Урок русского языка в 5 классе. Тема урока "Однозначные и многозначные слова" (тип урока: усвоение новых знаний) ФГОС. Данный урок входит в систему уроков в разделе «Лексика»
Материал состоит из технологической карты. Урок разработан по материалам учебника Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова 2013г.технологическая карта к уроку
Технологическая карта.docx
ФИО учителя
Сотникова Ольга Александровна
Технологическая карта
Класс
УМК
Предмет
Тема
Тип урока
Место и роль урока в
изучаемой теме
Цель учителя
Цель учащегося
Планируемые
результаты
Наглядно
демонстрационный
материал
5
Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. –
М.: Просвещение, 2015.
Русский язык
Однозначные и многозначные слова.
Урок усвоения новых знаний.
Второй урок в разделе «Лексика»
Создать условия для формирования у учащихся умений точно определять лексическое значение однозначных и
многозначных слов.
Научиться определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, исходя из контекста; уметь отличать
слова однозначные и многозначные.
Личностные:
Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей
и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования
Метапредметные:
Регулятивные: определять цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления; соотносить результат своей
деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций,
работать в группе.
Предметные:
Знать определение понятий «однозначные и многозначные слова», уметь находить однозначные и многозначные слова в
тексте.
Презентация по теме, толковые словари Этап урока
1.Мотивация к
учебной
деятельности
Обучающие и
развивающие
компоненты
Эмоциональ
ная,
психологиче
ская и
мотивационн
ая
подготовка
учащихся
Деятельность
учеников
Слушают
учителя,
участвуют в
диалоге,
демонстриру
ют
готовность к
уроку
2.
Актуализация и
пробное
учебное
действие
Выполняют
задания,
оценивают
работу
товарищей
Воспроизвед
ение ранее
изученного.
Терминолог
ический
диктант,
взаимопрове
рка.
Ход урока
Деятельность учителя. Задания для учащихся
Предлагает прослушать стихотворение.
Слово только оболочка,
Плёнка, звук пустой, но в нём
Бьётся розовая точка,
Странным светится огнём.
А.Тарковский
На какие размышления наводят строки Арсения Тарковского?
Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти слова
взяты как эпиграф к уроку?
Терминологический диктант (по толкованию определите слово и запишите
ответ)
Наука, изучающая словарный состав языка…
Словарный запас одного человека…
Словарь, по которому определяется лексическое значение слова…
(лексикология, лексикон, толковый словарь)
По лексическому значению определите слова и запишите их:
1) водитель машины (шофёр); 2) Плавучая гора, отколовшаяся от
прибрежного ледника (айсберг); 3) Башня с сигнальными огнями для
ориентировки проходящих судов (маяк); 4) Игразадача, в которой
фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по
горизонталям и вертикалям получились слова (кроссворд)
Планируемые результаты
(УУД)
Познавательные:
осознают учебно
познавательную задачу.
Регулятивные:
планируют
необходимые действия,
операции.
Коммуникативные:
работают в
парах(обмениваются
мнением)
Познавательные:
устанавливают
причинноследственные
связи
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу
Коммуникативные:
формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою
точку зрения 3. Введение в
тему урока с
последующей
формулировко
й проблемы.
Творческая
работа,
анализ
языковых
единиц.
Обсуждение
результатов
работы по
заданиям
Обдумывают
ответы на
вопросы
Выделяют в
рисунках
общее и
различное,
делают
вывод
Создаем проблемную ситуацию
Учитывая лексическое значение слова, найдите соответствие между словом и
картинкой (каждой группе даются слова КЛЮЧ, ТЕТРАДЬ, КИСТЬ,
ШЛЯПКА, ЗВЕЗДА, РОМАШКА и набор картинок)
А теперь давайте посмотрим на рисунки и сравним, что у нас
получилось?
Почему рисунки получились разными?
4.
Целеполагание
Раскрытие
сущности
новых
понятий
Воспринима
ют на слух
информацию
,
формулирую
т цель урока
6. Первичное
закрепление
Обобщение
и
систематиза
ция знаний
Выполняют
упражнения.
Работают с
учебником
Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?
Чему мы должны будем с вами научиться?
Послушайте стихотворение
Что за шутки? Говорят,
На быках мосты стоят!
Вот он, мост, под ним река
Ни единого быка!..
Не пойму я ничего:
Утонули, что ли?
Или все до одного
Убежали в поле
От нелегкого труда?
Ну а мост на чем тогда?
А. Шибаев
Личностные:
Осознают свои
трудности и стремятся
к их преодолению
Познавательные:
устанавливают
причинноследственные
связи, делают выводы
Коммуникативные:
задают вопросы с целью
получения необходимой
для решения проблемы
информации
Познавательные:
извлекают
необходимую
информацию
из
объяснений учителя,
одноклассников,
систематизируют
собственные знания.
Регулятивные:
планируют
необходимые действия
Личностные:
осваивают новые виды
деятельности
Познавательные:
осуществляют анализ,
синтез,
сравнение,
классификацию.
Коммуниктивные:
формулируют
собственные мысли Почему участники диалога не могут понять друг друга?
(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» «животное»
и «бык» — «опора моста», а из контекста неясно, что оно
обозначает.)
Как вы думаете, где можно узнать, является слово однозначным или
многозначным?
Учебник (стр 153 – 154 – правило 1)
УПР. 338
Давайте еще раз вернёмся к нашим карточкам. Разложите все картинки
на 2 группы (однозначные – многозначные слова), составьте и запишите
пять словосочетаний, где будет ясно значение слова.
В случае затруднения обращайтесь к словарям.
А теперь давайте подумаем, только ли имена существительные,
обозначающие предметы, могут быть многозначными?
Приведите примеры.
Учебник (стр 154 – правило 2)
УПР. 339 (устно) , упр 341 (устно), упр 342 (письменно) + дополнительно
определите лексическое значение этих слов
Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться различать
слова однозначные и многозначные).
Выполнили ли мы её?
7. Рефлексия
учебной
деятельности
5 б.
Заключитель
ная беседа
по вопросам
Производят
саморефлекс
ию
Чувствовал себя комфортно, тема интересная,
работал без ошибок.
3 б.
8. Домашнее
задание.
Я не до конца осмыслил предложенный материал,
допускал много ошибок.
2 б.
Тема меня не затронула, поэтому я и не пытался ее
понять.
Записывают
домашнее
задание,
задают
Упражнение 344 (устно), 345 (письменно).
Дополнительно: упр. З46 (иллюстрирование)
Поставьте количество баллов на полях в тетради.
4 б. Мне было уютно, тему освоил, но 12 ошибки все
же допустил.
Оцените, пожалуйста, свою работу на сегодняшнем уроке по
данным критериям:
Какие трудности у вас появились в процессе работы?
Как вы их преодолевали?
Понравилось ли вам сегодня на уроке
Познавательные:
Приобретают умения
использовать
полученные знания и
умения в практической
деятельности
и
повседневной жизни
Регулятивные:
Оценивают свою работу вопросы при
необходимос
ти
"Однозначные и многозначные слова" 5 класс
"Однозначные и многозначные слова" 5 класс
"Однозначные и многозначные слова" 5 класс
"Однозначные и многозначные слова" 5 класс
"Однозначные и многозначные слова" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.