Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

  • Разработки уроков
  • doc
  • 15.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Блицопрос. – Что такое корень слова? – Какие слова называются однокоренными? – Что такое чередование согласных звуков? – Где оно наблюдается? – Почему появляются чередующиеся согласные в корне? – Какие согласные звуки могут чередоваться? ([г//ж], ([х//ш], [т//ч//щ]) – Приведите из домашнего задания примеры слов с чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков. П – Приведите из стихотворений примеры слов с чередованием согласных звуков в корне. – Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные? (У этих слов есть близость по смыслу, один и тот же корень, но с чередующимися согласными звуками.) • Словарная работа. – Выпишите те слова, у которых в корнях однокоренных слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами. Сапоги, колесо, обед, мороз, осина. Образец записи: Сапоги, сапожник [г]//[ж]. Мороз, мороженое [з]//[ж].
Иконка файла материала konsp_rus_3kl_ur13.doc
Русский язык СЛОВО ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ. ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОРНЕ Урок 13. Тема: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне Цель:   – развитие умений находить однокоренные слова с чередующимися согласными в корне, отличать однокоренные слова с чередованиями от сходных в звучании слов, подбирать слова с чередованием согласных в корне Символы: П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4  3  Проверка домашнего задания. • Блицопрос. – Что такое корень слова? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в  виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов  © ООО «Баласс», 2013 1делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать  по признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. – Какие слова называются однокоренными? – Что такое чередование согласных звуков? – Где оно наблюдается? – Почему появляются чередующиеся согласные в корне? – Какие согласные звуки могут чередоваться? ([г//ж], ([х//ш], [т//ч//щ]) –  Приведите   из   домашнего   задания   примеры   слов   с   чередованием согласных в корне. Назовите чередования согласных звуков. П  –   Приведите   из   стихотворений   примеры   слов   с   чередованием согласных звуков в корне. – Как доказать, что слова, например, пух и пушистый – однокоренные? (У   этих   слов   есть   близость   по   смыслу,   один   и   тот   же   корень,   но   с чередующимися согласными звуками.) • Словарная работа. –  Выпишите   те   слова,   у   которых   в   корнях   однокоренных   слов встречаются чередующиеся согласные. Запишите эти слова парами. Сапоги, колесо, обед, мороз, осина. Образец записи: Сапоги, сапожник [г]//[ж]. Мороз, мороженое [з]//[ж]. II.  Формулирование  проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие новых  знаний. 1 3 3 4 1.  Наблюдение над звуками, которые могут чередоваться в корнях слов (с. 43–44). – Прочитайте слова парами рядом с синими рамками на с. 43. – Какие согласные чередуются в корне? – Запишите эти чередования в тетрадях. ([г//ж], [х//ш]) – Прочитайте парами слова рядом с синими рамками на с. 44. – Назовите звуки, которые чередуются в словах 1­й группы ([к//ч]), 2­й Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать  своё предположение на основе  работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать предстоящую  © ООО «Баласс», 2013 2группы ([с//ш]), 3­й группы ([д//ж]). – Запишите в тетрадях эти чередования звуков. Ученики в тетради делают запись: к//ч, с//ш, д//ж. –  Какие   ещё   варианты   чередований   согласных   звуков   вы   наблюдали? ([з//ж]: мороз – мороженое.) Примечание. Выделить пары чередующихся согласных звуков ученики могут   самостоятельно   и   свой   результат   сверить   с   материалом учебника. –  На   основе   записей   в   тетради   сделайте   вывод   о   теме   сегодняшнего урока. (Будем находить чередования согласных  г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж.) – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. 2. Постановка проблемного вопроса. –  Всегда   ли   слова,   в   которых   есть   чередования   согласных   звуков, являются однокоренными? 3. Поиск решения. Упр.   43   –   развивается   умение   наблюдать   над   словами,   в   которых есть   чередования,   и   отличать   однокоренные   слова   от   слов   со сходными корнями. Ученики находят «лишние» слова в ряду однокоренных. – Почему эти слова не являются однокоренными с другими? – Какие звуки чередуются в однокоренных словах? –  Что   такое   просо?   Какие   ещё   виды   злаковых   растений   вы   знаете? Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать  своё отношение к героям,  выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2013 3ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  (Гречиха, овёс, рис.) Вывод.  Корни в словах могут быть подобны корням с чередованием согласных, но при этом слова не являются однокоренными, так как значение, смысл, заключённый в корнях этих слов, будет совершенно разным. Лишние слова: сажа, речь, ручьи, ручей, просо. 1 5 4 2 1  Работа по учебнику. •  Упр.   44   –   развивается   умение   находить   в   тексте   однокоренные слова с чередованием согласных в корне. –  Какие однокоренные слова могли бы дополнить этот ряд? Для этого выполним упр. 20 из «Дидактического материала». Образец записи: Гусиным, гуськом, гусь, гусыня, гусята. Шажком, шагает. Разбор слов по составу ученики выполняют самостоятельно. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2013 4– В каком корне есть чередующиеся согласные? •  Упр.   45   –   развивается   умение   подбирать   однокоренные   слова   с чередующимися   согласными   в   корне,   называть   и   записывать   эти чередования. Выполняется самостоятельно с выборочной проверкой. Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. • «Договори словечко». – Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимся согласным в корне. Корни могут изменяться, Но родными оставаться: Бок – ... (бочок), друг – ... (дружок), Ухо – ... (уши), пух – ... (пушок), Пущу – ... (пускать), лечу – ... (летать). Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать.  (Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин) – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) © ООО «Баласс», 2013 5VΙ . Итог урока. – Какие пары чередующихся согласных звуков в корне вы знаете? Сверьте свои ответы с записью ключевых чередований звуков в тетрадях и на слайде. На слайде появляется ряд чередований:  г//ж, х//ш, к//ч, с//ш, д//ж, т//ч//щ, з//ж. 4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание. 1. Упр. 2, с. 41. 2. Задания № 1, 2, тема 2 в «Рабочей тетради». Деятельность учеников:  – Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора.  – Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также