«Однозначные и многозначные слова»

  • docx
  • 28.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала однозн. и многозн слова 1 урок.docx

Русский    язык    5кл.             24.12.18г

 

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Цели урока: осознание и осмысление новой учебной информации по теме «Однозначные и многозначные слова», развитие умения правильно употреблять многозначные слова в своей речи, расширение словарного запаса обучающихся; формировать умение правильно использовать в речи однозначные и многозначные слова; закрепить умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной речи; прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

- Опрос учащихся

- Какая же одна из чудесных вещей в мире? ( Слово).

- О какой чудесной особенности слова вы узнали на предыдущем уроке? (Слово может иметь несколько лексических значений).

- Как называются слова, имеющие одно значение? ( Однозначные).

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные).

Игра. Проверяется умение различать однозначные и многозначные слова.

- Я называю слово. Если оно имеет одно значение, вы хлопаете один раз, если несколько – два раза.

Крыло(2), марка(2), айсберг(1), лететь(2), тетрадь(1), доска(2), бессердечный(1), оранжевый(1), сентябрь(1), идти(2), сувенир(1), брошюра(1), играть(2).

III. Спишите текст. Укажите у выделенных слов их лексическое и грамматическое значение.

Образец: (После) снегопада. Лекс. знач.— выпадение снега. Грам. знач.— сущ., м. р., Р. п., ед. ч.

После сн..гопада вдруг безоблач..ное голубое небо. Снега так воздушно ле..ки, что их не назовёшь сугробами. Снега искрятся. С..неватые от солнца тени д..рев..ев ярки, как на экране.

Определите лексическое значение слова путём подбора близких по значению слов.

Образец: лазурный — светло-синий, цвета голубого неба.      

Оранжевый. Лимонный. Лиловый. Бирюзовый.   

Определите лексическое значение, раскрывая значение частей слова.

Образец: землекоп — рабочий, который копает землю.

IV. Изучение нового учебного  материала.

 Первичное осознание материала. Постановка учебной проблемы

- Что означает слово исследование?(поиск новых знаний, процесс изучения чего-либо, научный процесс)

- А как называют человека, занимающегося исследовательской деятельностью? (исследователь)

- Сейчас мы проведём учебный эксперимент. Для него мне понадобятся художники. Кто у нас в классе умеет рисовать быстро и красиво? Я выдаю нашим художникам одинаковые листы. На листах напечатано слово ЛУК. Пожалуйста, изобразите то, что это слово означает, чтобы мы без словаря смогли понять его лексическое значение.

( на доске записываю слово ЛУК)

- Пока наши художники рисуют, мы с вами понаблюдаем за другим словом. Это слово ЗЕБРА.

- Я вчера двум ученикам задала индивидуальное домашнее задание – найти материал о зебре и записать в тетрадь несколько предложений, используя это слово. Давайте проверим, как ребята выполнили задание. Прочитайте нам свои предложения.

( на доске записываю слово ЗЕБРА)

1-й ученик читает предложения о зебре-животном. (Зебры обитают в Восточной Африке. Питаются зебры травой, иногда листьями и корой. Весит зебра около трёхсот пятидесяти килограммов.)

2-й ученик читает предложения о пешеходной зебре. (Зебра – это вид дорожной разметки, которая обозначает пешеходный переход. В нашей стране пешеходная зебра появилась в 1953 году.)

- Как вы думаете, ребята, почему получились сообщения о разных зебрах?

(у слова зебра 2 лексических значения, а я их не уточняла для каждого из учеников)

- А теперь вернёмся к слову ЛУК и посмотрим, что изобразили нам наши художники.

(Ребята показывают разные картинки.)

Почему картинки разные?

Проведём ещё один эксперимент. Ребята, поднимите вверх ваши ручки.

- Почему же кто-то поднял вверх руки, кто-то поднял вверх шариковую ручку, а некоторые растерялись и подняли и то и другое?

- А какое ещё лексическое значение есть у слова РУЧКА?

- Запишите в тетрадях словосочетания со словом РУЧКА так, чтобы было понятно значение этого слова.( на доске записываю слово РУЧКА)

- Давайте проверим, что вы записали. (шариковая ручка, дверная ручка, детская ручка)

2) Подведение учащихся к формулированию выводов.

- Мы провели наблюдения за словами ЛУК, ЗЕБРА, РУЧКА. Чем удивили нас эти слова? Что у них общего? Приведите свои примеры слов, у которых несколько лексических значений.

- И так, у этих слов несколько лексических значений. А как вы думаете, все ли слова нашего языка имеют по несколько лексических значений?

- В русском языке есть и такие слова, которые имеют только одно лексическое значение. На слайде вы видите картинки, иллюстрирующие такие слова. Назовите их. Приведите теперь свои примеры слов, имеющих только одно лексическое значение.

3) Выпишите из словарной статьи в толковом словаре значения данных слов. Составьте предложения с каждым значением слова.    I вариант Добрый.   II вариант Тёплый.   III вариант Молчать.

-  Тренировочные упражнения. 1. Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях: 1) незагрязнённый (об одежде, посуде, комнате и т. д.); 2) правильный (о языке); 3) честный; 4) не бывший в употреблении.

2. Определите, что обозначают выделенные слова в каждом предложении. В чём сходство между разными значениями одного многозначного слова? Сделайте вывод.

Лес обнажился, поля опустели. (Н. Некрасов) Не пиши на полях книги. Надень шляпу с полями.

-  Редактирование текста.

Замените повторяющиеся слова другими, чтобы они более точно называли предметы и действия.

Когда солнце опустилось к горизонту, мы сделали привал. И тут дело нашлось каждому. Несмотря на усталость, ребята быстро взялись за дело. Мальчики сделали палатки и костёр. Девочки сделали еду.

Слова для справок: остановиться, работа, развести, разжечь, поставить, приготовить ужин.

На доске примерная запись:

Лук

Морковь

Зебра

Пальто

Ручка

Карандаш

много значений

одно значение

 

Однозначные слова

Многозначные слова

Арбуз

Кисть

Осень

Мышь

Тетрадь

Золотой

Пальто

Лисички

Компьютер

Труба

-Давайте запишем разные словосочетания со словом ЗОЛОТОЙ и покажем, что это многозначное слово.

(Во время работы на доске проводим орфографическое комментирование)

(золотое сердце – доброе;    золотая голова – умная;      золотой работник – нужный, хороший

золотая осень – жёлтая;            золотой малыш – дорогой)

- Молодцы, показали много значений слова ЗОЛОТОЙ. Интересно, а сколько их у этого слова в толковом словаре? Давайте узнаем!

- Как узнать одно- или многозначное слово? ( Заглянуть в Толковый словарь)

- Как  определить значение многозначного слова? ( Обращать внимание на текст)

 V. Рефлексия

— Какие слова называются однозначными? многозначными? Как узнать, сколько значений имеет слово?

— Что мы узнали о разных значениях одного многозначного слова?

Я узнал...

 Теперь я могу...

Мне понравилось...

-  Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова» (Работа в группах)

VI. Домашнее задание: §65, упр 339


 

Скачано с www.znanio.ru