систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения;
развивать память, внимание, мышление и речь;
развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Цели урока:
Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и соединяются сочинительными союзами или перечислительной интонацией, например: В конференции приняли участие студенты, аспиранты, преподаватели. (Однородные подлежащие). Летом мы гуляли, купались, загорали. (Однородные сказуемые). Зачет по русскому языку будет в понедельник, среду и пятницу. (Однородные обстоятельства).
Однородные члены обычно выражаются одной частью речи (смотрите примеры выше), но могут быть выражены разными частями речи, разными грамматическими формами. Например: Студенты слушают лекцию внимательно, с интересом. (Однородные обстоятельства здесь выражены наречием внимательно и косвенным падежом существительного интерес с предлогом).
Однородные:
1.Характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру…
2.Создают единое впечатление о предмете (т.е. можно все назвать одним словом)
3.Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом
4.Второе определение поясняет первое.
Неоднородные:
1.Характеризует предмет с разных сторон;
2.Когда одно определение выражено прилагательным, а другое местоимением или числительным
Однородные и неоднородные определения
1.Всю реку запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед.
2.Кругом была та же мрачная строгая дикая природа.
3.Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа.
4.На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечеткий след ,какой оставляет раненый зверь
Расставить знаки препинания, определив однородность или неоднородность определений.
1.Всю реку запрудил мелкий, сплошной, пропитанный водой лед.
2.Кругом была та же мрачная, строгая, дикая природа.
3.Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа.
4.На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый, извилистый ,нечеткий след ,какой оставляет раненый зверь
Проверка
1.Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни.
2.Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину.
3.Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта.
Построить схему предложения, расставитьзнаки препинания
Из двух предложений составьте одно с однородными членами. Употребляйте нужные союзы.
Образец: Листья уже пожелтели. Листья ещё не осыпались. Листья уже пожелтели, но ещё не осыпались.
1) На столе стоит маленький букет. На столе стоит красивый букет. 2) Мы собирались поехать на Чон – Таш. Мы собирались поехать в дом отдыха. 3) Мы зимой сдаем не два экзамена. Мы зимой сдаем три экзамена. 4) Сегодня мы много работали. Сегодня выполнили ответственную работу. 5) Мы не слышали ни звука. Мы продолжали напряженно вслушиваться в ночное безмолвие.
В предложениях с однородными членами могут употребляться обобщающие слова. Они как бы объединяют между собой однородные члены. Например: Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и однородные члены: в приведенном примере обобщающее слово все – подлежащее.
Обобщающие слова при однородных членах
Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)
Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. Например: В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто. (Л. Т.)
Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе — всюду царствовало безмолвие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.