Предмет: русский язык
Класс: 6 «Б»
Тема: Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.
Раздел: Словообразование
Место в разделе: Урок №4.
Цель: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
1.Образовательная: Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор; различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
2.Развивающая: развивать у учеников умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке сведения; развивать толерантность;
3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве.
Ожидаемый результат: уметь распознавать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Предмет: русский язык
Класс: 6 «Б»
Тема: Однокоренные слова. Формы одного и того же слова.
Раздел: Словообразование
Место в разделе: Урок №4.
Цель: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
1.Образовательная: Развивать умения и навыки членить слово на морфемы, делать словообразовательный разбор;
различать части слова, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
2.Развивающая: развивать у учеников умение анализировать, систематизировать и обобщать полученные на уроке
сведения; развивать толерантность;
3.Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в коллективе, основанные на партнерстве.
Ожидаемый результат: уметь распознавать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Деятельность учащихся
Ресурсы
Модули
№ Этапы
урока
1 Организационны
й
Время
5 мин
Деятельность
учителя
1.Тренинг
упражнение
1. Приветствие
2.Релаксационная игра.
Цель:
установление
психологического
климата.
Деление на
группы
2. Деление на группы
«Конфетки
разных сортов)»
2. Рассаживаются по
группам в соответствии по
сорту конфет.
Конфеты четырех
сортов(шоколадки,и
риски,карамельки,
драже)
Тренинг
упражнение
«Пишущая
машинка»
Новые подходы
в преподавании
и обучении2 Вызов
5 мин
Стратегия КМ
«Толстые и тонкие
вопросы»
Ученики в результате выполнения
задания и наводящих вопросов
должны сформулировать тему
урока, взаимодействуя в группах,
изучив теоретический материал в
учебнике, выдвигают правилао
однокоренных словах,
взаимопроверка в тетрадях,
оценивание в оценочных листах.
Слайд с
определениями
однокоренных слов и
различия
однокоренных слов
от форм одного и
того же слова.
(примеры)
(приложение1)
1.ИКТ
2.Новые
подходы в
преподавании и
обучении
приложение
3.Критичекое
мышление
3. Осмысление
5 мин
Задание по тексту
найти однокоренные
слова
Чтение со стопами.
Групповая работа
учебник
4 мин
2. Игра «Четвертое
лишнее».
Записать только однокоренные
слова, исключив «лишнее»
слово. Выделить корни.
карточки
(смотрите
приложение 2)
Физминутка
Показываются пары слов.
Если это однокоренные
слова-хлопание в
ладоши. Если это формы
одного и того же слова-
(Слайд)
Критическое
мышление.
Новые подходы
Оценивание8 мин
топание ногами.
Стратегия «Письмо
по кругу»
Размышление на заданную
тему, согласуя свое
мнение с членами группы.
Учащиеся записывает
несколько предложений на
заданную тему, затем
передают свои листки
соседу.
(смотрите
приложение 3)
Листки
4. Рефлексия
5 мин
Индивидуальная работа
Тесты
Самостоятельная работа
с самопроверкой по
эталону.
Тест «Маршрутный
лист»
Оценивание
5 мин
Стратегия «Выбор»
Домашнее
задание
5 мин
Упражнение 5
Приложение
Учащимся даются
индивидуальные карточки,
в которой нужно
подчеркнуть фразы,
характеризующие работу
ученика на уроке
Новые подходы
в преподавании
и обучении.
Критическое
мышление.
Обучение
критическому
мышлениюТонкие?
Что (какие слова) является однокоренными словами,
а что формой одного и того же слова?
Толстые?
Объясните: почему формы
одного и того же слова не однокоренные слова?
Когда мы употребляем формы одного и того же слова?
Согласны ли вы тем,что однокоренные слова имеют один
общий корень?
В чем различие однокоренных слов от форм одного и того
же слова?
Стратегия «Выбор»
1.На уроке я работал
активно, пассивно
2. Своей работой на уроке я
доволен, недоволен
3. Урок показался мне
4. За урок я
5. Мое настроение
коротким, длинным
не устал, устал
стало лучше, стало хуже6. Материал урока для меня был
понятен, непонятен
интересен, скучен
полезен, бесполезен
Приложение .Игра «Четвертое лишнее».
На доске столбики слов:
вода узнать полёт
водяной узко навылет
водитель узенький лететь
подводник поуже вылечить
Приложение. (Маршрутный лист). Индивидуальная работа.
Решите тест «Однокоренные слова и формы одного и того же слова».
1. В каком ряду все слова однокоренные:
1) гора, пригорок, горевать
2)светлый, светло, подсветка
3) котенок, кошка, котлета
4) друг, дружба, вдруг
2. В каком ряду все слова однокоренные:
1) кошачий, котище, котлован
2) мирный, помириться, замирать
3) оконце, окно, подоконник4) соль, солнечный, подсолнух
3. В каком ряду формы одного и того же слова:
1) домашний, домик, домовой
2) столовая, столик, стол
3) травяной, травы, трава
4) ученик, ученика, ученику
4. В каком ряду формы одного и того же слова:
1) ночевать, ночное, полночь
2) подъехал, подъехали, подъехала
3) закричал, крикнул, крикнули
4) каменщик, каменный, камни
Ребята, физминутка у нас не совсем обычная: чтобы не тратить зря драгоценное время, мы её свяжем с темой урока. Я
буду показывать пары слов. Если это однокоренные слова, вы хлопаете в ладоши. Если это формы одного и того же слова,
вы топаете ногами. Запомнили? Приготовились!
Снег – снежок, снежный – нежный, снегурочка – снеговик, снегири – снегирь, снежинка – снежная, снежок – сапожок,
заснеженный – занесённый, снегири – снег.
Ребята, почему эти пары не однокоренные? Правильно, у них разные корни, разное значение корня.