивидуального обучения, в том числе эффективных авторских технологий.
4. В чем разница между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью?
Ступени выраженности способностей у детей
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Талант — определенные или выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, формируя навык (проявленная , явная одаренность.
Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который реально проявляется в выдающихся научных открытиях , философских концепциях, технических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия, определяющих эпоху.
5. Можем ли мы считать жертвой одаренного ученика?
6. Что делает одарённого ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нём как в личности. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одарённого, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство. Помните, сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому необходимо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
7. Что необходимо, чтобы быть успешным учителем для одарённых детей? - необходимо прежде всего, глубоко знать и любить свой предмет. В дополнении к этому надо обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одарённым школьником. Учителя, работающие с одарёнными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того, чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.
8. Что такое одаренность?В обыденной жизни одарённость - синоним талантливости. Согласно исследованиям академика А.М.Матюшкина, детская одарённость - это, прежде всего, высокие творческие возможности ребёнка, его способность к достижению оригинального результата в какой-либо области. Одарённого ребёнка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особыми склонностями и возможностями в каком-либо виде деятельности. Одарённые дети любознательны, восприимчивы к учению, настойчивы в поиске ответов, испытывают радость от добывания знаний, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Признаки, отличающие одаренных учеников.
У них отличная память, способность классифицировать информацию и категоризировать опыт.
Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры.
У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии.
Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.
Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
Модель одаренного ребенка:
- личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
- личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
- личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
- личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
- личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.