"Однокоренные слова. Формы одного и того же слова"

  • Контроль знаний
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предмет: русский язык Класс: 6 «Б» Тема: Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Раздел: Словообразование Место в разделе: Урок №4. Цель: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. 1.Образовательная: Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова. 2.Развивающая: развивать у учеников умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке сведения; развивать толерантность; 3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве. Ожидаемый результат: уметь распознавать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Иконка файла материала Однокоренные слова.docx
Предмет: русский язык Класс: 6  «Б» Тема: Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Раздел:  Словообразование Место в разделе: Урок №4.  Цель:  обеспечить формирование  умения  различать однокоренные слова  и формы одного и того же слова.   1.Образовательная:  Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор;  различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова. 2.Развивающая: развивать у учеников умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке  сведения; развивать толерантность; 3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве. Ожидаемый результат: уметь распознавать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Деятельность учащихся Ресурсы Модули № Этапы урока 1 Организационны й  Время 5 мин Деятельность  учителя 1.Тренинг­ упражнение  1. Приветствие       2.Релаксационная игра. Цель:  установление  психологического климата. Деление  на  группы 2. Деление на группы «Конфетки разных сортов)» 2. Рассаживаются по  группам в соответствии по  сорту конфет. Конфеты  четырех  сортов(шоколадки,и риски,карамельки, драже) Тренинг­ упражнение «Пишущая  машинка» Новые подходы  в преподавании  и обучении2 Вызов  5 мин Стратегия  КМ  «Толстые и тонкие  вопросы» Ученики в результате выполнения  задания и наводящих вопросов   должны сформулировать тему  урока, взаимодействуя в группах,  изучив теоретический материал в  учебнике, выдвигают правилао  однокоренных словах,  взаимопроверка в тетрадях,  оценивание в оценочных листах. Слайд с  определениями  однокоренных слов и различия  однокоренных слов  от форм одного и  того же слова. (примеры) (приложение1) 1.ИКТ 2.Новые  подходы в  преподавании и  обучении приложение 3.Критичекое  мышление 3. Осмысление 5 мин  Задание по тексту­ найти однокоренные  слова Чтение со стопами. Групповая работа учебник 4 мин 2. Игра «Четвертое  лишнее». Записать только однокоренные  слова, исключив «лишнее»  слово. Выделить корни. карточки (смотрите  приложение 2) Физминутка Показываются пары слов. Если это однокоренные слова-хлопание в ладоши. Если это формы одного и того же слова- (Слайд) Критическое  мышление. Новые подходы Оценивание8 мин топание ногами. Стратегия «Письмо  по кругу» Размышление  на заданную  тему, согласуя  свое  мнение с членами группы.  Учащиеся записывает  несколько предложений на  заданную тему, затем  передают свои  листки   соседу. (смотрите  приложение 3) Листки 4. Рефлексия 5 мин Индивидуальная работа  Тесты  Самостоятельная работа с  самопроверкой по  эталону.  Тест «Маршрутный  лист» Оценивание 5 мин Стратегия «Выбор» Домашнее  задание 5 мин   Упражнение  5 Приложение Учащимся  даются  индивидуальные карточки,  в которой нужно  подчеркнуть фразы,  характеризующие работу  ученика на уроке Новые подходы  в преподавании  и обучении.  Критическое  мышление. Обучение  критическому  мышлениюТонкие?  Что (какие слова) является однокоренными словами, а что формой  одного и того же слова? Толстые? Объясните: почему  формы  одного и того же слова не однокоренные слова? Когда мы употребляем формы одного и того же слова? Согласны ли вы тем,что однокоренные слова имеют один  общий корень? В чем различие однокоренных слов от форм одного и того  же слова? Стратегия «Выбор» 1.На уроке я работал активно, пассивно  2. Своей работой на уроке я доволен, недоволен 3. Урок показался мне 4. За урок я 5. Мое настроение коротким, длинным не устал, устал стало лучше, стало хуже6. Материал урока для меня был понятен, непонятен  интересен, скучен полезен, бесполезен Приложение .Игра «Четвертое лишнее». На доске столбики слов: вода             узнать        полёт водяной       узко           навылет водитель      узенький  лететь подводник   поуже       вылечить Приложение. (Маршрутный лист). Индивидуальная работа. Решите тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова». 1. В каком ряду все слова однокоренные: 1)  гора, пригорок, горевать 2)светлый, светло, подсветка 3) котенок, кошка, котлета 4) друг, дружба, вдруг 2. В каком ряду все слова однокоренные: 1) кошачий, котище, котлован 2) мирный, помириться, замирать 3) оконце, окно, подоконник4) соль, солнечный, подсолнух 3. В каком ряду  формы одного и того же слова: 1) домашний, домик, домовой 2) столовая, столик, стол 3) травяной, травы, трава 4) ученик, ученика, ученику 4. В каком ряду  формы одного и того же слова: 1) ночевать, ночное, полночь 2) подъехал, подъехали, подъехала 3) закричал, крикнул, крикнули 4) каменщик, каменный, камни Ребята, физминутка у нас не совсем обычная: чтобы не тратить зря драгоценное время, мы её  свяжем с темой урока. Я  буду показывать пары слов. Если это однокоренные слова, вы хлопаете в ладоши. Если это формы одного и того же слова, вы топаете ногами. Запомнили? Приготовились! Снег – снежок, снежный –  нежный, снегурочка – снеговик, снегири – снегирь,  снежинка – снежная, снежок – сапожок,  заснеженный – занесённый,  снегири – снег. ­ Ребята, почему эти пары не однокоренные? Правильно, у них разные корни, разное   значение корня.